Рекламная раздача материальных ценностей

------------------------------------------------------------------

    С целью  акцентирования  внимания  потребителей  на продукции,
изготовленной  на  предприятии,  товарах,    которые	необходимо
реализовать, или услугах, предоставляемых предприятиями (фирмами),
последние чаще  всего  применяют  разнообразные  рекламные  акции.
Существует  довольно  много  способов  и  форм,  используемых  для
доведения  рекламной  информации  до   ее  потребителя.   В   этой
консультации мы рассмотрим один из достаточно эффективных способов
рекламы  -  безвозмездную  раздачу  образцов  товаров,   продукции
собственного производства и т. п. с рекламной целью  потребителям,
которые могут стать потенциальными  клиентами,  если  предложенная
продукция удовлетворит их спрос.
    Основным   законодательным   документом,  который   определяет
основные принципы рекламной  деятельности  в  Украине,  регулирует
правовые   отношения,	 возникающие	в    процессе	 создания,
распространения, получения рекламы, является Закон о рекламе.
    Реклама - это специальная информация  о  лицах  или продукции,
распространяемая в любой форме и любым способом  с  целью  прямого
или   опосредствованного   получения   прибыли.   Таким   образом,
предприятие может рекламировать свою продукцию, товары, услуги для
улучшения сбыта любым  способом,  не  противоречащим  действующему
законодательству,  и  в  т.  ч.  применяя  рекламную   акцию	по
безвозмездной раздаче материальных  ценностей  или  предоставлению
услуг.
    Реклама  должна  быть  четко  отделена  от  другой информации,
независимо от форм или  средств  распространения,  таким  образом,
чтобы ее можно было идентифицировать как рекламу.
    Безвозмездное рекламное распространение материальных ценностей
связано с рядом  нюансов  отражения  таких  операций  в  налоговом
учете.
    В соответствии с п. 1.23  Закона  о  Прибыли  ( 283/97-ВР )  к 
безвозмездно предоставленным товарам (работам, услугам) относятся:
    - товары, предоставляемые  налогоплательщиком  в  соответствии
с договорами дарения, другими  договорами,  не  предусматривающими
денежной  или  другой  компенсации  стоимости  таких  материальных
ценностей и  нематериальных  активов  или  их  возврата,  или  без
заключения таких договоров;
    - работы  и  услуги,  предоставляемые  налогоплательщиком  без
требования компенсации их стоимости;
    - товары,  переданные  юридическому  или  физическому  лицу на
ответственное хранение и использованные им в его  производственном
или хозяйственном обороте.
    Нас интересуют первые два варианта.

    Документальное оформление

    Любая  рекламная   акция   должна  быть  тщательно  продумана,
подготовлена,  организована  и    документально    оформлена.	 В
соответствии с пп. 5.4.4 п. 5.4 ст. 5 Закона о прибыли расходы  на
приобретение и  распространение  подарков,  безвозмездную  раздачу
образцов  товаров  или    безвозмездное    предоставление    услуг
(выполнение работ) в рекламных целях, включаются в состав  валовых
расходов налогоплательщика, но не  более  2%  от  налогооблагаемой
прибыли за  предыдущий  отчетный  (налоговый)  квартал.  Из  этого
следует, что в валовые расходы могут  включаться  только  расходы,
непосредственно  связанные  с  рекламными   мероприятиями,   т. е.
понесенные с рекламной  целью.  Таким  образом,  налогоплательщику
необходимо  иметь  доказательства   рекламной	 цели	 указанных
мероприятий.  Иначе в соответствии с пп. 5.3.1  Закона  о  прибыли
расходы на приобретение и распространение подарков нельзя включать
в валовые расходы.
    Тому предприятию, которое осуществляет  рекламные мероприятия,
нужно проследить, чтобы расходы были  подтверждены  документально,
оформлены надлежащим  образом,  поскольку  такие  документы  можно
представить налоговому инспектору как доказательство, что  расходы
на  безвозмездное  распространение  материальных  ценностей   были
понесены, действительно, с  рекламной  целью.  Такими  документами
должны быть:
    - приказ руководителя  предприятия,  в  котором  должны   быть
      определены:
    - цель безвозмездной раздачи рекламных образцов;
    - ассортимент и количество рекламной продукции;
    - место и дата проведения рекламных мероприятий;
    - фамилии работников, ответственных за  проведение   рекламной
акции и т. п.;
    - накладная на  отпуск  товаров  со  склада  ответственным  за
проведение рекламной акции лицам;
    -  акт  на   списание    материальных   ценностей,   розданных
безвозмездно во время  акции  (после  проведения  рекламной  акции
ответственные лица обязательно составляют отчет о распространенных
материальных ценностях). Остатки  материальных  ценностей  возвра-
щаются на склад.

