Налоговый и бухгалтерский учет у участника инвестиционного
                              проекта

------------------------------------------------------------------

    В последнее время входят в моду операции, связанные с переобо-
рудованием чердаков домов и заменой их на мансардные этажи.  Такие
операции, как правило, выполняются с привлечением  соответствующих
инвестиций и характерны для крупных городов Украины.  Тем не менее
почта редакции свидетельствует, что определенный  интерес  к  этой
проблеме существует и в районных центрах.
    Рассмотрим ключевые  вопросы  данных  операций  на  примере г.
Киева.
    Прежде всего отметим,  что  отбор  участников  инвестиционного
проекта {1} в столице Украины осуществлялся на конкурсной основе в
соответствии с порядком, утвержденным распоряжением  Киевгосгорад-
министрации от 07.03.97 г. № 273.
    Государственный заказ  на  выполнение  работ  по  капитальному
строительству, как правило, размещается  на  конкурсной  основе  с
учетом экономической выгоды этих заказов для предприятий и органи-
заций (п. 2 ст. 14 Закона об инвестициях).
    Основными критериями победы в конкурсе (пп. 1.4 приложения 3 к
Распоряжению № 273) являлись:
    - объем  инвестиций,  который  участник  обязуется  вложить  в
реализацию инвестиционного проекта в течение конкретного срока;
    - размер доли имущества, передаваемой  инвестору  в  собствен-
ность в результате реализации инвестиционного проекта;
    - обязательства по решению приоритетных эконом ических  и  со-
циальных нужд города.  Будет не  лишним  напомнить,  что  в  соот-
ветствии с нормами ст. 9 Закона об  инвестициях  к  исключительной
компетенции субъектов инвестиционной деятельности отнесены вопросы
самостоятельного заключения договоров, выбора партнеров, определе-
ния обязательств и других условий взаимоотношений ( 1560-12 ).
    Государственный комитет строительства, архитектуры и  жилищной
политики Украины в письме от 10.04.2001  № 8/8-118 ( v-118241-01 )
разъяснил, что основным правовым документом, регулирующим  взаимо-
отношения  между субъектами инвестиционной деятельности,  является
договор (соглашение).  В строительстве  таким  договором  является
договор подряда (контракт).

    Подрядный контракт на строительство

    Подрядный  контракт  обеспечивает  согласованную  деятельность
всех участников  строительства.  Он  заключается  на  весь  период
строительства с уточнением при  необходимости   отдельных  условий
путем заключения дополнительных соглашений.
    Положение  о подрядных  контрактах  в  строительстве  Украины,
утвержденное  протоколом  Научнотехнического  совета  Министерства
Украины по делам строительства и  архитектуры  от 15.12.93 г.  № 9
( v0009241-93 ),  определяет  порядок  подготовки,  составления  и
выполнения подрядных контрактов на строительство объектов.
    Согласно п. 2.5 этого  Положения  заказчик  в  соответствии  с
контрактом контролирует ход выполнения подрядных работ,  выступает
покупателем выполненных подрядчиком работ и в то  же  время  может
быть их соисполнителем.
    Заказчик - это участник контракта, определяющий  условия  сос-
тавления  контракта, принимающий законченные работы и осуществляю-
щий расчеты за них с подрядчиком. В роли заказчика может выступать
инвестор {2} или по его поручению другие физические  и юридические
лица.  Если заказчик  и  инвестор  являются разными  лицами, то их
полномочия четко разграничиваются путем заключения соответствующе-
го договора между ними.
    Инвестор может оставить за собой право решения основных вопро-
сов по строительству объектов**: определение цены и  сроков  сдачи
их в эксплуатацию. Однако в соответствии с абз. 2 ст. 17 Закона об
инвестиционной деятельности стоимость строительства определяется с
использованием государственных сметных норм, что  является  обяза-
тельным  при  осуществлении  строительства  объектов  с  привлече-
нием средств  Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной
Республики Крым, местных бюджетов, а также средств государственных
предприятий, учреждений и организаций.
    Не стоит забывать также о лицах, которые обеспечивают реализа-
цию инвестиций в капитальное строительство как исполнители заказов
или на основании  поручения  инвестора  (заказчиках,  подрядчиках,
поставщиках, проектировщиках, научно-консультационных фирмах, пос-
редниках, банках, страховых компаниях и др.). Эти лица в подрядном
контракте определяются как участники инвестиционной  деятельности.
Ими могут выступать физические и юридические лица Украины,  других
государств.
    Для определения размеров паевого участия (взносов)  инвесторов
(застройщиков)  в  создании  социальной  и  инженерно-транспортной
инфраструктуры  г. Киева с учетом оценки  социально-экономического
значения  инвестиционных  проектов для  города Киевским  городским
советом разработаны Нормативы (Решение от 30.09.99 г. № 49/551).
    Эти Нормативы распространяются на всех инвесторов  (застройщи-
ков),  осуществляющих  на территории  города  Киева  строительство
(реконструкцию)  жилья  независимо  от  формы собственности, кроме
объектов, которые  сооружаются (реконструируются)  по заказу орга-
нов местного  самоуправления  за  счет средств государственного  и
городского бюджетов.
    Расходы, связанные с освоением территории строительства, прок-
ладкой внешних сетей, благоустройством территории  и т. п.,  общий
размер которых определяется сводными сметными расходами или данны-
ми о расходах по городу, микрорайону или  кварталу,  включаются  в
сметную стоимость строительства пропорционально общему  строитель-
ному объему.
    Паевое участие инвесторов (застройщиков) в создании социальной
и инженерно-транспортной инфраструктуры города является  одноразо-
вым взносом, который инвестор должен уплатить в  специальный  фонд
городского бюджета г. Киева, и включает в себя:
    - возмещение расходов бюджета  г. Киева на расширенное воссоз-
дание его ресурсов;
    - плату инвестора за  право  реализовать  свой  проект  строи-
тельства (реконструкции) на территории столицы.  Порядок отражения
хозяйственных  операций в бухгалтерском и  налоговом  учете  будет
зависеть от  условий  инвестиционного  договора,  от  того,  какие
функции возложены на инвестора.

