Как отразить в бухгалтерском учете хлебоприемного  предприятия
    операции  списания  задолженности  по уплате  налогов и сборов
    по  состоянию  на  1 мая 2000 года  в связи  с реформированием
    сельскохозяйственных предприятий  за предоставленные  в  1996-
    1999 годах сельскохозяйственным товаропроизводителям займы, но
    не возвращенные ими?
    Как  отразить  суммы  списанной  задолженности  по  налогам  и
    сборам в финансовой отчетности?

    * * *

    В соответствии  со  ст. 2  Закона  № 1565 ( 1565-14 ) списанию
подлежит задолженность заготовительных, перерабатывающих и  обслу-
живающих  предприятий по налогам в Государственный бюджет Украины,
а также по начисленным на них финансовым санкциям по состоянию  на
1 мая 2000 года в  связи  с  реформированием  сельскохозяйственных
предприятий всех форм собственности в следующие субъекты  хозяйст-
вования:
    - частные (частно-арендные) предприятия;
    - крестьянские (фермерские) хозяйства;
    - хозяйственные общества;
    - сельскохозяйственные кооперативы;
    - другие субъекты хозяйствования.
    Задолженность списывается на сумму займов,  предоставленных  в
1996-1999 годах в соответствии с решениями  Правительства  Украины
заготовительными, перерабатывающими и обслуживающими предприятиями
сельскохозяйственным товаропроизводителям на материально-техничес-
кие ресурсы и не возвращенных на момент реформирования.
    ГНАУ утвержден Порядок № 225 ( z0294-00 ),  согласно  которому
органами  государственной  налоговой  службы  проводится  списание
задолженности  по уплате  налогов  и сборов  налогоплательщиков по
состоянию на 1 мая 2000 года в связи  с  реформированием  сельхоз-
предприятий.
    В Приложениях к указанному Порядку  приведен  полный  перечень
постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины,  согласно
которым в 1996-1999 годах сельскохозяйственным  товаропроизводите-
лям предоставлялись займы (Приложение № 1).  Перечень предприятий,
на которые  распространяется  действие  положений  Закона  № 1565,
оформляется органом налоговой службы в установленной форме (Прило-
жение № 2).  В указанный перечень включаются  сельскохозяйственные
предприятия, в том числе и фермерские хозяйства, имеющие  в  соот-
ветствии с  Государственным  классификатором  видов  экономической
деятельности (КВЭД), утвержденным Приказом Государственного  Коми-
тета стандартизации, метрологии и сертификации от  22.10.96  г.  №
441 ( v0441217-96 ), следующие коды основной деятельности:
    01.1-01.4 (01.11; 01.12; 01.13; 01.21;  01.22;  01.23;  01.24;
01.25; 01.30; 01.41; 01.42);
    05.01; 05.2; 15.2.
    Согласно пп. 3.2.2 Порядка № 225 для заготовительных,  перера-
батывающих и обслуживающих предприятий, в частности, подлежат спи-
санию:
    - общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи)  в
части, надлежащей к зачислению в Государственный бюджет Украины;
    - суммы всех видов пени, начисленные на  них  (кроме  пени  за
несвоевременные расчеты при осуществлении операций в  сфере  ВЭД),
надлежащие к зачислению в Государственный бюджет Украины;
    - суммы всех видов штрафных и финансовых санкций по  общегосу-
дарственным налогам и сборам,  надлежащим  к  зачислению  в  Госу-
дарственный бюджет Украины.
    Порядком № 225 определено, что для заготовительных,  перераба-
тывающих и обслуживающих предприятий подлежат  списанию  налоги  и
сборы только в сумме, эквивалентной потерям в связи с  невозвраще-
нием займа. Сумма указанных потерь равна сумме налоговой задолжен-
ности, равной сумме невозвращенного сельхозпредприятиями займа,  а
также сумме начисленных на эту  задолженность  пени  и  финансовых
санкций.
    Необходимо обратить внимание, что Законом № 1565 предусмотрено
списание задолженности только по налогам в Государственный бюджет.
Порядком № 225, утвержденным ГНАУ, предусмотрено  списание  задол-
женности по общегосударственным налогам и сборам, подлежащим упла-
те в Госбюджет.  Если включение сумм сборов и других  обязательных
платежей (кроме  налогов)  в  суммы  списываемой  задолженности  и
является  нарушением,  то такое  нарушение,  по  крайней  мере, не
является нарушением со стороны  налогоплательщика,  т.к. решение о
списании налоговой задолженности  принимается  председателем  (на-
чальником) органа налоговой службы.
    В регистрах бухгалтерского  учета  хлебозаготовительных  пред-
приятий  операции предоставления натуральных семенных  и  фуражных
займов  сельскохозяйственным  товаропроизводителям  отражались  на
счете 41/6 "Товары, выданные в виде натуральных ссуд" (по  старому
Плану счетов).
    В случае, если сельхозтоваропроизводитель не поставил зерно  в
счет госзаказа или не возвратил заем, в  регистрах  бухгалтерского
учета хлебозаготовительного предприятия до перехода на новый  План
счетов отражалось сальдо по дебету счета 41/6 на сумму  предостав-
ленного натурального семенного или фуражного займа.
    Согласно  Методическим  рекомендациям  по  перенесению  сальдо
сальдо по счету 41/6 Минфин рекомендует перенести на счет 27 "Про-
дукция сельскохозяйственного производства". Для обособления инфор-
мации о задолженности по натурально-семенным займам счет 27  целе-
сообразно дополнить субсчетом 271 "Натуральные ссуды".
    Начисленные, но неуплаченные в Государственный бюджет налоги и
сборы в  регистрах  бухгалтерского  учета  отражаются  по  кредиту
субсчетов:
    641 "Расчеты по налогам";
    642 "Расчеты по обязательным платежам";
    651 "По пенсионному обеспечению".
    Необходимо подчеркнуть, что согласно Закону № 1565 для загото-
вительных, перерабатывающих и обслуживающих  предприятий  подлежат
списанию налоги, надлежащие  к  уплате  в  Государственный  бюджет
Украины. Согласно п. 1 ст. 5 Закона о Госбюджете-2000 в Государст-
венный бюджет, в частности, зачисляются налоги и сборы (обязатель-
ные платежи):
    - налог на добавленную стоимость;
    - акцизный сбор;
    - ввозная пошлина;
    - дивиденды,  начисленные на акции  (доли, паи)  хозяйственных
обществ, находящиеся в государственной собственности;
    - плата за аренду государственного имущества;
    - сбор в Государственный инновационный фонд;
    - налог на прибыль предприятий (частично).
    В 2000 г. в Государственный бюджет Украины  также  зачислялись
сборы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые в  слу-
чае осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности:
    - покупки-продажи валют;
    - торговли ювелирными изделиями из золота  (кроме  обручальных
колец), платины и драгоценных камней;
    - продажи легковых автомобилей;
    - производства и импорта табачных изделий;
    - операций покупки-продажи недвижимости;
    - услуг сотовой мобильной связи.
    Если учесть,  что Законом  № 1565  предусматривается  списание
задолженности  по налогам,  уплачиваемым  в Госбюджет,  то  к  ним
относятся налог на добавленную стоимость и налог на прибыль  пред-
приятий (частично).
    Следует  обратить  внимание,  что Приказом  № 244 ( z0566-97 )
установлен  порядок  отражения  в бухгалтерском  учете  списания и
реструктуризации задолженности по состоянию на 31.03.97  г.  пред-
приятиям и организациям, определенным Законом № 314 ( 314/97-ВР ).
В соответствии с п. 2 Приказа № 244 суммы налоговой задолженности,
списанные в результате проведенных взаимозачетов с соответствующи-
ми бюджетами, в бухгалтерском учете отражались следующим образом:

