Во время заграничных командировок наши водители несут  расходы       
    на закупку ГСМ, на стоянку (парковку), а также на  запчасти  и       
    ремонт автомобилей. Расходы эти производятся как за счет инва-       
    лютных средств предприятия, выданных на командировку, так и за       
    счет собственных средств водителей.  Эти расходы учитываются в       
    их авансовых отчетах по командировке.  На  какую  сумму  можно       
    принимать такие отчеты? Не нарушается ли  здесь  валютное  или       
    какое другое законодательство?                                       
                                                                         
    * * *                                                                
                                                                         
    В прошлом выпуске "Бухгалтера" (с. 38) мы уже  писали  о  том,       
что часть названных вами расходов: на закупку ГСМ, стоянку и  пар-       
ковку, а также техобслуживание автомобиля - можно  трактовать  как       
командировочные. Эти расходы (вместе со сборами за проезд по грун-       
товым,  шоссейным  дорогам  и  водным  переправам) прямо указаны в     
п. 1.13 разд.  II "Порядок  командирования за границу" действующей       
Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за  гра-       
ницу, утвержденной приказом Минфина от 13.03.98 № 59 ( z0218-98 ). 
То есть в вашем случае можно с чистой совестью утверждать, что это  
расходы на командировку,  и списывать их в счет выданного водителю 
командировочного аванса.{1}                                                     
    Если водитель расплачивался инвалютой из  своего  кармана,  то       
компенсацию ему вы сможете выдать только в гривнях - по курсу  НБУ       
на дату выдачи ("день погашения задолженности") в  соответствии  с       
п. 1.17 раздела II Инструкции о командировках.                           
    Что же касается расходов водителя на запчасти и ремонт,  то  в       
вашем случае, если эти расходы или их часть  нельзя  оформить  как       
техобслуживание {2}, командировочными  они  уж  точно не являются,       
так как не упомянуты  в  п. 1.13 разд. II Инструкции о командиров-       
ках. Стало быть, речь  идет о хознуждах предприятия. Поэтому "зап-       
частно"- ремонтные траты водителя зачитывать с авансом на команди-       
ровку нежелательно, чтобы не было нецелевого использования  налич-       
ности.                                                                   
    Возмещение этих водительских расходов, на  наш  взгляд,  может       
производиться либо в гривнях (по аналогии с командировочными), ли-       
бо в инвалюте (если вам удастся получить в банке валюту на эти це-       
ли).                                                                     
    Естественно, все названные расходы  должны  быть  подтверждены       
документально (расчетными  документами, путевыми листами и т. п.).       
Причем сумма их законодательно не ограничена.                            
    Теперь перейдем к валютному законодательству.  Никаких наруше-       
ний мы здесь не усматриваем.  Кое-кому, правда, может  показаться,       
что ваше предприятие (поскольку от его имени  работник  расходовал       
валюту) нарушило ст. 7 Декрета КМУ "О системе валютного  регулиро-       
вания  и  валютного  контроля"  от 19.02.93 г.  № 15-93 ( 15-93 ),       
предусматривающую проведение подобных  расчетов только через упол-       
номоченные банки. Однако это не так.                                     
    От признания за вами нарушения оберегают п. 1.1 и  1.3  правил       
использования наличной иностранной валюты на  территории  Украины,       
утвержденных  постановлением  Правления  НБУ от 26.03.98 г.  № 119       
( z0245-98 ) (см. "Бухгалтер" № 3'2000, с. 75-76):                                    
                                                                         
    "Использование наличной иностранной валюты с собственных теку-       
    щих счетов юридическими лицами - резидентами и  расположенными       
    на территории Украины представительствами  юридических  лиц  -       
    нерезидентов разрешается.                                            
    1.1. Для обеспечения расходов работников юридических лиц - ре-       
    зидентов или представительств юридических лиц -  нерезидентов,       
    полностью  или  частично  осуществляющих   предпринимательскую       
    деятельность нерезидента на территории Украины (далее  -  пос-       
    тоянные представительства юридических лиц - нерезидентов),  на       
    командировки за границу "...".                                       
                                                                         
