О подоходной шкале

                  и вообще о правовых традициях

------------------------------------------------------------------

    Уже   несколько    недель    бухгалтерские    умы    будоражит
опубликованный в "Бухгалтерии" № 39(2)/2001 материал Е.  Секачевой
"Решение суда - сенсация?  Нет, закономерность!".  Напомним, что в
этом материале  изложена  история  о  том,  как  сама  Е. Секачева
(наемный  работник)  через  районный  суд  г.  Киева  отсудила   у
предприятия  подоходный  налог,  который  последнее  начисляло   и
удерживало  исходя  из  шкалы,   установленной  Указом  Президента
от  21.11.95 г. № 1082/95 ( 1082/95 ). Как указал в своем  решении
суд,  на самом деле предприятию следовало руководствоваться другой
шкалой  -  установленной  ст. 7 Декрета КМУ "О подоходном налоге с
граждан" ( 13-92 ).
    Как известно, отличие этих шкал  состоит  в  том,  что  первая
(президентская) привязана к необлагаемому минимуму, а  вторая  (из
Декрета) - к минимальной  заработной  плате.  И  поскольку  сейчас
минзарплата  почти   в  7  раз  больше  необлагаемого    минимума,
использование шкалы из  Декрета  для  работника  гораздо  выгоднее
(например,  ставка  10%  применяется,  если  месячный  доход    не
превышает 1118 грн., а не 170 - как в президентском варианте).
    В связи с этой публикацией наши читатели интересуются, как  мы
относимся к данному решению суда? Плюс  традиционный  вопрос:  что
делать?
    Начнем с нашего отношения.
    Прежде всего необходимо разобраться, правильно ли решение суда
по существу. Мы склоняемся к тому, чтобы оценить его как законное.
Полагаем, что шкала, установленная в  Декрете  КМУ  (который,  как
известно, имеет силу закона), все-таки имеет юридический приоритет
перед шкалой, введенной Указом Президента. Данный вывод следует из
того,  что  Президенту   никто    не    предоставлял    полномочий
устанавливать шкалу для подоходного налога, а декреты КМУ по своей
юридической силе выше указов Президента.
    Вы,  наверное,  обратили  внимание    на    наши    осторожные
конструкции: "мы склоняемся",  "полагаем".  Они  не  случайны.  По
поводу  статуса  президентской  шкалы  можно  спорить.    Проблема
упирается в то, мог Президент изменить  декрет  КМУ  или  не  мог.
Исходя из ст. 97 Конституции 1978 ( 254к/96-ВР ) года  -  вроде бы
нет. {1} Однако  не  стоит  забывать,  что  у  Президента  были  в
то  время  такие  полномочия,  как  принятие  указов  по  вопросам
экономической  реформы,   не   урегулированных  законами  Украины,
которые   действуют  до  принятия  соответствующих  законов  (п. 7
ст. 114  Конституции  1978 ( 254к/96-ВР ) года),  и  отмена  актов
Кабмина в случае  их  противоречия Указам Президента (п. 7 ст. 114
Конституции 1978 года).
    Следует заметить, что споры о  компетенции  -  один  из  самых
неприятных  вопросов  в  праве.  Оценка   конституционности    или
законности  нормативно-правовых  актов  сложна,  критерии    здесь
размыты, а в процесс то и дело вмешиваются политические факторы.
    Убедительное   доказательство    тому    -    дело,    которое
рассматривалось в Конституционном Суде об оценке конституционности
Указа Президента от 04.03.98 г. №  167/98 ( 167/98 ) "О  некоторых
мерах по повышению  ответственности  за  расчеты  с  бюджетами   и
государственными целевыми фондами".  В этом случае была  очевидна,
мягко говоря, сомнительность  полномочий  Президента  на  введение
режима налогового залога, а также на запрет уступки  требования  и
перевода долга.  Кстати, Президент в том Указе прикрывался  правом
издавать  указы  по  экономическим  вопросам,  не  урегулированным
законами (своеобразно толкуя неурегулированность вопроса  законами
как   неурегулированность   должным   образом  в  соответствии   с
требованиями  реформ).  Однако  Конституционный   Суд    предпочел
закончить  дело  так,  что  у  большинства  сложилось впечатление,
будто  Президент  действовал   в   пределах  конституционного поля
(решение  от  04.04.2001 г.  № 5-уп/2001 ( va05u710-01 ); о нем  -
см. "Бухгалтер" № 22'2001, с. 21).
    Оценка правомерности Указа о шкале подоходного налога ничем не
проще оценки  Указа  о  налоговом  залоге.  И  мы  бы  не  взялись
предсказывать возможный ответ того  же  Конституционного  Суда  на
вопрос, имел ли Президент право вводить новую шкалу.
    Поэтому пока Указ Президента никто официально  не  отменял,  с
его наличием благоразумнее будет считаться.  Тем более что  Минюст
зарегистрировал изменения  к  Инструкции о подоходном налоге {2} с
президентской шкалой, тем самым подтвердив ее законность.
    Кстати, сторонникам декретной шкалы мы  можем  подбросить  еще
один  аргумент,  Указ  от  13.09.94 г.  № 519/94 ( 519/94 ) (потом
в него вносились  изменения,  в  частности,  Указом от 21.11.95 г.
№ 1082/95 ( 1082/95 )) был издан с очень интересным обоснованием:

    "с  целью  повышения  жизненного  уровня    граждан    и    их
    заинтересованности в результатах работы"

(ведь тогда еще необлагаемый минимум был больше минзарплаты).
    Поэтому  можно  говорить,  что  после  того  как  мин-зарплата
превысила необлагаемый минимум, Указ  Президента  должен  утратить
силу в связи с окончанием периода, на который был  рассчитан  (так
же как военные  акты,  изданные  в  период  Великой  Отечественной
войны, утратили силу после ее окончания).  Ведь  после 01.01.98 г.
Указ не соответствует цели, ради которой был издан,  а,  наоборот,
ориентирован  на  противоположное:  снижение  жизненного    уровня
граждан и их заинтересованности в результатах работы.  Так что его
дальнейшее  применение  уже  противоречит  установленным  целям  и
здравому смыслу. {3} Мавр сделал свое дело...
    Ну и, конечно же, после 01.04.2001 г. можно и нужно  ссылаться
на правило о конфликте интересов.
    Ведь  п/п.  4.4.1  Закона  "О  порядке  погашения..."  в  этой
ситуации может помочь решить вопрос в пользу  более  благоприятной
декретной шкалы.
    Однако даже если вы  твердо  уверены  в  том,  что  ставки  из
Декрета имеют большую юридическую силу, чем шкала Президента,  все
равно,  по  нашему  мнению,  пересчитывать  подоходный  налог   за
последние три года - рано.
    Дело в том, что правила, зафиксированные на бумаге, далеко  не
всегда тождественны правилам, реально действующим на практике.  То
есть наличие в законодательстве ставок  в  минимальных  зарплатах,
как это ни парадоксально звучит, отнюдь  не  гарантирует,  что  на
практике вы безнаказанно можете отказаться от использования ставок
в необлагаемых минимумах.
    Причем нельзя сказать, что такое расхождение между  нормами  и
их  применением  -  чисто  украинский  феномен.  В  истории  права
сформировалось  даже  целое  направление    -    так    называемая
социологическая школа  права.  Ее  представители  утверждали,  что
нормы, зафиксированные в законодательстве, не должны пониматься  в
их абсолютном значении и что полностью им доверять нельзя. Нормы -
это лишь обобщенные предсказания того, что должны делать судьи,  и
не более.  Реальное же право - это то,  что  действительно  делают
судьи.  Так что право надо изучать не по бумагам, а на практике, в
действии. {4}
    Конечно,   поклонники    социологической    школы    несколько
гиперболизируют разрыв между нормой права и ее применением. Однако
нет сомнений, что такой разрыв существует.
    Нужно отметить, что  существовал  он  и  в  советские  времена
(вспомните записанное в  Конституции  право  на  демонстрации  или
право республик на выход из СССР и  сравните  с  их  реализацией).
Вряд ли разрыв исчез  за  годы  независимости  -  изменились  лишь
примеры  (тот,  кто  читал  Закон  О  Прибыли  и  видел,  как   рн
применяется в налоговых инспекциях,  поймет,  что  за  примеры  мы
имеем в виду).
    Данные рассуждения ни в коем случае не  следует  рассматривать
как одобрение подобной политики.  Мы крайне отрицательно относимся
к тому, как по жизни "паплюжать" законы,  и  никогда  не  скрывали
своего критического отношения  к  извращениям  законодательства  и
произволу.
    Впрочем,  наше  отрицательное  отношение   к   искажению  норм
законов  не  может  быть  препятствием   для   объективной  оценки
правоприменительной практики в  Украине:  к  сожалению,  искажения
имеют место и маловероятно, чтобы они исчезли в обозримом будущем.
Да и говорить сегодня о провозглашенном в Конституции верховенстве
права можно скорее как о желаемом, нежели действительном принципе.
    Одним  из  таких  искажений  является  сложившаяся  сегодня  в
Украине  достаточно  устойчивая   практика    применения    ставок
подоходного  налога,  ориентированная  на  Указ    Президента    и
игнорирующая Декрет КМУ  "О  подоходном  налоге  с  граждан".  Это
реальность, не учитывать которую было бы трудно.
    Сломать эту практику одноединственное решение  районного  суда
не может! Поэтому взять и прямо вот сегодня перейти  на  шкалу  из
Декрета  -  значит  быть  готовым  к  тому,  что   на    ближайшей
проверке налоговики доначислят вам все налоги и штрафы  по  полной
программе и  передадут  материалы  в  налоговую  милицию,  где  вы
