Стоит ли предприятию переходить на единый налог?

------------------------------------------------------------------

    Нередко собственники предприятия или  руководство  (и  не  без
участия  главбуха) стоят  перед  выбором:  как  "продвинуться"  на
рынок и увеличить объем продаж; что нужно сделать, чтобы  "оптими-
зировать" хоздеятельность; какую систему учета  и  налогообложения
выбрать, чтобы оптимизировать  налоги.  Постараемся  данным  мате-
риалом помочь ответить на последний вопрос.
    Законодательство Украины наряду с общей системой налогообложе-
ния,  которая  регламентируется  основными  "налоговыми"  законами
(Законом о  системе  налогообложения,  Законом о прибыли,  Законом
о НДС  и  др.),  предусматривает  применение  упрощенной  системы.
Введение упрощенной системы налогообложения,  учета  и  отчетности
благодаря  Указу Президента Украины "Об упрощенной  системе  нало-
гообложения, учета  и  отчетности  субъектов  малого  предпринима-
тельства" от 03.07.98 г.  № 727/98 ( 727/98 ),  в  редакции  Указа
Президента Украины от  28.06.99 г.  № 746/99 ( 746/99 ), позволило
упростить жизнь многим налогоплательщикам - представителям  малого
бизнеса.
    Вслед за Указом  Министерство  финансов  Украины  приказом  от
30.09.98 г. № 196 ( z0646-98 ) утвердило  Положение  об упрощенной
форме бухгалтерского учета  субъектов  малого  предпринимательства
(СМП).  Отчетности субъектов малого  предпринимательства посвящено
ПБУ 25 "Финансовый  отчет  субъекта  малого  предпринимательства",
утвержденное приказом  Министерства финансов Украины от 25.02.2000
г. № 39 ( z0161-00 ).  О степени  "упрощенности"  отчетности малых
предприятий  -  единоналожников  -  в  еженедельнике  "Главбух"  №
39/2001, стр. 55.
    Субъект малого предпринимательства может применять  как  упро-
щенную систему налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности,
так  и  общую  систему  налогообложения,  бухгалтерского  учета  и
отчетности по своему выбору.
    Однако воспользоваться преимуществами упрощенного  налогообло-
жения  могут далеко  не  все  предприятия  и  даже  не  все  малые
предприятия  {1},  определение   которых   дано   Законом  Украины
"О  государственной  поддержке    малого   предпринимательства" от
19.10.2000 г. № 2063-III ( 2063-14 ).

    Кто не может быть единоналожником

    Какие субъекты предпринимательской деятельности (СПД) не могут
являться малыми предприятиями  или  на  кого  не  распространяется
действие упомянутого Закона? А какие предприятия  не  имеют  права
применять упрощенную систему налогообложения, учета и  отчетности?
Ответы на эти вопросы представлены в таблице.

|-----------------------------|----------------------------------|
|       Не являются СМП       |   Не могут применять упрощенную  |
|(ст. 2 Закона о поддержке    |   систему (ст. 7 Указа № 727)    |
|малого предпринимательства)  |                                  |
|-----------------------------|----------------------------------|
|                             |СМП, на которых распространяется  |
|                             |действие Закона о патентовании в  |
|                             |части приобретения специального   |
|                             |патента {2}                       |
|-----------------------------|----------------------------------|
|Доверительные общества       | Доверительные общества           |
|-----------------------------|----------------------------------|
|Страховые компании           | Страховые компании               |
|-----------------------------|----------------------------------|
|Банки                        | Банки                            |
|-----------------------------|----------------------------------|
|Ломбарды                     | Ломбарды                         |
|-----------------------------|----------------------------------|
|Другие финансово-кредитные и | Другие финансово-кредитные и     |
|небанковские финансовые      | небанковские финансовые          |
|учреждения                   | учреждения                       |
|-----------------------------|----------------------------------|
|СПД, осуществляющие          |                                  |
|деятельность в сфере игорного|                                  |
|бизнеса                      |                                  |
|-----------------------------|----------------------------------|
|СПД, осуществляющие обмен    |                                  |
|иностранной валюты           |                                  |
|-----------------------------|----------------------------------|
|Производители и импортеры    |                                  |
|подакцизных товаров          |                                  |
|-----------------------------|----------------------------------|
|СПД, в уставном фонде которых|СПД, в уставном фонде которых     |
|доли вкладов, принадлежащие  |доли, принадлежащие юридическим   |
|юридическим лицам -          |лицам - участникам и учредителям  |
|учредителям и участникам этих|данных субъектов, которые не      |
|субъектов, которые не        |являются СМП, превышают 25 %      |
|являются СМП, превышают 25 % |                                  |
|-----------------------------|----------------------------------|
|                             |а также при осуществлении         |
|                             |совместной деятельности без       |
|                             |создания юридического лица,       |
|                             |порядок налогообложения которой   |
|                             |установлен п. 7.7 ст. 7 Закона о  |
|                             |прибыли                           |
|-----------------------------|----------------------------------|

