Потихоньку наблюдайте, а что надо - примечайте...

 Составление "годовых примечаний" предприятиями, не обнародующими
                           свою отчетность

------------------------------------------------------------------

    Вот и наступила волнующая пора представления годового отчета.
    Как известно, годовой отчет "больших"  предприятий  отличается
от квартального, в  частности,  наличием  примечаний.  {1}  Причем
подход к представлению примечаний различается для  тех,  кто  свою
финотчетность обнародует в обязательном порядке, и  для  тех,  кто
такой ерундой не занимается. {2}
    Первые вынуждены в своем отчете освещать  все  предусмотренные
стандартами примечания. Вторым же Минфин приказом от 29.11.2000 г.
№ 302 ( z0904-00 ) (далее  -  приказ)  {3}  позволил  ограничиться
типовой формой № 5 "Примечания к годовой финансовой отчетности"  и
выборочными примечаниями к финансовой отчетности.
    И хотя добрый жест Минфина не вполне  стыкуется  с  некоторыми
нормами  П(С)БУ  {4},  не  воспользоваться   предоставленной    им
возможностью было бы неразумно.
    В связи  с  этим  рискнем  предположить,  что  большинство  не
обнародующих  отчетность  предприятий  представляют  примечания  в
сокращенном объеме.  Им-то мы и решили сегодня  оказать  посильную
помощь.
    Не секрет, что некоторые  требования  к  примечаниям  написаны
достаточно туманно, поэтому мы решили остановиться  на  них  более
подробно,  а  заодно  и  составить  примерный  образец,   который,
надеемся, поможет вам составить собственные примечания.
    Сразу оговоримся, что в  данной  статье  речь  пойдет  лишь  о
примечаниях,  указанных  в  п. 2 приказа, так как заполнение формы
№ 5 уже рассматривалось нами в "Бухгалтере" № 5'2001 на с. 18-22.
    Итак, начнем. Согласно п. 2 приказа

    "предприятия, для которых обязательность обнародования годовой
    финансовой  отчетности  не  предусмотрена   законодательством,
    кроме информации, указанной в  пункте  1  настоящего  приказа,
    приводят информацию,  раскрытие  которой предусмотрено пунктом
    1.7 {5} приказа Министерства финансов Украины  от  14  декабря
    1999 года № 298 "О порядке бухгалтерского  учета  гуманитарной
    помощи" (зарегистрирован в  Министерстве  юстиции  Украины  27
    декабря 1999 года за № 915/4208) и  положениями  (стандартами)
    бухгалтерского  учета:

    1 "Общие требования к финансовой отчетности" -  абзац 6 пункта
      19;

    6 "Исправление ошибок и  изменения  в  финансовых  отчетах"  -
      пункты 20, 21, 23;

    7 "Основные средства" - подпункт 36.1 пункта 36;

    8 "Нематериальные активы" - подпункт 36.1 пункта 36;

    9 "Запасы" - абзац 7 пункта 29;

    10 "Дебиторская задолженность" - подпункт 13.1 пункта 13;

    16 "Расходы" - абзац 3 пункта 32".

    Рассмотрим каждый из этих пунктов.

    1. П(С)БУ 1 "Общие требования к финансовой отчетности", п. 19,
       абз. 6

    Согласно  данному  абзацу  в  составе  финотчетности    должны
приводиться  сведения  об  учетной  политике  предприятия  и    ее
изменениях.
    Какую  конкретно  информацию  об  учетной    политике    нужно
указывать, разработчики П(С)БУ не уточнили,  поэтому,  думаем,  не
будет ошибкой, если в примечаниях вы просто  продублируете  приказ
об учетной политике со всеми изменениями к нему (разумеется,  если
таковые были).  Правда, потом приказ уже  в  случае  необходимости
задним числом не подправишь...
    Кстати, форма  и  содержание  самого  приказа  тоже  четко  не
регламентированы, поэтому предприятие вольно указывать в  нем  то,
что само сочтет нужным и полезным для пользователей.
    Мы, например, полагаем, что в  приказе  и  примечаниях  должны
указываться лишь те сведения, в  отношении  которых  отечественные
стандарты предоставили предприятиям право выбора (например, методы
амортизации).  Что  же  касается  норм,  обязательных  для    всех
предприятий, то дублировать их в приказе - это уж  слишком,  иначе
бухгалтер рискует превратиться в  переписчика  большинства  статей
П(С)БУ.
    Примерная  форма  данных  об  учетной  политике  может    быть
следующей (в конкретном отчете, разумеется, нужно приводить данные
только по тем статьям, которые имеются в балансе предприятия):

