Ликвидационные комиссии: права и обязанности

------------------------------------------------------------------

    Прежде чем осветить порядок создания ликвидационной  комиссии,
ее  права  и  обязанности,  рассмотрим,  что   такое    ликвидация
предприятия, и по каким причинам она может происходить.
    Согласно  ст.  37  Гражданского  кодекса  Украины  ( 1540-06 )
ликвидация  предприятия  является  одной   из   форм   прекращения
юридического лица.
    В  соответствии    с    положениями    Закона    Украины    "О
предпринимательстве"  от  07.02.91  г.  № 698-III  ( 698-14 ),  с
изменениями и дополнениями  (далее - Закон о предпринимательстве),
Закона  Украины  "О  предприятиях  в  Украине"   от   27.03.91  г.
№ 887-ХII ( 887-12 ),  с изменениями и дополнениями (далее - Закон
о  предприятиях),   Закона  Украины  "О  хозяйственных  обществах"
от 19.09.91г. № 1576-ХII ( 1576-12 ), с изменениями и дополнениями
(далее - Закон о хозобществах),  принимать  решение  о  ликвидации
предприятия могут следующие лица и органы:
    - собственник  (собственники)  или    орган,    уполномоченный
создавать предприятие, а применительно к хозяйственным обществам -
высший орган общества;
    - собственник (собственники) при участии трудового  коллектива
или орган, уполномоченный создавать такое предприятие;
    - суд или хозяйственный суд.
    Что касается оснований для ликвидации предприятия, то таковыми
могут быть:
    - истечение срока, на  который  предприятие  создавалось,  или
достижение цели, поставленной при его создании;
    - решение    собственника      (собственников),        органа,
уполномоченного  создавать  предприятие,  или    высшего    органа
общества;
    - решение  суда  или  хозяйственного    суда    о    признании
недействительными учредительных  документов и решения  о  создании
предприятия;
    - решение  суда  или  хозяйственного   суда  по  представлению
органов,  контролирующих   деятельность   общества,    в    случае
систематического или грубого нарушения им законодательства;
    - решение   хозяйственного  суда   о   признании   предприятия
банкротом;
    - решения  суда  о  запрете  деятельности  предприятия   из-за
невыполнения  условий,    установленных    законодательством,    и
необеспечение  соблюдения  этих  условий  или  неизменение    вида
деятельности в предусмотренный решением срок;
    - решение   суда   или   хозяйственного   суда    об    отмене
государственной регистрации предприятия по причине непредставления
в течение года в органы государственной налоговой службы налоговых
деклараций,    документов    финансовой    отчетности     согласно
законодательству;
    - другие основания,  предусмотренные  законодательными  актами
Украины.
    Из перечисленных выше оснований ликвидации  предприятия  можно
сделать вывод, что ликвидация может осуществляться:
    - по  решению  собственника  (собственников),  так  называемая
"самоликвидация";
    - по решению суда или хозяйственного суда.
    При этом по решению суда или  хозяйственного  суда  ликвидация
может осуществляться вследствие банкротства предприятия. Процедура
банкротства  регулируется  Законом  Украины   "О    восстановлении
платежеспособности   должника   или   признания   его   банкротом"
от   14.05.92  г.   №  2343-ХII   ( 2343-12 ),  с  изменениями   и
дополнениями (далее - Закон о банкротстве).
    В  случае  же  если  судом  выносится  решение  о    признании
недействительными документов и/или решения о создании предприятия,
а  также  об  отмене    государственной    регистрации    субъекта
предпринимательской деятельности,  согласно  Разъяснению  ВАСУ  "О
некоторых  вопросах  практики  разрешения  споров,  связанных    с
созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий" от 12.09.96г.
№ 02-5/377, с изменениями  и  дополнениями,  хозяйственному суду в
резолютивной  части  решения    следует    обязать    собственника
(собственников) или орган, уполномоченный  создавать  предприятие,
осуществить   ликвидацию  предприятия   в  установленном   законом
порядке.
    Другими  словами,  хозяйственный  суд  обязывает  собственника
(собственников)  провести  процедуру  ликвидации  предприятия    -
"самоликвидацию".
    Таким образом, рассмотрим отдельно порядок создания,  права  и
обязанности  ликвидационной  комиссии,  образованной  в  связи   с
"самоликвидацией" предприятия, и в связи с  проведением  процедуры
банкротства.

