Туристическая деятельность: правовые аспекты,
                    бухгалтерский и налоговый учет

------------------------------------------------------------------

    С наступлением теплых солнечных дней многие  граждане  Украины
стаями потянуться к избранным местам отдыха и  загара.  Кто-то  на
море, кто-то в деревню, кто-то по туристической путевке - в общем,
подальше от городской суеты.
    Предлагаемая Вашему  вниманию консультация  посвящена деятель-
ности многочисленных  туристических фирм,  для работников  которых
наступила самая "горячая" пора.
    Надеемся,  что для правильной организации работы она (консуль-
тация) не будет лишней. Начнем с лицензирования.

    Лицензирование

    Лицензирование  туристической  деятельности  осуществляется  с
целью создания  равных возможностей  субъектам  туристической дея-
тельности на рынке туристических услуг  и  обеспечения защиты прав
и законных интересов государства и потребителей этих услуг, а так-
же повышения уровня туристического обслуживания.
    В соответствии с п.50 ст.9 Закона о лицензировании ( 1775-14 )
организация   иностранного,  внутреннего,  зарубежного  туризма  и
экскурсионная деятельность осуществляется на основании лицензии. В
соответствии  со  ст. 14 Закона о туризме ( 324/95-ВР ) субъектами
лицензирования являются:
    - туристические агентства;
    - бюро путешествий и экскурсий;
    - бюро по приему туристов;
    - туристические операторы;
    - гостиницы, мотели, кемпинги, туристические комплексы и базы;
    - другие юридические и физические лица, осуществляющие  турис-
тическую деятельность, предусмотренную  их  уставами  или  положе-
ниями.
    Нормативно-правовым актом,  устанавливающим  квалификационные,
организационные, технологические и другие требования к осуществле-
нию хозяйственной деятельности по организации иностранного,  внут-
реннего, зарубежного туризма и экскурсионной деятельности, являют-
ся Лицензионные условия.
    Согласно ст. 13 Закона о лицензировании на территории  Украины
органы лицензирования выдают бланки лицензий единого образца.
    Ранее выданные лицензии действуют до окончания  установленного
в них срока,  а бланки  этих лицензий  подлежат замене  на  бланки
лицензий единого образца в течение одного года со дня вступления в
силу Закона о лицензировании в установленном порядке.
    Согласно пп. 2.3.4 п. 2.3 р. 2  Лицензионных  условий  субъект
туристической деятельности на видном для туриста месте должен раз-
местить следующие документы:
    - копию лицензии;
    - копию свидетельства о государственной регистрации;
    - сведения о работниках  субъекта  туристической  деятельности
(фамилия, имя, отчество руководителя,  его  заместителя,  главного
бухгалтера, менеджеров);
    - книгу отзывов и предложений граждан;
    - Лицензионные условия;
    - список номеров своих телефонов и факсов.
    Общие  требования  к  заключению  договоров  о  предоставлении
туристических  услуг изложены  в  ст. 6 Лицензионных условий.  Все
договоры на оказание туристических услуг  заключаются в письменной
форме на украинском языке.  Договоры  с иностранными партнерами (и
приложения к ним),  заключенные на иностранном  языке, должны быть
переведены на украинский язык.
    При реализации тура через турагента к заключенному  соглашению
туроператор прилагает разработанные им программы и калькуляции  на
каждый тур.
    Субъекты туристической деятельности при организации внутренне-
го и зарубежного туризма обязаны заключать с  туристом  договор  в
письменной форме.  При формировании группы туристов договор должен
заключаться  с  каждым  туристом  отдельно.  Если в состав  группы
входят несовершеннолетние дети, договор заключается  между субъек-
том туристической деятельности и их родителями или опекунами.
    Если услуги предоставляются  в  сфере  активного  туризма,  то
субъекты туристической деятельности должны ознакомить  туристов  с
элементами риска и безопасности каждого конкретного туристического
похода и мероприятиями по предотвращению несчастных случаев.
    В информационных материалах, прилагаемых к договору  с  турис-
том, должны быть сведения о естественной  сложности  туристической
трассы, необходимом уровне личной физической  подготовки  туриста,
об особенностях индивидуального снаряжения, т.к. субъекты туристи-
ческой деятельности несут ответственность перед туристами за мате-
риальный и моральный  ущерб,  причиненный  своими  действиями  или
действиями партнеров по организации тура.
    Одним из требований Лицензионных условий является предоставле-
ние туристам полной информации (пп. 2.1.11 п. 2 р. 2) о:
    - программе обслуживания (их права, обязанности и правила  по-
ведения);
    - правилах въезда в страну (места) временного пребывания;
    - дате и времени начала (окончания) путешествия, его продолжи-
тельности;
    - порядке встречи, проводов, сопровождения  туристов,  экскур-
сионного обслуживания;
    - правилах проживания, памятниках природы, истории, культуры и
других объектах туристического обзора;
    - условиях страхования, порядке возмещения причиненного  ущер-
ба, условиях отказа от услуг, таможенных правилах, а также  прави-
лах пересечения государственной границы.

    Следует ли применять кассовый аппарат?