  |---|-------------------------|------------------------|
  | № |                         | По старому Плану счетов|
  |п/п|  Содержание операции    |------------|-----------|
  |   |                         |      Д-т   |    К-т    |
  |---|-------------------------|------------|-----------|
  | 1 |Списаны суммы  налоговой |      68    |    96     |
  |   |задолженности в связи с  |      96    |    46     |
  |   |невозвращением  займа    |      46    |    80     |
  |---|-------------------------|------------|-----------|

    Действие Закона № 314 распространялось на предприятия  промыш-
ленности, связи, транспорта, сельскохозяйственного и строительного
комплексов, являющиеся  плательщиками  налогов  и  сборов  (обяза-
тельных платежей) в бюджеты и  государственные  целевые  фонды,  с
целью улучшения их финансового состояния и  повышения  платежеспо-
собности.
    В отличие от 1997 года порядок списания задолженности по упла-
те налогов  и  сборов  по состоянию  на 1 мая 2000 года  в связи с
реформированием сельскохозяйственных предприятий не установлен.
    При отражении в бухгалтерском учете указанных операций необхо-
димо  руководствоваться  ПБУ  и  Инструкцией  о  применении  Плана
счетов, вступившими в силу с 1 января 2000 года.
    Рассмотрим отражение операций списания задолженности по  нало-
гам и сборам у заготовительных, перерабатывающих  и  обслуживающих
предприятий в счет погашения займов сельхозпроизводителям.

|---|----------------------|----------------|--------|-----------|
| № |  Содержание операции | Бухгалтерский  | Сумма, | Налоговый |
|п/п|                      |      учет      |  грн.  |   учет    |
|   |                      |--------|-------|        |-----|-----|
|   |                      |   Д-т  |  К-т  |        | ВД  | ВР  |
|---|----------------------|--------|-------|--------|-----|-----|
| 1 |Списаны потери в связи|  944   |  271  |  750   |  -  | 750 |
|   |с невозвращением займа|        |       |        |     |     |
|---|----------------------|--------|-------|--------|-----|-----|
| 2 |Зачтена задолженность |641, 642|  48   |  750   |  -  |  -  |
|   |по налогам и сборам в |--------|-------|--------|-----|-----|
|   |сумме, эквивалентной  |   48   |  717  |  750   | 750 |  -  |
|   |потерям (убыткам)     |        |       |        |     |     |
|---|----------------------|--------|-------|--------|-----|-----|
| 4 |Отражен финансовый ре-|  791   |  944  |  750   |  -  |  -  |
|   |зультат               |  717   |  791  |  750   |     |     |
|---|----------------------|--------|-------|--------|-----|-----|

