Арбитражный управляющий

------------------------------------------------------------------

    Институт арбитражных управляющих для Украины впервые был  вве-
ден Законом Украины "О  внесении  изменений  в  Закон  Украины  "О
банкротстве"  от  30.06.99 г.  № 784-XIV ( 784-14 ) (далее - Закон
№ 784).  Именно эти специалисты обеспечивают проведение  процедуры
восстановления платежеспособности должника или его банкротства.
    Согласно ст. 1 Закона № 784 арбитражный управляющий  (распоря-
дитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор) - это физичес-
кое лицо, имеющее лицензию,  выданную  в  установленном  законода-
тельством порядке, и действующий на основании постановления арбит-
ражного суда.
    Одно и то же лицо может выполнять функции арбитражного  управ-
ляющего  на всех стадиях осуществления по  делу  о  банкротстве  в
соответствии с требованиями Закона № 784. При этом такое лицо име-
нуется согласно той  судебной  процедуре,  которая  применяется  к
должнику: на стадии распоряжения имуществом должника полномочия по
надзору и контролю за управлением и распоряжением имуществом  воз-
ложены на распорядителя имущества;  организацию  санации  должника
осуществляет управляющий санацией; на стадии ликвидации  организа-
ция осуществления ликвидационной процедуры  должника,  признанного
банкротом, а также  обеспечение  удовлетворения  признанных  судом
требований кредиторов возложена на ликвидатора.  Как видим,  одним
из  основных  требований  к проведению  деятельности  арбитражного
управляющего является наличие лицензии.  Согласно Перечню  органов
лицензирования,  утвержденному постановлением  Кабинета  Министров
Украины от 14.11.2000 г. № 1698 ( 1698-2000-п ),  органом лицензи-
рования в данном случае является Министерство экономики.
    При этом согласно постановлению Кабинета  Министров Украины "О
сроке действия  лицензии на проведение определенных видов хозяйст-
венной деятельности, размерах и порядке  зачисления  платы  за  ее
выдачу" от 29.11.2000 г. № 1755 ( 1755-2000-п ) срок  действия ли-
цензии на проведение определенных видов хозяйственной деятельности 
(кроме некоторых, не имеющих отношения к производству  дел о банк-
ротстве) составляет 3 года.
    Стоимость лицензии, а также границы территории, на которой она
считается действительной, зависят от органа исполнительной власти,
который ее выдает.
    Если арбитражный управляющий осуществляет деятельность на  ос-
новании  лицензии,  выданной  центральным  органом  исполнительной
власти (а значит, такая лицензия действительна на всей  территории
Украины), то плата за ее выдачу взимается в размере  20  не  обла-
гаемых налогом минимумов доходов граждан (340 грн.).
    Если арбитражный управляющий осуществляет деятельность на  ос-
новании  лицензии, выданной местным органом исполнительной  власти
(такая  деятельность  может  осуществляться  на  территории  соот-
ветствующей административно-территориальной единицы), то плата  за
ее выдачу взимается в размере 15 не облагаемых  налогом  минимумов
доходов граждан (255 грн.).
    Арбитражный суд не обязан осуществлять проверку обоснованности
выдачи лицензии арбитражным управляющим, распорядителям  имущества
должника  или ликвидаторам.  Однако в случае выявления нарушений в
выдаче лицензий арбитражный  суд  должен  соответствующим  образом
реагировать на такие факты  (письмо  ВАСУ  "О  некоторых  вопросах
практики применения в разрешении споров отдельных норм действующе-
го законодательства" от 10.05.2000 г. № 01-8/204 ( v_204800-00 )).
    Одним из важных прав арбитражного управляющего является  полу-
чение гарантированного ст. 27 Закона № 784 вознаграждения за труд.
Этому вопросу следует уделить особое внимание. При этом необходимо
определиться  с  правовым  статусом  арбитражного  управляющего. С
одной стороны,  арбитражный  управляющий  назначается  арбитражным
судом,  что может послужить поводом для его характеристики как ра-
ботника арбитражного суда.
    С другой стороны,  выполнение  арбитражным  управляющим  своих
обязанностей  в отношении конкретного должника  может  привести  к
мысли, что он является работником этого должника.  В то же время в
назначении арбитражного управляющего заинтересованы, в первую оче-
редь, кредиторы (он назначается по ходатайству  комитета  кредито-
ров), отсюда возможно предположение, что  арбитражный  управляющий
является работником кредиторов.
    Пунктом 3 ст. 13 Закона № 784 предусмотрено, что  распорядите-
лем имущества может быть физическое лицо  -  субъект  предпринима-
тельской деятельности,  который имеет высшее юридическое или  эко-
номическое  образование  или  владеет  специальными  знаниями и не
является заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов.
