Подоходный комментарий к подоходным новациям

------------------------------------------------------------------

    Внося  в Инструкцию  очередные изменения, ГНАУ, как  сказано в
приказе № 53, преследовала цель адаптировать ее к нововведениям  в
законодательстве о благотворительной деятельности и о металлоломе.
Заодно, разумеется, решили слегка ее "почистить", хотя и не всюду.
Так,  авторы  изменений  не  учли  требований  Закона  "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" в части сроков  представления
отчетности.  Поэтому на упоминания о 1 февраля и  1 марта в тексте
Инструкции не обращайте внимания.
    Некоторые редакционные комментарии по поводу изменений  приве-
дены в сносках к Инструкции. Поэтому на таких моментах  задержива-
ться не будем.

    1. Предприниматели

    В новой редакции приложения № 7 ГНАУ попыталась  урегулировать
состав  расходов  предпринимателей,  скрестив  налоговоприбыльного
коня и трепетную подоходную лань. Что-то в результате родилось, но
принципиально нового (кроме увеличения расходов предпринимателя на
сумму уплаченного НДС)  Инструкция не получила. С основными идеями
обновленного  приложения  все давно уже знакомы по  многочисленным
консультациям  сотрудников налоговой  службы,  в которых  эти идеи
прошли, так сказать, апробацию.
    Итак, расходы предпринимателя отражаются  в  момент  отражения
доходов, с которыми они связаны.  В состав  расходов  входят  лишь
подтвержденные первичными документами  израсходованные  суммы,  из
чего следует, что  расходы отражаются предпринимателем по  оплате.
Таким образом,  если  частный  предприниматель  приобрел  товар  с
отсрочкой  платежа и в периоде перепродажи еще не успел его  опла-
тить, то данные расходы налоговики могут не признать. {1}
    В приложении № 7 ничего не сказано о п. 5.9 Закона О  Прибыли.
Но  и  так  достаточно  очевидно,  что  применяться  он не  может,
поскольку  Инструкция предлагает  собственную  методологию  начис-
ления расходов - в чем-то  сходную с п. 5.9 (принцип "расходы  под
доходы"), а в чем-то отличную от него. {2}
    Авторы приложения настаивают на том, что  включение  в  состав
расходов сумм амортизации возможно только в случае ведения бухгал-
терского учета балансовой стоимости групп основных фондов.  И хотя
законодательство о бухучете на граждан не  распространяется,  этот
факт ГНАУ не смущает (как и то, что сейчас бухучет основных фондов
с налоговым практически не стыкуется).
    Впрочем, в тексте приложения мысль  о  возможности  уменьшения
доходов на  суммы  амортизации  проводится  достаточно  последова-
тельно, так что желающие платить меньше могут вести бухучет основ-
ных фондов в добровольном порядке.