    Что касается включения сумм безнадежной задолженности в состав
валовых расходов и доходов, то по мнению налоговых  служб  (Письмо
Государственной налоговой администрации Украины от 30.06.99  г.  №
3806/6/15-1216 ( v3806225-99 )), в соответствии с пп. 4.1.6 п. 4.1 
ст. 4 Закона о прибыли ( 283/97-ВР ) определено, что валовой доход 
включает доходы из других источников и от внереализационных опера-
ций,  в том числе  в виде  сумм безвозвратной  финансовой  помощи,  
полученной налогоплательщиком в отчетном периоде,  стоимости това-
ров (работ,  услуг), бесплатно предоставленных налогоплательщику в 
отчетном  периоде,  кроме сумм безвозвратной  финансовой  помощи и 
бесплатных  товаров (работ,  услуг),  предоставленным неприбыльным 
организациям. Следовательно, сумма безнадежной  кредиторской нало-
говой задолженности, погашенной  за счет  государственных средств, 
должна  быть  включена в  состав  валовых  доходов  как  доход  от 
внереализационных операций.
    Невозвращенная дебиторская задолженность сельхозтоваропроизво-
дителя хлебозаготовительному  предприятию  регулируется  пп. 5.2.8
п. 5.2 ст. 5 Закона о прибыли, которым установлено, что суммы без-
надежной задолженности с истекшим сроком исковой давности относят-
ся на валовые расходы. Однако, по мнению налогового органа (Письмо
Государственной налоговой администрации Украины от 12.04.2000 г. №
1900/6/15-1116 ( v1900225-00 )),  суммы  просроченной  дебиторской
задолженности,  возникшей  до 1 июля 1997  года,  не включаются  в
состав валовых расходов и возмещаются за счет  прибыли, остающейся
в  распоряжении  предприятия.  Хотя  имеется достаточно  оснований
считать такое мнение спорным, и на страницах бухгалтерских изданий
все еще ведется полемика по этому вопросу.
    Согласно пп. 12.4.1 п. 12.4 ст. 12 Закона о прибыли в  случае,
если дебитор в будущем полностью или частично погасит  безнадежную
задолженность, предварительно отнесенную кредитором в состав вало-
вых расходов,  то кредитор  увеличивает  валовой  доход  на  сумму
компенсации, полученной от дебитора,  в соответствующем  налоговом
периоде.
    Т.е. в случае возврата сумм задолженности  сельхозтоваропроиз-
водителя по займам, включенным ранее в  состав  валовых  расходов,
хлебозаготовительные предприятия включают указанные суммы в состав
валовых доходов.
    Сумы налоговой задолженности,  погашенной  путем  взаимозачета
бюджетных средств, в бухгалтерском учете рассматриваются как целе-
вое финансирование, полученное  в  качестве  компенсации  расходов
(или убытков), уже  понесенных  предприятием,  которое  в  бухгал-
терском учете в соответствии с п. 19  ПБУ 15  "Доходы"  признается
доходом предприятия.
    В бухгалтерской финансовой отчетности сумма  списанной  задол-
женности  по налогам  и сборам  отражается  в Отчете  о финансовых
результатах (форма № 2):
    - в стр. 060 "Прочие операционные доходы" - сумма,  отраженная
по субсчету 717 "Доход от списания кредиторской задолженности";
    - в стр. 090 "Прочие операционные расходы" - потери,  отражен-
ные на субсчете 944 "Сомнительные и безнадежные долги".  В Балансе
(форма № 1) сумма проведенного взаимозачета  отражается  следующим
образом:
    - в стр. 140 "Товары" уменьшится показатель на сумму  погашен-
ной задолженности, т.к. уменьшится сальдо на субсчете 271;
    - в стр. 550 "Текущие обязательства по расчетам с бюджетом", в
стр.  560  "Текущие  обязательства  по   внебюджетным    платежам"
уменьшится показатель на сумму погашенной задолженности по налогам
и сборам, т.к. уменьшится сальдо на субсчетах 641, 642;
    - в стр. 570 "Расчеты по страхованию" уменьшится показатель на
сумму пенсионного  сбора в случае  осуществления  отдельных  видов
хозяйственных  операций в  соответствии  с п.п. 4-9 ст. 2 Закона о
пенсионном сборе ( 400/97-ВР ).


------------------------------------------------------------------
"Главбух"
№ 16/01, стр. 57
[23.04.2001]
Людмила Ильяш
бухгалтер-аналитик
------------------------------------------------------------------