ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ

                             Л И С Т

 N 8739/5/16-1114 від 20.12.2000




                                                   (Извлечение)

     ГНА Украины  рассмотрела  проект  Закона  Украины "О внесении
изменений в Закон Украины "О налоге на  добавленную  стоимость"  и
сообщает.
     Продление на    последующие    годы    действия    спецрежима
налогообложения  для  сельхозпроизводства,  как  это  предлагается
данным  законопроектом,  ГНА  Украины  считает   неоправданным   и
нецелесообразным.   Кроме   того,   категорически  не  может  быть
поддержано  предложение  отменить  порядок  контроля  за   целевым
использованием бюджетных средств,  которые остаются в распоряжении
плательщиков.
     Приведенные в сравнительной таблице и в пояснительной записке
к данному  проекту  обоснования  о  его  необходимости,  как-то  -
сложность   применения  порядка  целевого  использования  денежных
средств,  не могут быть достаточнымиr для его  принятия,  поскольку
сложность  применения порядка аккумуляции и целевого использования
бюджетных средств заключается только в том, что с момента введения
в  действие  п.11.29  (с  27.07.2000  г.)  до  сегодняшнего дня не
утвержден порядок аккумуляции и целевого использования  сумм  НДС,
которые  остаются  в  распоряжении сельхозтоваропроизводителей,  в
результате чего остается без ответа ряд вопросов  применения  норм
этого пункта.
     Предложенные изменения  к  Закону  Украины   "О   налоге   на
добавленную  стоимость"  ( 168/97-ВР ) не приемлемы и потому,  что
полугодовой  срок  их  применения  выявил  множество  недостатков,
связанных с неоднозначностью из толкования.
     Так, непонятным является:  как именно в части уплаты в бюджет
НДС  не  применяются  п.10.1  и  10.2  Закона Украины "О налоге на
добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ),  в которых не идет  речь  об
уплате НДС;
     какой именно  отчетный  период  будет  использоваться   вновь
образованными    сельхозтоваропроизводителями    для   определения
удельного веса сельхозпродукции в  общей  сумме  валового  дохода,
если  вновь образованные субъекты предпринимательской деятельности
до  момента  достижения  ими  установленного  Законом  предельного
уровня   объема   налогооблагаемых   операций   вообще  не  должны
регистрироваться в качестве плательщиков НДС (п.9.4 ст.9 Закона);
     и даже        если       такой       вновь       образованный
сельхозтоваропроизводитель    зарегистрировался     в     качестве
плательщика НДС, то каким образом происходит определение удельного
веса сельхозпродукции в общей  сумме  валового  дохода  -  каждого
отчетного периода по результатам этого отчетного периода, один раз
по результатам первого отчетного периода деятельности и  до  конца
года,  в  котором  сельхозтоваропроизводитель  зарегистрирован как
плательщик  НДС,  и  как  быть  тем   сельхозтоваропроизводителям,
которые  зарегистрировались  в  качестве плательщиков НДС не сразу
после госрегистрации, а через несколько отчетных периодов;
     и наконец,   не   существует   четкого  определения,  кто  же
фактически    и    по    каким    критериям    может     считаться
сельхозтоваропроизводителем.
     Не в   пользу   данного   законопроекта   свидетельствуют   и
результаты   анализа   применения  специального  льготного  режима
налогообложения  сельскохозяйственного  сектора  с   момента   его
введения - с 01.01.99 г.
     ...Данные ДПАУ свидетельствуют  о  наличии  в  сельхозсекторе
процесса расслоения плательщиков на тех,  кто получает средства из
бюджета,  и на тех,  кто их в  бюджет  не  уплачивает.  При  этом,
существование   спецрежима   налогообложения   сельхозпроизводства
только содействует дальнейшему развитию такого процесса.
     Специального внимания  требуют  разработанные  как отдельными
сельхозтоваропроизводителями,     так     и      перерабатывающими
предприятиями схемы использования норм налогового законодательства
для обеспечения получения себе дополнительных бюджетных средств.
     Так, предприятия-экспортеры  сельхозпродукции  покупали  ее у
сельхозтоваропроизводителей,  которые  пользовались  нормами Указа
N 1328/98  ( 1328/98 ),  после его отмены - нормами п.11.29 Закона
Украины "О налоге на  добавленную  стоимость"  (  168/97-ВР  ),  и
п.11.21, начисляли НДС на реализованную продукцию, но в бюджет НДС
не уплачивали (выписывая  налоговую  накладную,  дающую  право  на
налоговый   кредит   их   покупателям,   эти   предприятия   суммы
начисленного налога перечисляют не в бюджет,  а на  свой  спецсчет
для  использования  на  развитие материально-технической базы).  В
результате из бюджета покупателям-экспортерам  возмещается  налог,
который бюджетом никогда не будет получен.
     ...Подытоживая изложенное,  ГНА Украины  считает  необходимым
еще раз подчеркнуть, что существующая система предоставления льгот
в сельхозсекторе народного хозяйства,  учитывая ее  почти  нулевую
эффективность,  должна  быть  в  корне  пересмотрена  и  изменена;
предоставление каких-либо  льгот  по  обложению  НДС  не  приносит
пользы  сельхозпроизводству,  наоборот - создает условия,  которые
отрицательно влияют и на другие отрасли народного хозяйства.
     А поэтому, в целях сохранения бюджетных средств и обеспечения
эффективности их использования необходимо разработать иной,  более
действенный   и   прозрачный  механизм  бюджетного  финансирования
сельхозпроизводства.

 Заместитель Председателя                               Г.Оперенко

 "Бухгалтерия", N 23, 04.06.2001 г.