    В соответствии  со  ст. 3 Закона о РРО ( 265/95-ВР )  субъекты
предпринимательской деятельности, осуществляющие расчетные  опера-
ции в наличной и/или в безналичной форме (с применением  платежных
карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.),  при  продаже  товаров
(предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного  питания  и
услуг, обязаны, в частности:
    - проводить расчетные операции на полную сумму предоставленных
услуг через зарегистрированные,  опломбированные  в  установленном
порядке  и  переведенные  в  фискальный режим  работы регистраторы
расчетных операций  с  распечатыванием  соответствующих  расчетных
документов (п. 1 ст. 3 Закона о РРО);
    - реализовывать  товары  (предоставлять  услуги)  при  условии
наличия ценника на товар (меню, прейскуранта, тарифа на предостав-
ляемую услугу в денежной единице Украины (п.  8  ст.  3  Закона  о
РРО);
    - предоставлять покупателю товаров (услуг) по  его  требованию
чек, накладную  или  другой  письменный  документ,  удостоверяющий
передачу права собственности, с целью выполнения требований Закона
Украины  "О  защите  прав  потребителей" от 12.05.91 г. № 1023-ХII
( 1023-12 ) с изменениями  и  дополнениями (п. 15  ст. 3  Закона о
РРО).
    Как указано  выше,  предоставление  туристических  услуг  осу-
ществляется на основании договора, заключенного с туристом.  Доку-
ментом же, подтверждающим их оплату (гарантию оплаты) и являющимся
основанием для получения туристом или группой туристов туристичес-
ких услуг,  является туристский ваучер (путевка).  Согласуется  ли
данное утверждение  с  требованиями  Закона о РРО?  Как видим,  не
совсем.
    Попробуем разобраться, что же является  услугами,  для  оплаты
которых следует применять РРО.
    Законом о защите прав потребителей договор рассматривается как
устное или письменное соглашение между  потребителем  и  продавцом
(исполнителем) о качестве, сроках, цене и других условиях, по  ко-
торым осуществляются купля-продажа товаров, выполнение работ, пре-
доставление услуг. Письменное соглашение может оформляться квитан-
цией, товарным или кассовым чеком или другими документами.
   В Законе о РРО нет определения термина "услуги". Обычно в таких
случаях используют толкование термина из других законов:

===================+====================+=========================
  Закон о туризме  |  Правила бытового  |  Закон о патентовании
                   |    обслуживания    |
===================+====================+=========================
туристические услу-| бытовая услуга -   | под бытовыми услугами в
ги - услуги субъек-| вид деятельности   | этом Законе следует
тов туристической  | субъектов предпри- | понимать деятельность,
деятельности по    | нимательской дея-  | связанную с предостав-
размещению, пита-  | тельности, связан- | лением платных услуг для
нию, транспортному,| ной с удовлетворе- | удовлетворения личных
информационно-     | нием конкретной    | нужд заказчика за налич-
рекламному обслужи-| бытовой потребнос- | ные средства, а также с
ванию, а также     | ти индивидуального | использованием других
услуги заведений   | заказчика          | форм расчетов, включая
культуры, спорта,  |                    | кредитные карточки
быта, развлечений и|                    | (п. 2 ст. 3 - 1)
т.п., направленные |                    |
на удовлетворение  |                    |
нужд туристов      |                    |
(ст. 1)            |                    |
-------------------|--------------------|-------------------------
туристический про- | бытовое обслужива- |
дукт - комплекс    | ние населения -    |
туристических      | организованная дея-|
услуг, необходимых | тельность субъектов|
для удовлетворения | предпринимательской|
нужд туриста во    | деятельности, свя- |
время его путешест-| занная с предостав-|
вия (ст. 1)        | лением бытовых     |
                   | услуг              |
------------------------------------------------------------------

    В действующий перечень услуг, относящихся к бытовым услугам  и
подлежащих  патентованию,  утвержденный  постановлением   Кабинета
Министров Украины от 27.04.98 г.  № 576 ( 576-98-п ), не  включены
туристические услуги.
    Место, где осуществляются расчеты с покупателем за  предостав-
ленные услуги  и  хранятся  наличные  средства,  полученные за эти
услуги,  а также место  получения покупателем предварительно опла-
ченных услуг  с  применением платежных  карточек, платежных чеков,
жетонов  и  т.п. определено  Законом  о  РРО как место  проведения
расчетов.
    Если  оплату  наличными  средствами  получают  непосредственно
туристические комплексы  и  базы,  гостиницы и т.д., то применение
кассового аппарата не вызывает сомнений,  т.к. оплачиваются услуги
по месту их предоставления.
    Однако часто продвижением и реализацией туристического продук-
та непосредственно туристам, а также дополнительных услуг, необхо-
димых для его реализации, занимается  турагент.  Турагент  же  при
продвижении  и  реализации  туристического  продукта  осуществляет
продажу права на туристические услуги по договору с туроператором.
    Кроме того, он может заниматься поиском подходящей путевки  по
договору  с  туристом.  Субъекты  туристической  деятельности,  не
имеющие собственной материальной базы, работают по  агентским  или
комиссионным соглашениям и непосредственно оказывают только допол-
нительные услуги, например консультационные. Поэтому турагент, да-
бы соблюсти норму Закона о РРО (оказание услуг по месту проведения
наличных расчетов),  вряд  ли  рискнет  продержать  в  своем офисе
потенциального туриста весь срок, указанный в путевке.
    По мнению ГНАУ, изложенному  на  страницах  печатных  изданий,
применение  РРО  при  предоставлении  такой  туристической  услуги
представляется вполне реальным. Однако в рекомендациях ГНАУ приво-
дит пример программирования РРО только отдельных операций.
    Скорее всего, под "услугами" в Законе о РРО законодатели  под-
разумевали бытовые услуги. Туристические услуги в Закон о РРО как-
то "не вписываются".

