Уведомление об открытии (закрытии) счетов: новый порядок

------------------------------------------------------------------

    Обязанность субъектов предпринимательской деятельности о сооб-
щении  налоговым органам  об  открытии  или  закрытии  собственных
банковских счетов установлена статьей 8 Закона Украины "О предпри-
нимательстве" и  статьей  24  Закона  Украины  "О  предприятиях  в
Украине",  исходя из положений которых уведомление об открытии или
закрытии счетов в банках субъект предпринимательской  деятельности
обязан направить государственному налоговому органу, в котором  он
состоит на учете в качестве плательщика налогов и  сборов  (обяза-
тельных платежей).  Такое уведомление в течение трех рабочих  дней
со дня открытия или закрытия  счета  (включая  день  открытия  или
закрытия)  представляется  лично или направляется  в  адрес  соот-
ветствующего государственного налогового органа с  уведомлением  о
вручении.  Форма и содержание уведомления об открытии или закрытии
счетов в  банках  устанавливается  центральным  налоговым  органом
Украины.  Данные нормы законов  касаются  исключительно  субъектов
предпринимательства, открывающих (закрывающих) банковские счета.
    Между тем аналогичное обязательство  банковских  учреждений  о
представлении уведомлений об открытии (закрытии)  счетов  клиентов
было изложено в статье 31  Закона Украины "О банках  и  банковской
деятельности" от 20.03.91 г. № 872-ХII ( 872-12 ) (с изменениями и
дополнениями). В соответствии  с этой  статьей с целью обеспечения
налогового контроля банки обязаны были в течение трех рабочих дней
со дня открытия или закрытия счета юридическому лицу или  физичес-
кому  лицу - субъекту  предпринимательской  деятельности  (включая
день открытия или закрытия) высылать сообщение об этом  налоговому
органу,  в  котором  такое  лицо  состоит   на  учете  в  качестве
плательщика налогов.  При этом форма и содержание такого уведомле-
ния для банков также устанавливались центральным налоговым органом
Украины. Еще более расширенные обязательства банков по представле-
нию  таких уведомлений были  представлены  в  Инструкции  №  3  об
открытии  банками  счетов  в  национальной  и  иностранной валюте,
утвержденной  постановлением  НБУ ( v0121500-96 )  от 27.05.96 г. № 121.  В соответствии с  п. 1.6  данной  Инструкции представление
формы уведомления об  открытии (закрытии) банковских  cчетов явля-
лось  обязательным  и  в  случаях  изменения  номеров  всех  видов
счетов,  предусмотренных  этой  Инструкцией.  При этом обязанность
по сообщению налоговым  органам  сведений  об  изменениях  номеров
счетов (без закрытия последних) касалась исключительно  банковских
учреждений.
    Изначально формы Уведомлений  об  открытии  (закрытии)  счетов
были  утверждены приказом ГНАУ "Об утверждении формы и  содержания
Уведомления об открытии (закрытии) счетов  субъектов  предпринима-
тельской деятельности в учреждениях банков" от 07.03.98 г.  №  100
( z0190-98 ).  При этом,  данный приказ  ГНАУ предусматривал пред-
ставление  одной  формы  Уведомления  непосредственно    субъектом
предпринимательской  деятельности, который  открывает  (закрывает)
счета  в  банковском  учреждении,  второй - учреждением  банка,  в
котором был открыт банковский счет.  При  этом  предусматривалось,
что  банк представляет такое Уведомление налоговому органу в  двух
экземплярах.  Один экземпляр Уведомления после  отметки  о  взятии
счета на учет в налоговом органе возвращается в  трехдневный  срок
налоговым органом в учреждение банка,  которое  такое  Уведомление
направило.
    Действовавшее в то время законодательство предполагало и соот-
ветствующие меры ответственности за несоблюдение порядка представ-
ления  Уведомлений. В соответствии с п. 7 статьи 11 Закона Украины
"О государственной  налоговой  службе  в  Украине"  органам  госу-
дарственной налоговой службы было предоставлено право применять  к
банкам  или  юридическим  лицам,  физическим  лицам  -   субъектам
предпринимательской деятельности, которые в установленный  законом
срок не сообщили об открытии или закрытии счетов в банках,  штраф-
ные  санкции  в виде  двадцати  не  облагаемых  налогом  минимумов
доходов граждан.