             Данные об учетной политике за 2001 год

    1. Основные средства

    К основным средствам  на  предприятии  относятся  материальные
активы с ожидаемым сроком использования более 1 года и  стоимостью
свыше 500, (5000, 50 000...) {6} грн.
    Активы меньшей стоимости  считаются  малоценными  необоротными
материальными  активами.  В  2001  году  предприятием  применялись
следующие методы амортизации:
    а) для  основных  средств:  (прямолинейный,  метод  уменьшения
остаточной стоимости, ускоренного уменьшения остаточной стоимости,
кумулятивный, производственный, налоговый);
    б) для   малоценных    необоротных    материальных    активов:
(производственный, прямолинейный, 100%-ного (50%-ного)  начисления
амортизации при вводе в эксплуатацию).

    2. Нематериальные активы

    В  отношении  нематериальных  активов  предприятие  использует
прямолинейный метод {7} начисления амортизации.

    3. Запасы

    При оценке выбытия  запасов  предприятие  применяет  следующие
методы:

=====================================+============================
товары (розница)                     |
-------------------------------------|
товары (опт)                         | метод идентифицированной
-------------------------------------| себестоимости,
материалы                            | средневзвешенной
-------------------------------------| себестоимости,
готовая продукция                    | ФИФО, ЛИФО, нормативных
-------------------------------------| расходов, цены продажи
малоценные быстроизнашивающиеся      |
предметы (МБП)                       |
------------------------------------------------------------------

    Транспортно-заготовительные расходы:

    а) учитываются на отдельном субсчете, списываются по  среднему
проценту;
    б) прямо включаются в себестоимость запасов.

    4. Дебиторская задолженность

    Величина  резерва  сомнительных   долгов    определяется    на
предприятии исходя из:

    а) платежеспособности отдельных дебиторов;
    б) классификации дебиторской задолженности. {8}

    5. Обязательства (обеспечения)

    Обеспечения возмещения  будущих  расходов  на  предприятии  не
создаются (если создаются, то указать, какие конкретно).

    6. Аренда

    На  полученные  в  финансовую   аренду    основные    средства
(нематериальные  активы)  или  расходы  на  улучшение  ОС   (НМА),
полученных в оперативную аренду, амортизация начисляется с помощью
метода: (указывается используемый метод).
    Для  расчета  непредвиденной  арендной   платы    используется
показатель: (объем продажи, уровень использования, индекс инфляции
и цен, рыночные ставки процента и т. п.).

    7. Доход

    Доход, связанный с предоставлением услуг, признается:

    а) исходя из степени завершенности операции на  дату  баланса,
которая определяется путем:
    - изучения выполненной работы;
    - определения удельного веса объема услуг, предоставленных  на
определенную дату, в  общем  объеме  услуг,  которые  должны  быть
предоставлены;
    - определения удельного веса расходов, понесенных предприятием
в связи с предоставлением услуг, в  общей  ожидаемой  сумме  таких
расходов;
    - равномерным начислением за определенный период времени (если
услуги  заключаются  в  выполнении   неопределенного    количества
действий (операций) за определенный период времени);
    б) в размере расходов, подлежащих возмещению.