    Порядок создания, права и обязанности ликвидационной комиссии,
    образованной в связи с "самоликвидацией" предприятия

    Документами,  которыми  регламентируется   порядок    создания
ликвидационной комиссии, ее права и обязанности, являются Закон  о
предприятиях в Украине и Закон о хозобществах.
    В  соответствии  с  этими  законами  ликвидация    предприятия
осуществляется ликвидационной комиссией, создаваемой собственником
или уполномоченным  им  органом.  Причем  по  их  решению  в  роли
ликвидационной комиссии может выступать орган  управления  данного
предприятия.
    Решение  о  создании  ликвидационной  комиссии,  ее  состав  и
полномочия должны  быть  зафиксированы  документально.  Это  можно
оформить либо в виде приказа по предприятию, либо в виде Положения
о ликвидационной комиссии.
    Отметим, что нормативными  документами  состав  ликвидационной
комиссии в случае "самоликвидации" предприятия не регламентирован.
Однако, как правило, в  него  входят,  в  частности,  руководитель
предприятия и главный бухгалтер.
    В состав ликвидационной комиссии могут быть также  включены  и
лица  из  сторонних  организаций   (например,    специалисты    из
аудиторской, юридической фирм).
    Желательно,  чтобы  количество  лиц,   входящих    в    состав
ликвидационной комиссии, было нечетным и не менее 3-х человек, что
удобно при подсчете голосов с целью принятия каких-либо решений.
    Со дня назначения ликвидационной комиссии к ней переходят  все
полномочия  по  управлению  делами  предприятия.  Это    позволяет
говорить  о  том,    что    ликвидационная    комиссия    является
уполномоченным представителем такого  предприятия.  Вместе  с  тем
следует иметь в виду, что ликвидационная комиссия не имеет статуса
юридического лица,  а  ликвидирующееся  предприятие  в  период  ее
работы статус юридического лица не утрачивает.
    Работа   ликвидационной   комиссии   начинается  с  публикации
объявления о ликвидации предприятия,  а также о порядке  и  сроках
заявления кредиторами претензий (не  менее  двух  месяцев  со  дня
публикации), в официальной прессе по местонахождению  предприятия.
Отметим, что исходя из определения официальных  печатных  органов,
данных в статье 1  Закона  о  банкротстве,  к  официальной  прессе
относятся газета Верховной Рады Украины  "Голос  Украины",  газета
Кабинета Министров Украины "Урядовий  кур'єр",  а  также  печатные
издания  соответствующего  областного  совета  по  местонахождению
ликвидирующегося предприятия.
    Что касается сроков, в течение которых объявление о ликвидации
предприятия должно быть размещено в официальных средствах массовой
информации,   то    поскольку    таковые    ни    в    Законе    о
предпринимательстве,  ни в Законе о предприятиях не оговорены,  мы
считаем, что  все  предприятия  могут  руководствоваться  сроками,
установленными для этого Законом  в  хозобществах.  Так,  согласно
статье 20 этого Закона информация  о  ликвидации  общества  должна
быть опубликована ликвидационной комиссией  (или  другого  органа,
производящего ликвидацию общества) в трехдневный срок с момента ее
назначения (создания).
    Наряду с размещением вышеуказанной публикации  в  рамках своих
полномочий ликвидационная комиссия должна:
    - провести  инвентаризацию  основных  фондов,   нематериальных
активов,  товарно-материальных  ценностей,    денежных    средств,
документов и расчетов предприятия;
    - оценить наличествующее имущество предприятия, так как именно
из  имущества  ликвидируемого  предприятия  будут  удовлетворяться
претензии кредиторов;
    - выявить дебиторов предприятия и провести работу по взысканию
с них задолженности;
    - выявить кредиторов предприятия, уведомить  их  о  ликвидации
предприятия и произвести  с  ними  расчеты  по  удовлетворению  их
претензий;
    - составить  ликвидационный  баланс   и   представить  его  на
утверждение собственнику (собственникам) или органу,  назначившему
ликвидационную комиссию.  Обращаем внимание,  что достоверность  и
полнота ликвидационного баланса должна быть подтверждена аудитором
(аудиторской фирмой).
    Аудиторское подтверждение ликвидационного баланса не требуется
организациям,  которые  полностью  содержатся   за   счет  бюджета
и  не  занимаются  предпринимательской  деятельностью,   а   также
хозяйственным обществам с годовым хозяйственным оборотом менее 250
не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
    Ликвидационная комиссия согласно ст. 36 Закона о  предприятиях
имеет право не признать в  полной  сумме  или  частично  претензии
кредиторов.