    Налоговый и бухгалтерский учет у заказчика (застройщика)

    Если инвестор не является подрядчиком, то ему не следует руко-
водствоваться нормами Положения (стандарта)  бухгалтерского  учета
18 "Строительные контракты", утвержденного  приказом  Министерства
финансов Украины  от 28.04.2001 г.  № 205 ( z0433-01 ), потому что 
ПБУ 18 определяет методологические основы формирования  информации  
подрядчиками в бухгалтерском учете о доходах и расходах, связанных 
с выполнением строительных контрактов, к тому  же  вступает в силу 
только с 01.01.2002 г.
    Каких-либо специальных положений и инструкций по бухгалтерско-
му учету расходов инвестора (заказчика) не существует.  По  мнению
автора, порядок отражения этих операций  нашел  свое  отражение  в
Положении (стандарте) бухгалтерского учета 7 "Основные  средства",
утвержденном приказом Министерства финансов Украины от  27.04.2000
г. № 92 ( z0288-00 ).
    В  частности,  согласно п. 8  ПБУ 7  первоначальная  стоимость
объекта основных средств состоит из следующих расходов:
    - сумм,  уплачиваемых  подрядчикам  за выполнение строительно-
монтажных работ (без непрямых налогов);
    - регистрационных сборов, государственной пошлины и  аналогич-
ных платежей, осуществляемых в связи с приобретением  (получением)
прав на объект основных средств:
    - других  расходов,  непосредственно  связанных  с  доведением
основных средств  до состояния, в котором они пригодны для исполь-
зования в запланированных целях.
    Расходы на строительство для собственных нужд,  осуществляемое
как хозяйственным, так и подрядным способом, предприятия  отражают
на субсчете 151  "Капитальное строительство".
    На субсчете 205 "Строительные материалы" предприятия-заказчики
отражают движение строительных материалов, конструкций и  деталей,
оборудования и комплектующих изделий, подлежащих монтажу, и других
материальных  ценностей, необходимых для  выполнения  строительно-
монтажных работ, изготовления строительных деталей и конструкций.
    Оборудование и строительные материалы,  переданные  подрядчику
для монтажа и выполнения строительных работ, списываются с субсче-
та 205 на счет 15 "Капитальные инвестиции" после подтверждения  их
монтажа и использования.