    Правила вывоза иностранной валюты

    Направляясь на отдых за границу,  мы,  естественно,  планируем
взять с собой определенную сумму в СКВ.
    Условия вывоза туристами иностранной валюты за пределы Украины
изложены  в  p.  Ill  Инструкции о перемещении валюты Украины, иностранной валюты, банковских металлов, платежных документов,
других банковских документов и платежных карточек через таможенную
границу Украины,  утвержденной  постановлением  Правления  НБУ  от
12.07.2000 г. № 283.
    При условии устного декларирования таможенному органу туристу,
независимо от его возраста, разрешается вывоз  иностранной  валюты
наличными или дорожными чеками на сумму до 1000 долларов  США  или
эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте, рассчитанный по
официальному обменному курсу гривни к иностранным  валютам,  уста-
новленному НБУ на день пересечения  таможенной  границы.  Дорожные
чеки приобретаются гражданами на основании заграничного  паспорта,
лицами без гражданства - на  основании  проездного  документа  для
выезда за границу.
    С обязательным указанием в таможенной  декларации  физическими
лицами - резидентами и нерезидентами разрешается вывоз:
    - иностранной валюты, ввезенной ранее в  Украину  на  законных
основаниях (при наличии таможенной декларации на ее ввоз);
    - средств в сумме до 5000 долларов  США  или  эквивалент  этой
суммы в другой иностранной валюте по официальному обменному  курсу
гривни к иностранным валютам, установленному НБУ на день  оформле-
ния таможенной декларации. Наличные, снятые с собственного счета в
иностранной валюте или купленные; дорожные чеки,  купленные  через
кассу, по справке уполномоченного банка Украины на вывоз иностран-
ной валюты и чеков, выраженных в иностранной валюте, (форма 01);
    - банковских металлов  в  виде слитков общим весом до 100 г на
одно лицо независимо от возраста;
    - чеков, эмитированных иностранными  банками  и  небанковскими
учреждениями, которые были ввезены или пересланы физическим  лицам
- нерезидентам с соблюдением требований законодательства Украины.
    Иностранная валюта наличными в сумме, превышающей  установлен-
ные этой Инструкцией нормы, подлежит переводу через уполномоченный
банк Украины в иностранный банк или вывозится на основании индиви-
дуальной лицензии НБУ по форме 03, копия которой высылается  соот-
ветствующим структурным подразделением НБУ  Государственной  тамо-
женной службе.
    Основанием для предоставления справки по форме 01 на вывоз  за
пределы Украины иностранной валюты и чеков, выраженных в иностран-
ной валюте, является один из следующих документов:
    - паспорт гражданина Украины или заграничный паспорт;
    - проездной документ для выезда за границу несовершеннолетнего
гражданина Украины, которому исполнилось 15 лет (на  имя  которого
открыт счет в иностранной валюте в уполномоченном банке);
    - проездной документ лица без гражданства для выезда за грани-
цу.
    Срок действия этой справки (форма 01) для лиц,  выезжающих  за
границу с туристической целью или по личным делам, - один год.

    Налогообложение НДС

    В Законе о туризме выделено три вида туризма, в частности:
    - иностранный туризм - предоставление услуг иностранным турис-
там на территории Украины;
    - зарубежный туризм -  организация  туристических  поездок  за
пределы Украины;
    - внутренний туризм - предоставление услуг  отечественным  ту-
ристам на территории Украины.
    По разъяснениям ГНАУ в письме от 14.05.98 г. № 5628/10/16-1101
( v5628225-98 ), услуги по иностранному туризму являются экспорти-
рованными,  если их продажа  осуществляется  за  пределами Украины
непосредственно субъектом туристической деятельности (агентом) че-
рез представительства в иностранном  государстве и/или через нере-
зидента, а их предоставление происходит на территории Украины.
    Если субъект туристической  деятельности, агент - резидент Ук-
раины, на основании договоров в сфере внешнеэкономической деятель-
ности,  осуществляет  продажу  туристических  услуг  на таможенной
территории Украины, предоставляемых туристам (потребление туристи-
ческого продукта) за пределами Украины, т.е. организует зарубежный
туризм, то такие услуги являются импортированными.
    Внутренним туризмом является продажа и предоставление туристи-
ческих услуг на таможенной территории Украины.
    Рассмотрим базу налогообложения НДС при оказании различных ви-
дов туристических услуг.