    8. Расходы

    В качестве базы распределения постоянных и переменных расходов
используются показатели:  (часы  труда,  заработная  плата,  объем
деятельности, прямые расходы и т. д.).
    Нормальная мощность установлена:
    для цеха № 1 - 500 машиночасов;
    цеха № 2 - 1000 машиночасов и т. д.

    9. Валютные курсы

    Для пересчета статей доходов,  расходов  и  движения  денежных
средств хозяйственной единицы за  пределами  Украины  используется
метод: (средневзвешенной или по валютному курсу на дату операции).

    10. Связанные стороны

    Оценка активов и обязательств  в  операциях  связанных  сторон
осуществляется  методами:  (сравнительной  неконтролируемой  цены,
цены перепродажи, "расходы плюс", балансовой стоимости).

    2. П(С)БУ 6  "Исправление  ошибок  и  изменения  в  финансовых
       отчетах", п. 20, 21, 23

    В п. 20, 23 П(С)БУ 6 ( z0392-99 ) достаточно  четко расписано,
что  нужно указывать  в  примечаниях  {9}, поэтому подробно на них
останавливаться мы не будем.
    А вот п. 21 похвастать такой же определенностью, к  сожалению,
не может. В нем говорится, что

    "предприятию следует раскрывать содержание и сумму изменений в
    учетных оценках, которые имеют существенное влияние на текущий
    период или, как ожидается, существенно будут влиять на будущие
    периоды".

    Как видим,  в  соответствии  с  п.  21  в  примечаниях  должны
указываться  лишь  те  изменения  в  учетных   оценках,    которые
существенно влияют на текущие или будущие периоды.
    Фокус состоит в том,  что  определение  термина  "существенное
влияние" в национальных стандартах присутствует только в П(С)БУ 12
( z0284-00 ) "Финансовые  инвестиции",  но  для данного случая оно
вряд  ли  применимо.  Для  целей  п. 21  П(С)БУ 6 подойдет  скорее
определение существенности из п. 30 Концептуальной  основы к МСБУ,
согласно которому

    "информация  является  существенной,  если.ее   пропуск    или
    неправильное отражение может повлиять на экономические решения
    пользователей,  принятые  на  основании  финансовых   отчетов.
    Существенность зависит от объема статьи и  ошибки,  допущенной
    при определенных  обстоятельствах  в  связи  с  пропуском  или
    неправильным отражением".

    Нетрудно  заметить,  что  вышеприведенное  определение  особой
четкостью  тоже  не  блещет,  так  что    предприятиям    остается
устанавливать пороги существенности самостоятельно.
    В данном вопросе,  видимо,  нужно  ориентироваться  на  объемы
деятельности предприятия.  Ведь для небольших  предприятий  и  100
грн. вполне могут  быть  значительной  суммой,  а  для  крупных  и
десяток-другой тысяч - все равно сущая мелочь.

    3. П(С)БУ 7  "Основные  средства",  П(С)БУ  8  "Нематериальные
       активы", п. 36.1

    Честно  говоря,  непонятно,  зачем  эти  пункты   указаны    в
примечаниях, ведь требуемая ими информация приводится в разделах I
и II ф. № 5 и дублировать ее, на наш взгляд, излишне. Может, так и
написать в примечаниях: "см. табл. I и II ф. № 5" ?

    4. П(С)БУ 9 "Запасы", п. 29, абз. 7

    Данный  пункт  касается  лишь  тех  "счастливчиков",   которые
рискнули выбрать для оценки выбытия запасов метод ЛИФО.
    Этим труженикам придется пересчитать с начала года все выбытия
запасов методами ФИФО и средневзвешенной стоимости,  определяя  по
каждому из методов стоимость запасов на конец  года.  Далее  нужно
будет узнать чистую стоимость реализации числящихся в остатках  на
конец года запасов и указать наименьшую из определенных стоимостей
(ФИФО, средневзвешенной, чистой) в примечаниях.
    В общем, и врагу не пожелаешь.

