Расходы на создание "WEB - страницы" ------------------------------------------------------------------ В настоящее время уже не являются редкостью предприятия, кото- рые в ходе осуществления своей деятельности активно используют компьютеры. Кроме того, большая часть таких предприятий еще и пользуется услугами Интернет и, следовательно, знакомы с таким по- нятием, как "WEB - страница". Степень знакомства может быть разная - кто-то только слышал об этом, а кто-то уже успел (или собирает- ся) создать ее на своем предприятии с целью ознакомления наиболь- шего количества потенциальных клиентов о направлениях и видах деятельности своего предприятия. "Ориентир" - газета больше бухгалтерская, поэтому в своей консультации мы попробуем помочь, прежде всего, бухгалтеру разоб- раться с отражением в бухгалтерском и налоговом учете расходов, связанных с созданием "WEB - страницы". Чем, с точки зрения бухгалтерского и налогового учета, являются такие расходы - расходами на рекламу или расходами на приобретение (создание) нематериального актива? Разобраться с этим бухгалтеру крайне важно, так как от этого зависит учет таких затрат. Во - первых, это прежде всего, повлияет на размер налогооблагаемой прибыли предприятия. Во - вторых, неп- равильное отражение расходов на создание "WEB - страницы" в бух- галтерском учете приведет к искажению финансовой отчетности. Согласно П(С)БУ № 8 ( z0750-99 ) "Нематериальные активы" нема- териальным активом является немонетарный актив, который не имеет материальной формы, может быть идентифицирован (отделен от пред- приятия) и содержится предприятием в целях использования в течение периода более одного года (или одного операционного цикла, если он больше одного года) для производства, торговли, в администра- тивных целях или предоставления в аренду другим лицам. Немате- риальный актив как в бухгалтерском, так и в налоговом учете подле- жит амортизации. Следовательно, в расходы нематериальный актив по- падет путем систематического распределения его стоимости между соответствующими отчетными периодами в виде амортизации. К немате- риальным активам, в частности, относятся программы для ЭВМ, базы данных и т.п. Однако в П(С)БУ № 8 прямо указано, что расходы на рекламу и продвижение продукции на рынке не признаются активами. Связано это с тем, что рекламные расходы относятся к расходам на сбыт и, в соответствии с нормами П(С)БУ № 16 ( z0027-00 ) "Расходы", относятся к расходам отчетного периода. Аналогично рек- ламные расходы отражаются в налоговом учете. Согласно п.п. 5.4.4 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 № 283/97 расходы налогоплательщика на проведение предпродажных и рекламных мероприятий относительно товаров (работ, услуг), прода- ваемых (предоставляемых) такими налогоплательщиками относятся к составу валовых расходов в полном объеме. Мнение специалистов в отношении признания расходов, о которых зашла речь в данной статье, разошлись. Что касается авторов данной статьи, то они больше склоняются к мнению, что расходы на создание "WEB - страницы" следует рассматривать как рекламные расходы. Мы постараемся обосновать свое мнение и для начала предлагаем рассмотреть, что же из себя представляет WEB - страница, а затем обратимся к действующему законодательству, чтобы разобраться в терминологии. Вот несколько частных случаев, объясняющих назначение WEB - страниц. Итак, директор некоего предприятия "Запорiзька галушка" решил накормить горячими обедами все офисы, расположенные в городе. Пер- вая мысль - напечатать необходимое количество листовок и разнести их всем потенциальным клиентам. Путь правильный, но менее эффек- тивный (для жителей данного населенного пункта {1}), чем создать одну единственную листовку и разместить ее в Internet (вопрос эффективности первого варианта в данной статье не рассматривает- ся). Случай второй. Некий украинский бизнесмен выпускает продукцию, жизненно необходимую для жителей США, и, желая заработать не- который капитал, хочет продавать его именно там. Печатать листов- ки, отправлять их в Америку и пытаться их там распространять, либо рекламировать свой продукт в СМИ США - достаточно дорогое удовольствие. Лучший способ - создать WEB - страницу - рекламное объявление в электронном виде и сделать его доступным жителям США, проведя в Internet соответствующую рекламную кампанию. Случай третий. Ничего не знающий о языках программирования ху- дожник решил показать всему миру коллекцию своих картин. Используя подручные средства, на домашнем компьютере он создает галерею из своих произведений и размещает их в Internet, что в конечном итоге может принести ему не только известность, но и некоторый капитал, в случае успеха его произведений. Во