---+------------+---------------------+------------+--------------
№  | Вид услуги | Кем предоставляется | Ставка НДС | Пункт Закона
п/п|            |                     |            |    о НДС
---+------------+---------------------+------------+--------------
                  Основные туристические услуги
---+------------+---------------------+------------+--------------
1  | Иностранный| Туристической фирмой|     0%     | пп. 6.2.2
   | туризм     | - резидентом, аген- |            | п. 6.2
   | (экспорт   | том при продаже че- |            | ст. 6
   | туристичес-| рез услуг иностран- |            |
   | ких услуг  | ное представительст-|            |
   |            | во или нерезидента  |            |
   |            | применением безна-  |            |
   |            | личных расчетов     |            |
---+------------+---------------------+------------+--------------
2  | Зарубежный | Нерезидентом, на    |      -     | Письмо ГНАУ
   | туризм     | основании договоров |            | от 04.01.2000
   |            | в сфере внешнеэконо-|            | г. № 37/7/16-
   |            | мической деятельнос-|            | 1315-26
   |            | ти с туристической  |            |
   |            | фирмой - резидентом |            |
   |            | (агентом)           |            |
---+------------+---------------------+------------+--------------
3  | Внутренний | Туристической фирмой|     20%    | п п. 6.1.1
   | туризм     | - резидентом        |            | п. 6.1 ст. 6
---+------------+---------------------+------------+--------------
      Дополнительные (посреднические) организационные услуги
---+------------+---------------------+------------+--------------
4  | Консульта- | Туристической фирмой|     20%    | пп. 6.1.1
   | ции        | - резидентом        |            | п. 6.1 ст. 6
   |------------|                     |            | пп. 6.2.4
   | Предостав- |                     |            | п. 6.2 ст. 6
   | ление      |                     |            |
   | информации |                     |            |
   |------------|                     |            |
   | Бронирова- |                     |            |
   | ние билетов|                     |            |
   |------------|                     |            |
   | Прочие     |                     |            |
---+------------+---------------------+------------+--------------
5  | Реализация | Туристической фирмой|      -     | пп. 3.2.3
   | страховых  | - резидентом на     |            | п. 3.2 ст. 3
   | полисов    | (основании агентско-|            |
   |            | го соглашения со    |            |
   |            | страховой компанией |            |
---+------------+---------------------+------------+--------------
    Операции с транспортными билетами, проездными документами
---+------------+---------------------+------------+--------------
6  | Междуна-   | Авиакомпанией-рези- |     0%     | пп. 6.2.4
   | родные     | дентом или нерези-  |            | п. 6.2 ст. 6
   | авиарейсы  | дентом, осуществляю-|            |
   |            | щей перевозку пасса-|            |
   |            | жиров и грузов      |            |
---+------------+---------------------+------------+--------------
7  | Внутренние | Авиакомпанией-рези- |     20%    | пп. 3.1.1
   | рейсы      | дентом              |            | п. 3.1 ст. 3
---+------------+---------------------+------------+--------------
8  | Брокерские | Туристической фирмой|     20%    | п п. 6.1.1
   |------------| - резидентом на     |            | п. 6.1 ст. 6
   | Агентские  | основании агентского|            |
   |------------| соглашения с авиа-  |            |
   | Комиссион- | компанией-резидентом|            |
   | ные        | или нерезидента     |            |
------------------------------------------------------------------