    2. Благотворительность

    В  целом налоговики прилежно пересказали нормы Декрета. Чувст-
вуется, что некоторые пассажи законодателя поставили в  тупик даже
их. Ниже мы будем останавливаться лишь на тех фрагментах  Инструк-
ции,  в которых  ГНАУ удалось  вставить  свои  пять копеек  в дело
ликбеза по благотворительности.
    2.1. Мутноватая фраза из п/п. "i" п. 1 ст. 5 Декрета, касающа-
яся включения в состав целевой благотворительной помощи  "возмеще-
ния прочих расходов получателя  благотворительной помощи, если его
доходы, полученные от других лиц для осуществления такого возмеще-
ния, освобождаются от налогообложения  согласно  нормам  статьи  5
настоящего Декрета",  интерпретирована  в  последнем  абзаце  п/п.
5.11.2 Инструкции в таком ключе:
    "Получателю благотворительной помощи одновременно не включают-
ся в совокупный доход любые другие выплаты, полученные таким полу-
чателем согласно пункту 5 Инструкции)".
    То есть, к примеру, стоимость  путевок на лечение,  отдых  и в
детские оздоровительные  лагеря (п/п. "н" п. 1 статьи 5  Декрета),
оплаченная  благотворительной организацией  в  пользу  гражданина,
считается целевой благотворительной помощью  и  не  облагается  на
основании п/п. "i" п. 1 статьи 5 Декрета.
    2.2. Пример 3  в  п/п.  5.11.3  объясняет,  что  понимать  под
"зарплатой  или приравненными к ней выплатами", которые не включа-
ются в суммы целевой благотворительной помощи. В примере граждани-
ну, занимающемуся наукой, помимо компенсации расходов на разработ-
ку технической  документации (20  тыс.  грн.)  выплачивается  воз-
награждение в размере 5 тыс. грн.  Оно-то и подлежит налогообложе-
нию.
    У нас по этому поводу лишь одно маленькое замечание. Благотво-
рительная  помощь на научные  исследования  исключает  возможность
возникновения каких-либо  договорных  обязательств,  кроме  обяза-
тельств по ее целевому использованию  (в  принципе,  такой  подход
присущ любой благотворительности).  Так что  вознаграждение  ни  в
коем случае не должно выдаваться под какое-либо условие. Если дают
- так исключительно "за красивые глаза".  Предоставлять в распоря-
жение "благотворителей" плоды трудов, например, нельзя.  А  не  то
заставят обложить и 20 тысяч.
    2.3. В подпункте 5.11.4 ГНАУ отступила  от  указаний  Декрета.
Инструкция  предписывает неиспользованную сумму целевой  благотво-
рительной помощи облагать подоходным налогом,  причем  благотвори-
тельная организация взыскивает означенный  налог  с  гражданина  и
перечисляет  его в бюджет.  Декрет, напомним, более кровожаден: он
требует отправлять в бюджет всю сумму неиспользованной благотвори-
тельной помощи.
    2.4. Тот же п/п. 5.11.4 описывает процедуру  продления  сроков
использования целевой благотворительной помощи.  В частности,  там
сказано, что максимальный срок продления не может превышать  шесть
месяцев. Интересно, почему?
    2.5. Кое-что в Инструкции говорится и о нецелевой  благотвори-
тельной помощи.  Благотворителям, видимо, интересно будет  узнать,
что направляемая в ГНИ справка о сумме предоставленной благотвори-
тельной помощи представляется по форме справки № 2.
    2.6. Закон от  07.12.2000 г.  № 2136-III ( 2136-14 ),  а также
п/п. 5.11.6 Инструкции  предписывают  благотворителям  до 1 апреля
привести свой  организационно-правовой  статус  в  соответствие  с
требованиями Декрета.  В связи с этим интересно, можно ли принуди-
тельно  ликвидировать благотворительную или религиозную  организа-
цию, если она не приведет себя "в соответствие"  или  впоследствии
допустит другие нарушения? Такие последствия  не  прописаны  ни  в
Законе "О благотворительности и  благотворительных  организациях",
ни в Законе "О свободе совести и религиозных организациях". Прави-
ла Закона "О предприятиях в Украине", естественно, не  распростра-
няются на благотворительные или  религиозные  организации,  о  чем
можно мягко напомнить проверяющим, если они захотят подобную орга-
низацию закрыть. Что они ответят?
    С профсоюзами - хуже: если их деятельность нарушает  Конститу-
цию и законы, она может быть запрещена по решению суда на  основа-
нии ст. 18 Закона "О профессиональных союзах, их правах  и  гаран-
тиях деятельности".
    Кроме того, благотворителям грозят  налоговые  неприятности  в
виде лишения льгот.  Так что если вы хотите заниматься благотвори-
тельностью и впредь, то лучше "соответствуйте".
    2.7. Для граждан, имеющих право на 4%-ную  льготу по благотво-
рительности (п/п. "к" п. 1 ст. 5 Декрета),  важно  знать:  получат
они  право на  уменьшение налогооблагаемого дохода  сразу  же  или
только по итогам года? Декрет написан так, что сразу данное  право
получить непросто ввиду отсутствия сведений о доходе  за  отчетный
год. Эту мысль поддерживает и п. 5.14 Инструкции - в отношении до-
ходов, полученных не по месту основной работы. Что же касается ос-
новной, то п. 9.5 Инструкции сохранил возможность уменьшения дохо-
дов на суммы благотворительной помощи,  отчисленные  по  заявлению
работника из зарплаты.  Правда, в этом же пункте появилась  ссылка
на годовой доход.  Так что  не  исключено,  что  уменьшение  будет
производиться  лишь  по  итогам  года.  Еще  одна  важная  деталь:
Инструкция в п. 5.14 запретила одному и тому же лицу  пользоваться
сразу двумя 4%-ными льготами:  для  предпринимателей  (посредством
п/п. 5.2.2 Закона О Прибыли) и для простых  граждан  на  основании
п/п. "к" п. 1 ст. 5 Декрета.  Хотя сам Декрет  формально  подобных
ограничений не предусматривает.
    2.8. В разделе 12 Инструкции появился пример расчета налога  с
подарков в натуральной форме (при отсутствии льготы). Как и ожида-
лось, платить  следует 25% от  стоимости такого дохода. {3}  Какая
берется стоимость - не говорится.  По  аналогии  можно  предложить
применять  п. 8.2 Инструкции, то есть отталкиваться от цены приоб-
ретения либо от балансовой стоимости (см. ниже).