    Все изменилось после вступления в силу с 17 января  2001  года
нового  Закона Украины "О банках  и  банковской  деятельности"  от
07.12.2000 г. № 2121-III ( 2121-14 ).  Кроме того, что новый Закон
уже не содержит положений относительно  обязанности  банков  пред-
ставлять  уведомления об открытии (закрытии) счетов,  более  того,
статьей  60 данного  Закона  было  предусмотрено,  что  сведения о
состоянии счетов  клиентов  являются  банковской  тайной.  Порядок
раскрытия банковской  тайны  установлен  статьей 62 нового  Закона
Украины "О банках и банковской  деятельности",  в  соответствии  с
которой  в отношении  раскрытия  банковской  тайны  органам  госу-
дарственной налоговой службы установлен следующий порядок.  Инфор-
мация относительно юридических и физических лиц, которая  содержит
банковскую тайну,  раскрывается  банками  органам  Государственной
налоговой  службы Украины по их письменному требованию по вопросам
налогообложения или валютного  контроля в  отношении  операций  по
счетам  конкретного  юридического  лица  или  физического  лица  -
субъекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток
времени.
    Исходя из данного положения Закона Украины "О  банках  и  бан-
ковской деятельности" предоставление банками сведений об  открытии
(закрытии) счетов клиентов может на сегодняшний день осуществлять-
ся только  в отношений  конкретного  клиента  по  соответствующему
запросу налогового органа.  При этом новая Инструкция  об открытии
банками счетов в национальной  и  иностранной валюте, утвержденная
постановлением НБУ  от 18.12.98 г.  № 527 ( z0819-98 ),  также  не
содержит каких-либо упоминаний о том, что  банки должны уведомлять
налоговые органы об открытии  (закрытии)  счетов  клиентов.  Такой
поворот событий не до конца устраивал  налоговую  службу  Украины,
которая  попыталась  "сыграть"  на   положениях  статьи  5  Закона
Украины "О системе налогообложения, в которой по-прежнему осталось
положение, закрепляющее за  финансово-кредитными  учреждениями  (в
том числе банками) обязанности в трехдневный срок сообщать о таком
открытии (закрытии)  государственному  налоговому  органу.  Однако
Нацбанк в данном  вопросе  принял жесткую  позицию,  которая  была
изложена в письме НБУ ( v2737500-01 ) от  28.04.2001  г. № 25-120/ 849-2737. В данном письме Нацбанк указал на то, что  норма  статьи
5 Закона Украины "О системе  налогообложения"  относительно  пред-
ставления  банками, без  соответствующих  запросов,  информации  о
проведении банками  операции  по  открытию  (закрытию)  банковских
счетов,  противоречит  Закону  Украины  "О  банках  и   банковской
деятельности" и на основании пункта 2 раздела VII  "Заключительные
положения" Закона Украины "О банках и банковской деятельности"  до
приведения в соответствие с указанным законом не применяется.
    Таким образом, с 17 января 2001 года обязательность  представ-
ления  налоговой службе сведений об открытии (закрытии) банковских
счетов действует только в отношении субъектов  предпринимательской
деятельности, которым открывают (закрывают) банковские счета и  не
касается банковских учреждений.  Более того,  согласно  положениям
Закона Украины "О внесении изменений в  Кодекс  Украины  об  адми-
нистративных правонарушениях относительно установления ответствен-
ности за нарушение банковского законодательства" от 04.10.2001  г.
№ 2747-III ( 2747-14 ), вступившего в силу с  31.10.2001 г.,  КоАП
дополнен статьей 164-11 "Незаконное разглашение или  использование
информации, составляющей банковскую тайну",  которая  предусматри-
вает  административную ответственность за  незаконное  разглашение
банковской тайны в виде штрафа, в размере от 100  до  200  необла-
гаемых минимумов доходов граждан.
    Таким образом, с 17.01.2001 г. передача банками информации  об
открытых (закрытых)  счетах  всех  клиентов,  без  запроса  на  то
налогового органа,  является еще и  административным  правонаруше-
нием. А как же быть с п. 7 ст. 11 Закона Украины  "О государствен-
ной налоговой службе в Украине", которым предусмотрена ответствен-
ность  банков,  не сообщивших  в  установленный  законом  срок  об
открытии или закрытии счетов в банках, в виде  штрафных  санкции в
размере  двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан?
Для  правильного понимания сути данного  правонарушения  на сегод-
няшний день необходимо обратиться к  положениям п.п. 19.4.7 ст. 19
Закона Украины  "О  порядке  погашения  обязательств  плательщиков
перед  бюджетами и  государственными  целевыми  фондами",  которым
были внесены изменения в Закон Украины  "О государственной налого-
вой службе в Украине". Несмотря на то что итоговая  редакция  п. 7
ст.  11 по-прежнему  предполагает  применение  штрафных  санкций к
банкам,  согласно  новой редакции  п. 2 этой  же  статьи  в  права
налоговой службы теперь входит получение  информации о  расчетных,
валютных  и  других  счетах  от   коммерческих  банков  и   других
финансово-кредитных учреждений исключительно в порядке, предусмот-
ренном законодательством для раскрытия банковской тайны, т.  е.  в
порядке,  определенном статьей 62 нового Закона Украины "О  банках
и банковской деятельности".  В письме от 28.04.2001 г.  №  25-120/ 849-2737 ( v2737500-01 )  Нацбанк  изложил  некоторые  требования,
которые выдвигаются к составлению документов, сопровождающих  про-
цесс предоставления  информации,  составляющей  банковскую  тайну.
