Расходы на создание "WEB - страницы"

------------------------------------------------------------------

    В настоящее время уже не являются редкостью предприятия, кото-
рые в ходе осуществления  своей  деятельности  активно  используют
компьютеры.  Кроме того, большая часть  таких  предприятий  еще  и
пользуется услугами Интернет и, следовательно, знакомы с таким по-
нятием, как "WEB - страница". Степень знакомства может быть разная
- кто-то только слышал об этом, а кто-то уже успел (или  собирает-
ся) создать ее на своем  предприятии с целью ознакомления наиболь-
шего  количества  потенциальных  клиентов  о  направлениях и видах
деятельности своего предприятия.
    "Ориентир"  -  газета  больше  бухгалтерская,  поэтому в своей
консультации мы попробуем помочь, прежде всего, бухгалтеру  разоб-
раться с отражением в бухгалтерском и  налоговом  учете  расходов,
связанных  с  созданием  "WEB - страницы".  Чем,  с  точки  зрения
бухгалтерского  и  налогового  учета,  являются  такие  расходы  -
расходами  на  рекламу  или  расходами на приобретение  (создание)
нематериального актива?
    Разобраться с этим бухгалтеру крайне важно, так как  от  этого
зависит учет таких затрат. Во - первых, это прежде всего, повлияет
на размер налогооблагаемой  прибыли предприятия. Во - вторых, неп-
равильное отражение расходов  на  создание "WEB - страницы" в бух-
галтерском учете приведет к искажению финансовой отчетности.
    Согласно П(С)БУ № 8 ( z0750-99 ) "Нематериальные активы" нема-
териальным активом является немонетарный актив, который  не  имеет
материальной формы,  может быть  идентифицирован (отделен от пред-
приятия) и содержится предприятием в целях использования в течение
периода  более одного  года (или одного операционного цикла,  если
он  больше одного года) для  производства, торговли, в администра-
тивных  целях  или  предоставления в аренду другим лицам.  Немате-
риальный актив как в бухгалтерском, так и в налоговом учете подле-
жит амортизации. Следовательно, в расходы нематериальный актив по-
падет путем систематического  распределения  его  стоимости  между
соответствующими отчетными периодами в виде амортизации. К немате-
риальным активам, в частности, относятся программы для  ЭВМ,  базы
данных и т.п.  Однако в П(С)БУ № 8 прямо указано, что  расходы  на
рекламу и продвижение  продукции на рынке не признаются  активами.
Связано  это  с  тем, что рекламные расходы  относятся к  расходам
на  сбыт  и, в  соответствии  с  нормами  П(С)БУ № 16 ( z0027-00 )
"Расходы", относятся к расходам отчетного периода. Аналогично рек-
ламные расходы отражаются  в  налоговом учете. Согласно п.п. 5.4.4
Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97
№ 283/97 расходы налогоплательщика  на  проведение предпродажных и
рекламных мероприятий относительно товаров (работ, услуг),  прода-
ваемых (предоставляемых) такими  налогоплательщиками  относятся  к
составу валовых расходов в полном объеме.
    Мнение специалистов в отношении признания расходов, о  которых
зашла речь в данной статье, разошлись. Что касается авторов данной
статьи, то они больше склоняются к мнению, что расходы на создание
"WEB - страницы" следует рассматривать как рекламные  расходы.  Мы
постараемся  обосновать  свое  мнение  и  для  начала   предлагаем
рассмотреть, что же  из себя  представляет WEB - страница, а затем
обратимся  к  действующему  законодательству, чтобы  разобраться в
терминологии.
    Вот  несколько  частных  случаев, объясняющих назначение WEB - 
страниц.
    Итак, директор некоего предприятия "Запорiзька галушка"  решил
накормить горячими обедами все офисы, расположенные в городе. Пер-
вая мысль - напечатать необходимое количество листовок и  разнести
их всем потенциальным клиентам.  Путь правильный, но менее  эффек-
тивный (для жителей  данного  населенного пункта {1}), чем создать
одну  единственную листовку  и  разместить  ее  в Internet (вопрос
эффективности первого варианта  в  данной статье не рассматривает-
ся).
    Случай второй. Некий украинский бизнесмен выпускает продукцию,
жизненно  необходимую  для  жителей  США, и, желая заработать  не-
который капитал, хочет продавать его именно там.  Печатать листов-
ки, отправлять  их  в  Америку  и  пытаться их там распространять,
либо рекламировать свой  продукт  в  СМИ США - достаточно  дорогое
удовольствие.  Лучший  способ - создать WEB - страницу - рекламное
объявление в электронном виде и сделать его доступным жителям США,
проведя в Internet соответствующую рекламную кампанию.
    Случай третий. Ничего не знающий о языках программирования ху-
дожник решил показать всему миру коллекцию своих картин. Используя
подручные средства, на домашнем компьютере он создает  галерею  из
своих произведений и размещает их в Internet, что в конечном итоге
может принести ему не только известность, но и некоторый  капитал,
в случае успеха его произведений.