    Таким образом, субъектами малого  предпринимательства,  приме-
няющими упрощенную систему налогообложения, бухгалтерского учета и
отчетности, могут быть предприятия, которые не являются  ни  одним
из перечисленных в таблице СПД.
    Напомним, что согласно ст. 1 Указа  № 727  упрощенную  систему
налогообложения  имеют  право  применять  предприятия (юридические
лица) - субъекты предпринимательской  деятельности любой организа-
ционно-правовой формы и формы собственности, у которых:
    - среднеучетная численность работающих за год не превышает  50
человек;
    - годовой  объем  выручки  от  реализации  продукции (товаров,
работ, услуг) не превышает 1 млн. гривен.

    Любому предприятию, имеющему желание перейти на  налогообложе-
ние по единому налогу с начала  2002  года,  необходимо  проверить
свои показатели за прошедший год.

    Среднеучетная численность

    Среднеучетная  численность  работающих  определяется  в  соот-
ветствии  с  Инструкцией  по  статистике  численности  работников,
занятых  в  народном  хозяйстве  Украины,  утвержденной   приказом
Министерства статистики Украины от 07.07.95 г.  № 171 ( z0287-95 )
(далее - Инструкция № 171). При расчете учитываются:
    - все  штатные  работники,  которые  приняты  на   постоянную,
сезонную или на временную работу на один день  и  больше,  со  дня
зачисления  их на  работу,  в т.ч.  работающие  по  договорам и по
совместительству;
    - отдельные категории работников внештатного состава,  которые
в отчетном периоде привлекались к работе;
    - работники представительств,  филиалов,  отделений  и  других
обособленных подразделений.
    В  учетном  составе  работников  за  каждый  календарный  день
учитываются как фактически работающие  лица, так  и  отсутствующие
на работе по каким-либо причинам (в т.ч. направленные на обучение,
для повышения квалификации или на  переподготовку,  если  за  ними
полностью  сохраняется  заработная  плата),  т.е.  все  работники,
состоящие с предприятием  в  трудовых  отношениях,  независимо  от
формы договора.
    Однако при исчислении среднеучетной численности штатных работ-
ников не учитываются некоторые  категории  штатных  работников,  в
частности женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и
в  отпуске  по уходу  за ребенком  до  достижения  им  трехлетнего
возраста.
    Среднеучетная численность работников за год определяется путем
расчета  среднего  арифметического  от  среднеучетной  численности
работников за каждый месяц года работы  предприятия.  Согласно  п.
3.2  Инструкции № 171 чтобы определить  среднеучетную  численность
работников за отчетный месяц,  необходимо  просуммировать  числен-
ность  работников  учетного  состава  за  каждый  календарный день
отчетного месяца (включая нерабочие и выходные  дни)  и  разделить
эту сумму на количество календарных дней в отчетном месяце.

    Пример

    ООО "Чебурашка" имело следующую численность работников учетно-
го состава за каждый календарный день Чкд ноября:

|-----------------|--------------|-------------------------------|
|     Период      |     Чкд      |         Количество дней       |
|-----------------|--------------|-------------------------------|
|   с 1 по 13     |      38      |              13 *             |
|-----------------|--------------|-------------------------------|
|   с 14 по 25    |      45      |              12               |
|-----------------|--------------|-------------------------------|
|   с 26 по 30    |      59      |               5               |
|-----------------|--------------|-------------------------------|

-----------
    * Численность  работников  учетного  состава  за  выходные или
нерабочие дни принимается равной  учетной  численности  работников
за предыдущий рабочий день.