    Таким образом, арбитражный управляющий не может считаться  ра-
ботником  должника,  арбитражного  суда  или комитета  кредиторов,
он является  частным  предпринимателем, получившим соответствующую
лицензию.
    Как известно, частный предприниматель не начисляет себе  зара-
ботную  плату и  в то же время осуществляет  свою  деятельность  с
целью получения прибыли, следовательно, имеет право самостоятельно
и свободно устанавливать цены на реализуемые товары (работы, услу-
ги). Арбитражный управляющий должен иметь право на получение опла-
ты за свои услуги в размере, установленном в  договоре.  Однако  в
Законе № 784  свободное  установление  оплаты  услуг  арбитражного
управляющего не предусмотрено: размер вознаграждения за труд  дол-
жен составлять  не менее  двух  минимальных заработных  плат  и не
более среднемесячной заработной  платы  руководителя  должника  за
двенадцать месяцев его работы перед возбуждением  производства  по
делу о банкротстве.
    При выплате арбитражному управляющему вознаграждения  за  труд
неправомерно вычитать из суммы вознаграждения подоходный  налог  и
иные обязательные платежи, поскольку арбитражный  управляющий  яв-
ляется  частным предпринимателем  и уплачивает указанные налоги  и
сборы самостоятельно.
    Источники оплаты труда арбитражных управляющих  установлены  в
ст. 27 Закона № 784. Оплата труда и возмещение расходов  арбитраж-
ных управляющих (распорядителя имущества,  управляющего  санацией,
ликвидатора),  специалистов, привлеченных арбитражным  управляющим
для обеспечения выполнения  своих  полномочий,  осуществляются  за
счет:
    1) средств инвесторов;
    2) средств, полученных от продажи имущества должника, в поряд-
ке, установленном Законом № 784;
    3) средств кредиторов;
    4) средств, полученных в результате производственной  деятель-
ности должника.
    Установленная таким образом норма на практике привела к  тому,
что в некоторых случаях источник оплаты труда  арбитражных  управ-
ляющих установить достаточно тяжело.  Например, возбуждено  произ-
водство по делу о  банкротстве предприятия, не  имеющего  активов.
При этом уставный фонд таких предприятий  может  составлять  чисто
символическую сумму, т. е. второй из  приведенных  источников  от-
сутствует.  Разумеется, что санацию такого  предприятия  проводить
нецелесообразно, следовательно, не могут быть применены ни первый,
ни четвертый источники средств на оплату труда арбитражного управ-
ляющего.  В то же  время  кредиторы  могут  отказать  арбитражному
управляющему в оплате его труда, ссылаясь на то,  что  они  и  так
несут  огромные убытки в связи с  банкротством  должника.  На  наш
взгляд, подобную ссылку кредиторов нельзя назвать основательной. В
Законе № 784 четко определены источники оплаты  труда  арбитражных
управляющих и при отсутствии некоторых из  них  оставшиеся  должны
привлекаться обязательно, тем более что размер оплаты труда  уста-
навливается комитетом кредиторов и утверждается арбитражным судом.
    Именно вследствие того,  что размер оплаты труда  арбитражного
управляющего установлен  в жестких рамках, Законом  № 784  предус-
мотрено  возмещение его расходов,  причем  конкретный  порядок  их
выплаты  не установлен.  Отметим, что и  расходы на  оплату  труда
арбитражных управляющих и возмещение их расходов, связанных с  со-
держанием и хранением имущественных активов банкрота,  отнесены  к
выплатам, удовлетворяемым в первую очередь.
    Кроме того,  арбитражному  управляющему  и  привлеченным  спе-
циалистам кредиторами и (или) инвесторами может быть установлено и
выплачено дополнительное вознаграждение.
    Являясь частным предпринимателем, арбитражный  управляющий  не
должен забывать об ответственности за свои действия.
    Общая ответственность арбитражного управляющего за  невыполне-
ние или ненадлежащее выполнение своих полномочий определена в п. 6
ст. 27 Закона № 784.
    В этом пункте установлены  различные  меры  ответственности  в
зависимости  от того,  привели  или не привели  подобные  действия
арбитражного управляющего к убыткам должника или кредиторов.
    В первом случае арбитражный управляющий может быть  лишен  ли-
цензии, а во втором случае - своих полномочий.
    Если своими действиями арбитражный управляющий  нанес убытки в
размерах, составляющих двадцать и более процентов суммы  задолжен-
ности  должника на день подачи  заявления  о  возбуждении  дела  о
банкротстве, должник и (или) кредиторы имеют  право  обратиться  с
иском в суд о взыскании убытков, нанесенных умышленными действиями
арбитражного управляющего.
    Кроме того, разная ответственность установлена для арбитражно-
го управляющего на различных стадиях  производства  дела  о  банк-
ротстве {1}. Подробно эту ответственность рассмотрим ниже.