    Следует также иметь в  виду,  что  в  соответствии  с  п.  8.2
Инструкции о порядке открытия  банками  счетов  в  национальной  и
иностранной  валюте,  утвержденной  постановлением  Правления  НБУ
от 18.12.98 г.  № 527 ( z0819-98 ),  с изменениями и дополнениями,
в случае  ликвидации  предприятия  для  проведения  ликвидационной
процедуры  используется  один    текущий    счет    ликвидируемого
предприятия, определенный ликвидатором (ликвидационной комиссией).
Для этого в банк направляются решения о ликвидации  предприятия  и
нотариально   удостоверенная   карточка   с   образцами   подписей
ликвидатора  (уполномоченных  членов  ликвидационной  комиссии)  и
оттиском  печати  ликвидируемого  предприятия.    Другие    счета,
обнаруженные при  проведении  ликвидационной  процедуры,  подлежат
закрытию  ликвидационной  комиссией.   Наряду    с    правами    и
обязанностями  ликвидационной    комиссии,    ее    члены    несут
административную ответственность за свои действия.
    Так,  согласно  ст.   166    Кодекса    об    административных
правонарушениях    ( 80731-10 ),    за     непредставление     или
несвоевременное  представление,  представление не по установленной
форме  или  представление   не   по   установленной   форме    или
представление недостоверной финансовой отчетности, ликвидационного
баланса, связанных  с  ликвидацией  предприятия,  на  председателя
ликвидационной комиссии, других ответственных лиц, привлеченных  к
проведению ликвидации предприятия, налагается штраф от  30  до  60
ннмдг (от 510 до 1020 грн.).
    Ведение с  нарушением  установленного  порядка  бухгалтерского
учета,  хозяйственных   операций,    связанных    с    ликвидацией
предприятия, включая оценку имущества и обязательств  предприятия,
а  также  составление  ликвидационного  баланса,    осуществляемое
ответственными за это лицами, влечет за собой наложение  штрафа  в
том же размере, что и предыдущее правонарушение, т. е. от 30 до 60
ннмдг.
    За  уклонение  председателя  ликвидационной  комиссии,  других
ответственных  лиц,  привлеченных  к  ликвидации  предприятия,  от
организации ведения бухгалтерского учета  хозяйственных  операций,
связанных с ликвидацией предприятия, включая  оценку  имущества  и
обязательств предприятия и  составление  ликвидационного  баланса,
предусмотрен штраф от 40 до 100 ннмг (от 680 до 1700 грн.).
    Отметим,  что  рассмотрение  дел   по    всем    вышеуказанным
правонарушениям (в  том  числе  и  решение  вопросов  о  наложении
административных взысканий на лиц,  привлекаемых к ответственности
по    таким    делам)    относится    к    компетенции     органов
контрольно-ревизионной  службы  Украины,  органов  государственной
налоговой службы Украины, а также Национального банка Украины.

    Порядок создания, права и обязанности ликвидационной  комиссии
    в связи с процедурой банкротства

    В  случае  признания  предприятия  банкротом  его   ликвидация
производится в соответствии с Законом о банкротстве.
    Хозяйственный суд принимает постановление о признании должника
банкротом, в случае если платежеспособность должника невозможна.
    В данной ситуации хозяйственный суд  назначает  ликвидатора  и
открывает ликвидационную процедуру.
    Согласно Закону о банкротстве ликвидатор  -  физическое  лицо,
которое в соответствии с  решением  арбитражного  суда  организует
осуществление  ликвидационной  процедуры  должника,    признанного
банкротом,  и  обеспечивает  удовлетворение    признанных    судом
требований  кредиторов  в  установленном  Законом  о   банкротстве
порядке.  При этом следует иметь в виду,  что  ликвидатором  может
выступать  физическое  лицо,  имеющее   лицензию,    выданную    в
установленном законодательством порядке.
    По  ходатайству  ликвидатора,   согласованному   с   комитетом
кредиторов,   арбитражный  суд  назначает  членов   ликвидационной
комиссии.
    В  состав  ликвидационной  комиссии  включаются  представители
кредиторов, финансовых органов, а в случае необходимости  -  также
представители  государственного  органа  по  делам   надзора    за
страховой  деятельностью,  Антимонопольного   комитета    Украины,
государственного органа по вопросам  банкротства,  если  банкротом
признано  государственное  предприятие,  и  представитель  органов
местного самоуправления.
