ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

                           П И С Ь М О

 N 2868/7/23-5317 від 18.02.2002



               Об определении даты импорта товаров,
               применяемой при проведении проверок
         соблюдения требований валютного законодательства


     В связи с многочисленными  запросами,  поступающими  в  адрес
Государственной   налоговой   администрации  Украины  относительно
определения  даты  импорта  товаров,  применяемой  при  проведении
проверок    соблюдения   требований   валютного   законодательства
субъектами внешнеэкономической деятельности, сообщаем следующее.
     Статьей 2  Закона Украины "О порядке осуществления расчетов в
иностранной валюте" от 23.09.94 N 185/94-ВР ( 185/94-ВР ) (далее -
Закон)    установлено,    что   импортные   операции   резидентов,
осуществляемые на условиях отсрочки поставки,  в случае если такая
отсрочка  превышает  90  календарных  дней с момента осуществления
авансового платежа или выставления  векселя  в  пользу  поставщика
импортируемой  продукции  (работ,  услуг),  требуют индивидуальной
лицензии Национального банка Украины.
     Прежде всего следует отметить, что термин "отсрочка поставки"
в  этом  Законе  с  точки  зрения  валютного  контроля  фактически
означает  отсрочку  ввоза товара на таможенную территорию Украины,
которая является обязательной и не  должна  превышать  90-дневного
срока с момента оплаты.
     Для установления   даты   импорта   с   целью   практического
применения статьи 2 Закона ( 185/94-ВР ) следует руководствоваться
нормами валютного, таможенного законодательства и законодательными
актами,  которыми  регулируется  внешнеэкономическая деятельность,
поскольку нормами этого Закона конкретная дата поступления товаров
по импорту, применяемая для исчисления 90-дневного срока расчетов,
не установлена.
     Согласно статье   1  Закона  Украины  "О  внешнеэкономической
деятельности" от 16.04.91 N  959-XII  (  959-12  ),  с  внесенными
изменениями   и   дополнениями,  моментом  осуществления  экспорта
(импорта) является момент пересечения товаром  таможенной  границы
Украины  или  республик  (бывшего)  Союза  ССР  или перехода права
собственности на указанный экспортируемый или импортируемый  товар
от продавца к покупателю.
     То есть  для  целей  валютного  контроля  при   осуществлении
импортных  операций  должен  произойти именно факт ввоза товара на
таможенную территорию Украины,  поскольку норма  статьи  2  Закона
является  императивной,  которой не ставится поступление в Украину
товара в зависимость от перехода  права  собственности  на  товар.
     Термин "момент   пересечения   товаром   таможенной   границы
Украины"  конкретизируется  существующими  нормами  в   таможенном
законодательстве,   в   частности  в  Таможенном  кодексе  Украины
(Кодекс) ( 1970-12 ).
     Так, пунктом  1  статьи  15  Кодекса термин "ввоз в Украину и
вывоз  из  Украины"   означает   фактическое   перемещение   через
таможенную границу Украины товаров и других предметов.
     Пунктом 3 статьи 15 Кодекса ( 1970-12  )  "перемещение  через
таможенную  границу  Украины"  определяется как ввоз на таможенную
территорию Украины,  вывоз с этой  территории  или  транзит  через
территорию  Украины  товаров  и  других  предметов любым способом,
включая использование с этой целью  трубопроводного  транспорта  и
линий электропередачи.
     Статьями 21,  24 Кодекса ( 1970-12 ) установлено,  что товары
перемещаются  через  таможенную  границу  Украины  под  таможенным
контролем,  и период пребывания под таможенным контролем  товаров,
которые   ввозятся   на  таможенную  территорию  Украины  с  целью
свободного  использования,  определяется  с  момента  ввоза  и  до
пропуска через таможенную границу Украины.
     Момент пересечения товаром таможенной границы  Украины  также
конкретизирует понятие "пропуск через таможенную границу Украины",
которое означает разрешение таможни на  использование  товаров  на
таможенной  территории  Украины или за пределами этой территории с
целью, заявленной таможне (п. 4 ст. 15 Кодекса ( 1970-12 ).