    На арбитражного управляющего  возлагается немалый  объем работ
как юридического,так и экономического характера (например,  прове-
дение  финансового анализа состояния должника,  составление  плана
санации должника, ведение бухгалтерского,  статистического  учета,
составление финансовой отчетности и пр.). Именно поэтому Законом №
784 предусмотрено, что арбитражный управляющий может на  основании
договора привлекать специалистов с оплатой их услуг.

    Распорядитель имущества

    Первой из стадий производства по делу о банкротстве,  установ-
ленных Законом № 784, является процедура  распоряжения  имуществом
должника.  На этой стадии устанавливается состояние  неплатежеспо-
собности должника,  выявляется  круг  кредиторов,  устанавливаются
размеры ихтребований, созываются собрание и комитет кредиторов.
    Распорядитель  имущества  назначается  уже  на  первых  этапах
производства по делу о банкротстве.  Согласно п. 1 ст. 11 Закона №
784 не позднее, чем на пятый день после принятия заявления о  воз-
буждении дела о банкротстве, судья выносит постановление о возбуж-
дении производства по делу о банкротстве, в котором, в  частности,
указывается о введении процедуры распоряжения имуществом должника,
а также о назначении распорядителя имуществом.
    В случае, если при принятии заявления  о  возбуждении  дела  о
банкротстве  назначить распорядителя имущества невозможно, то  его
назначают на подготовительном заседании, которое должно состояться
не позднее чем на тридцатый день со дня принятия заявления о  воз-
буждении дела о банкротстве.
    Распорядитель имущества назначается арбитражным судом из числа
лиц, зарегистрированных государственным органом по вопросам  банк-
ротства  как арбитражные управляющие, сведения о  которых  предос-
тавляются в установленном порядке Высшему арбитражному суду Украи-
ны.
    Кредиторы имеют  право  предложить  кандидатуру  распорядителя
имущества, которая отвечает указанным требованиям.  При этом  рас-
порядителями имущества не могут  назначаться  лица,  которые  осу-
ществляли ранее  управление  должником  -  юридическим  лицом,  за
исключением  случаев, когда с момента отстранения данного лица  от
управления должником прошло не менее 3 лет, а  также  лица,  ранее
судимые за совершение корыстных преступлений.
    Одной из важных обязанностей распорядителя  имущества является
проведение финансового анализа должника, в ходе которого необходи-
мо  установить объективную картину финансового состояния должника,
включая состояние его имущества, обязательств, а также  результаты
его финансово-хозяйственной деятельности.  При этом  распорядителю
имущества необходимо  руководствоваться  Методическими  рекоменда-
циями по выявлению признаков  неплатежеспособности  предприятия  и
признаков действий по сокрытию банкротства, фиктивного банкротства
или доведения до банкротства, утвержденными Министерством экономи-
ки Украины от 17.01.2001 г. № 10 ( v0010557-01 ).
    С одной стороны, согласно п. 15 ст. 11 Закона № 784 назначение
распорядителя имущества не  является  основанием  для  прекращения
полномочий руководителя или органа управления должника.
    С другой стороны, Закон № 784 предоставляет широкие права рас-
порядителю имущества.  Так, без его согласия не могут  заключаться
некоторые  соглашения, оговоренные в п. 13  ст. 11  Закона  № 784,
среди которых существенными являются  соглашения  по  распоряжению
имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет  бо-
лее 1 процента балансовой стоимости активов должника.  Мало  того,
полномочия руководителя или органов управления должника могут быть
прекращены  в случае,  если ими  создаются  препятствия  действиям
распорядителя имущества (в таком случае  по  ходатайству  комитета
кредиторов  на основании постановления арбитражного  суда  обязан-
ности руководителя должника временно возлагаются на  распорядителя
имущества).
    Стадия распоряжения имуществом прекращается с принятием  реше-
ния о дальнейшей судьбе должника - санации, ликвидации или  заклю-
чении мирового соглашения.  Таким образом, полномочия арбитражного
управляющего в качестве  распорядителя имущества  прекращаются  со
дня назначения управляющего санацией или ликвидатора или утвержде-
ния арбитражным судом мирового соглашения, если иное не предусмот-
рено Законом № 784.