    Фирмы, занимающиеся организацией иностранного туризма,  заклю-
чают договоры с другими предприятиями-нерезидентами,  которые  не-
посредственно предоставляют услуги по проживанию,  питанию,  пере-
возке и т.д. на территории Украины. При этом суммы НДС, включенные
в налоговый кредит, возмещаются в порядке, предусмотренном Законом
о НДС ( 168/97-ВР ), если стоимость  указанных  услуг  относится к
составу туристического продукта и включается в валовые расходы.
    Если  туристами  вывозятся  (экспортируются)  приобретенные  в
Украине товары в пределах  неторгового  (туристического)  оборота,
суммы НДС, уплаченные физическими лицами в составе цены приобрете-
ния  этих  товаров (работ, услуг), в соответствии  с  п. 7.8 ст. 7
Закона о НДС бюджетному возмещению не подлежат.
    При организации зарубежного туризма не включается в базу нало-
гообложения НДС  стоимость  транспортных  услуг  и  туристического
обслуживания за границей, входящих в состав туристического продук-
та (если  туристические  услуги  оказывает  нерезидент),  т.к. эти
услуги не являются собственностью туристической  фирмы - резидента
Украины.
    При перечислении  денежных  средств  нерезиденту  за  комплекс
туристических  и  сервисных  услуг, которые будут использованы фи-
зическими  лицами  за  пределами  Украины,  объект  обложения  НДС
не  возникает  (письмо  ГНАУ  от  04.01.2000 г.  № 37/7/16-1315-26
( v0037225-00 )). В  этом  случае  базой  налогообложения является
комиссионное  вознаграждение,  полученное субъектом  туристической
деятельности.
    Если туристической фирмой предоставляются дополнительные орга-
низационные услуги, связанные с обеспечением возможности потребле-
ния туристического продукта как на территории Украины, так и за ее
пределами (консультационные, предоставление информации, бронирова-
ние билетов  и  прочие), то такие  услуги  облагаются НДС на общих
основаниях.
    Продажа и предоставление  туристических  услуг  на  таможенной
территории  Украины,  т.е. внутренний туризм,  подлежит  обложению
налогом на добавленную  стоимость  в  общеустановленном порядке по
ставке 20%.
    Предоставление услуг по страхованию и перестрахованию, предус-
мотренных п. 1 (медицинское страхование) и п. 18 (личное страхова-
ние от несчастных случаев на транспорте) ст. 6 Закона  Украины  "О
страховании" от 07.03.96 г. № 85/96-ВР, в т.ч. реализация  страхо-
вых полисов туристической фирмой на основании агентского  соглаше-
ния со страховой компанией, не является объектом налогообложения в
соответствии с пп. 3.2.3 п. 3.2 ст. 3 Закона о НДС.
    Особые требования  к  порядку осуществления агентской деятель-
ности изложены в  п. 2  Положения о порядке осуществления деятель-
ности страховыми посредниками,  утвержденного постановлением Каби-
нета Министров Украины от 18.12.96 г. № 1523 ( 1523-96-п ).
    В случае заключения договора  страхования  при  посредничестве
страхового агента субъекты гражданско-правовых  отношений  обязаны
соблюдать следующие требования;
    - страховой агент, получающий страховые платежи от страховате-
лей, обязан перечислить эти средства на текущий счет страховщика в
течение двух рабочих дней, а также оформить договор страхования не
позднее одного рабочего дня с момента получения страхового  плате-
жа;
    - страховой агент обязан подекадно  предоставлять  страховщику
сведения о заключенных договорах страхования и размерах полученных
платежей;
    - в случае  несвоевременного  перечисления  страховым  агентом
страховых платежей или нарушения  им  срока  оформления  договоров
страхования без уважительных причин страховщик  обязан  приостано-
вить действие агентского соглашения не менее чем на три месяца.
    По разъяснению  ГНАУ (письмо от 07.02.2001 г.  № 533/6/16-0113
( v0533225-01 )), страховой сбор на основании  агентского договора
со страховой компанией при условии  обязательного выполнения соот-
ветствующих положений Закона о страховании и Постановления  № 1523
и при ведении отдельного учета по указанным операциям не  является
объектом налогообложения на добавленную стоимость.
    В случае если страховые платежи, полученные страховым агентом,
не перечисляются страховщикам в сроки, предусмотренные в агентских
договорах, а остаются в распоряжении агентов, то страховые платежи
подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
    Согласно пп. 6.2.4 п. 6.2 ст. 6 Закона о НДС операции по  пре-
доставлению транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов за
пределами таможенной границы Украины (международные  рейсы)  обла-
гаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.
    Если продажа билетов на международные авиарейсы осуществляется
по агентским  соглашениям,  то объектом  налогообложения  является
комиссионное (агентское) вознаграждение агента, облагаемое налогом
по ставке 20% независимо от того, кому агентские услуги предостав-
лены (авиакомпании-резиденту или нерезиденту Украины).
    В соответствии с п. 6.1.1 и п. 6.2.4 ст. 6 Закона о НДС  обла-
гаются НДС на общих основаниях операции  по  предоставлению транс-
портных услуг в виде брокерских, агентских или комиссионных опера-
ций с транспортными билетами, проездными документами.
    Операции по продаже билетов на внутренние рейсы  согласно  пп.
3.1.1 п. 3.1 ст. 3 Закона о НДС являются объектом обложения  нало-
гом на добавленную стоимость.  Порядок и база налогообложения  при
этом определены п. 4.7 ст. 4 Закона о НДС.
    В частности, при продаже авиабилетов от имени и  по  поручению
авиапредприятий или авиакомпаний без передачи права  собственности
на билеты базой налогообложения является продажная стоимость биле-
тов.  Датой увеличения налоговых обязательств является дата зачис-
ления средств от покупателей билетов, а датой увеличения налогово-
го кредита является дата  перечисления  средств  авиапредприятиям,
авиакомпаниям или предоставления других видов компенсаций стоимос-
ти билетов.
    В соответствии с пп. 5.1.9 п. 5.1 ст. 5 Закона о НДС  освобож-
дается от налогообложения продажа путевок  на  санаторно-курортное
лечение и отдых детей  в  заведениях  по  перечню,  установленному
Кабинетом Министров Украины.  Указанная льгота не распространяется
на продажу путевок нерезидентам.

