ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ Л И С Т N 7224/7/17-0517 від 31.05.2001 Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела <...>, письмо и по вопросу обложения подоходным налогом с граждан стоимости благотворительной помощи, которая предоставляется <...> и порядка уведомления налоговых органов о суммах выплаченной благотворительной помощи ее приобретателям по установленной форме (ф. N 2) сообщает следующее. Законом Украины, принятым Верховной Радой Украины 7 декабря 2000 года N 2136 ( 2136-14 ) "О внесении изменений в Декрет Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан" относительно налогообложения благотворительной помощи" (далее - Закон), который вступил в силу со дня опубликования (опубликован 18.01.2001 г. в газете "Урядовый курьер" N 9), подпункт "і" пункта 1 статьи 5 упомянутого Декрета ( 13-92 ) изложен в новой редакции, в связи с чем в совокупный налогооблагаемый доход, полученный гражданами в период, за который осуществляется обложение подоходным налогом с граждан, не включается стоимость целевой и нецелевой благотворительной, в том числе гуманитарной помощи (далее - благотворительная помощь), которая поступает в виде денежных средств или имущества (безвозмездно выполненной работы, предоставленной услуги) в пользу лиц при установленных этим подпунктом условиях от благотворительных организаций, определенных этим же подпунктом. В частности, в совокупный налогооблагаемый доход граждан не включается целевая благотворительная помощь на общую сумму (стоимость) ее предоставления для возмещения расходов приобретателя благотворительной помощи на оплату стоимости лечения (с учетом указанных в этой части ограничений), в том числе на приобретение лекарств, донорских компонентов, протезно-ортопедических приспособлений, возмещение расходов на питание и устройство на ночлег лиц, не имеющих жилья, в учреждениях, которые предоставляют такие услуги, возмещение расходов на содержание и социальную адаптацию инвалидов и престарелых граждан в учреждениях, предназначенных для такого содержания и социальной адаптации. Под термином "возмещение расходов" следует понимать осуществление благотворительной организацией оплаты (предоставление других видов компенсаций) стоимости товаров (работ, услуг) в пользу лиц, непосредственно предоставляющих такие товары (работы, услуги) приобретателям благотворительной помощи в указанных случаях. Такое возмещение расходов может осуществляться как за счет денежных средств (имущества) такой благотворительной организации, так и за счет денежных средств (имущества), поступивших в такую благотворительную организацию в пользу отдельного приобретателя благотворительной помощи. При этом использование денежных средств (имущества), которые поступили в благотворительную организацию в пользу отдельного приобретателя благотворительной помощи, на другие потребности не разрешается. При предоставлении целевой благотворительной помощи не предусмотрено представление благотворительными организациями в налоговые органы сведений (по ф. N 2) о стоимости полученной благотворительной помощи ее приобретателями. Кроме того, в совокупный налогооблагаемый доход граждан - приобретателей благотворительной помощи в периоде, за который осуществляется обложение подоходным налогом, не включается также нецелевая благотворительная помощь, предоставляемая ее приобретателям, которые имеют доходы ниже официально установленного месячного уровня прожиточного минимума в расчете на каждого приобретателя и являются: безработными, пенсионерами, лицами из многодетных семей, инвалидами, лицами, признанными недееспособными, детьми-сиротами, лицами, получающими жилищные субсидии, лицами, которые имеют статус беженцев или являются лицами из числа депортированных народов, в размерах, не превышающих размер прожиточного минимума (с учетом их дохода из других источников) за соответствующий месяц. При получении такой нецелевой благотворительной помощи приобретатель должен подать в благотворительную организацию заявление с указанием суммы своего дохода за соответствующий месяц (кроме безработных, пенсионеров и детей-сирот, которые получают доходы из одного источника или их не получают), а благотворительная организация должна выслать в налоговый орган по месту налоговой регистрации приобретателя справку о сумме предоставленной благотворительной помощи в порядке, определенном Декретом ( 13-92 ) о подоходном налоге с граждан. В случае если по результатам налогового года общая сумма нецелевой благотворительной помощи, предоставленной ее приобретателю (с учетом доходов из других источников), не будет превышать сумму дохода, которая равна уровню прожиточного минимума, рассчитанного за 12 месяцев такого налогового года (3972 грн. = 331 грн. (прожиточный минимум на месяц) х 12 месяцев), она не будет включаться в совокупный налогооблагаемый доход такого приобретателя по результатам налогового года. При превышении предельной суммы получения нецелевой благотворительной помощи ответственным за своевременное внесение налога в бюджет является приобретатель такой помощи, а благотворительные организации, которые выплачивали нецелевую благотворительную помощь, должны выслать в налоговый орган по месту жительства приобретателя, если указанная помощь предоставлялась не по месту основной работы, сведения по ф. N 2, как установлено Декретам Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года N 13-92 ( 13-92 ) "О подоходном налоге с граждан", с соответствующими изменениями и дополнениями (ст. 12, 19 Декрета). Законом Украины от 21 декабря 2000 года N 2181-III ( 2181-14 ) "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" внесены изменения в упомянутый Декрет ( 13-92 ), в соответствии с которыми значительно упрощается порядок представления указанных сведений в налоговые органы. Сведения о предоставленной гражданам нецелевой благотворительной помощи (ф. N 2) в соответствии с этими изменениями высылаются в налоговые органы в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца (пп. 4.1.4-а , п. 4.1, ст. 4 Закона ( 2136-14 ). Если у предприятия, учреждения, организации, в том числе благотворительной, или у физического лица - субъекта предпринимательской деятельности возникает необходимость представления в одну налоговую инспекцию сведений по форме N 2 сразу на нескольких граждан, не будет считаться нарушением представление сводных сведений на всех граждан сразу с сохранением реквизитов, содержащихся в форме N 2, и идентификационных номеров граждан. Что касается представления гражданами, в том числе приобретателями нецелевой благотворительной помощи, деклараций о доходах, то, учитывая, что приобретатель такой помощи сам несет ответственность за уплату налога в бюджет, он обязан представить в налоговый орган по месту своего жительства годовую декларацию о доходах в порядке, установленном Декретом ( 13-92 ) о подоходном налоге с граждан (ст. 12, 19). Государственным налоговым органам, в том числе Государственной налоговой администрации Украины, действующим законодательством не предоставлено право принимать решения, которые противоречат нормам, установленным действующим законодательством, в частности Декретом ( 13-92 ) о подоходном налоге с граждан, относительно неуведомления налоговых органов о выплаченной гражданам нецелевой благотворительной помощи или относительно непредставления приобретателями нецелевой благотворительной помощи деклараций о полученных в течение отчетного года доходах. Решение о непредставлении при соответствующих условиях гражданами деклараций о доходах принималось в течение последних двух лет Кабинетом Министров Украины. Заместитель председателя Г.Бондаренко "Баланс", N 30 (363), 24 липня 2001 р.