Уставный фонд предприятия

            Некоторые юридические и налоговые аспекты

     Как показывает арбитражная практика и практика налоговых
  проверок хозяйственные операции, связанные с уставным фондом и
корпоративными правами, вызывают трудности у предприятий. Допущен-
ные ошибки ведут к нарушениям налогового законодательства и приме-
                      нению штрафных санкций.

------------------------------------------------------------------

    Что такое уставный фонд?  (Юридический и бухгалтерский аспект)

    Общее понятие "уставный  фонд"  еще  недостаточно  разработано
юридической наукой и законодательством.  Единственное  и  наиболее
полное законодательное  определение понятия "уставный фонд"  можно
найти в п. 65  Положения  об  организации  бухгалтерского  учета и
отчетности  в  Украине,  утв.  постановлением  Кабинета  Министров
Украины от 03.04.93 № 250 ( 250-93-п ) - совокупность  вкладов  (в
денежном выражении) участников  (собственников)  в  имуществе  при
создании предприятия для обеспечения его деятельности в  размерах,
определенных учредительными документами (данный  нормативно-право-
вой документ утратил силу 28.02.2000). Характерно, что такое опре-
деление уставного фонда совпадает с определением, разработанным  и
юридической наукой.
    Современный бухгалтерский учет  вообще отказывается от понятия
"уставный фонд" заменяя  его на понятие "уставный капитал" - п. 37
Положения (стандарта) бухгалтерского учета 2 "Баланс", утв. прика-
зом Минфина Украины от 31.03.99 № 87 ( z0396-99 ).  Здесь уставный
капитал рассматривается, как зафиксированная в учредительных доку-
ментах общая стоимость активов, являющихся  взносом  собственников
(участников) в капитал предприятия.  Предприятия, для  которых  не
предусмотрена фиксированная сумма уставного капитала, отражают  по
данной статье сумму фактического взноса собственников  в  уставный
капитал предприятия. Далее упоминания об уставном капитале (фонде)
можно найти в Положении (стандарте) бухгалтерского учета 5  "Отчет
о собственном капитале" ( z0399-99 ), утв. приказом Минфина Украи-
ны от 31.03.99 № 87.  А п. 1.8 ст. 1 Закона Украины "О налогообло-
жении прибыли предприятий" ( 283/97-ВР )  (в редакции от 22.05.97)
фактически  отождествляет  понятия  "уставный капитал" и "уставный
фонд". Если же обобщить действующее налоговое законодательство, то
можно прийти к выводу,  что понятие "уставный фонд"  здесь  непос-
редственно связывается с понятием "корпоративные права".  Согласно
п. 1.8 ст. 1 Закона "О налогообложении прибыли предприятий" (в ре-
дакции от 02.03.2000) - корпоративные права - это право  собствен-
ности на долю (пай) в уставном фонде (капитале) юридического лица,
в том числе право на управление, получение  соответствующей  части
прибыли такого юридического лица, а также получение активов в слу-
чае ее ликвидации, независимо от формы создания такого юридическо-
го лица.
    По мнению большинства авторов, уставному фонду  присущи  такие
основные функции - гарантийная и стабилизационная, и такие призна-
ки, как относительное постоянство и определенность {1}.  Так, вне-
сенное в оплату акций имущество (денежные средства) составляют ма-
териальную базу для начала деятельности акционерного общества  при
его возникновении.  Гарантийная функция уставного  "фонда  опреде-
ляется его минимальными размерами, установленными действующим  за-
конодательством {2}.

    Нужен ли предприятию уставный фонд?