    3. Разное

    3.1. Изменения во втором абзаце п. 2.1 Инструкции  вызывают  у
нас смешанные чувства.  Установленные в нем сроки для перечисления
удержанных сумм подоходного налога - не позднее десятого календар-
ного дня  месяца, следующего за  месяцем,  в  котором  произведена
(начислена) выплата такого дохода,- на первый  взгляд,  не  совсем
согласуются со ст. 10 и 12 самого Декрета.  Спасает лишь то, что в
п. 2.1 оговорена возможность установления иных сроков для  некото-
рых форм выплат. "Иные сроки" действительно предусмотрены,  причем
"некоторыми" на самом деле оказались основные формы выплат  -  де-
нежные. Что касается сферы применения п. 2.1, то она ограничивает-
ся неденежными расчетами. Это следует из раздела 10 Инструкции.
    И все-таки авторы Инструкции зря упомянули о начисленных дохо-
дах как основании для перечисления сумм  налога.  На  наш  взгляд,
такой подход противоречит действующему законодательству.
    3.2. Небольшие изменения внесены в п. 5.10 Инструкции  относи-
тельно льгот, связанных со страхованием. Раньше в доход не включа-
лись абстрактные "суммы, полученные гражданами по обязательному  и
добровольному страхованию" (это, собственно, цитата из п/п. "и" п.
1 ст. 5 Декрета).  Теперь п. 5.10 стал более  конкретным:  льготи-
руются страховые суммы (страховое возмещение).
    Предвидя вопросы читателей, поговорим о налогообложении  стра-
ховых  взносов предприятий, направленных на  страхование  работни-
ков.  Сомнения бухгалтеров связаны с п. 8.2  Инструкции,  согласно
которому денежные средства на страхование работников (выданные  им
на руки или перечисленные соответствующим учреждениям)  включаются
в их совокупный налогооблагаемый доход.
    На наш взгляд, данные риски не следует переоценивать.  За дол-
гие годы  сложилась  достаточно  либеральная  практика  применения
п/п. "и" п. 1 ст. 5 Декрета, причем инициирована она самой  ГГНИУ/
ГНАУ.  В многочисленных письмах налоговиков {4}, разосланных в ни-
жестоящие налоговые органы, подчеркивается, что в доход  работника
ни  суммы  страховых  взносов  организаций,  ни  суммы  страхового
возмещения не включаются.
    Сказанное выше касается "нормального" страхования, когда стра-
ховщик платит лишь при наступлении страхового случая, оговоренного
в договоре.  Другое дело, когда стороны заключают договор  накопи-
тельного страхования, по окончании которого суммы  страховых взно-
сов  должны  быть  возвращены  работнику (бенефициару).  На  такие
ситуации "поддекретная" льгота не распространяется,  и предприятие
обязано удержать налог  в  момент  выплаты  страховых  взносов  за
своего работника.
    В этом свете становится понятно, зачем нужен п.  8.2  Инструк-
ции.  Он распространяется лишь на случаи накопительного  страхова-
ния, когда взносы предприятия увеличивают  совокупный  налогообла-
гаемый доход работника. В остальных случаях налогооблагаемый доход
не возникает как таковой.
    Данный подход, кстати, нашел подтверждение в тексте Инструкции
по статистике заработной платы  от 11.12.95 г. № 323 ( z0465-95 ).
Пункт 2.42 Инструкции включает в фонд оплаты труда,  в  частности,
"расходы  в размере страховых взносов предприятий "...", связанных
с добровольным страхованием  работников  (от  несчастных  случаев,
безработицы и т. п.),  если  договор  страхования  предусматривает
выплату оговоренной суммы застрахованному физическому лицу незави-
симо от возникновения страхового случая по истечении срока страхо-
вого договора.  При этом указанные суммы включаются в фонд  оплаты
труда в том месяце, в котором производятся перечисления  страховой
компании".
    3.3. В пункте 8.2 Инструкции уточняется, что при  продаже  ра-