     Согласно статье  37  Кодекса,  перемещение  через  таможенную
границу Украины товаров подлежит таможенному  оформлению,  которое
осуществляется  служебными  лицами  таможни  с  целью  обеспечения
таможенного контроля и  для  применения  средств  государственного
регулирования ввоза на таможенную территорию Украины и т.п.
     Грузовая таможенная декларация (ГТД),  согласно  Положению  о
грузовой  таможенной декларации,  утвержденному постановлением КМУ
от 09.06.97 N 574  (  574-97-п  ),  является  заявлением,  которое
содержит  сведения  о  товарах  и  других предметах и транспортных
средствах и цели их перемещения через таможенную  границу  Украины
или  об изменении таможенного режима относительно этих товаров,  а
также  информацию,  необходимую  для   осуществления   таможенного
контроля,    таможенного    оформления,   таможенной   статистики,
начисления таможенных  платежей,  принятие  которой  таможней  для
оформления  является процедурой предварительной проверки сведений,
указанных   в   ГТД,   относительно   соответствия    требованиям,
определенным в этом Положении, и представленным документам.
     То есть  оформленная  грузовая   таможенная   декларация   не
является    единственным    документом,    исключительно   которым
удостоверяются  факт  и  дата   фактического   перемещения   через
таможенную границу Украины товаров, а является документом, который
является  заявлением,  содержащим  сведения  о  товарах  и  других
предметах  и  транспортных  средствах  и цели их перемещения через
таможенную  границу  Украины   и   удостоверяющим   предоставление
субъекту ВЭД права на размещение товаров в определенный таможенный
режим  (определяющим  статус  товаров)  и  подтверждающим,  а   не
устанавливающим   права   и   обязанности   указанных  в  ГТД  лиц
относительно   осуществления   ими    соответствующих    правовых,
финансовых, хозяйственных и других операций.
     Позиция Государственной таможенной службы Украины, изложенная
в письме  от  17.01.2002  N  11/2-10-459,  заключается в признании
датой импорта  исключительно  даты  оформления  ГТД  в  таможенном
режиме  импорта  с проставлением на всех ее листах личной номерной
печати инспектора таможни.
     Одновременно Гостаможслужба    Украины  письмом  от  07.12.95
N 11/18-5435 ( v5435342-95 ),  с внесенными изменениями письмом от
17.01.97 N  11/6-393 ( v-393342-97 ) сообщила,  что основанием для
перемещения  груза  через  таможенную  границу  Украины  в  режиме
импорта  является  наличие  товаросопроводительного  документа  на
груз.  На  этом  документе  проставляется   оттиск   штампа   "Под
таможенным контролем" (импорт), выписывается провозная ведомость в
таможню полного таможенного оформления, на ней проставляется штамп
"Под  таможенным  контролем"  (импорт)  и  личная  номерная печать
(въезд)  инспектора  таможни  на  границе,  через   которую   груз
перемещался.
     В таможню  полного  оформления,  в  зоне деятельности которой
размещается  получатель  груза,  подаются   товаросопроводительный
документ,   провозная   ведомость   с  соответствующими  отметками
пропускной таможни и ГТД на груз.
     В графе  "Д"  ГТД проставляется оттиск штампа "Под таможенным
контролем" (импорт),  дата которого фиксирует момент приема груза,
товаросопроводительных   документов  и  ГТД  на  него  до  полного
таможенного оформления, после окончания которого в графе "Д" ГТД и
на  товаросопроводительных  документах  проставляется  оттиск  его
личной номерной печати (въезд).
     Наличие оттисков штампа "Под таможенным контролем" (импорт) и
личной номерной печати таможни полного таможенного  оформления  на
товаросопроводительных  документах и ГТД свидетельствует о выпуске
груза в свободное использование  или  переводе  груза  под  другой
таможенный режим,  который дает право владельцу груза использовать
его с целью, заявленной в ГТД.
     Термин "пропуск  через  таможенную  границу Украины" означает
разрешение таможни на использование товаров и других предметов  на
таможенной  территории  Украины или за пределами этой территории с