    Права и обязанности  распорядителя  имущества  представлены  в
следующей таблице:

|----------------------------------------------------------------|
|                    Распорядитель имущества                     |
|--------------------|-------------------------------------------|
|      Права         |              Обязанности                  |
|--------------------|-------------------------------------------|
|Созывать собрания   | Рассматривать совместно с должностными    |
|кредиторов и при-   | лицами должника копии заявлений кредиторов|
|нимать в них учас-  | о денежных требованиях к должнику, которые|
|тие с правом сове-  | поступили в арбитражный суд в связи с воз-|
|щательного голоса;  | буждением дела о банкротстве и направлены |
|анализировать фи-   | должнику в порядке, установленном Законом |
|нансовое состояние  | № 784;                                    |
|должника и реко-    | вести реестр требований кредиторов в уста-|
|мендовать собранию  | новленном порядке;                        |
|кредиторов меры по  | сообщать кредиторам о результатах рассмот-|
|финансовому оздо-   | рения их требований должником и включении |
|ровлению должника;  | признанных требований в реестр требований |
|обращаться в ар-    | кредиторов или об отказе признания требо- |
|битражный суд в     | ваний должником;                          |
|случаях, предус-    | принимать меры для защиты имущества долж- |
|мотренных Законом   | ника;                                     |
|№ 784;              | анализировать финансовую, хозяйственную и |
|получать вознаг-    | инвестиционную деятельность должника, его |
|раждение в размере  | положение на товарных рынках;             |
|и порядке, предус-  | выявлять признаки фиктивного банкротства  |
|мотренных Законом   | или доведения до банкротства;             |
|№ 784;              | созывать собрания кредиторов;             |
|привлекать для      | предоставлять государственному органу по  |
|обеспечения выпол-  | вопросам банкротства сведения, необходимые|
|нения своих полно-  | для ведения единой базы данных о предприя-|
|мочий на договор-   | тиях, в отношении которых возбуждено дело |
|ной основе специа-  | о банкротстве;                            |
|листов с оплатой их | предоставлять арбитражному суду и комитету|
|деятельности из     | кредиторов отчет о своей деятельности,    |
|средств должника,   | сведения о финансовом состоянии должника, |
|если иное не пре-   | предложения о возможности восстановления  |
|дусмотрено Законом  | платежеспособности должника;              |
|№ 784 или решением  | выполнять другие функции, предусмотренные |
|комитета кредиторов;| Законом № 784                             |
|подавать в арбит-   |                                           |
|ражный суд заявление|                                           |
|о досрочном прекра- |                                           |
|щении своих обязан- |                                           |
|ностей;             |                                           |
|осуществлять другие |                                           |
|полномочия, предус- |                                           |
|мотренные Законом   |                                           |
|№ 784               |                                           |
|--------------------|-------------------------------------------|

    Управляющий санацией

    Восстановить платежеспособность должника  позволяет  процедура
санации, которой в Законе № 784 уделено особое внимание, ведь, как
известно, в нем основной акцент сделан не на ликвидацию  должника,
а на восстановление его платежеспособности.
    Санация предусматривает систему мер, осуществляемых  во  время
производства  по делу о банкротстве с целью предотвращения призна-
ния должника банкротом и его ликвидации.  Она направлена на  оздо-
ровление финансово-хозяйственного положения должника, а  также  на
удовлетворение в полном объеме или частично требований  кредиторов
путем кредитования, реструктуризации предприятия, долгов и капита-
ла и (или) изменение  организационно-правовой  и  производственной
структуры должника.
    Если имеются основания для санации должника, то в сроки,  ана-
логичные для введения процедуры распоряжения имуществом должника и
назначения распорядителя имущества, арбитражный суд по ходатайству
комитета  кредиторов  может  вынести  постановление  о  проведении
санации должника и назначении управляющего санацией.
    Кандидатура управляющего  санацией  согласовывается  комитетом
кредиторов.  Управляющим санацией может быть не только  лицо,  ис-
полнившее полномочия распорядителей имущества, но  и  руководитель
предприятия, если на это имеется согласие  комитета  кредиторов  и
(или) инвесторов.
    Санация вводится на срок не более 12 месяцев.  По  ходатайству
комитета кредиторов или управляющего санацией этот срок может быть
продлен еще на 6 месяцев или сокращен.
    Права управляющего санацией более широкие, чем права  распоря-
дителя имущества.  Так, согласно п. 4 ст. 17 Закона № 784  со  дня
вынесения постановления о санации прекращаются полномочия  руково-
дителя должника,  а управление должником переходит к  управляющему
санацией.  При этом в трехдневный срок управляющему санацией пере-
даются бухгалтерская и другая документация, печати, штампы,  мате-
риальные и другие ценности.
    Одной из основных обязанностей управляющего санацией  является
составление и представление в трехмесячный срок со  дня  вынесения
постановления о санации комитету кредиторов плана санации  должни-
ка.
    План санации должен содержать меры по восстановлению платежес-
пособности должника, условия участия инвесторов,  при их  наличии,
в полном или частичном  удовлетворении  требований  кредиторов,  в
частности путем перевода долга (части долга) на инвестора, срок  и
очередность выплаты должником или инвестором  долга  кредиторам  и
условия ответственности инвестора за невыполнение принятых соглас-
но плану санации обязательств.
    План санации принимается на заседании комитета кредиторов, ко-
торый созывается управляющим санацией в  четырехмесячный  срок  со
дня вынесения постановления о санации.  План  считается  принятым,
если его  поддержало более половины  членов  комитета  кредиторов.