    Среднеучетная численность работников за ноябрь (СМ) равна:

    СМ = [(38 х 13) + (45 х 12) + (59 х 5)] : 30;

    СМ = 1329 : 30 = 44,3 чел.

    Как  видим,  превышение  предельно  допустимой  численности  в
последние дни ноября не "испортило" картину, и даже в этом  случае
ООО может перейти на упрощенную систему.

    Среднеучетная численность работников по месяцам 2001 года:

|-----------------------|------|---------------------------------|
|      Период           |  СМ  |       Количество месяцев        |
|-----------------------|------|---------------------------------|
|   Январь - май        | 42,1 |                5                |
|-----------------------|------|---------------------------------|
|   Июнь - сентябрь     | 53,6 |                4                |
|-----------------------|------|---------------------------------|
|   Октябрь - декабрь   | 44,3 |                3                |
|-----------------------|------|---------------------------------|

    Среднеучетная численность работников СГ за год равна:

    СГ = [(42,1 х 5) + (53,6 х 4) + (44,3 х 3)] : 12;

    СГ = 46,48 чел.

    И в этом случае превышение предельно допустимой численности  в
течение летних месяцев не смогло запретить 000 перейти на упрощен-
ную систему.

    Выбор ставки налогообложения

    В соответствии со ст.  3  Указа  №  727  субъект  предпринима-
тельской  деятельности  -  юридическое  лицо,  решивший перейти на
упрощенную  систему  налогообложения,  учета и отчетности,  самос-
тоятельно выбирает одну из следующих ставок единого налога:

    - 6 % суммы выручки от реализации продукции  (товаров,  работ,
услуг)  без  учета  акцизного  сбора  в  случае  уплаты  налога на
добавленную стоимость в соответствии с Законом об НДС;

    - 10 % суммы выручки от реализации продукции (товаров,  работ,
услуг), за исключением акцизного сбора, в  случае  включения  сумм
НДС в состав единого налога.

    Чтобы  окончательно  решить,  переходить  ли  предприятию   на
налогообложение по единому налогу,  нелишним  будет  проанализиро-
вать, действительно ли уменьшится сумма уплачиваемых налогов.
    Очевидно,  что  чем  меньше  у  предприятия  доля  расходов  в
полученных доходах, тем  выгодней  становится  применение  единого
налога. Проверим это на примере.
    Напомним азбучную формулу определения производственной  рента-
бельности:

    Р = Пр : ВР  или  Р = (ВД - ВР) : ВР, где

    Р - рентабельность;
    Пр - прибыль предприятия за отчетный период;
    ВД - валовые доходы предприятия за отчетный период;
    ВР - валовые расходы предприятия за отчетный период.

    Проанализируем результаты  деятельности  трех  предприятий  за
один и тот же период для определения целесообразности перехода  на
упрощенную систему налогообложения.
    Сумма выручки от реализации каждого предприятия равна 24  тыс.
грн.,  в т.ч. НДС - 4 тыс. грн.  Для  упрощения  предположим,  что
налоговый кредит предприятий за анализируемый  период равен  нулю.
Таким образом, всю  сумму  налоговых  обязательств,  полученных  в
составе выручки от реализации, следует перечислить в бюджет.
    В процессе  анализа  сравним  сумму  налогов,  которую следует
уплатить каждому предприятию, работая на общей системе налогообло-
жения, и при переходе  на уплату  единого  налога  по ставке 6 % и
10 %.
    Данные примера представим в таблице.