    "..."                                                                
                                                                         
    1.3. Для обеспечения эксплуатационных расходов юридических лиц       
    - резидентов или постоянных представительств юридических лиц -       
    нерезидентов, имеющих собственные транспортные средства (арен-       
    дующих, фрахтующих) для выполнения рейсов за  границу  (оплата       
    горючего, лоцманских услуг, аэронавигационных услуг,  таможен-       
    ных и дорожных сборов, стоянки и т. п.)".                            
                                                                         
    Отметим, что перечень эксплуатационных  расходов,  на  которые       
можно тратить наличную валюту, приведенный в п. 1.3  Правил, -  не       
исчерпывающий (см. стоящее в скобках "и т. п." {3}).  Кроме  того,       
обратите внимание на то, что речь здесь идет не только о собствен-       
ном автотранспорте, но и об арендованном.                                
    Хотя в правилах речь идет о валюте, полученной с текущего сче-       
та предприятия, мы считаем, что не будет нарушением и расходование       
на те же цели для нужд предприятия  валюты  водителя  (работника).       
Частичное подтверждение этому - см. в  уже  упоминавшемся п.  1.17       
разд.  II командировочной Инструкции, где говорится именно о  слу-       
чаях расходования инвалюты, принадлежащей работнику.  Но лучше во-       
дителям вместе с авансом на командировку  выдавать  на  упомянутые       
цели и определенную сумму инвалюты, полученную в банке по коду "На       
хознужды".                                                               
    Кстати, если закупленные "за бугром" запчасти не  будут  уста-       
новлены на автомобиль или не впишутся в  обязательный  ремкомплект       
(ЗИП), то при ввозе на территорию Украины их необходимо будет рас-       
таможивать с уплатой на таможне  соответствующих  налогов и сборов       
{4} (но это уже  -  тема для отдельного разговора  с  компетентным       
таможенником).                                                           
    Таким образом, говорить о нарушении предприятием ст. 7 Декрета       
№ 15-93 - некорректно.  А значит, штраф в размере  израсходованной       
наличности по ст. 16 того же Декрета даже теоретически предприятию       
не грозит. Ну разве что за исключением случаев с "лишними" запчас-       
тями - см. ниже сноску ({3}).                                            
                                                                         
{1} Правда, для внутриукраинских командировок такие расходы коман-       
    дировочными уже не считаются, для них это - расходы на хознуж-       
    ды.  О том, как сделать их  целевыми,  чтобы  не  попасть  под       
    100%-ный штраф за  нецелевое  использование  наличности,-  см.       
    опять же "Бухгалтер" № 21'2001, с. 38.                               
{2} Списание бензина производится по факту, а нормы нужны для  то-       
    го, чтобы определить отклонения.  В случае перерасхода разница       
    пойдет на затраты (д-т 90 или 23) или на недостачи (д-т 375).        
{3} Причем коль водитель накупил запчастей с избытком и они не бы-       
    ли использованы при ремонте или техобслуживании и не  вошли  в       
    обязательный ремкомплект (ЗИП) автомобиля,  то  такие  расходы       
    уже могут быть признаны неэксплуатационными - со  всеми  выте-       
    кающими.Впрочем, санкции по Декрету № 15-93 налагают работники       
    НБУ.  Вряд ли они  станут  докапываться  до  технических  норм       
    комплектации автомобиля.                                             
{4} Если речь идет о замене за пределами Украины номерных  агрега-       
    тов в связи с ремонтом авто, то их также  придется  растаможи-       
    вать.                                                                

                                                                         
------------------------------------------------------------------       
"Бухгалтер"                                                              
№22/01, стр. 14                                                          
[01.08.2001]                                                             
Алексей Павленко                                                         
Заместитель главного редактора                                           
------------------------------------------------------------------