Если в имуществе предприятия должника доля государственной  собст-
венности  превышает 50 процентов, то план санации должен предвари-
тельно согласовываться с органом, уполномоченным  управлять  госу-
дарственным имуществом.
    За 15 дней до окончания санации, а также при наличии оснований
для досрочного прекращения санации,  управляющий  санацией  обязан
представить комитету кредиторов письменный отчет,  который  должен
содержать следующую информацию:
    - баланс должника на последнюю отчетную дату;
    - счет прибылей и убытков должника;
    - сведения о наличии у должника денежных средств, которые  мо-
гут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов  долж-
ника;
    -  сведения  о  дебиторской  задолженности  должника  на  дату
представления отчета и о нереализованных правах требования должни-
ка;
    - другие сведения о возможностях погашения  оставшейся  креди-
торской задолженности.
    Одновременно с отчетом управляющий  санацией  вносит  одно  из
предложений:
    - о принятии решения о досрочном прекращении процедуры санации
в связи с восстановлением платежеспособности должника;
    - о заключении мирового соглашения;
    - об обращении в арбитражный суд с ходатайством о  продолжении
процедуры санации;
    - об обращении в арбитражный суд с  ходатайством  о  признании
должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры.
    По результатам рассмотрения отчета управляющего санацией и его
предложений комитет  кредиторов  принимает  решение  о  дальнейшей
судьбе должника.  Отчет управляющего санацией,  протокол  собрания
кредиторов, а также реестр требований и жалоб кредиторов  рассмат-
риваются на заседании арбитражного суда.
    Если собрание кредиторов приняло решение  о  выполнении  плана
санации и окончании санации или об обращении в арбитражный  суд  с
ходатайством о прекращении санации в связи с восстановлением  пла-
тежеспособности, отчет управляющего санацией подлежит  утверждению
арбитражным судом.
    Если же признаки  восстановления  платежеспособности  должника
отсутствуют или если  жалобы кредиторов, голосовавших против  (или
не принимавших участия в голосовании) принятого собранием кредито-
ров решения являются обоснованными, арбитражный суд  отказывает  в
утверждении отчета управляющего санацией.
    Утверждение отчета управляющего санацией  является  основанием
для вынесения арбитражным судом постановления о прекращении произ-
водства по делу о банкротстве.
    Права, обязанности, а также ответственность управляющего сана-
цией представлены в следующей таблице:

|----------------------------------------------------------------|
|                       Управляющий санацией                     |
|----------------|-----------------------------|-----------------|
|     Права      |         Обязанности         | Ответственность |
|----------------|-----------------------------|-----------------|
|Самостоятельно  |Принимать в хозяйственное    |В случае неиспол-|
|распоряжаться   |ведение имущество должника   |нения или ненад- |
|имуществом      |и организовывать проведение  |лежащего исполне-|
|должника с      |его инвентаризации;          |ния управляющим  |
|учетом ограни-  |открывать специальный счет   |санацией своих   |
|чений, предус-  |для проведения санации и     |обязанностей,    |
|мотренных За-   |расчетов с кредиторами;      |комитет кредито- |
|коном № 784;    |разрабатывать и представ-    |ров выносит реше-|
|заключать от    |лять на утверждение коми-    |ние, на основании|
|имени должника  |тета кредиторов план         |которого арбит-  |
|мировое согла-  |санации должника, согласо-   |ражный суд осво- |
|шение и другие  |ванный с должником, органом, |бождает управляю-|
|гражданско-     |уполномоченным управлять     |щего санацией от |
|правовые сог-   |имуществом должника;         |его полномочий   |
|лашения; отка-  |организовывать ведение бух-  |                 |
|зываться от     |галтерского и статистического|                 |
|выполнения до-  |учета и финансовой отчетнос- |                 |
|говоров долж-   |ти;                          |                 |
|ника в случаях, |осуществлять меры по взыс-   |                 |
|предусмотрен-   |канию дебиторской задолжен-  |                 |
|ных Законом     |ности перед должником;       |                 |
|№ 784           |рассматривать требования кре-|                 |
|                |диторов в отношении обяза-   |                 |
|                |тельств должника, возникших  |                 |
|                |после возбуждения дела о     |                 |
|                |банкротстве в процедуре рас- |                 |
|                |поряжения имуществом должника|                 |
|                |и санации;                   |                 |
|                |заявлять в установленном по- |                 |
|                |рядке возражения в отношении |                 |
|                |заявленных к должнику требо- |                 |
|                |ваний кредиторов, указанных  |                 |
|                |в предыдущем подпункте;      |                 |
|                |отчитываться перед комитетом |                 |
|                |кредиторов в отношении после-|                 |
|                |довательной реализации плана |                 |
|                |санации; сообщать в десяти-  |                 |
|                |дневный срок со дня вынесения|                 |
|                |арбитражным удом соответст-  |                 |
|                |вующего определения госу-    |                 |
|                |дарственному органу по воп-  |                 |
|                |росам банкротства о своем    |                 |
|                |назначении, утверждении ми-  |                 |
|                |рового соглашения, окончании |                 |
|                |выполнения плана санации,    |                 |
|                |освобождении от обязанностей;|                 |
|                |осуществлять другие полномо- |                 |
|                |чия, предусмотренные Законом |                 |
|                |№ 784                        |                 |
|----------------|-----------------------------|-----------------|

    Ликвидатор

    Если восстановить платежеспособность должника невозможно,  ар-
битражный суд принимает постановление о признании должника банкро-
том, которым, в частности,  назначается  ликвидатор,  и  открывает
ликвидационную процедуру.