    Валовые доходы

    У  получателя.  При  безвозмездном  получении  товаров (работ,
услуг) юридическое лицо должно  включить  их  стоимость  в  состав
валовых доходов в соответствии с пп. 4.1.6 Закона  о  прибыли.  Но
есть  маленькая  деталь:  включение  в  состав  валового    дохода
осуществляется на  основании  подтверждающих  документов.  Но  при
безвозмездной раздаче товара с  рекламной  целью  едва  ли  кто-то
будет оформлять эту передачу документально  (исчезает  весь  смысл
акции).  Итак, если  нет  документов  у  получателя  (обычно  и  у
распространителя), то нет и дохода (на нет и суда нет).
    У  распространителя.  В  случае   осуществления безвозмездного
распространения товаров  (работ,  услуг)  в  рекламных  целях  эта
операция не включается в состав валовых доходов налогоплательщика,
если  такое  распространение  можно  четко  идентифицировать   как
рекламу (письмо ГНАУ ( v5837225-00 ) от 23.10.2000 г. № 5837/6/15-
1116).
    Во всех других случаях безвозмездная передача  товаров (работ,
услуг) расценивается как продажа, следовательно,  это  приводит  к
возникновению валовых доходов распространителя.

    Валовые расходы

    Как   уже   указывалось   выше,   расходы    на   приобретение
и распространение подарков, безвозмездную раздачу образцов товаров
или  безвозмездное  предоставление  услуг  (выполнение  работ)   в
рекламных  целях,  включаются	в    состав    валовых    расходов
налогоплательщика, но не более 2% от налогооблагаемой  прибыли  за
предыдущий отчетный (налоговый) квартал.  То есть имеются довольно
существенные ограничения относительно включения в  состав  валовых
расходов, а именно только:
    - в размере 2%;
    - при наличии прибыли за предыдущий квартал;
    -  если  эти  расходы    связаны	с    проведением рекламной
деятельности, которая нацелена  на  прямое  или  опосредствованное
получение прибыли  и  которую  можно  четко  идентифицировать  как
рекламу.
    Например,  предприятие  осуществляет  несколько   раз    в год
рекламные мероприятия  по  распространению  новых  образцов  своей
продукции. В таблице определим показатели финансового результата и
двухпроцентное ограничение на право включения в валовые расходы  в
соответствующем квартале:

|-------------|-------------------------------|------------------|
|   Квартал   |  Финансовый результат, грн.   |   Сумма 2%, грн. |
|-------------|-------------------------------|------------------|
|      I      | 	   10000	      |    Показатель	 |
|	      | 			      |    предыдущего   |
|	      | 			      |    квартала	 |
|-------------|-------------------------------|------------------|
|     II      | 	    -300	      |       200	 |
|-------------|-------------------------------|------------------|
|     III     | 	    5000	      | 	0	 |
|-------------|-------------------------------|------------------|
|     IV      | 	   -2000	      |       100	 |
|-------------|-------------------------------|------------------|

    Из таблицы видно, что во II квартале в состав валовых расходов
мы  можем  включить  расходы  на  приобретение  и  распространение
товаров в рекламных целях только в сумме 200 грн. А в III квартале
вообще никаких расходов на указанные цели не имеем права отнести к
составу валовых, т.к. прибыли за II квартал не было  (несмотря  на
то, что она имеется в текущем квартале).
    Расходы  на  безвозмездно  распространенные    товары (работы,
услуги) включаются в состав валовых расходов в зависимости от вида
таких товаров (работ, услуг) по:
    - балансовой стоимости  с  учетом  переоценки  -  на  покупные
товары;
    - фактической  производственной  себестоимости  -  на  готовую
продукцию, работы, услуги.
    Ни в коем  случае в состав  валовых  расходов  не  могут  быть
включены  расходы  на  рекламу,   не  связанную  с   хозяйственной
деятельностью предприятия, и на недобросовестную рекламу.
    В Декларации  о  прибыли  предприятия  стоимость  безвозмездно
розданных образцов  товаров или безвозмездное предоставление услуг
(выполнение работ) с целью рекламы в пределах 2%  налогооблагаемой
прибыли за предыдущий отчетный (налоговый) квартал  отражается  во
II части стр. 21.