    Бухгалтерский и налоговый учет

    Доходы от туристической деятельности в соответствии со ст.  10
Закона о туризме формируются за счет поступлений от:
    - основной деятельности;
    - проживания туристов в гостиницах, мотелях, кемпингах и т.п.;
    - обслуживания предприятиями питания;
    - транспортного обслуживания;
    - дополнительных услуг, других видов деятельности.
    Прибыль туристических фирм подлежит налогообложению  на  общих
основаниях согласно действующему законодательству Украины. С целью
сохранения природной и историко-культурной среды  эти  предприятия
могут передавать в местные бюджеты часть прибыли для  ее  целевого
использования.
    В соответствии с ПБУ 15 ( z0860-99 ) "Доходы" выручка  от  ту-
ристических услуг признается доходом исходя из  степени  завершен-
ности операций на дату баланса, т.е. на дату подписания акта  ока-
занных услуг.  При реализации  путевок  согласно требованиям ПБУ 3
( z0397-99 ) "Отчет о финансовых результатах"  доход признается от
полной стоимости путевки.  Однако в соответствии с п. 6 ПБУ 15  не
признаются доходом следующие поступления:
    - сумма НДС, акцизов, других налогов и обязательных  платежей,
подлежащих перечислению в бюджет;
    - сумма поступлений по договору комиссии, агентским  и  другим
аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
    - сумма предварительной оплаты услуг;
    - сумма аванса в счет оплаты услуг;
    - сумма задатка под залог или в счет погашения кредита;
    - поступления, принадлежащие другим лицам.
    Поэтому туристическая фирма, выступающая в роли  турагента,  в
бухгалтерском учете стоимость своих услуг отражает на субсчете 703
"Доход  от  реализации работ  и  услуг". По кредиту этого субсчета
отражается  увеличение  дохода  на  всю  стоимость  путевки,  а по
дебету - НДС и суммы, подлежащие  перечислению туроператору, стра-
ховой компании, авиакомпании.
    Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет операций по зарубеж-
ному туризму у туроператора.

    Пример

    Стоимость путевок составляет 14800 грн., из них:
    стоимость услуг  зарубежной  туристической фирмы  -  5500 грн.
(1000 долларов по условному курсу 5,50 грн. за 1 доллар США);
    стоимость авиабилетов - 7250 грн.;
    стоимость страхового полиса - 250 грн.;
    вознаграждение туристической фирмы-резидента - 1500 грн.;
    НДС на сумму вознаграждения - 300 грн.