Так, в частности, запрос на предоставление информации,  являющейся
банковской тайной, должен быть оформлен  на  бланке  установленной
формы (направление такого запроса в электронном виде не допускает-
ся), подписан руководителем налогового органа,  скреплен  гербовой
печатью.  При этом в запросах должен быть четко указан календарный
интервал времени, за который должна быть предоставлена информация,
и перечень лиц, о которых такая информация необходима.  При соблю-
дении всех вышеназванных особенностей, банки должны  предоставлять
информацию  органам  налоговой  службы  и,  вероятно,  именно   за
непредоставление информации в порядке раскрытия  банковской  тайны
банки и могут быть привлечены к ответственности по  п.  7  ст.  11
Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине".
    Совокупность таких фактов и стала  причиной  принятия  приказа
ГНАУ  от  01.08.2001 г.  № 306  ( z0923-01 ),  которым  утверждены
новые формы Уведомлений об открытии (закрытии) счетов  в  учрежде-
ниях   банков  и  Порядок  их  предоставления  налоговым  органам.
Действие данного приказа распространяется исключительно на субъек-
тов предпринимательской деятельности, которыми  открыты  (закрыты)
счета в банковских учреждениях.  Таким образом, можно  говорить  о
безоговорочной победе НБУ в данном вопросе.
    Новая форма Уведомления  существенным  образом  отличается  от
утвержденной  приказом  ГНАУ  от  07.03.98 г.  № 100 ( z0190-98 ).
Кроме непосредственно  Уведомления,  она  предполагает  заполнение
двух  корешков, один из которых предоставляется налоговой  службой
в учреждение банка, в котором открыт  банковский  счет,  а  второй
возвращается  плательщику.  До  получения  банковским  учреждением
корешка Уведомления с отметкой о взятии счета  на  учет  налоговым
органом операции по этому счету осуществляются только по  зачисле-
нию  на него получаемых средств. Датой начала операций по списанию
средств  со  счета  субъекта  предпринимательской  деятельности  в
учреждении банка является дата регистрации получения банком кореш-
ка Уведомления.  Такой вывод напрашивается исходя из положений  п.
1.6  Инструкции  о  порядке  открытия  и  использования  счетов  в
национальной и иностранной валюте.
    В отношении заполнения самого Уведомления субъектом предприни-
мательской деятельности, можно отметить следующее.  Реквизит "Дата
операции", вероятнее всего, предполагает  указание  даты  открытия
счета.  В соответствии с п. 1.6  Инструкции о порядке  открытия  и
использования счетов в национальной  и  иностранной  валюте  датой
открытия счета считается дата, указанная на заявлении об  открытии
счета в разделе "Отметки банка".  Форма такого заявления приведена
в приложении 1 к Инструкции. При этом, данный раздел этого заявле-
ния заполняется работниками банковского учреждения, в связи с  чем
субъекту предпринимательской деятельности нужно в минимальные сро-
ки узнать о том, когда же  конкретно  открыт  банковский  счет.  В
своем письме от  20.09.2001 г.  № 25-113/1570-5676 ( v5676500-01 )
Нацбанк  указал  на то,  что  предоставление  учреждениями  банков
уведомлений клиентам об открытии (закрытии)  их  счетов  указанной
Инструкцией  не предусмотрено, однако может быть оговорено в дого-
воре, который заключается между банком  и  клиентом  -  владельцем
счета. Таким образом, наиболее приемлемым вариантом будет все-таки
проявление собственной инициативы клиента.  Тем  более  что  форма
Уведомления предполагает наличие  на  ней  подписи  ответственного
лица  учреждения банка, что в любом случае предполагает  обращение
в банковское учреждение.
    Несколько непонятными выглядят положения п.  4  Порядка  пред-
ставления  налоговым органам Уведомления  об  открытии  (закрытии)
счетов в учреждениях банков (далее - Порядок),  которые  предпола-
гают, что Уведомление печатается и заполняется  шариковой  ручкой.
Вероятно, речь идет о том, что все показатели должны быть впечата-
ны в форму Уведомления, а атрибуты, требующие наличия  подписей  и
т. д., - заполнены шариковой ручкой.