|--------------|-------|-------------|-------------|-------------|
|  Показатели  |Обозна-|     ООО     |ОАО "Крокодил|      ЧП     |
|              |чения  | "Чебурашка" |    Гена"    |  "Шапокляк" |
|              |       |             |             |             |
|--------------|-------|-------------|-------------|-------------|
|Выручка от    |Выручка|     24      |     24      |      24     |
|реализации    |       |             |             |             |
|(в т.ч. НДС), |       |             |             |             |
|тыс. грн.     |       |             |             |             |
|--------------|-------|-------------|-------------|-------------|
|Валовые       |   ВД  |     20      |     20      |      20     |
|доходы,       |       |             |             |             |
|тыс. грн.     |       |             |             |             |
|--------------|-------|-------------|-------------|-------------|
|Валовые       |   ВР  |     14      |     16      |      18     |
|расходы,      |       |             |             |             |
|тыс. грн.     |       |             |             |             |
|--------------|-------|-------------|-------------|-------------|
|Производствен-|   Р   |(20-14) : 14 |(20-16) : 16 | (20-18) : 18|
|ная           |       |    0,43     |    0,25     |     0,11    |
|рентабельность|       |             |             |             |
|--------------|-------|-------------|-------------|-------------|
|Налог на      |  НПр  |(20-14) х 0,3|(20-16) х 0,3|(20-18) х О,3|
|прибыль при   |       |    1,8      |    1,2      |     0,6     |
|обычной       |       |             |             |             |
|системе       |       |             |             |             |
|налогообложе- |       |             |             |             |
|ния, тыс. грн.|       |             |             |             |
|--------------|-------|-------------|-------------|-------------|
|Налоговые     |  НДС  |     4,0     |     4,0     |     4,0     |
|обязательства |       |             |             |             |
|по НДС, тыс.  |       |             |             |             |
|грн.          |       |             |             |             |
|--------------|-------|-------------|-------------|-------------|
|Общая сумма   |       |     5,8     |     5,2     |     4,6     |
|налогов,      |       |             |             |             |
|которая подле-|       |             |             |             |
|жит уплате при|       |             |             |             |
|обычной       |       |             |             |             |
|системе       |       |             |             |             |
|налогообложе- |       |             |             |             |
|ния           |       |             |             |             |
|(НПр + НДС),  |       |             |             |             |
|тыс. грн.     |       |             |             |             |
|--------------|-------|-------------|-------------|-------------|
|Единый налог  | ЕН10  |     2,4     |     2,4     |     2,4     |
|по ставке 10 %|       |             |             |             |
|(24 х О,1),   |       |             |             |             |
|тыс. грн.     |       |             |             |             |
|--------------|-------|-------------|-------------|-------------|
|Единый налог  |       |             |             |             |
|по ставке 6 %,|       |             |             |             |
|тыс. грн.:    |       |             |             |             |
|- в соответст-|       |     1,2     |     1,2     |     1,2     |
|вии с мнением |       |             |             |             |
|Госпредприни- |  ЕН6  |             |             |             |
|мательства    |       |             |             |             |
|(20 х О,06),  |       |             |             |             |
|тыс. грн.;    |       |             |             |             |
|- по "логике" |       |     1,44    |     1,44    |     1,44    |
|ГНАУ          |       |             |             |             |
|(24 х 0,06),  |       |             |             |             |
|тыс. грн.     |       |             |             |             |
|--------------|-------|-------------|-------------|-------------|
|Налоговые     |  НДС  |     4,0     |     4,0     |     4,0     |
|обязательства |       |             |             |             |
|по НДС, тыс.  |       |             |             |             |
|грн.          |       |             |             |             |
|--------------|-------|-------------|-------------|-------------|
|Общая сумма   |       |             |             |             |
|налогов,      |       |             |             |             |
|которая       |       |             |             |             |
|подлежит      |       |             |             |             |
|уплате при    |       |     5,2     |     5,2     |     5,2     |
|налогообложе- |       |             |             |             |
|нии единым    |       |     5,44    |     5,44    |     5,44    |
|налогом по    |       |             |             |             |
|ставке 6 %    |       |             |             |             |
|(ЕН6 + НДС),  |       |             |             |             |
|тыс. грн.     |       |             |             |             |
|--------------|-------|-------------|-------------|-------------|