ботнику  какого-либо имущества на льготных условиях  по  сниженным
ценам базой налогообложения считается разница между ценой приобре-
тения  или балансовой  стоимостью  и ценой  продажи.  Видимо,  под
балансовой  стоимостью  следует понимать  оценку  активов  на дату
баланса.  Если речь идет о запасах, то следует учесть, что они  на
дату баланса отражаются по наименьшей между  первоночальной  стои-
мостью  и чистой стоимостью  реализации,  то  есть  можно  ожидать
уменьшения базы налогообложения указанных доходов.
    Справедливости ради отметим,  что  такое  нововведение  вполне
может  обернуться и против налогоплательщиков.  Во-первых, преиму-
щества  по части подоходного налога,  полученные за  счет  уценки,
нивелируется потерями по налогу на прибыль. Во-вторых, необоротные 
активы  не только уцениваются,  но иногда и  дооцениваются.  Кроме 
того, первоначальная стоимость - как правило, больше цены приобре-
тения, так что при прочих равных условиях база для налогообложения
может вырасти.  В-третьих, поскольку авторы  Инструкции  сохранили
некую альтернативность (цена  приобретения  или  балансовая  стои-
мость),  налоговики во время проверки будут тянуть одеяло на себя,
выбирая для целей налогообложения большую из этих двух величин.
    Полагаем всё же, что балансовая стоимость  появилась в  п. 8.2
не для произвольного выбора одной из двух разных величин, а в свя-
зи с тем, что теперь обложение разницы касается не просто товаров,
а вообще имущества, то есть стало включать и основные  фонды.  Вот
для  них (причем только для них, а не для  запасов)  и  должна  по
идее учитываться - при расчете  разницы  -  балансовая  стоимость,
отличающаяся  от цены приобретения, с одной стороны, на износ, а с
другой - на величины возможных индексаций.
    3.4. Не вполне понятно, что имели  в  виду  налоговики,  когда
включали в п. 8.2 такой  вид  доходов,  как  суммы,  выданные  при
увольнении. С одной стороны, выходное пособие вообще не включается
в совокупный  налогооблагаемый доход (см. п/п. 5.4.1  Инструкции).
С другой стороны, льготы и компенсации увольняемым  работником  (в
том числе выплату зарплаты  за  определенное  количество  месяцев)
упразднили  вместе со ст. 49 КоАП.  Так  что  же  будем  облагать?
Наверное, имеются в виду некие добровольные выплаты увольняемым.
    3.5. В разделе 9 предусматривается специальная форма отчетнос-
ти, представляемая в обязательном порядке в ГНИ по местонахождению
предприятия с целью годового перерасчета налога (приложение  11  к
Инструкции).
    Что касается формы № 3, то она представляется В ГНИ по  место-
нахождению Плательщика (гражданина)  лишь по  требованию  ГНИ  или
самого налогоплательщика.  Заметим, что в отношении формы № З ГНАУ
лишь "узаконила" уже сложившийся порядок, закрепленный ею ранее  в
письмах (см., например,  письмо от  03.01.97г. №  17-0114/10-46  в
"Бухгалтере" № 5'2001 на с. 44 ( v0-46225-97 )).



    {1} Причем не факт, что  эти  расходы  признают  потом,  когда
предприниматель все-таки рассчитается со  своим  кредитором.  Хотя
вот тогда такое непризнание будет уже налоговым бандитизмом.
    {2} Об этом мы писали еще в "Бухгалтере" № 23'99 на с. 30-31.
    {3} Это понятно: у "одаренного" должно оставаться 100% - 20% =
= 80%, а 20% : 80% (то есть сотношение налога и  подарка)  и  есть
25%.
    {4} См., например, совместное письмо ГГНИУ и  Госкомстраха  от
15.04.94 г. № 14-102/10-2367, а также письмо ГГНИУ от  09.02.96 г. 
№ 17-111/10-825.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 10/01, стр. 65
[01.04.2001]
Дмитрий Михайленко

------------------------------------------------------------------