"Сократили", уточнили, подсчитали, прослезились...

------------------------------------------------------------------

    В свое время в связи с вступлением в силу с 05.10.00 г. Закона
Украины "О  внесении  изменений  в  Закон  Украины  "О  налоге  на
добавленную стоимость" от 14.09.2000 г. № 1955-III ( 1955-14 ) был
поднят "барьер" объемов налогооблагаемых операций  до  61200 грн.,
при превышении которого субъекты предпринимательской  деятельности
в обязательном порядке  должны  регистрироваться  как  плательщики
НДС.
    Государственная   налоговая   служба   отреагировала   на  эти
изменения, внеся  изменения  в  "Порядок  заполнения  и  налоговой
декларации  по  налогу  на  добавленную  стоимость",  утвержденный
приказом от 30.05.97г. № 166 ( z0250-97 ) (далее - Порядок № 166),
в котором и без того было достаточно изменений.
    Именно  в  конце  2000  года   впервые    появилось    понятие
"сокращенная"  декларация.  Форма  этой  декларации    "перекрыла"
возможность  плательщикам  НДС  получить  возмещение   в    случае
превышения в отчетном периоде суммы налогового кредита над  суммой
налоговых обязательств.  Поскольку эта форма прошла регистрацию  в
Министерстве юстиции, "малым" плательщикам  пришлось  "проглотить"
такое отношение, учитывать отрицательное значение в строке  21,  и
очень внимательно следить за строками 22 и 24. При  этом  значение
строки 24 не отражается по  лицевом  счету  плательщика  в  органе
налоговой службы, т. е. эта сумма присутствует только в  голове  у
должностных лиц субъекта предпринимательской деятельности.
    1 апреля прошлого года,  совсем  не  в  шутку,  утвердил  свой
статус  Закон  Украины  "О  погашении  обязательств   плательщиков
налогов  перед  бюджетами  и  государственными  целевыми  фондами"
от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ).
    В частности п. 5.1 ст. 5 этого  Закона  предусмотрено,  что  в
случае  когда  налогоплательщик  самостоятельно  выявляет  ошибки,
которые содержатся в поданной им ранее налоговой декларации, такой
плательщик  обязан  подать  новую  налоговую  декларацию,  которая
содержит  правильные  показатели.  Но  эта   новая    "уточненная"
декларация должна содержать в себе и новые итоги.
    Нетрудно  представить  себе  такой  пример,  когда  плательщик
исправляет  сумму  налогового  кредита,  увеличивая  ее,  и,   как
следствие,  увеличивает  отрицательное  значение,  которое    было
заявлено в ранее поданной "сокращенной" декларации в строке 21.
    Как  предусмотрено  пп.  4.4.3  Порядка  № 166,  к  уточненной
декларации прилагается Справка о суммах НДС,  которые  увеличивают
или  уменьшают  налоговые  обязательства  отчетного   периода    в
результате  исправления    самостоятельно    выявленной    ошибки,
допущенной  в  предыдущих  отчетных  периодах.    Форма    Справки
определена в приложении 3 к Порядку  заполнения  и  предоставления
налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
    Форма этой  Справки  предусматривает  отражение  сумм  налога,
которые увеличивают (уменьшают) налоговые обязательства в связи  с
исправлением ошибки (соответственно заполняются графы  4  или  5),
содержание допущенной ошибки, начисление штрафов  в  установленном
размере 10%.  Все это значит, что справка по форме  №  3  подлежит
проведению по лицевому счету  плательщика  налога  на  добавленную
стоимость, на котором отразятся и сумма  доначисленного  налога  и
штрафных санкций.
    А как быть в  нашем  приведенном  выше  примере?  Этот  пример
особого сорта - мы имеем дело с "обделенным", которому  возмещение
- ни в каком случае!
    Пунктом  4.4.6  Порядка  № 166  определено,  что    в   случае
предоставления плательщиком декларации по сокращенной форме  сумма
НДС, определенная в строке 4  Справки,  переносится  в  строку  22
сокращенной декларации отчетного  периода,  в  котором  проводится
исправление  ошибки.  Т. е.  учитывайте   и  далее    свое    (уже
увеличенное)  отрицательное  значение,  пока  не  перекроете   его
будущими суммами положительного значения.  Очень похоже на порядок
перенесения убытков на последующие налоговые периоды!
    В  случае,  когда  такое  увеличение  отрицательного  значения
будет проведено  по  лицевой  карточке  плательщика  на  основании
вышеуказанной  справки,  плательщик  (совсем  не    имея    плохих
намерений) получит бюджетное возмещение, на что он права не имеет,
потому что объемами "не вышел".
    Инспектору отдела  учета  и  отчетности,  который  работает  с
лицевыми карточками, на которого возложены обязанности  проведения
тысячи различных расчетов, деклараций, необходимо  отслеживать  не
только суммы (как к увеличению, так  и  к  уменьшению), так  и  по
каждому плательщику выявлять по какой форме он подает декларации.
    Можно было бы избежать возможных ошибок  и  такой  кропотливой
работы, если сделать приложение 3 для различных  типов  деклараций
(как для обычной, так и сокращенной).
    Тогда уже строка 4 справки никогда "не попадет" в возмещение.
    Я настоятельно рекомендую  бухгалтерам  предприятий  с  малыми
объемами,  которые  подали  уточненную  сокращенную    декларацию,
подойти в свою налоговую инспекцию, чтобы  сделать  акт  сверки  и
быть уверенными, что все "попало" куда следует.
    Надеюсь, что эти проблемы будут решены, потому что на  очереди
еще лучшие - уточнения после уточнения.  Но это уже  другое  дело.
Кстати, налоговиков также сократили.  Будет ли дееспособной  такая
"сокращенная" служба?


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71
№8/02, стр. 35
[28.02.2002]
Светлана Марчук
Аудитор
------------------------------------------------------------------