всех рассмотренных случаях речь шла о WEB - cтpaницах, используемых в качестве прямой рекламы. При этом WEB - страницы заменяют собой громадное количество бумажных листовок, их нельзя выбросить в корзину, к ним можно вернуться в любой момент и они, в отличие от бумажной рекламы, могут меняться в зависимости от ситуации, минуя дополнительные тиражи. Теперь обратимся к компьютерной терминологии, чтобы понять, что из себя представляют с точки зрения программистов WEB - сайты. World Wide Web, WWW, Web - Всемирная Паутина, распределенная система доступа к гипертекстовым документам, существующая в Internet. HTML является основным языком для создания документов в WWW. Web - страница - документ (файл), подготовленный в формате ги- пертекста и размещенный в World Wide Web. Сайт (site) - набор Web-страниц, принадлежащих одному вла- дельцу. HTML - файл или HTML - страница - документ, созданный в виде гипертекста на основе языка HTML. Такие файлы имеют, как правило, расширения Htm или html. В гипертекстовых редакторах и броузерах эти файлы имеют общее название "документ". Гиперссылка - фрагмент текста, который является указателем на другой файл или объект. Гиперссылки необходимы для того, чтобы обеспечить возможность перехода от одного документа к другому. Код HTML - гипертекстовый документ в своем изначальном виде, когда видны все элементы и атрибуты, то есть, по сути дела, текстовый файл, содержащий набор элементов HTML. Броузер (browser) - программа для просмотра Web - страниц. (Определения приведены из книги А. Гончарова "HTML в примерах" - Спб: Питер, 1997. - 192 с.) Таким образом, когда заходит речь о Web - страницах или Web - сайтах, то имеется в виду один или несколько электронных документов, объединенных, так называемыми, Гиперссылками. Теперь обратимся к законодательству Украины: Постановление КМУ "О утверждении Положения о порядке госу- дарственного контроля за международными передачами товаров, кото- рые используются или могут быть использованы в создании ракетного оружия " (раздел Определения) от 27 июля 1995 № 563 ( 563-95-п ). "Программа" - последовательность команд для выполнения или преобразования в форму, которая подлежит выполнению при помощи компьютера. Постановление КМУ "О утверждении Положения о порядке контроля за экспортом, импортом и транзитом товаров, которые касаются ядер- ной деятельности и могут быть использованы в создании ядерного оружия " (ч. 5, Дополнение, п. II.11.1. 2) от 12 марта 1996 № 302 ( 302-96-п ). "Программное обеспечение" - набор одной или больше "программ" или "микропрограмм", зафиксированных на каком-либо материальном носителе. Закон Украины "Об информации" (ст. 27) от 2 октября 1992 г. № 2657-ХII ( 2657-12 ). "Документ" - это предусмотренная законом материальная форма получения, хранения, использования и распространения информации, путем фиксации ее на бумаге, магнитной, кино -, фотопленке, оптическом диске или другом носителе. Закон Украины "О рекламе" (ст. 1) от 3 июля 1996 № 270/96 ( 270/96 ). "Реклама" - специальная информация о лицах или продукции, ко- торая распространяется в любой форме и любым способом с целью прямого или опосредованного получения прибыли. Особенность WEB - страниц заключается в том, что в отличие от компьтерных программ сами по себе WEB - страницы ничего не могут делать. Просмотреть их содержимое можно только с помощью использо- вания соответствующих программ - Броузеров. Теперь подведем итоги. Учитывая существующую терминологию, действующее законодательство Украины и прочие аспекты WWW, у бухгалтера существует возможность доказать, что в бухгалтерском и налоговом учете создание и использование WEB - страниц необходимо отражать именно как рекламные расходы, а не как расходы на созда- ние нематериального актива, который может в любой момент быть обособлен от предприятия (правда, теоретически WEB - страница тоже может быть продана или другим образом отделена от предприятия, но на практике это никому не нужно). К тому же еще одним обязательным условием для признания в бухгалтерском учете актива нематериальным служит ожидаемый срок его полезного использования, который должен превышать один год (или один операционный цикл, если он больше года). А вообще, еще раз повторяем, что это только наше мнение и размышления на тему, с которой приходится довольно часто сталки- ваться. {1} Считаем, что у всех потенциальных клиентов имеются компьютеры, и общаются эти клиенты исключительно через Internet. ------------------------------------------------------------------ "Ориентир" №32/01, стр. 39 [31.08.2001] А. Разгонов, О. Рубитель Аудиторская фирма "Альфа" (Запорожье) ------------------------------------------------------------------