    Как видно из таблицы, ОАО  "Крокодил  Гена",  имеющее  уровень
рентабельности 0,25, уплатит одинаковую  сумму  налогов  по  общей
системе и по единому налогу 6 %.  При переходе оно  "экономит"  на
упрощении учета и отчетности. Тем более выгодно перейти на  единый
налог ООО "Чебурашка".  А вот ЧП "Шапокляк" можно либо остаться на
общей системе налогообложения, либо перейти  на  единый  налог  по
ставке 10 %.
    В представленных  примерах,  безусловно,  наиболее  выгодна  с
точки  зрения суммы уплаченных налогов система налогообложения  по
ставке единого налога 10 %.  Но не следует сбрасывать  со  счетов,
что  предприятие  -  неплательщик  НДС  менее  привлекательно  для
покупателя, чем предприятие плательщик НДС,  поскольку  покупатель
при таком  партнерстве  будет  лишен  возможности  уменьшить  свои
налоговые обязательства по НДС.
    Представим полученные результаты анализа в общем виде.
    На упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога
6 % имеет смысл переходить  предприятию, у которого сумма подлежа-
щего уплате единого налога  меньше  суммы  налога  на  прибыль  по
ставке 30 %.
    Запишем неравенство:

    ВД х 0,06 < Пр х 0,3   или

    ВД х 0,06 < (ВД - ВР) х 0,3.

    После несложных преобразований получим:

    0,3 х ВР < 0,24 х ВД;

    ВР < 0,8 х ВД.

    Таким образом, применение упрощенной  системы  налогообложения
по ставке единого налога  6  %  целесообразно  при  уровне  рента-
бельности  выше 0,25. Либо если доля  расходов  (материальных,  на
заработную  плату,  услуг  сторонних  организаций  и т.п.) в сумме
выручки от реализации менее 80 %.
    Другими словами, упрощенная система  налогообложения  наиболее
привлекательна для несырьевых  производств  (имеющих  сравнительно
небольшие расходы), в которых соблюдается выведенное неравенство.

    Выручка от реализации

    При переходе на единый налог с общей  системы  налогообложения
предприятие в заявлении указывает  сумму  выручки  от  реализации,
полученную  в  процессе  хозяйственной  деятельности   в   течение
последнего года. Однако в налоговом учете, в частности в Законе  о
прибыли, нет определения понятия "выручка от реализации"  {3}.  По
всей  видимости, в заявлении (по аналогии с определениями в Законе
о поддержке малого предпринимательства) должен  указываться  объем
годового валового дохода.
    Выручкой от реализации  продукции  (товаров,  работ,  услуг) у
предприятия - единоналожника считается сумма, фактически  получен-
ная  субъектом предпринимательской деятельности на расчетный  счет
или/и в  кассу  за осуществление  операций  по  продаже  продукции
(товаров,  работ,  услуг).  Если   предприятие  продало   основные
средства, то выручкой от реализации  будет считаться разница между
суммой, полученной от их реализации, и их остаточной стоимостью на
момент продажи.
    Госкомитет  Украины  по  вопросам  регуляторной   политики   и
предпринимательства в информационном  письме от  24.10.2001  г.  №
1-221/6346 ( v6346563-01 ) {4}  настаивает  на том,  что  с  целью
недопущения двойного налогообложения при  определении  базы  нало-
гообложения  единым  налогом  выручку   от  реализации   продукции
(товаров, работ, услуг) необходимо уменьшать не  только  на  сумму
акцизного сбора, но и на сумму НДС.
    Это, действительно,  логично,  тем  более,  что  в нормативных
документах ГНАУ по первой редакции Указа № 727 эта норма была явно
закреплена.  Теперь же главный налоговый орган с такой  трактовкой
категорически не  согласен.  Подождем  (а  украинский   налогопла-
тельщик умеет ждать!),  возможно,  позиция  ГНАУ  в  этом  вопросе
изменится, как это было уже не раз, особенно в вопросах  налогооб-
ложения единоналожников {5}.