    Со  дня  назначения  ликвидатора  к  нему   переходят    права
руководителя (органов управления) юридического лица - банкрота,  в
связи с чем в течение трех дней органы управления банкрота обязаны
передать  ликвидатору  печати,  штампы,  материальные  и    другие
ценности банкрота.
    В пятидневный срок со дня принятия постановления  о  признании
должника  банкротом  ликвидатором  осуществляется    опубликование
сведений о признании должника банкротом и открытии  ликвидационной
процедуры в официальных печатных органах за счет банкрота.
    Обратите  внимание,  что   для    ликвидационной    процедуры,
проводящейся в соответствии с Законом  о  банкротстве,  установлен
конкретный срок ее  проведения,  который  не  может  превышать  12
месяцев.  Вместе с тем  окончательным  этот  срок  не  является  и
хозяйственный суд может его продлить на шесть месяцев,  если  иное
не предусмотрено Законом о банкротстве.
    Ликвидатор (ликвидационная комиссия) исполняет свои полномочия
до завершения ликвидационной процедуры.
    Ликвидатор со дня  своего  назначения  осуществляет  следующие
полномочия:
    - принимает в свое ведение имущество должника, принимает  меры
по обеспечению его сохранности;
    - выполняет функции по управлению  и  распоряжению  имуществом
банкрота;
    - осуществляет инвентаризацию и оценку имущества банкрота;
    - анализирует финансовое состояние банкрота;
    - выполняет  полномочия  руководителя  (органов    управления)
банкрота;
    - возглавляет    ликвидационную    комиссию    и     формирует
ликвидационную массу;
    - предъявляет  к  третьим  лицам  требования    по    возврату
дебиторской задолженности банкроту;
    - имеет право получать кредит для  выплаты  выходного  пособия
работникам,  уволенным  вследствие  ликвидации  банкрота,  который
возмещает в первую очередь  в  соответствии  со  ст. 31  Закона  о
банкротстве за  счет  средств,  полученных  от  продажи  имущества
банкрота;
    - со  дня  признания    должника    банкротом    и    открытия
ликвидационной  процедуры  сообщает   работникам    банкрота    об
увольнении и осуществляет  его  в  соответствии с КЗоТ ( 322-08 ).
Выплата   выходного   пособия   уволенным    работникам   банкрота
осуществляется ликвидатором в  первую  очередь  за  счет  средств,
полученных от продажи имущества банкрота, или полученного для этой
цели кредита;
    - заявляет в установленном порядке возражения по заявленным  к
должнику требованиям кредиторов;
    - заявляет  об  отказе  от  выполнения  договоров  банкрота  в
порядке, установленном Законом о банкротстве;
    - принимает меры, направленные на поиск, выявление  и  возврат
имущества банкрота, находящегося у третьих лиц;
    - передает  в  установленном  порядке  на  хранение  документы
банкрота,  которые   в   соответствии    с    нормативно-правовыми
документами подлежат обязательному хранению;
    - реализует имущество банкрота для удовлетворения  требований,
включенных  в  реестр   требований    кредиторов,    в    порядке,
предусмотренном Законом о банкротстве;
    - сообщает  о  своем  назначении  государственному  органу  по
вопросам банкротства в десятидневный срок со дня принятия  решения
арбитражным  судом  и  предоставляет  государственному  органу  по
вопросам банкротства информацию для ведения единой базы данным  по
предприятиям-банкротам;
    - осуществляет другие полномочия,  предусмотренные  Законом  о
банкротстве.
    Следует учесть, что в связи с тем,  что  процедура  ликвидации
предприятия в связи с  его  банкротством  довольно  длительна,  на
ликвидатора  возложена  обязанность  в  обеспечении    надлежащего
оформления  и  хранения  всех  финансово-хозяйственных  документов
банкрота в течение ликвидационной процедуры,  а  после утверждения
отчета  ликвидатора  -  передаче  в  архивные   организации    для
дальнейшего хранения.
    После проведения инвентаризации и  оценки  имущества  банкрота
ликвидатор начинает продажу имущества.  Порядок продажи имущества,
состав,  условия  и  сроки  его  приобретения   согласовываются  с
комитетом кредиторов.  Имущество банкрота продается  на  основании
договоров купли-продажи, которые заключаются между  покупателем  и
ликвидатором.
