ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ Л И С Т N 8739/5/16-1114 від 20.12.2000 (Извлечение) ГНА Украины рассмотрела проект Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" и сообщает. Продление на последующие годы действия спецрежима налогообложения для сельхозпроизводства, как это предлагается данным законопроектом, ГНА Украины считает неоправданным и нецелесообразным. Кроме того, категорически не может быть поддержано предложение отменить порядок контроля за целевым использованием бюджетных средств, которые остаются в распоряжении плательщиков. Приведенные в сравнительной таблице и в пояснительной записке к данному проекту обоснования о его необходимости, как-то - сложность применения порядка целевого использования денежных средств, не могут быть достаточнымиr для его принятия, поскольку сложность применения порядка аккумуляции и целевого использования бюджетных средств заключается только в том, что с момента введения в действие п.11.29 (с 27.07.2000 г.) до сегодняшнего дня не утвержден порядок аккумуляции и целевого использования сумм НДС, которые остаются в распоряжении сельхозтоваропроизводителей, в результате чего остается без ответа ряд вопросов применения норм этого пункта. Предложенные изменения к Закону Украины "О налоге на добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ) не приемлемы и потому, что полугодовой срок их применения выявил множество недостатков, связанных с неоднозначностью из толкования. Так, непонятным является: как именно в части уплаты в бюджет НДС не применяются п.10.1 и 10.2 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ), в которых не идет речь об уплате НДС; какой именно отчетный период будет использоваться вновь образованными сельхозтоваропроизводителями для определения удельного веса сельхозпродукции в общей сумме валового дохода, если вновь образованные субъекты предпринимательской деятельности до момента достижения ими установленного Законом предельного уровня объема налогооблагаемых операций вообще не должны регистрироваться в качестве плательщиков НДС (п.9.4 ст.9 Закона); и даже если такой вновь образованный сельхозтоваропроизводитель зарегистрировался в качестве плательщика НДС, то каким образом происходит определение удельного веса сельхозпродукции в общей сумме валового дохода - каждого отчетного периода по результатам этого отчетного периода, один раз по результатам первого отчетного периода деятельности и до конца года, в котором сельхозтоваропроизводитель зарегистрирован как плательщик НДС, и как быть тем сельхозтоваропроизводителям, которые зарегистрировались в качестве плательщиков НДС не сразу после госрегистрации, а через несколько отчетных периодов; и наконец, не существует четкого определения, кто же фактически и по каким критериям может считаться сельхозтоваропроизводителем. Не в пользу данного законопроекта свидетельствуют и результаты анализа применения специального льготного режима налогообложения сельскохозяйственного сектора с момента его введения - с 01.01.99 г. ...Данные ДПАУ свидетельствуют о наличии в сельхозсекторе процесса расслоения плательщиков на тех, кто получает средства из бюджета, и на тех, кто их в бюджет не уплачивает. При этом, существование спецрежима налогообложения сельхозпроизводства только содействует дальнейшему развитию такого процесса. Специального внимания требуют разработанные как отдельными сельхозтоваропроизводителями, так и перерабатывающими предприятиями схемы использования норм налогового законодательства для обеспечения получения себе дополнительных бюджетных средств. Так, предприятия-экспортеры сельхозпродукции покупали ее у сельхозтоваропроизводителей, которые пользовались нормами Указа N 1328/98 ( 1328/98 ), после его отмены - нормами п.11.29 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ), и п.11.21, начисляли НДС на реализованную продукцию, но в бюджет НДС не уплачивали (выписывая налоговую накладную, дающую право на налоговый кредит их покупателям, эти предприятия суммы начисленного налога перечисляют не в бюджет, а на свой спецсчет для использования на развитие материально-технической базы). В результате из бюджета покупателям-экспортерам возмещается налог, который бюджетом никогда не будет получен. ...Подытоживая изложенное, ГНА Украины считает необходимым еще раз подчеркнуть, что существующая система предоставления льгот в сельхозсекторе народного хозяйства, учитывая ее почти нулевую эффективность, должна быть в корне пересмотрена и изменена; предоставление каких-либо льгот по обложению НДС не приносит пользы сельхозпроизводству, наоборот - создает условия, которые отрицательно влияют и на другие отрасли народного хозяйства. А поэтому, в целях сохранения бюджетных средств и обеспечения эффективности их использования необходимо разработать иной, более действенный и прозрачный механизм бюджетного финансирования сельхозпроизводства. Заместитель Председателя Г.Оперенко "Бухгалтерия", N 23, 04.06.2001 г.