целью,  заявленной таможне (п.  4 ст.  15  Кодекса),  а  свободное
использование   предусматривает   распоряжение   без   таможенного
контроля на таможенной территории  Украины  или  за  ее  пределами
товарами  и  другими  предметами,  пропущенными  через  таможенную
границу Украины (п. 5 ст. 15 Кодекса ( 1970-12 ).
     Итак, пребывание  под таможенным контролем товаров невозможно
без их фактического ввоза в Украину, и при этом первичным является
фактическое  перемещение товаров через таможенную границу Украины,
основанием для которого в режиме импорта является наличие на  груз
товаросопроводительного документа, проставление на котором оттиска
штампа "Под таможенным контролем" (импорт) с соответствующей датой
удостоверяет факт и дату пересечения таможенной границы Украины.
     Учитывая изложенное,  понятия "пересечение товаром таможенной
границы  Украины"  и "пропуск через таможенную границу Украины" не
являются тождественными,  однако взаимосвязаны и  обязательны  для
учета при решении вопроса определения даты импорта.
     При этом следует справочно отметить, что, согласно пп. 3.2 п.
3 Порядка заказа,  выдачи,  хранения, учета и использования личных
таможенных   обеспечений   инспекторов,   утвержденного   приказом
Гостаможслужбы от 17.11.98 N  723  (  v0723342-98  ),  штамп  "Под
таможенным контролем" имеет предупредительно-запрещающий характер:
означает,  что груз или транспортное средство взято под таможенный
контроль, и любое распоряжение им (перемещение, перевоз, погрузка,
разгрузка и  т.п.)  без  разрешения  таможни  запрещается.  Оттиск
штампа   проставляется   на   CMR    (международная   транспортная
накладная),  товаросопроводительных документах,  в том числе  тех,
которые  подтверждают  стоимость  и  количество груза,  перевозных
документах,  грузовых манифестах,  инвойсах или на  заменяющих  их
документах.
     Одновременно, согласно пп.  3.6 п.  3  Инструкции  о  порядке
осуществления   контроля   и  получения  лицензий  по  экспортным,
импортным и лизинговым    операциям,  утвержденной  постановлением
Правления НБУ от 24.03.99 N 136 ( z0338-99 ), зарегистрированной в
Министерстве   юстиции   Украины   28.05.99   под   N    338/3631,
уполномоченный   банк   снимает  импортную  операцию  резидента  с
контроля после предъявления последним  акта  (другого  документа),
удостоверяющего поставку нерезидентом продукции, выполнение работ,
получение услуг,  оплаченных  резидентом.  В  случае  предъявления
резидентом  ГТД  уполномоченный  банк снимает импортную операцию с
контроля только после получения реестра  ГТД  от  соответствующего
таможенного  органа,  согласно требованиям постановления КМУ и НБУ
от 26.12.95 N 1044 (  1044-95-п  ),  то  есть  надлежащим  образом
оформленной ГТД.
     Учитывая вышеизложенное,  для практического применения статьи
2 Закона Украины "О порядке осуществления расчетов  в  иностранной
валюте" от 23.09.94  N  185/94-ВР  (  185/94-ВР  )  датой  импорта
следует  считать  дату поступления товара на таможенную территорию
Украины,  фактического пересечения им таможенной границы  Украины,
которая   подтверждается  проставлением  оттиска  штампа  на  CMR,
товаросопроводительных документах,  что означает начало пребывания
товара под таможенным контролем,  но при обязательном наличии ГТД,
оформленной  в  соответствии  с  требованиями  п.  8  Положения  о
грузовой  таможенной  декларации,  которая удостоверяет завершение
таможенного контроля и выдачу таможней разрешения на  распоряжение
без  таможенного  контроля на таможенной территории Украины или за
ее  пределами  товарами,  пропущенными  через  таможенную  границу
Украины.
     Учитывая то,  что  определение  даты  импорта  товаров   дано
письмами  Главной  государственной  налоговой инспекции Украины от
21.06.95     N  22-113/11-2761  (  v2761225-95  )  и  от  11.07.95
N 22-112/10-3247 ( v3247225-95 ) со ссылкой на нормативно-правовые
акты,  положения которых на данное время изменены  и  не  являются
действующими, считать эти письма отозванными.

 Заместитель председателя                               Г.Оперенко

 "Ориентир",
 N 10, 15.03.2002