получите возможность обсудить теоретическую  проблему  компетенции
Президента в беседах со следователем. Так что прежде чем совершать
этот героический  поступок,  трезво  оцените  ваши  возможности  в
борьбе с государственным монстром.
    В то же время для украинского  права  (а  значит,  в  конечном
счете и для вас) будет  полезно  и  ваше  участие  в  расшатывании
незаконной традиции применения президентской шкалы. Если, конечно,
чувствуете в себе силы.  Тут  нужны  добровольцы.  Поэтому  смелым
бухгалтерам - приверженцам справедливости  можно  посоветовать  не
действовать прямолинейно, идя с открытым забралом на  налоговиков.
Лучше  не  переходить  на  декретные  ставки,  а   порекомендовать
работникам (сначала, естественно, одному из них) обратиться в  суд
с иском к вашему предприятию.  А затем уже  вы,  исполняя  решение
суда, вернете  подоходный  и  обратитесь  в  ГНИ  с  заявлением  о
возврате излишне уплаченных сумм подоходного налога.  А при отказе
- в хозяйственный суд.
    Заодно вы выясните отношение к Декрету и Указу в вашем районе.
    Хотя даже такой обходной путь приз в виде разницы в подоходном
еще не гарантирует.  И не питайте больших иллюзий  по  поводу  уже
имеющегося  решения  районного суда  в  г. Киеве,  с  информации о
котором мы начали нашу статью.
    Во-первых, данное конкретное решение по делу гр.  Е. Секачевой
из ООО "X" - лично вас не касается.
    Во-вторых, наличие такого решения не  дает  никаких  гарантий,
что ваш работник, обратившись с подобным  иском  в  суд,  выиграет
дело. Большинству судей в общем-то все равно, какое решение принял
в такой же ситуации другой суд.  Судьи на практике  прислушиваются
только к  мнению  вышестоящей  судебной  инстанции  (прежде  всего
Верховного Суда).  И то считается, что они всего лишь не могут  не
принять во внимание решение (позицию) вышестоящего суда, но  вовсе
не обязаны ему (ей) следовать.
    В последнее время  нас  перестало  удивлять  некоторое,  мягко
говоря, разнообразие судебной практики по одной и той же категории
дел.  Типичный пример -  тяжбы  о  взимании  акцизного  сбора  при
изготовлении  бензина  из  давальческого  сырья.  Одни   областные
арбитражные суды принимали решения о взимании акциза, другие  -  в
аналогичной ситуации - о невзимании. Высший арбитражный суд вообще
принял соломоново решение, поддержав фактически оба подхода,  хотя
они и противоположны.  В своем письме от 23.04.2001 г.  № 01-8/482
( v_482800-01 ) {5}  ВАС  предписал  разрешать  подобные  споры  в
каждом конкретном  случае в  зависимости  от  обстоятельств  дела.
В итоге все областные арбитражные суды остались довольны.
    Так что мы не удивимся, если в одних  судах  иски  о  возврате
подоходного  налога  будут  удовлетворяться,  а   в    других    -
отклоняться.  Закономерными будут оба  вида  решений.  По  крайней
мере, до прояснения ситуации  на  уровне  руководящих  разъяснений
Пленума Верховного  Суда  или,  на  худой  конец,  информационного
письма  Высшего  хозяйственного  суда  прогнозировать,  в    каком
направлении  пойдет  практика,  -  крайне  сложно.  И  это   очень
печально.

{1} В этой статье говорится, в частности, что декреты  имеют  силу
    закона и что после истечения срока полномочий,  делегированных
    Кабмину, Верховная Рада может отменять  или  изменять  декреты
    законами Украины.
{2} См. "Бухгалтер" № 20'2001, с. 64-90.
{3} Здесь возможна такая аналогия: с 01.01.98 г.  ГНАУ  перешла  к
    исчислению льготы по подоходному  налогу  по  матпомощи  с  12
    необлагаемых минимумов  на  12 минзарплат.  И подобный переход
    к  строгому   соблюдению  п/п.  "i"  ст.  5  Декрета  КМУ   "О
    подоходном  налоге с граждан" мотивировался, кстати, тем,  что
    с 01.01.98 г.  размер   минзарплаты  стал  выше  необлагаемого
    минимума  (см.  письмо   от   14.01.99 г.  №  617/1/17-0217  в
    "Бухгалтере" № 2'99 на с. 10-11).
{4} История политических и правовых учений.  XX  в.  - М.:  Наука,
    1995. - С. 258.
{5} См. "Бухгалтерскую газету" № 21-22'2001, с. 29.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№28/01, стр. 34
[01.10.2001]
Станислав Погребняк
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------