    Ликвидатор  должен  обеспечить   через    средства    массовой
информации оповещение о порядке продажи  имущества  банкрота,  его
составе, условиях и сроках приобретения.
    При  проведении  ликвидационной  процедуры  ликвидатор   может
использовать только один счет должника  в  банковском  учреждении.
Другие   счета,   обнаруженные   при   проведении   ликвидационной
процедуры, должны быть закрыты ликвидатором, а остатки средств  на
них перечислены на основной счет должника.
    Не реже одного раза в месяц ликвидатор  представляет  комитету
кредиторов отчет о своей  деятельности,  информацию  о  финансовом
состоянии и имуществе должника  на  день  открытия  ликвидационной
процедуры,  использовании  средств  должника,  а   также    другую
информацию по требованию кредиторов.
    После  завершения  всех  расчетов  с  кредиторами   ликвидатор
представляет в хозяйственный суд отчет и ликвидационный баланс,  к
которому прилагаются:
    - показатели  обнаруженной  ликвидационной  массы  (данные  ее
инвентаризации);
    - сведения  о  реализации  объектов  ликвидационной  массы  со
ссылкой на заключенные договора купли-продажи;
    - копии  договоров  купли-продажи  и  акты    приемки-передачи
имущества;
    - реестр требований кредиторов с данными о размерах погашенных
требований кредиторов;
    - документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
    Хозяйственный суд  после  заслушивания  отчета  ликвидатора  и
мнения членов комитета кредиторов или отдельных кредиторов выносит
постановление об утверждении отчета ликвидатора и  ликвидационного
баланса.
    Ликвидатор   сообщает   государственному  органу  по  вопросам
банкротства о завершении ликвидационной  процедуры.
    Что касается ответственности ликвидатора, то согласно Закону о
банкротстве в случае  невыполнения  или  ненадлежащего  выполнения
ликвидатором своих обязанностей хозяйственный суд  по  ходатайству
комитента кредиторов может прекратить полномочия ликвидатора. Если
хозяйственный суд пришел к заключению, что  ликвидатор  не  выявил
или  не  реализовал  все  имеющиеся активы  ликвидационной  массы,
необходимые для  полного  удовлетворения  кредиторов,  он  выносит
определение о назначении нового ликвидатора.
    Кроме  того,  на  ликвидатора,  председателя    ликвидационной
комиссии,  а  также  других  ответственных  лиц,  привлеченных   к
проведению  ликвидации  предприятия   за    непредставление    или
несвоевременное представление, представление не  по  установленной
форме   или   представление   не   по  установленной   форме   или
представление недостоверной финансовой отчетности, ликвидационного
баланса,  связанных  с  ликвидацией предприятия,  налагается штраф
от 30 до 60 ннмдг (от 510 до 1020 грн.).
    Ведение с  нарушением  установленного  порядка  бухгалтерского
учета,  хозяйственных   операций,    связанных    с    ликвидацией
предприятия, включая оценку имущества и обязательств  предприятия,
а  также  составление  ликвидационного  баланса,    осуществляемое
ответственными за это лицами, влечет за собой наложение  штрафа  в
том же размере, что и предыдущее правонарушение, т. е. от 30 до 60
ннмдг.
    За    уклонение    председателя    ликвидационной    комиссии,
ликвидатора, других ответственных лиц, привлеченных  к  ликвидации
предприятия,  от  организации   ведения    бухгалтерского    учета
хозяйственных  операций,  связанных  с  ликвидацией   предприятия,
включая оценку имущества и обязательств предприятия и  составление
ликвидационного  баланса,  предусмотрен  штраф от 40 до 100  ннмдг
(от 680 до 1700 грн.).
    Как   уже   было  отмечено  выше,  рассмотрение  дел  по  всем
вышеуказанным правонарушениям (в том числе и  решение  вопросов  о
наложении  административных  взысканий  на  лиц,  привлекаемых   к
ответственности по таким делам) относится  к  компетенции  органов
контрольно-ревизионной  службы  Украины,  органов  государственной
налоговой службы Украины, а также Национального банка Украины.
    В  заключение  хотелось   бы   отметить,  что,  зная  права  и
обязанности ликвидационной комиссии, можно эффективно организовать
ее  работу.  Это,  в  свою  очередь,  позволит  сделать    процесс
ликвидации предприятия менее болезненным.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№24/02, стр. 34
[25.03.2002]
Т. Онищенко
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------