    Во всех рассмотренных  случаях  речь  шла  о  WEB - cтpaницах,
используемых  в  качестве прямой рекламы.  При этом WEB - страницы
заменяют собой громадное количество  бумажных  листовок, их нельзя
выбросить в корзину, к ним можно вернуться в любой момент и они, в
отличие  от  бумажной  рекламы, могут меняться  в  зависимости  от
ситуации, минуя дополнительные тиражи.
    Теперь обратимся к компьютерной  терминологии,  чтобы  понять,
что из себя представляют с точки зрения программистов WEB - сайты.
    World Wide Web, WWW, Web - Всемирная  Паутина,  распределенная
система  доступа  к  гипертекстовым  документам,  существующая   в
Internet.  HTML является основным языком для создания документов в
WWW.
    Web - страница - документ (файл), подготовленный в формате ги-
пертекста и размещенный в World Wide Web.
    Сайт (site) - набор  Web-страниц,  принадлежащих  одному  вла-
дельцу.
    HTML - файл или HTML - страница - документ, созданный  в  виде
гипертекста на основе языка HTML. Такие файлы имеют, как  правило,
расширения Htm или html.  В гипертекстовых редакторах и  броузерах
эти файлы имеют общее название "документ".
    Гиперссылка - фрагмент текста, который является указателем  на
другой файл или объект.  Гиперссылки необходимы  для  того,  чтобы
обеспечить возможность перехода от одного документа к другому.
    Код HTML - гипертекстовый документ в своем  изначальном  виде,
когда видны все элементы  и  атрибуты,  то  есть,  по  сути  дела,
текстовый файл, содержащий набор элементов HTML.
    Броузер (browser) - программа для просмотра Web - страниц.
    (Определения приведены из книги А. Гончарова "HTML в примерах"
- Спб: Питер, 1997. - 192 с.)
    Таким  образом,  когда  заходит  речь  о  Web - страницах  или
Web - сайтах, то имеется  в  виду один  или  несколько электронных
документов, объединенных, так называемыми, Гиперссылками.
    Теперь обратимся к законодательству Украины:
    Постановление КМУ "О утверждении  Положения  о  порядке  госу-
дарственного контроля за международными передачами товаров,  кото-
рые используются или могут быть использованы в создании  ракетного
оружия " (раздел Определения) от 27 июля 1995 № 563 ( 563-95-п ).
    "Программа" - последовательность  команд  для  выполнения  или
преобразования в форму, которая  подлежит  выполнению  при  помощи
компьютера.
    Постановление КМУ "О утверждении Положения о порядке  контроля
за экспортом, импортом и транзитом товаров, которые касаются ядер-
ной деятельности и могут быть  использованы  в  создании  ядерного
оружия " (ч. 5, Дополнение, п. II.11.1. 2) от 12 марта 1996  № 302
( 302-96-п ).
    "Программное обеспечение" - набор одной или больше  "программ"
или "микропрограмм", зафиксированных  на  каком-либо  материальном
носителе.
    Закон Украины  "Об информации" (ст. 27)  от  2 октября 1992 г.
№ 2657-ХII ( 2657-12 ).
    "Документ" - это предусмотренная  законом  материальная  форма
получения, хранения, использования и  распространения  информации,
путем  фиксации  ее  на  бумаге,  магнитной,  кино -,  фотопленке,
оптическом диске или другом носителе.
    Закон  Украины  "О рекламе"  (ст. 1)  от  3 июля 1996 № 270/96
( 270/96 ).
    "Реклама" - специальная информация о лицах или продукции,  ко-
торая распространяется  в  любой форме  и  любым  способом с целью
прямого или опосредованного получения прибыли.
    Особенность WEB - страниц заключается в том,  что в отличие от
компьтерных программ сами  по  себе WEB - страницы ничего не могут
делать. Просмотреть их содержимое можно только с помощью использо-
вания соответствующих программ - Броузеров.
    Теперь подведем  итоги.  Учитывая  существующую  терминологию,
действующее  законодательство  Украины  и  прочие  аспекты  WWW, у
бухгалтера существует  возможность доказать, что в бухгалтерском и
налоговом учете  создание и использование WEB - страниц необходимо
отражать именно как рекламные  расходы, а не как расходы на созда-
ние  нематериального  актива, который может  в  любой  момент быть
обособлен от предприятия (правда, теоретически WEB - страница тоже
может быть  продана или другим образом отделена от предприятия, но
на практике это никому не нужно). К тому же еще одним обязательным
условием для признания в бухгалтерском учете актива нематериальным
служит ожидаемый срок его полезного использования, который  должен
превышать один год (или один  операционный  цикл, если  он  больше
года).  А вообще, еще раз повторяем, что это только  наше мнение и
размышления на тему, с которой приходится довольно  часто  сталки-
ваться.

{1} Считаем, что у всех потенциальных клиентов имеются компьютеры,
    и общаются эти клиенты исключительно через Internet.

------------------------------------------------------------------
"Ориентир"
№32/01, стр. 39
[31.08.2001]
А. Разгонов, О. Рубитель
Аудиторская фирма "Альфа" (Запорожье)
------------------------------------------------------------------