    Пример

    С уполномоченным органом собственника (администрации) заключен
инвестиционный контракт  на реконструкцию  крыш площадью 750  кв.м
на 15 мансард. Все числа (суммы) условные.
    В соответствии  с контрактом  инвестор  заключает  договоры на
выполнение подрядных работ.

|------------------------|------------------|---------|----------|
|    Статьи расходов     |Стоимость без НДС,|   НДС,  |   Всего, |
|                        |     тыс. грн.    |тыс. грн.| тыс. грн.|
|------------------------|------------------|---------|----------|
|Строительные материалы  |       125        |    25   |    150   |
|------------------------|------------------|---------|----------|
|Строительные работы,    |       425        |    85   |    510   |
|выполненные подрядчиком,|                  |         |          |
|в т.ч.                  |                  |         |          |
|------------------------|------------------|---------|----------|
|замена и устройство     |       300        |    60   |    360   |
|кровли из материалов    |                  |         |          |
|заказчика               |                  |         |          |
|------------------------|------------------|---------|----------|
|устройство лестничных   |        50        |    10   |     60   |
|пролетов                |                  |         |          |
|------------------------|------------------|---------|----------|
|реконструкция           |        75        |    15   |     90   |
|пapaдных входов в дом   |                  |         |          |
|------------------------|------------------|---------|----------|
|благоустройство при-    |       150        |    30   |    180   |
|домовой территории      |                  |         |          |
|------------------------|------------------|---------|----------|
|Сметная стоимость работ |       700        |   140   |    840   |
|------------------------|------------------|---------|----------|

    Инвестором по условиям конкурса в 1997 году уплачены  средства
на развитие социальной  сферы - 20 тыс. грн.  Эти  перечисления  в
сметную стоимость строительства не  включаются  и  отражаются  как
прибыль, использованная в отчетном периоде.
    Промежуточные этапы выполненных  работ  в  данном  примере  не
рассматриваются.

|---|------------------------|---------------|-------|-----------|
| № |   Содержание операции  | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый |
|п/п|                        |     учет      |  грн. |   учет    |
|   |                        |-------|-------|       |-----|-----|
|   |                        |  Д-т  |  К-т  |       |  ВД | ВР  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 1 |Закуплены строительные  |205/соб|  631  | 125,0 |  -  |  -  |
|   |материалы               |-------|-------|-------|-----|-----|
|   |                        |641/ндс|  631  |  25,0 |  -  |  -  |
|   |                        |-------|-------|-------|-----|-----|
|   |                        |  631  |  311  | 150,0 |  -  |  -  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 2 |Строительные материалы  |205/уст| 205/  | 125,0 |  -  |  -  |
|   |переданы подрядчику     |       |  соб  |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 3 |Перечислен аванс подряд-|  371  |  311  | 255,0 |  -  |  -  |
|   |чику в размере 50 %     |       |       |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 4 |Отражен НДС             |641/ндс|  644  |  42,5 |  -  |  -  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 5 |Подписан акт выполненных|  151  |  631  | 425,0 |  -  |  -  |
|   |работ с подрядчиком     |       |       |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 6 |Отражен НДС             |641/ндс|  631  |  42,5 |  -  |  -  |
|   |                        |-------|-------|-------|-----|-----|
|   |                        |  644  |  631  |  42,5 |  -  |  -  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 7 |Зачтен аванс            |  631  |  371  | 255,6 |  -  |  -  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 8 |Подписан акт использова-|       |       |       |     |     |
|   |ния строительных мате-  |  151  |  205/ | 125,0 |  -  |  -  |
|   |риалов подрядчиком      |       |  уст  |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 9 |Перечислена задолжен-   |  631  |  311  | 255,0 |  -  |  -  |
|   |ность подрядчику        |       |       |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
|10 |Перечислен аванс в      |       |       |       |     |     |
|   |размере 100 % для благо-|  371  |  311  | 180,0 |  -  |  -  |
|   |устройства придомовой   |       |       |       |     |     |
|   |территории              |       |       |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
|11 |Отражен НДС             |641/ндс|  644  |  30,0 |  -  |  -  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
|12 |Подписан акт выполненных|  151  |  631  | 150,0 |  -  |  -  |
|   |работ                   |       |       |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
|13 |Начислен НДС            |  644  |  631  |  30,0 |  -  |  -  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
|14 |Закрыт аванс            |  631  |  371  | 180,0 |  -  |  -  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|