    Формирование уставного фонда является важным,  а  в  некоторых
случаях и необходимым этапом создания  предприятия.  Все  ли  виды
предприятий должны иметь уставный фонд? Данный вопрос можно  сфор-
мулировать по другому: "Обязательно ли при  создании  предприятия,
во всяком случае на момент государственной регистрации,  обеспечи-
вать его каким-либо имуществом? Данная проблема имеет сугубо прак-
тический налоговый аспект.  Так, согласно пп. 3.2.8  п. 3.2  ст. 3
Закона Украины от 03.04.97 № 168/97-ВР  "О  налоге  на  добавленую
стоимость" (далее - Закон об НДС) не являются  объектом  обложения
НДС - передача основных фондов в качестве взноса в  уставный  фонд
юридического лица для формирования его  целостного  имущественного
комплекса в обмен на корпоративные права, а также возврат "предва-
рительно внесенных в уставный фонд основных фондов.  Речь  идет  о
взносе именно в уставный фонд, как необходимом условии  применения
данной нормы Закона об НДС.
    Если же обратиться  к  пп. 1.28.2  п. 1.28  ст. 1.1  пп. 4.2.5
п. 4.2. ст. 4 Закона Украины от 22.05.97  № 283/97-ВР "О налогооб-
ложении прибыли предприятий", то здесь предусмотрено, что передача
в уставный фонд предприятия TMЦ является прямой инвестицией  и  не
включается в валовой доход предприятия, получившего такую инвести-
цию.  Более подробно это разъяснено в  письме ГНАУ  от  10.11.2000
№ 6235/6/15-1116 ( v6235225-00 ).  Таким образом,  и здесь наличие
уставного фонда имеет существенное значение для  расчета налога на
прибыль.
    Для некоторых организационно-правовых форм обязательность  ус-
тавного фонда прямо предусмотрена  действующим  законодательством.
Это прежде всего Закон Украины от 19.09.91  № 1576-XII ( 1576-12 )
"О  хозяйственных  обществах"  -  ст. 24  (акционерные  общества),
ст. 50 (общества с ограниченной ответственностью), ст. 65 (общест-
ва  с  дополнительной  ответственностью).  Для других  видов пред-
приятий таких  прямых указаний об обязательности уставного фонда в
действующем законодательстве нет.  Так, в коллективных  сельскохо-
зяйственных  предприятиях  (КСП)  предусмотрено  создание  паевого
фонда, который  однако не является аналогом уставного фонда (ст. 9
Закона Украины от 14.02.92 № 2114-XII ( 2114-12 ) "О коллективном сельскохозяйственном предприятии").
    Вышеизложенное впрочем не означает, что учредитель при  созда-
нии любого другого предприятия (частное,  государственное,  комму-
нальное и т.п.) не может принять решение о формировании его устав-
ного фонда,  т.е. об обеспечении  нового предприятия  определенным
"стартовым" капиталом.  Подобное не запрещено действующим  законо-
дательством.  Возможность создания уставного фонда на предприятиях
всех организационно-правовых форм (а не только тех, где это  прямо
предусмотрено Законом) установлена и п. 1.8 ст. 1 Закона "О  нало-
гообложении  прибыли  предприятий".  С другой  стороны,  некоторые
авторы  научных  публикаций  считают, что создание предприятия без
уставного фонда вообще невозможно.
    Если же взять бухгалтерский аспект этой проблемы, то фактичес-
ки любое предприятие в момент создания  всегда имеет  определенное
имущественное право - право на размещение (аренду)  в определенном
помещении без  чего  невозможна государственная  регистрация.  Это
имущественное  право  (нематериальный актив, оцененный в деньгах -
Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8  "Нематериальные акти-
вы",  утв.  приказом Министерства  финансов  Украины  от  18.10.99
№ 242  ( z0750-99 ))  может  рассматриваться,  как  первоначальный
вклад  учредителя  в  уставный  фонд своего  предприятия при любом
подходе  к  проблеме формирования уставного фонда  в  момент госу-
дарственной регистрации.  Это может быть ответом  тем  чиновникам,
которые  отказывают в регистрации предприятий с "нулевым "уставным
фондом", например, частных.  Следует учесть и такой  важный юриди-
ческий аспект этой проблемы.  Если учредитель решает наделить свое
предприятие уставным фондом в момент его создания, то это  следует
отразить в учредительных документах (устав, учредительный договор,
положение о предприятии и т.д.), т.е. здесь фиксируется  сам  факт
наличия уставного фонда и его размер. В противном случае возникнет
проблема с корпоративными правами, их передачей и последующим  на-
логообложением (по смыслу п. 1.8 ст. 1 Закона  "О  налогообложении
прибыли предприятий" корпоративные права  существуют  только  там,
где есть уставный фонд).  При отсутствии на предприятии  уставного
фонда и, соответственно, корпоративных прав передача имущества та-
кому предприятию будет облагаться  налогом  на  общих  основаниях.
Так, районная ГНИ  г. Киева применила к предприятию санкции за за-
нижение налога на прибыль.  Уставный фонд данного  предприятия  не
был оформлен надлежащим образом и в  уставе  даже  не  упоминался.
Взнос "на пополнение уставного фонда" был налоговиками  квалифици-
рован, как получение дохода - получение товаров без оплаты. Арбит-
ражный суд г. Киева согласился с такой позицией ГНИ.

    Как сформировать уставный фонд?