---+-------------------------+---------------+---------+------------
№  |   Содержание операции   | Бухгалтерский |  Сумма, | Налоговый
п/п|                         |     учет      |   грн.  |   учет
   |                         |---------------|         |------------
   |                         |  Д-т  |  К-т  |         |  ВД  | ВР
---+-------------------------+---------------+---------+------------
               04.06.2001 г. Реализация путевки
---+-------------------------+---------------+---------+------------
1  | Получена оплата от груп-|  301  |  681  |   14 800| 1 500|  -
   | пы туристов за реализо- |       |       |         |      |
   | ванные путевки          |       |       |         |      |
---+-------------------------+---------------+---------+------------
2  | Реализованные путевки   |  361  |  703  |   14 800|   -  |  -
   | признаны доходом        |       |       |         |      |
---+-------------------------+---------------+---------+------------
3  | Начислены налоговые обя-|  703  |641/ндс|      300|   -  |  -
   | зательства по НДС       |       |       |         |      |
---+-------------------------+---------------+---------+------------
4  | Сдана в банк выручка    |  311  |  301  |   14 800|   -  |  -
---+-------------------------+---------------+---------+------------
5  | Зачтен аванс            |  681  |  361  |   14 800|   -  |  -
---+-------------------------+---------------+---------+------------
             05.06.2001 г. Оплата агентских соглашений
---+-------------------------+---------------+---------+------------
6  | Перечислены средства    |  377  |  311  |      250|   -  |  -
   | страховой компании      |       |       |         |      |
---+-------------------------+---------------+---------+------------
7  | Перечислена оплата за   |  631  |  311  |    7 250|   -  |  -
   | авиабилеты              |       |       |         |      |
---+-------------------------+---------------+---------+------------
                 05.06.2001 г. Приобретение валюты
              (курс НБУ - 5,4147 грн. за 1 дол. США)
---+-------------------------+---------------+---------+------------
8  | Перечислены денежные    |  333  |  311  |    5 500|   -  |  -
   | средства для покупки    |       |       |         |      |
   | валюты                  |       |       |         |      |
---+-------------------------+---------------+---------+------------
9  | Перечислен пенсионный   |  377  |  311  |    54,15|   -  |  -
   | сбор за покупку валюты  |       |       |         |      |
   | - 1%                    |       |       |         |      |
---+-------------------------+---------------+---------+------------
10 | Зачислена по курсу НБУ  |  312  |  333  | 5414,70 |   -  |  -
   | валюта, приобретенная   |       |       |1 000 USD|      |
   | уполномоченным банком   |       |       |         |      |
   | (курс покупки - 5,45    |       |       |         |      |
   |  грн. за 1 дол. США)    |       |       |         |      |
---+-------------------------+---------------+---------+------------
11 | Начислен пенсионный сбор|  651  |  377  |    54,15|   -  |54,15
   | за приобретение валюты  |--------------------------------------
   |                         |  82   |  651  |    54,15|   -  |  -
   |                         |  92   |  84   |    54,15|      |
---+-------------------------+---------------+---------+------------
12 | Начислена сумма вознаг- |  82   |  333  |       33|   -  | 33
   | раждения за покупку     |  92   |  84   |       33|      |
   | валюты                  |       |       |         |      |
---+-------------------------+---------------+---------+------------
13 | Разница между курсом    |  82   |  333  |    35,30|   -  |  -
   | приобретения валюты и   |  949  |  84   |    35,30|      |
   | курсом НБУ {1}          |       |       |         |      |
---+-------------------------+---------------+---------+------------
14 | Излишне перечисленные   |  311  |  333  |       17|   -  |  -
   | средства возвращены     |       |       |         |      |
   | банком                  |       |       |         |      |
---+-------------------------+---------------+---------+------------
                  08.06.2001 г. Оплата по контракту
                (курс НБУ - 5,4141 грн. за 1 дол. США)
---+-------------------------+---------------+---------+------------
15 | Перечислена валюта нере-|  632  |  312  | 5414,10 |   -  |  -
   | зиденту в оплату        |       |       |1 000 USD|      |
   | контракта               |       |       |         |      |
---+-------------------------+---------------+---------+------------
16 | Оплачено за перевод     |  82   |  312  |  37,90  |   -  |37,90
   | валюты                  |       |       |  7 USD  |      |
   |                         |  92   |  84   |  37,90  |      |
---+-------------------------+---------------+---------+------------
17 | На дату расчетов отраже-|  84   |  312  |     0,60|   -  | 0,60
   | на курсовая разница на  |  945  |  84   |     0,60|      |
   | остаток средств на      |       |       |         |      |
   | валютном счете          |       |       |         |      |
---+-------------------------+---------------+---------+------------
                          Финансовый результат
---+-------------------------+---------------+---------+------------
18 | Отражены собственные    | 81,82,| 65,66,|    1 200|   -  |1 200
   | расходы турагента       | 84 93,| 68 81,|    1 200|      |
   |                         |   94  | 82,84 |         |      |
---+-------------------------+---------------+---------+------------
19 | Исключена из дохода сум-|  703  |  631  |    7 250|   -  |  -
   | ма, перечисленная по    |--------------------------------------
   | агентским соглашениям   |  703  |  377  |      250|   -  |  -
   |                         |--------------------------------------
   |                         |  703  |  632  | 5 414,10|   -  |  -
---+-------------------------+---------------+---------+------------
20 | На дату баланса откор-  |   -   |   -   |    -    | 71,58|  -
   | ректирована сумма дохода|--------------------------------------
   | {2}                     |  703  |641/ндс|    14,32|   -  |  -
---+-------------------------+---------------+---------+------------
21 | Отражен финансовый      |  703  |  791  | 1 571,58|   -  |  -
   | результат               |--------------------------------------
   |                         |  791  |  92   |   125,05|   -  |  -
   |                         |--------------------------------------
   |                         |  791  | 93,94 |    1 200|   -  |  -
   |                         |--------------------------------------
   |                         |  791  |  949  |    35,30|   -  |  -
   |                         |--------------------------------------
   |                         |  791  |  945  |     0,60|
--------------------------------------------------------------------

    Базой для начисления единого налога при осуществлении деятель-
ности на основании договоров комиссии и других гражданско-правовых
договоров (экспедиторских,  брокерских)  является только  выручка,
принадлежащая субъекту  предпринимательской деятельности от реали-
зации своих услуг.
    ГНАУ согласилась с разъяснением Министерства финансов  Украины
от 04.10.2000 г. № 053-39136, что денежные  средства,  поступающие
на расчетный счет плательщиков единого налога, являются транзитны-
ми, т.к. последние не имеют права собственности на такие средства.
Поэтому  при  определении  суммы выручки  от  реализации услуг для
начисления единого налога  эти  поступления  не  включаются в базу
налогообложения (письма ГНАУ  от  07.11.2000 г.  № 14724/7/15-1317
( v4724225-00 ); от 07.12.2000  № 6784/6/15-1316 ( v6784225-00 )).