    По ходатайству ликвидатора, согласованному с комитетом  креди-
торов, арбитражный суд назначает членов ликвидационной комиссии.
    В состав ликвидационной комиссии включаются представители кре-
диторов, финансовых  органов, а в  случае  необходимости  -  также
представители государственного органа по делам надзора за  страхо-
вой деятельностью, Антимонопольного комитета  Украины,  государст-
венного  органа по вопросам банкротства, если  банкротом  признано
государственное  предприятие,  и  представитель  органов  местного
самоуправления.
    Со дня назначения ликвидатора к нему переходят права руководи-
теля (органов управления) юридического лица - банкрота, в связи  с
чем в  течение трех дней органы управления банкрота обязаны  пере-
дать ликвидатору печати, штампы, материальные  и  другие  ценности
банкрота.
    В пятидневный срок со дня  принятия постановления  о признании
должника банкротом ликвидатором осуществляется опубликование  све-
дений  о признании должника банкротом  и  открытии  ликвидационной
процедуры в официальных печатных органах за счет банкрота.
    Действия ликвидатора (ликвидационной комиссии) могут быть  об-
жалованы в арбитражном суде следующими лицами:
    - владельцем имущества (органом, уполномоченным управлять иму-
ществом) банкрота;
    - лицом, отвечающим по обязательствам банкрота;
    - каждым кредитором отдельно или комитетом кредиторов;
    - лицом, которое, ссылаясь на свои права владельца или на дру-
гое основание, предусмотренное законом или  договором,  оспаривает
правомерность отнесения имущественных активов или средств к ликви-
дационной массе.
    В состав ликвидационной массы включаются все виды  имуществен-
ных  активов (имущество и имущественные права) банкрота, принадле-
жащие ему на правах собственности или полного хозяйственного веде-
ния на дату открытия ликвидационной  процедуры  и  обнаруженные  в
ходе ликвидационной  процедуры, за исключением объектов государст-
венного жилищного фонда, в том числе общежитии, детских дошкольных
заведений и объектов коммунальной инфраструктуры, которые в случае
банкротства предприятия передаются в порядке, установленном  зако-
нодательством, в коммунальную собственность соответствующих терри-
ториальных  общин  без  дополнительных  условий  и финансируются в
установленном порядке.
    После проведения инвентаризации и оценки  имущества  банкрота,
ликвидатор начинает продажу имущества.  Порядок продажи имущества,
состав, условия и сроки его приобретения согласовываются с комите-
том кредиторов. Имущество  банкрота продается на основании догово-
ров купли-продажи, которые заключаются между покупателем и  ликви-
датором.
    Не реже одного раза в месяц ликвидатор  представляет  комитету
кредиторов отчет о своей  деятельности,  информацию  о  финансовом
состоянии и имуществе должника  на  день  открытия  ликвидационной
процедуры и при проведении ликвидационной процедуры, использовании
средств должника, а также другую информацию по требованию кредито-
ров.
    Средства от продажи имущества банкрота направляются  на  удов-
летворение требований кредиторов в порядке и очередности,  опреде-
ленных в статье 31 Закона № 784.
    Требования, неудовлетворенные за  недостаточностью  имущества,
считаются погашенными.
    После  завершения  всех  расчетов  с  кредиторами   ликвидатор
представляет в арбитражный суд отчет и  ликвидационный  баланс,  к
которому прилагаются:
    - показатели обнаруженной ликвидационной массы (данные ее  ин-
вентаризации);
    - сведения о реализации объектов ликвидационной массы со ссыл-
кой на заключенные договоры купли-продажи;
    - копии договоров купли-продажи и акты  приемки-передачи  иму-
щества;
    - реестр требований кредиторов с данными о размерах погашенных
требований кредиторов;
    - документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
    Арбитражный суд после заслушивания отчета ликвидатора и мнения
членов комитета кредиторов или отдельных кредиторов выносит поста-
новление об утверждении отчета ликвидатора и  ликвидационного  ба-
ланса.