    Конкретные требования к формированию  уставного  фонда  и  его
размерам  установлены только в Законе "О хозяйственных  обществах"
( 1576-12 ) и применимы к акционерным обществам, обществам с огра-
ниченной ответственностью и обществам с дополнительной ответствен-
ностью. Так, ст. 13 предусмотрено, что вкладами могут быть здания,
сооружения, оборудование, другие ТМЦ, ценные бумаги, право пользо-
вавния  землей,  зданиями,  другие  имущественные права,  денежные
средства.  При формировании  уставного  фонда  предприятий  других
организационно-правовых  форм (частные, коллективные и т.д.) может
быть применена  аналогия закона, т.к. данные  отношения  законода-
тельством прямо не регулируются. Речь идет о применении вышеупомя-
нутой ст. 13 Закона "О хозяйственных обществах", например, к част-
ным (собственность одного лица) или государственным предприятиям.
    Что же касается  налогообложения  передачи  права  пользования
нематериальными  активами  в  уставный  фонд  в  обмен на корпора-
тивные права, то  здесь  следует  руководствоваться  письмом  ГНАУ
№ 8367/7/15-1117 ( v8367225-00 )  от  15.06.2000.  Так,  получение
предприятием права пользования  программным  продуктом  рассматри-
вается, как прямая инвестиция и соответственно не включается в ва-
ловой доход данного предприятия.  Не включаются в доход учредителя
и полученные взамен корпоративные права.
    Важной является проблема оценки вкладов (взносов)  в  уставный
фонд предприятия. Если  речь  идет  о хозяйственных обществах (ак-
ционерное, общество с ограниченной ответственностью), то  согласно
ст. 13 Закона "О хозяйственных обществах" порядок  оценки  вкладов
устанавливается в учредительных документах этих хозяйственных  об-
ществ.  Иное может быть предусмотрено  законодательством  Украины.
Таким образом,  в  данном  случае  фактически сами учредители  хо-
зяйственных  обществ могут определять критерии, по  которым  будет
производиться оценка их вкладов (договорная оценка). Главное чтобы
это было оформлено соответствующим актом оценки и  приема-передачи
в уставный фонд (возможен и иной документ,  главное - документаль-
ное оформление данной хозяйственной  операции).  Понятно,  что она
может отличать от балансовой или рыночной. Кстати,  согласно новой
редакции  ст. 52  Закона  "О  хозяйственных  обществах" банковское
подтверждение взносов в уставный фонд требуется только по денежным
средствам (Закон от 21.09.2000 № 1987-ХII ( 1987-12 )).
    Что  же  касается  порядка  оценки  взносов  в  уставный  фонд
предприятии других  организационно-правовых форм, то данный вопрос
вообще не регулируется действующим законодательством.

    Уставный фонд и передача права собственности

    Несмотря на внешнюю ясность этого вопроса на  практике  возни-
кают определенные трудности.  Так, ст. 12 Закона "О  хозяйственных
обществах"  определено, что хозяйственное общество является собст-
венником имущества, которое передано в собственность этого общест-
ва.  Соответственно возникает проблема с оформлением такой переда-
чи, особенно если это связано с регистрацией  права собственности,
например, на недвижимость или на автотранспорт. Встречаются ситуа-
ции,  когда стороны оформляют  акт  приема-передачи  определенного
имущества  в  уставный фонд создаваемого юридического лица, однако
оно  остается  на  балансе  учредителя, более  того, он продолжает
платить за него соответствующие налоги. Возникает вопрос - переда-
но ли данное  имущество  в  собственность хозяйственного общества,
т.е.  выполнил  ли  учредитель  свою  обязанность по  формированию
уставного фонда?  Если эта обязанность не выполнена в течение года
после регистрации общества с ограниченной ответственностью,  то  с
учредителя (участника) могут взыскать за время просрочки 10% годо-
вых с недовнесенных сумм (стоимости имущества).
    По общему правилу ст. 128  Гражданского кодекса Украины  право
собственности у приобретателя возникает с  момента  передачи  иму-
щества,  если  иное не предусмотрено  законом или договором.  Если
уставом или учредительным  договором  предусмотрена  передача иму-
щества в уставный фонд с передачей права  собственности,  то  акта
приема-передачи в данном случае достаточно. Если уставом или учре-
дительным договором этот вопрос вообще никак не решен, то  учреди-
тели должны предусмотреть переход права собственности в ином доку-
менте.  В противном случае возможна ситуация, когда один соучреди-
тель считает, что передал  свое  имущество  только  в  пользование
предприятию, а остальные соучредители - что имущество передано  им
в коллективную собственность.  Сразу оговоримся, что сама по  себе
передача "с баланса на баланс", как  бухгалтерская  операция  этой
проблемы не  решает.  При  отсутствии  оформления  передачи  права
собственности могут возникнуть проблемы с налогообложением, напри-
мер, при определении того, кто будет начислять амортизационные от-
числения.
    Если же речь идет об имуществе, которое подлежит  регистрации,
то здесь надо учесть следующее.  При передаче в уставный фонд нед-
вижимого имущества следует руководствоваться п. 4 Инструкции о по-
рядке государственной регистрации права собственности  на  объекты
недвижимого имущества, которое находится в собственности юридичес-
ких и физических  лиц,  утв.  приказом  Государственного  комитета
строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 09.06.98
№ 121 ( z0399-98 ).  Здесь предусмотрено, что соучредителям (граж-
дане, юридические лица),  которые внесли в уставный фонд предприя-
тия объект  недвижимости, должны получить у местных органов власти
соответствующее  свидетельство  на  право собственности.  Только в
этом случае  оформление передачи права собственности можно считать
завершенным.

{1} Вісник Вищого арбітражного суду України, 1/2000, стр. 145.
{2} "Право собственности в Украине", Киев - 1996 г., стр. 104.


------------------------------------------------------------------
"Налоговый, банковский, таможенный Консультант"
№29/01, стр. 10
[23.07.2001]
С. Казимиров, С. Теньков;  Директор правового центра  "Профконсал-
тинг", директор юридического департамента центра.
------------------------------------------------------------------