    Взимание экскурсионно-туристического сбора

    Экономическая деятельность в  отрасли  туризма  заключается  в
обеспечении  эффективного  использования  имеющейся  в  наличии  и
создания новой  материально-технической  базы  туризма, увеличения
валютных поступлений в бюджет  государства, кооперирования средств
субъектов туристической деятельности, занятости  населения,  удов-
летворения его разнообразных потребностей.
    Несмотря на то, что сегодня в Украине имеется более  4,5  тыс.
заведений для размещения туристов  и  отдыхающих на 620 тыс. мест,
они требуют модернизации и реконструкции по международным стандар-
там. Кроме того, ухода и содержания в надлежащем состоянии требуют
памятки культуры и архитектуры Украины, другие объекты туристичес-
ких или экскурсионных услуг.
    Поэтому с 01.01.2001 г. за экскурсионное посещение  памятников
в соответствии  с п. 4 р. X Закона Украины  "Об охране культурного
наследия"  от 08.06.2000 г.  № 1805-III ( 1805-14 )  предусмотрено
взимание  экскурсионно-туристического  сбора,  который  включен  в
Декрет о местных налогах ( 56-93 ) (ст. 172).
    Плательщиками  этого  сбора  являются  субъекты  туристической
деятельности, использующие памятники  с  целью  их  экскурсионного
посещения. Предельный размер экскурсионно-туристического  сбора не
должен превышать 10% прибыли субъектов туристической деятельности.
Механизм взимания  и  порядок  уплаты  экскурсионно-туристического
сбора устанавливается областными советами.
    Объектом налогообложения экскурсионно-туристическим сбором яв-
ляется прибыль, определенная по правилам Закона о прибыли с учетом
отрицательного значения объекта налогообложения в соответствии  со
ст. 6 Закона о прибыли ( 334/94-ВР ), т.е.  базой  для  исчисления
экскурсионно-туристического сбора является общая сумма налогообла-
гаемой прибыли  после  переноса  отрицательного  значения  объекта
налогообложения (стр. 39 Декларации о прибыли).
    Сумма  начисленного (уплаченного) сбора  включается  в  состав
валовых расходов согласно пп. 5.2.5 п. 5.2 ст. 5 Закона о прибыли,
т.к. экскурсионно-туристический  сбор  влючен  в  перечень местных
налогов и сборов, согласно Закону Украины "О системе налогообложе-
ния" от 25.05.91 г. № 1251-ХII ( 1251-12 ) (пп. 15 п. 2 ст. 15).
    По  разъяснениям Комитета Верховной Рады Украины  по  вопросам
финансов и банковской деятельности (письмо от 27.02.2001 г.  № 06-
10/120), экскурсионно-туристический  сбор  не  уплачивают субъекты
туристической деятельности, в т.ч. физические лица:
    - плательщики подоходного налога с совокупного чистого дохода;
    - плательщики фиксированного налога при  условии  приобретения
патента;
    - плательщики единого налога.

    Перечень сокращенных обозначений нормативных  документов,  ис-
    пользованных в данной консультации:

1. Декрет о местных налогах - Декрет Кабинета Министров Украины "О
   местных налогах и сборах" от 20.05.93 г. № 56-93 с  изменениями
   и дополнениями.
2. Закон о прибыли -  Закон  Украины  "О  налогообложении  прибыли
   предприятий" от 28.12.94 г.  №  334/94-ВР,  в  редакции  Закона
   Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнения-
   ми.
3. Закон о РРО - Закон Украины "О применении регистраторов расчет-
   ных операций в сфере торговли, общественного питания  и  услуг"
   от  06.07.95  г.  №  265/95,  в  редакции  Закона  Украины   от
   01.06.2000 г. № 1776-III, с изменениями и дополнениями.
4. Закон о туризме  -  Закон Украины "О  туризме"  от  15.09.95 г.
   № 324/95-ВР.
5. Закон о НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость"
   от 03.04.97 г. № 168/97-ВР с изменениями и дополнениями.
6. Закон о патентовании  -  Закон  Украины  "О  патентовании неко-
   торых  видов  предпринимательской деятельности"  от 23.03.96 г.
   № 98/96-ВР с изменениями и дополнениями.
7. Закон о лицензировании - Закон Украины "О лицензировании  опре-
   деленных  видов  хозяйственной  деятельности"  от 01.06.2000 г.
   № 1775-III с изменениями и дополнениями.
8. Основные направления - Основные направления развития туризма  в
   Украине до 2010 года, одобренные Указом Президента  Украины  от
   10.08.99 г. № 973/99.
9. Лицензионные условия - Лицензионные условия  осуществления  хо-
   зяйственной деятельности по организации иностранного,  внутрен-
   него,  зарубежного  туризма,  экскурсионной  деятельности,  ут-
   вержденные приказом Государственного комитета Украины по вопро-
   сам регуляторний политики и предпринимательства и Государствен-
   ного комитета молодежной политики, спорта и туризма Украины  от
   17.01.2001 г. № 7/62.
10. Правила бытового обслуживания - Правила бытового обслуживания
    населения,  утвержденные  постановлением  Кабинета   Министров
    Украины от 16.05.94 г. № 313, в редакции постановления Кабине-
    та Министров Украины от 04.06.99 г. № 974, с изменениями и до-
    полнениями.

{1} Разница между курсом НБУ и МВБ, возникающая при  покупке  сво-
    бодно конвергируемой валюты на  межбанковском  валютном  рынке
    Украины, не включается  в  валовые  расходы  (письмо  ГНАУ  от
    14.04.2000 г. № 1966/6/15-1116).
{2} Отражено отклонение от плановой калькуляции на сумму колебаний
    валютного курса.
    14800 - 250 - 7250 - 5414,10 = 1885,90 грн.
    1885,90 - 1500 - 300 = 85,90 грн.
    85,90 - 14,32 = 71,58 грн. (НДС - 14,32 грн.)


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№24/01, стр. 58
[18.07.2001]
Елена Бондаренко
Бухгалтер-аналитик
------------------------------------------------------------------