    Ликвидатор сообщает государственному органу по вопросам  банк-
ротства о завершении ликвидационной процедуры.
    Если по результатам процедуры ликвидации после  удовлетворения
требований кредиторов имущества банкрота не осталось, то арбитраж-
ный суд выносит постановление о  ликвидации  юридического  лица  -
банкрота.
    Если имущества банкрота хватило для удовлетворения всех требо-
ваний кредиторов, он считается не имеющим долгов и  может  продол-
жать свою предпринимательскую деятельность.  Арбитражный суд может
вынести постановление о ликвидации такого юридического лица только
в  случае,  если  у  него  осталось  имущественных активов меньше,
чем требуется для его функционирования в соответствии с  законода-
тельством.

|----------------------------------------------------------------|
|                         Ликвидатор                             |
|----------------------------------|------|----------------------|
|          Полномочия              | Права|    Ответственность   |
|----------------------------------|------|----------------------|
|Принимает в свое ведение имущество|Со дня|В случае невыполнения |
|должника, принимает меры по обес- |назна-|или ненадлежащего     |
|печению его сохранения;           |чения |выполнения ликвидато- |
|выполняет функции по управлению и |к лик-|ром своих обязаннос-  |
|распоряжению имуществом банкрота; |вида- |тей арбитражный суд по|
|осуществляет инвентаризацию и     |тору  |ходатайству комитета  |
|оценку имущества банкрота;        |пере- |кредиторов может      |
|анализирует финансовое состояние  |ходят |прекратить полномочия |
|банкрота;                         |все   |ликвидатора. Если     |
|выполняет полномочия руководителя |права |арбитражный суд пришел|
|(органов управления) банкрота;    |руко- |к заключению, что     |
|возглавляетликвидационную комиссию|води- |ликвидатор не выявил  |
|и формируетликвидационную массу;  |теля  |или не реализовал все |
|предъявляет к третьим лицам требо-|банк- |имеющиеся имуществен- |
|вания по возврату дебиторской     |рота  |ные активы ликвида-   |
|задолженности банкроту;           |      |ционной массы, необ-  |
|имеет право получать кредит для   |      |ходимые для полного   |
|выплаты выходного пособия работ-  |      |удовлетворения кре-   |
|никам, увольняемым вследствие     |      |диторов, он выносит   |
|ликвидации банкрота, который      |      |определение о назна-  |
|возмещается в первую очередь в    |      |чении нового ликвида- |
|соответствии со ст. 31 Закона     |      |тора                  |
|№ 784 за счет средств, полученных |      |                      |
|от продажи имущества банкрота;    |      |                      |
|со дня признания должника банкро- |      |                      |
|том и открытия ликвидационной     |      |                      |
|процедуры сообщает работникам     |      |                      |
|банкрота об увольнении и осу-     |      |                      |
|ществляет его в соответствии с    |      |                      |
|законодательством Украины о труде.|      |                      |
|Выплата выходного пособия уволен- |      |                      |
|ным работникам банкрота осуществ- |      |                      |
|ляется ликвидатором в первую оче- |      |                      |
|редь за счет средств, полученных  |      |                      |
|от продажи имущества банкрота,    |      |                      |
|или полученного для этой цели     |      |                      |
|кредита; заявляет в установленном |      |                      |
|порядке возражения по заявленным  |      |                      |
|к должнику требованиям кредиторов;|      |                      |
|заявляет об отказе от выполнения  |      |                      |
|договоров банкрота в порядке,     |      |                      |
|установленном Законом № 784;      |      |                      |
|принимает меры, направленные на   |      |                      |
|поиск, выявление и возврат иму-   |      |                      |
|щества банкрота, находящегося у   |      |                      |
|третьих лиц;                      |      |                      |
|передает в установленном порядке  |      |                      |
|на хранение документы банкрота,   |      |                      |
|которые в соответствии с норма-   |      |                      |
|тивно-правовыми документами       |      |                      |
|подлежат обязательному хранению;  |      |                      |
|реализует имущество банкрота для  |      |                      |
|удовлетворения требований, вклю-  |      |                      |
|ченных в реестр требований кре-   |      |                      |
|диторов, в порядке, предусмот-    |      |                      |
|ренном Законом № 784;             |      |                      |
|сообщает о своем назначении       |      |                      |
|государственному органу по воп-   |      |                      |
|росам банкротства в десятидневный |      |                      |
|срок со дня принятия решения ар-  |      |                      |
|битражным судом и предоставляет   |      |                      |
|государственному органу по вопро- |      |                      |
|сам банкротства информацию для    |      |                      |
|ведения единой базы данных по     |      |                      |
|предприятиям-банкротам;           |      |                      |
|осуществляет другие полномочия,   |      |                      |
|предусмотренные Законом № 784     |      |                      |
|----------------------------------|------|----------------------|

    Мировое соглашение

    На любой стадии производства по делу о банкротстве может  быть
заключено мировое соглашение, т. е. договоренность между должником
и  кредитором (группой кредиторов) об отсрочке и  (или)  рассрочке
платежей или прекращении обязательства по соглашению сторон.