    Если построенные мансарды заказчик будет продавать  физическим
лицам под жилье, то для отражения в налоговом учете  его  расходов
можно предложить два равноценных варианта.
    Вариант 1. Включить  затраты  в  валовые  расходы  по "первому
событию" как затраты на изготовление товара (и подрядные работы, и
строительные материалы).
    В соответствии с п. 5.1 Закона о прибыли суммы любых расходов,
осуществляемых  плательщиком  налога,  как  компенсация  стоимости
изготавливаемых товаров для их дальнейшего  использования в собст-
венной хозяйственной  деятельности, включаются в валовые  расходы.
Затем  согласно п. 5.9  Закона  о  прибыли  необходимо  рассчитать
прирост (убыль) балансовой стоимости покупных товаров (кроме акти-
вов, подлежащих амортизации).  Так как балансовая  стоимость таких
запасов на конец отчетного квартала и вплоть  до  окончания строи-
тельства будет превышать их балансовую стоимость на начало того же
отчетного квартала, разница вычитается из суммы валовых расходов в
отчетном квартале.
    Вариант 2. Включить в валовые расходы  стоимость  построенного
жилья по окончании строительства и в  момент  оприходования  жилья
(мансард) как товара.
    И в одном, и в другом варианте валовые расходы  не  увеличатся
до момента продажи товара.

    Особенности обложения НДС

    На сегодняшний день освобождаются от налогообложения  операции
по продаже или передаче в собственность вновь  построенного  жилья
физическим лицам для его использования в качестве  местожительства
(пп. 5.1.20 Закона о НДС). Поэтому суммы НДС, уплаченные в связи с
приобретением товаров,  работ,  услуг  (строительных  материалов),
включаются в стоимость построенного жилья и к  налоговому  кредиту
не относятся (пп. 7.4.2 Закона о НДС).
    Однако за период выполнения подрядного контракта (с 1997 г. по
2001 г.) пп. 5.1.20 Закона о НДС претерпел несколько изменений.

    Изложим их в виде таблицы.

|---|----------------------|-----------------------|-------------|
| № |Дата вступления в силу|Операции, освобожденные|  Основание  |
|п/п|                      |  от обложения НДС     |  (Закон     |
|   |                      |                       |  Украины)   |
|---|----------------------|-----------------------|-------------|
| 1 |     01.10.97 г.      |      отсутствует      | от 03.04.97 |
|   |                      |                       | г.          |
|   |                      |                       | № 168/97-ВР |
|---|----------------------|-----------------------|-------------|
| 2 |     02.10.97 г.      |выполнение работ (стои-| от 26.09.97 |
|   |                      |мость работ) по строи- | г.          |
|   |                      |тельству жилья, которые| № 550/97-ВР |
|   |                      |осуществляются за счет |             |
|   |                      |средств физических лиц,|             |
|   |                      |и передача такого жилья|             |
|   |                      |в собственность таким  |             |
|   |                      |физическим лицам       |             |
|---|----------------------|-----------------------|-------------|
| 3 |     01.01.2000 г.    |выполнение работ (стои-| от 14.07.99 |
|   |                      |мость работ) по строи- | г.          |
|   |                      |тельству жилья незави- | № 942-XIV   |
|   |                      |симо от источников     |             |
|   |                      |финансирования         |             |
|---|----------------------|-----------------------|-------------|
| 4 |     01.04.2000 г.    |продажа или передача в |от 02.03.2000|
|   |                      |собственность вновь    |г.           |
|   |                      |построенного жилья     |№ 1523-III   |
|   |                      |физическим лицам для   |             |
|   |                      |его использования как  |             |
|   |                      |местожительства        |             |
|---|----------------------|-----------------------|-------------|

    Если какие-либо  суммы  НДС  за  время  выполнения  подрядного
контракта были включены застройщиком в  налоговый  кредит,  то  их
необходимо сторнировать.

|---|------------------------|---------------|-------|-----------|
| № |   Содержание операции  | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый |
|п/п|                        |     учет      |  грн. |   учет    |
|   |                        |-------|-------|       |-----|-----|
|   |                        |  Д-т  |  К-т  |       |  ВД | ВР  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 1 |Сторнированы суммы НДС, |641/ндс|  644  ||-----||  -  |  -  |
|   |включенные  ранее  в    |       |       ||140,0||     |     |
|   |налоговый  кредит       |       |       ||-----||     |     |
|   |                        |  152  |  644  | 140,0 |  -  |  -  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 2 |Оприходовано жилье на   |       |       |       |     |     |
|   |основании акта рабочей  |       |       |       |     |     |
|   |и приемной комиссии по  |   28  |  152  | 840,0 |  -  |840,0|
|   |приему законченного     |       |       |       |     |     |
|   |объекта строительства   |       |       |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|