    5. П(С)БУ 16 "Расходы", п. 32, абз. 3

    Надеемся, что чрезвычайные происшествия на  вашем  предприятии
нечасты, но если  уж  они  случаются,  то  в  примечаниях  следует
указывать состав и сумму доходов-расходов по каждому ЧП.
    ("Девятиклассники"  для  определения  суммы  расходов    могут
воспользоваться оборотами по д-ту 99, "восьмиклассники" - по  д-ту
85/чрез.  Доходы можно определить  по  сумме  кредитовых  оборотов
счета 75.)
    Вот, собственно говоря, и всё, что на сегодняшний  день  нужно
"примечать"  большим  необнародующим  предприятиям.  Впрочем,    с
момента издания минфиновского приказа  полку  стандартов  прибыло,
поэтому не исключено, что в  него  могут  внести  изменения.  Если
выйдет что-нибудь новенькое - обязательно сообщим.

{1} Напомним, что субъектам малого  предпринимательства  (то  есть
    тем юрлицам, у которых среднеучетная численность работающих за
    календарный год не превышает 50  человек,  а  годовой  валовой
    доход 500 000 евро) не включать в  состав  годовой  отчетности
    примечания позволяет п. 3 ст. 11 Закона "О бухгалтерском учете
    и финансовой отчетности в Украине" (см. "Бухгалтер" №1-2'2001,
    с. 34-37).
{2} В соответствии с п.  3  ст.  14  того  же  Закона  о  бухучете
    обязательность обнародования годовой финотчетности установлена
    для открытых акционерных  обществ,  предприятий   -  эмитентов
    облигаций, банков, доверительных обществ, валютных и  фондовых
    бирж,  инвестиционных   компаний,    инвестиционных    фондов,
    страховых компаний и других финансовых учреждений.
{3} Данный  приказ  и  все  упомянутые  в  статье  П(С)БУ - см.  в
    "Бухгалтере" № 1-2'2001.
{4} Например,  согласно  п.  62  П(С)БУ  2  "Баланс"  "оценка    и
    последующее раскрытие отдельных статей баланса в примечаниях к
    отчетности осуществляются согласно соответствующим  положениям
    (стандартам) бухгалтерского  учета".  Из  этого  следует,  что
    примечания к статьям баланса регулируются требованиями П(С)БУ,
    а сокращающий примечания  приказ  положением  (стандартом)  не
    является  и,  следовательно,  для  сокращения  применяться  не
    может.
{5} Касается  лишь  получателей  и  приобретателей    гуманитарной
    помощи, которые приводят в примечаниях информацию  о  видах  и
    стоимости полученной гуманитарной помощи и ее использовании по
    целевым направлениям. - В. К.
{6} У кого на сколько хватит смелости.
{7} Или другой метод из  П(С)БУ  7,  по  которому  на  предприятии
    амортизируют нематериальные активы.
{8} В случае "6", вероятно, нужно также указать "сроки  просрочки"
    для  группировки  непогашенных  дебиторских  задолженностей  и
    привести расчет коэффициента сомнительности.
{9} Приводим названные пункты П(С)БУ:

    "20. В примечаниях к  финансовым  отчетам  следует  раскрывать
    следующую информацию относительно исправления ошибок,  имевших
    место в предыдущих периодах:
    20.1. Содержание и сумму ошибки.
    20.2.  Статьи  финансовой   отчетности    прошлых    периодов,
    пересчитанные с целью повторного  представления  сравнительной
    информации.
    20.3. Факт повторного  обнародования  исправленных  финансовых
    отчетов или нецелесообразность повторного обнародования.

    "..."

    23. В случае  необходимости  раскрытия  события,  происшедшего
    после  даты  баланса,  следует  представлять   информацию    о
    содержании  события  и  оценку  его  влияния  на    финансовый
    результат или обоснование относительно  невозможности  сделать
    такую оценку".


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№3/02, стр. 35
[01.01.2002]
Влада Карпова

------------------------------------------------------------------