    Решение о заключении мирового соглашения  может  быть  принято
большинством голосов членов комитета кредиторов при  условии,  что
все кредиторы, требования  которых  обеспечены  залогом,  изъявили
письменное согласие.
    Решение о заключении мирового соглашения принимается от  имени
должника руководителем должника или арбитражным  управляющим  (уп-
равляющим санацией, ликвидатором),  которые  выполняют  полномочия
органов управления и руководителя должника и подписывают  его.  От
имени кредиторов мировое соглашение подписывает председатель коми-
тета кредиторов.
    Арбитражный управляющий в течение пяти дней со дня  заключения
мирового соглашения должен подать в арбитражный суд  заявление  об
утверждении мирового соглашения.
    К заявлению об утверждении мирового соглашения прилагаются:
    - текст мирового соглашения;
    - протокол заседания комитета кредиторов, на котором было при-
нято решение о заключении мирового соглашения;
    - список кредиторов с указанием почтового адреса, номера  (ко-
да), идентифицирующего налогоплательщика, и суммы задолженности;
    - обязательство должника относительно возмещения  всех  расхо-
дов, возмещение которых предусмотрено в  первую  очередь  в  соот-
ветствии со ст. 31 Закона  №  784,  кроме  требований  кредиторов,
обеспеченных залогом;
    - письменные возражения кредиторов, не принимавших  участия  в
голосовании о заключении мирового соглашения  или  проголосовавших
против заключения мирового соглашения, при их наличии.
    Следует отметить, что в статью 36 Закона №  784,  регулирующую
условия  заключения мирового соглашения, с 01.04.2001  г.  внесены
изменения.  Так, если условия мирового соглашения  предусматривают
рассрочку или отсрочку, или прощение (списание) долгов или их час-
ти, орган взыскания обязан  согласиться  на  удовлетворение  части
требований по налогам, сборам (обязательным платежам) на  условиях
такого мирового соглашения с целью обеспечения восстановления пла-
тежеспособности предприятия.  При этом налоговый долг, возникший в
срок, предшествующий трем (ранее - двум) полным календарным  годам
до дня подачи заявления о возбуждении дела о банкротстве в  арбит-
ражный суд, признается безнадежным и списывается, а налоговые обя-
зательства или налоговый долг, возникший в  срок  в  течение  трех
последних календарных лет перед днем подачи заявления о  возбужде-
нии дела о банкротстве в арбитражный суд, рассрочиваются (отсрочи-
ваются) или списываются на условиях мирового  соглашения  (в  нас-
тоящий момент предусматривается рассрочка до шести лет).
    Арбитражный суд может отказать в утверждении мирового соглаше-
ния (это может произойти в случае, если условия мирового  соглаше-
ния  противоречат  законодательству,  а также  в случае  нарушения
порядка заключения мирового соглашения),  о  чем  выносится  соот-
ветствующее постановление.
    Если арбитражный суд утверждает мировое соглашение, то со  дня
его утверждения должник приступает к погашению требований кредито-
ров согласно условиям мирового соглашения.  С этого же дня прекра-
щаются полномочия арбитражного управляющего.
    В заключение отметим, что в  развитие  Закона  № 784  приказом
Агентства по вопросам банкротства от 06.11.99 г. № 96 ( z0835-99 )
было принято Положение о порядке  формирования  и  ведения  единой
базы  данных о предприятиях, в отношении которых возбуждено произ-
водство по делу о банкротстве.  В соответствии с  этим  Положением
такую базу данных ведет Агентство по вопросам банкротства.
    Внедрение единой базы данных способствует  проведению  монито-
ринга процесса восстановления платежеспособности субъекта предпри-
нимательской деятельности - должника или признания его  банкротом,
оперативности и объективности доведения первичной и  аналитической
информации до сведения органов исполнительной власти,  арбитражных
судов, органов местного самоуправления, общественных  организаций,
средств массовой информации, населения Украины.



    {1} Говоря об  ответственности  арбитражного  управляющего  на
стадии  ликвидации  предприятия,  нельзя  не  упомянуть  о  Законе
Украины от 05.04.2001 г. № 2372-III ( 2372-14 ) (см.  стр. 6  нас-
тоящей газеты), который устанавливает  административные  штрафы за  
ведение бухгалтерского учета и представление финансовой отчетности 
с нарушением установленного порядка, включая  нарушения при оценке 
имущества и обязательств юридического лица.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 38/01, стр. 37
[10.05.2001]
Д. Kостюк
экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------