    В инвестиционном контракте обычно указывается размер  площади,
право собственности на которую переходит инвестору.
    Кроме того, п. 36 бюджета г. Киева (решение Киевского  городс-
кого совета от 30.03.99 г. № 182/283) предусмотрена передача всеми
застройщиками  независимо от  источников  финансирования 5 % общей
площади  или  средств, необходимых ее для  строительства, Главному
управлению жилищного обеспечения для  обеспечения  жильем граждан,
состоящих на квартирном учете в районных государственных админист-
рациях.
    Поэтому в данном примере заказчику право собственности  перей-
дет не на  750 кв. м,  а только  на  712,5 кв. м (750 - (750 х 5 :
100)).
    Площадь, передаваемая районной администрации (5 % -  37,5  кв.
м) застройщиком (инвестором), на баланс не приходуется.

    Налоговый и бухгалтерский учет у пайщика

    Если инвестор по условиям инвестиционного  контракта  частично
финансирует работы по строительству жилья,  то  можно  говорить  о
паевом участии в строительстве.
    В соответствии с Инструкцией о применении Плана счетов  денеж-
ные средства или ТМЦ, переданные для паевого участия в  строитель-
стве объекта (жилого фонда), пайщик (инвестор) отражает по кредиту
счетов учета денежных средств, запасов в корреспонденции со счетом
37 "Расчеты с разными дебиторами".
    После получения от заказчика оформленных  документов  о  праве
собственности и приемо-сдаточного  акта  на  соответствующую  долю
построенного объекта пайщик кредитует счет 37 в корреспонденции со
счетом 15.
    Аналитический учет капитальных  инвестиций  ведется соответст-
венно по видам основных  средств, других  материальных необоротных
активов,  нематериальных  активов, а также  по отдельным  объектам
капитальных вложений (инвентарным объектам).
    Согласно Инструкции о применении Плана  счетов  зачисление  на
баланс собственной доли построенного объекта отражается по  дебету
субсчета 103 "Дома и сооружения" и кредиту счета 15.
    Однако если собственная доля построенного  объекта  (квартиры,
нежилые помещения) предназначена пайщиком (инвестором) для  прода-
жи, то ее зачисление на баланс пайщика отражается по дебету  счета
28 "Товары" в корреспонденции с кредитом счета 15.

    Пример

    Заключен многосторонний подрядный контракт сметной  стоимостью
4200 тыс. грн. на реконструкцию чердаков площадью 3700 кв. м на 80
мансард. Все числа (суммы) условные.
    С уполномоченным органом собственника (администрации) заключен
инвестиционный договор, в соответствии с которым инвестор финанси-
рует выполнение подрядных работ путем перечисления паевого  взноса
в размере 840 тыс. грн.
    Заказчик передает  (возвращает)  объекты  завершенного  строи-
тельства, принятые в эксплуатацию государственной  комиссией, пай-
щику (инвестору).

|---|------------------------|---------------|-------|-----------|
| № |   Содержание операции  | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый |
|п/п|                        |     учет      |  грн. |   учет    |
|   |                        |-------|-------|       |-----|-----|
|   |                        |  Д-т  |  К-т  |       |  ВД | ВР  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 1 |Перечислен взнос на пае-|  377  |  311  | 840,0 |  -  |  -  |
|   |вое участие в строи-    |       |       |       |     |     |
|   |тельстве                |       |       |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 2 |Получены документы о    |  151  |  377  | 840,0 |  -  |  -  |
|   |праве собственности и   |       |       |       |     |     |
|   |приемо-сдаточный акт    |       |       |       |     |     |
|   |пайщика на соответствую-|       |       |       |     |     |
|   |щую долю построенного   |       |       |       |     |     |
|   |объекта                 |       |       |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 3 |Жилье, предназначенное  |   28  |  151  | 840,0 |  -  |840,0|
|   |для продажи, оприходо-  |       |       |       |     |     |
|   |вано на  баланс  как    |       |       |       |     |     |
|   |товар                   |       |       |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|

    Так как все построенное жилье предназначено для продажи  физи-
ческим лицам для проживания, то ни налоговый кредит, ни  налоговые
обязательства по НДС у пайщика не возникают.