    "Поступление" в единоналожники

    Согласно ст. 4 Указа № 727 для перехода на упрощенную  систему
налогообложения,  учета  и  отчетности  СМП  подает  органу  госу-
дарственной налоговой службы по месту государственной  регистрации
письменное заявление.  Оно направляется не позднее чем за 15  дней
до начала  налогового  квартала  (отчетного  периода),  в  котором
предприятие начнет работать по упрощенной системе.
    В заявлении  обязательно  указываются  собственные  реквизиты,
выручка  от реализации за прошедший год, размер  избранной  ставки
единого налога.
    Вновь созданные и зарегистрированные в  установленном  порядке
СМП,  которые подали в налоговую инспекцию  по  месту  регистрации
заявление на право применения упрощенной системы  налогообложения,
учета  и  отчетности,  считаются  субъектами  упрощенной   системы
налогообложения, учета и отчетности с  того  квартала,  в  котором
проведена их государственная регистрация.
    Орган государственной налоговой службы  обязан  в  течение  10
рабочих  дней  бесплатно  выдать  свидетельство  о  праве   уплаты
единого налога или предоставить письменный мотивированный отказ.
    Если предприятие  является  плательщиком  НДС,  а при переходе
избрало ставку единого налога 10 %, оно обязано осуществить проце-
дуру  исключения из реестра плательщиков НДС с даты,  указанной  в
Свидетельстве  о  праве  уплаты  единого  налога.  Эта   процедура
подробно  описана  в  Методических  рекомендациях  по   применению
нормативно-правовых актов относительно  взимания НДС по операциям,
осуществляемым субъектами предпринимательской деятельности,  пере-
шедшими на упрощенную систему налогообложения, учета и  отчетности
(письмо  ГНАУ от  27.08.2001 г.  № 11563/7/16-1117 ( v1563225-01 )
{6}).
    Порядок снятия с учета в качестве плательщика НДС  регламенти-
руется Положением о Реестре  плательщиков  налога  на  добавленную
стоимость, утвержденным приказом ГНАУ ( z0208-00 )  от  01.03.2000
г. № 79. При этом СМП обязан:
    - сдать  в  налоговый  орган  по  месту  регистрации  оригинал
Свидетельства плательщика НДС и все его копии, заверенные  налого-
вым органом;
    - представить налоговую декларацию по НДС,  в  которую  должны
быть включены все операции, по которым возникали налоговые  обяза-
тельства, за последний отчетный период;
    - перечислить в бюджет  суммы  обязательств  по  НДС  согласно
представленной декларации  и погасить задолженность перед бюджетом
за предыдущий отчетный период, если она есть.
    Кроме того,  по  результатам  отчетного  периода,  в   котором
производится  исключение  из  регистрации, налогоплательщик обязан
сторнировать  налоговый  кредит  на  сумму  НДС,   соответствующую
стоимости  числящихся  товарных   остатков,   недоамортизированных
основных фондов или других активов, относительно которых суммы НДС
были включены в состав налогового кредита  в  предыдущих  отчетных
периодах.  Отсторнированная сумма НДС включается в валовые расходы
последнего отчетного периода перед переходом.
    Таково мнение ГНАУ.  Однако в этих разъяснениях не учитывается
тот факт,  что  нормами  Указа  № 727  предусмотрено,  что  ставка
единого налога 10 % включает в себя сумму НДС, подлежащую уплате в
бюджет  единоналожником. Кроме того, за завышение валовых расходов
при  таком  сторнировании  сумм  НДС  те  же  налоговики  могут  и
оштрафовать. Доказательство спорности такого требования налогового
органа - в еженедельнике "Главбух" № 44/2001, стр. 48.
    Отказ от применения упрощенной системы налогообложения,  учета
и  отчетности и возврат к ранее установленной системе  налогообло-
жения субъекты малого  предпринимательства  могут  осуществлять  с
начала  следующего отчетного (налогового)  периода  (квартала).  В
таком случае органам государственной  налоговой  службы  представ-
ляется соответствующее заявление не позднее, чем  за  15  дней  до
окончания предыдущего отчетного (налогового) периода (квартала).