    Кроме непосредственно формы Уведомления об открытии (закрытии)
счета,  Порядком утверждены еще две формы Уведомлений: Уведомление
налогового органа о  недостоверности  данных  в  Уведомлении  пла-
тельщика  налогов  об  открытии  (закрытии)  счета,   направляемое
плательщику налога,  и  аналогичное  Уведомление,  направляемое  в
учреждение банка.  Первое Уведомление составляется  и направляется
налоговым органом плательщику при выявлении  несоответствия инфор-
мации,  указанной в  основном  Уведомлении,  сведениям  из Единого
банка данных о плательщике налогов. Это же уведомление составляет-
ся и в том случае, если в  процессе  деятельности  обнаруживается,
что  плательщик предоставил недостоверную  информацию (код  банка,
номер  и вид счета, валюта  счета).  Однако  в этом случае,  кроме
направления Уведомления плательщику об этом, банковскому  учрежде-
нию  направляется Уведомление аналогичного содержания.  По  нашему
мнению, получение плательщиком такого Уведомления не может  расце-
ниваться как основание для  применения  штрафных санкций  согласно
п. 7  ст. 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе  в
Украине".  Такой  вывод  основывается  на  том,  что  эта  санкция
применяется  по причине непредставления такого Уведомления вообще.
Следовательно, если факт представления состоялся, что  подтвержде-
но  наличием у плательщика  корешка такого уведомления с  отметкой
налогового  органа, то нет оснований  говорить  о  непредставлении
Уведомления вообще. Ну а штрафовать за ошибки, допущенные при  его
составлении, нет достаточных законодательных оснований. Определен-
ная  недосказанность  наблюдается  в  основаниях  для  направления
плательщику Уведомления о выявленных неточностях, изложенных  в п.
10 Порядка,  а именно:  можно  ли  трактовать  данный  пункт таким
образом, что в случае  изменения  каких-либо банковских реквизитов
плательщика (без закрытия счета), плательщику также будет  направ-
лено Уведомление о выявленных неточностях?  Считаем,  что  да.  По
логике  Порядка,  при  получении  Уведомления  об  открытии счета,
налоговый орган имеет возможность  сверить  лишь  данные  о  самом
плательщике,  так  как  не  получает  подтверждения   правильности
указанных банковских реквизитов от банковского  учреждения  (кроме
подписи ответственного лица банка в самом Уведомлении). В процессе
деятельности  плательщика  налоговики   уже  получают  возможность
проследить, насколько данные о банковских реквизитах в Уведомлении
соответствуют тем реквизитам, которые фигурируют в документооборо-
те плательщика.  И при наличии каких-либо расхождений у  налоговой
службы есть достаточные основания вменить плательщику непредостав-
ление Уведомления об открытии (закрытии) счета.
    Таким образом, направление Уведомления о выявленных  неточнос-
тях (а по сути, изменения банковских реквизитов) является  компро-
миссом: получив такое Уведомление, плательщик должен в трехдневный
срок направить в ГНИ  уточненную  форму  Уведомления  об  открытии
(закрытии)  счетов.  Следовательно,  только  за   непредоставление
второго Уведомления в указанный срок к плательщику будут применены
санкции по п. 7 ст. 11 Закона Украины "О государственной налоговой
службе  в  Украине".  Из  сказанного  выше  можно  сделать  вывод:
представление Уведомления  при  изменении  номеров  счетов,  кодов
банков является обязательным.  Однако  таковым предоставление ста-
новится после того, как плательщик получит Уведомление от  налого-
вого органа о выявленных неточностях и ошибках.
    Заметим, что предоставление Уведомлений о выявленных неточнос-
тях  касается в основном операций по открытию счетов. Если же счет
закрывается, то сверить правильность указания банковских  реквизи-
тов в соответствующем Уведомлении достаточно сложно.
    Ну и в заключение отметим некоторую несостоятельность  положе-
ний п. 12 Порядка, в котором ГНАУ указывает на то, что в  случаях,
предусмотренных законодательством, Уведомление о  закрытии  счетов
направляется учреждениями банков в  налоговый орган в  электронном
виде.  Кроме описанной выше процедуры раскрытия банковской  тайны,
статья 62 Закона Украины  "О  банках  и  банковской  деятельности"
содержит еще два случая, когда банки  должны  предоставлять  такую
информацию  (в электронном или каком-либо другом виде)  налоговому
органу: по разрешению владельца такого счета и  по  решению  суда.
Других случаев, предусмотренных законодательством,  в  этом  самом
законодательстве просто нет.




------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 92/01, стр. 35
[15.11.2001]
С. Ильяшенко
экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------