    Налоговый и бухгалтерский учет административных расходов

    Расходы  на  содержание  службы  заказчика в сметную стоимость
работ не включаются и отражаются в составе административных расхо-
дов.
    Государственным комитетом строительства, архитектуры и  жилищ-
ной политики Украины в приложении к письму от 02.04.99 г. №  7/262
( v_262241-99 ) приведена усредненная структура основных  расходов  
на содержание службы заказчика.

|---|------------------------------------------------|-----------|
| № |               Статьи расходов                  | Структура |
|п/п|                                                |расходов, %|
|---|------------------------------------------------|-----------|
| 1 |Расходы на заработную плату                     |   37,0    |
|---|------------------------------------------------|-----------|
| 2 |Отчисления на обязательное государственное      |   16,0    |
|   |пенсионное и социальное страхование             |           |
|---|------------------------------------------------|-----------|
| 3 |Расходы на служебные командировки               |    3,5    |
|---|------------------------------------------------|-----------|
| 4 |Услуги связи и телефонизации                    |    3,5    |
|---|------------------------------------------------|-----------|
| 5 |Расходы на содержание помещений (аренда)        |   10,0    |
|---|------------------------------------------------|-----------|
| 6 |Расходы на коммунальные услуги                  |   12,0    |
|---|------------------------------------------------|-----------|
| 7 |Приобретение технической, специальной литерату- |           |
|   |ры, включая законодательные акты                |    3,0    |
|---|------------------------------------------------|-----------|
| 8 |Содержание легкового автотранспорта             |   10,0    |
|---|------------------------------------------------|-----------|
| 9 |Приобретение канцтоваров                        |    2,5    |
|---|------------------------------------------------|-----------|
|10 |Почтово-телеграфные расходы                     |    0,5    |
|---|------------------------------------------------|-----------|
|11 |Прочие расходы                                  |    2,0    |
|---|------------------------------------------------|-----------|
|   |Всего:                                          |  100,0    |
|---|------------------------------------------------|-----------|

    Пример отражения административных расходов в  бухгалтерском  и
налоговом учете рассмотрен в еженедельнике  "ГлавБух"  №  29/2001,
стр. 64.
    В соответствии с п. 17  Положения  (стандарта)  бухгалтерского
учета 16 "Расходы", утвержденного приказом  Министерства  финансов
Украины от 31.12.99 г. № 318 ( z0027-00 ), административные расхо-
ды,  связанные  с  операционной  деятельностью,  не  включаются  в
себестоимость реализованной продукции (товаров).
    А согласно п. 10 Положения (стандарта) бухгалтерского учета  9
"Запасы", утвержденного приказом Министерства финансов Украины  от
20.10.99 г. № 246 ( z0751-99 ), первоначальной  стоимостью запасов 
(товаров),  изготавливаемых  собственными  силами,  признается  их 
производственная себестоимость, определенная по нормам ПБУ 16.
    Поэтому процент административных расходов, расходов на сбыт  и
ожидаемой прибыли необходимо учесть при формировании цены реализа-
ции 1 кв. м жилой площади.


    Перечень  сокращенных  обозначений нормативных документов, ис-
пользованных в данной консультации:

    1. Закон  об инвестициях  -  Закон  Украины "Об инвестиционной
деятельности"  от 18.09.91 г.  № 1560-ХII с изменениями и дополне-
ниями ( 1560-12 ).
    2. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении  прибыли
предприятий" от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, в редакции Закона Украины
от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ), с изменениями и дополне-
ниями.
    3. Закон о НДС  -  Закон  Украины  "О  налоге  на  добавленную
стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР, с изменениями и дополнения-
ми ( 168/97-ВР ).


    {1} Инвестиционный проект -  комплект  документации,   опреде-
ляющий условия вложения средств в переоборудование чердаков  домов
и  замены  крыш  на  мансардные  этажи  и  т.п.  путем  проведения
ремонтно-строительных  (строительных), проектных  и пуско-наладоч-
ных работ.

    {2} Инвесторы  -  это  субъекты  инвестиционной  деятельности,
принимающие  решение  о  внесении  собственных,  кредитных и  при-
влеченных  имущественных  и интеллектуальных  ценностей  в объекты
инвестирования. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков,  кре-
диторов, покупателей, а также выполнять функции  любого  участника
инвестиционной деятельности.

    {3} Объект строительства - совокупность помещений и сооружений
или отдельные помещения и сооружения, строительство которых осуще-
ствляется по единому проекту путем  выполнения  подрядчиком  пору-
ченных ему работ.



------------------------------------------------------------------
"Главбух"
№ 31/01, стр. 45
[06.08.2001]
Елена Бондаренко
бухгалтер-аналитик
------------------------------------------------------------------