    Ограничения при переходе на упрощенный учет

    Для перехода на упрощенную систему налогообложения предприятию
необходимо произвести уплату  всех установленных налогов и  обяза-
тельных платежей за предыдущие  отчетные (налоговые) периоды, срок
уплаты которых наступил.  На  практике  налоговые  органы  требуют
также  погасить задолженность по заработной плате своим работникам
и  перечислить  взносы  и  сборы  в социальные фонды.  Исключением
является только заработная плата за последний месяц до перехода.
    Кроме того, не получат разрешение на работу по единому  налогу
те  предприятия, у которых числится  налоговый  долг,  отсроченный
или рассроченный согласно Закону № 2181. Такой вывод  основывается
на том, что при рассрочке и отсрочке  устанавливаются  лишь  новые
сроки уплаты задолженности. При этом не происходит погашения долга
по налогам и платежам за предыдущие отчетные (налоговые)  периоды,
как того требует ст. 4 Указа № 727.
    Существенным   ограничителем  в  осуществлении   хозяйственной
деятельности является то, что СПД - юридические  лица,  перешедшие
на упрощенную систему налогообложения по единому налогу, не  имеют
право применять другой способ расчетов за отгруженную   продукцию,
кроме наличного и безналичного расчета денежными средствами.
    В соответствии со ст. 5 Указа № 727 в случае  нарушения  уста-
новленных  для единоналожника требований  (например,  осуществлена
бартерная операция) предприятие обязано перейти на  общую  систему
налогообложения, учета и отчетности, начиная со следующего  отчет-
ного периода (квартала).
    При этом следует помнить, что решение о переходе на упрощенную
систему налогообложения, учета и отчетности может быть принято  не
более одного раза в течение календарного года.
    Подводя итог, пожелаем тем предприятиям, которые  раздумывают,
стоит ли  переходить  на  уплату  единого  налога,  поторопиться в
принятии решения.  Ведь заявление о своем желании следует подать в
налоговый  орган по месту регистрации не позднее, чем  16  декабря
2001 года.  А поскольку  это  число  попадает  на  воскресенье, то
пятница 14 декабря - последний день!


    Перечень сокращенных обозначений нормативных  документов,  ис-
пользованных в данной консультации:

    1. Закон о системе налогообложения - Закон Украины "О  системе
налогообложения" от 25.06.91 г.  №  1251-XII,  в  редакции  Закона
Украины от 18.02.97 г. № 77/97-ВР ( 77/97-ВР ),  с  изменениями  и
дополнениями.
    2. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении  прибыли
предприятий" от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, в редакции Закона Украины
от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ), с изменениями и дополне-
ниями.
    3. Закон о патентовании - Закон Украины "О патентовании  неко-
торых видов предпринимательской деятельности"  от  23.03.96  г.  №
98/96-ВР ( 98/96-ВР ) с изменениями и дополнениями.
    4. Закон о НДC  -  Закон  Украины  "О  налоге  на  добавленную
стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР )  с изменениями
и дополнениями.
    5. Закон № 2181 - Закон Украины "О  порядке  погашения  обяза-
тельств  налогоплательщиков  перед  бюджетами  и  государственными
целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ).
    6. Указ № 727 - Указ Президента Украины "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности субъектов малого  предпринима-
тельства" от 03.07.98 г. № 727/98 ( 727/98 ), в редакции  Указа от
28.06.99 г. № 746/99 ( 746/99 ), с изменениями и дополнениями.



    {1} Субъекты малого предпринимательства  (малые  предприятия),
имеющие  право применять упрощенную систему учета и  налогообложе-
ния, представляют собой более узкий круг, чем все субъекты  малого
предпринимательства,   являющиеся   таковыми   согласно  Закону  о
поддержке  малого  предпринимательства.  О  том,  кто  такие малые
предприятия, - в этом же номере еженедельника на стр. 55.
    {2} Специальный торговый патент - это  государственное  свиде-
тельство,  удостоверяющее право СПД на особый порядок  налогообло-
жения в соответствии с Законом  о  патентовании.  Порядок  ведения
бухгалтерского учета субъектами предпринимательской  деятельности,
которые приобрели специальный торговый патент, утвержден постанов-
лением Кабинета  Министров  Украины ( 688-98-п )  от 18.05.98 г. №
688.
    {3} Понятие "выручка от реализации" известно из бухгалтерского
учета, однако не секрет, что оно не совпадает с понятием  "валовой
доход".
    {4} См. "ГлавБух" № 49/2001, стр. 31.
    {5} Достаточно вспомнить изменение позиции ГНАУ на  противопо-
ложную относительно  определения  выручки  в  договорах  комиссии,
включения в базу налогообложения рыночного сбора и многих других.
    {6} См. "ГлавБух" № 38/2001, стр. 22.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№ 49/01, стр. 58
[10.12.2001]
Ирина Резникова
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------