    Вопрос относительно НДС

    Относительно  налогообложения    НДС    безвозмездно розданных
материальных ценностей все четко  и  ясно,  и  вопросов  здесь  не
возникает.
    В  соответствии с пп. 1.4 Закона  о	НДС ( 168/97-ВР ) операции 
по безвозмездному предоставлению  товаров (работ, услуг) считаются
продажей  таких  товаров  (работ,  услуг).  А  в  соответствии   с
пп. 3.1.1 этого же Закона операции налогоплательщиков  по  продаже
товаров (работ, услуг) на таможенной территории  Украины  являются
объектом налогообложения НДС.  То есть налоговые обязательства  по
НДС при безвозмездной передаче товаров  (работ,  услуг)  возникают
всегда, несмотря на  то,  что  валовые  доходы  не  возникают  при
осуществлении таких операций в рекламных целях (не начисляется НДС
на  товары  (работы,  услуги),  которые  не   являются    объектом
налогообложения в соответствии с пп. 3.2 Закона о НДС).
    Необходимо указать, что база налогообложения при осуществлении
указанной  операции  определяется  исходя  из  фактической    цены
операции, но не ниже обычных цен (пп. 4.2 Закона о НДС).
    Обычные  цены  на  товары  (работы,  услуги)   устанавливаются
на основании статистической оценки  уровня  цен  реализации  таких
товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке Украины  (п.  13  Указа
Президента "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательс-
кой деятельности" от 23.07.98 г. № 817/98 ( 817/98 )).
    Таким  образом,  за  обычную  цену  розданных    товаров можно
принимать цену приобретения таких товаров (если они приобретены не
в истекшем году, а, например, в пределах месяца).
    Если  же  такие  товары  приобретены  намного  раньше  времени
их безвозмездного распространения,  то  обычная  цена  может  быть
определена  как  средняя  рыночная  цена  аналогичных  товаров  на
сегодняшний день.
    Если раздавались образцы продукции  собственного производства,
а также безвозмездно предоставлялись услуги (работы)  с  рекламной
целью, то обычную цену  можно  определить  как  среднюю  по  ценам
продажи за последний промежуток времени.
    Кроме  того,  налогоплательщик   может  включить   в    состав
налогового кредита часть   суммы  НДС,  уплаченную  поставщикам  в
связи  с  приобретением,  изготовлением  товаров  (работ,  услуг),
пропорционально  сумме расходов на их приобретение (изготовление),
включенных в валовые в  пределах 2 %  стоимости  товаров,  которые
раздаются безвозмездно.  Это  разрешается сделать в соответствии с
пп. 7.4.1  Закона о  НДС,  в  котором  определено,  что  налоговый
кредит   отчетного  периода   состоит	 из    сумм,	уплаченных
(начисленных)  налогоплательщиком в отчетном  периоде  в  связи  с
приобретением  товаров (работ, услуг), стоимость которых входит  в
состав  валовых  расходов  производства  (обращения),  и  основных
фондов или  нематериальных активов, подлежащих амортизации. Такого
же   мнения  придерживается  ГНАУ  в  письме  от   18.02.2002	 №
1065/6/16-1215-26 ( v1065225-02 ). Но  если  в период приобретения
товаров в состав налогового кредита была включена вся  сумма  НДС,
а сумма  расходов  на  приобретение  розданных  товаров  превышает
разрешенный  предел -  2%,  то  пропорционально  сумме  превышения
необходимо "сторнировать" налоговый кредит.

    Бухгалтерский учет

    При безвозмездной раздаче  товаров (работ,  услуг)  происходит
списание их с  баланса  предприятия  и,  конечно,  передача  права
собственности при  передаче другому лицу.  То есть в бухгалтерском
учете  такую  операцию  также  нужно  рассматривать  как  продажу.
Списываются они  по балансовой стоимости.  Все расходы на  рекламу
включаются в состав  расходов на сбыт в соответствии с п.  19  ПБУ
16 "Расходы", утвержденного  приказом Минфина Украины от  31.12.99
г. № 318 ( z0027-00 ).

    Пример 1

    Предприятие в I кв. 2002 года приобрело  новую партию  товаров
на сумму 25000 грн., кроме того,  НДС - 5000 грн., и решило в  том
же квартале провести рекламную  акцию  и  раздать  безвозмездно  в
рекламных целях образцы этих  товаров на сумму  2000  грн.,  кроме
того,  НДС  -  400  грн.   Эти    мероприятия	 были	 оформлены
соответствующим приказом  руководителя и по результатам акции  был
составлен  акт  о  списании  товаров.	Налогооблагаемая   прибыль
предыдущего квартала (IV кв. 2001 г.):

    1) 130 тыс. грн. (2% = 2600 грн.);

    2) 10 тыс. грн. (2% = 200 грн.)

    В бухгалтерском и налоговом учете указанные операции отразятся
следующим образом:

|---|------------------------|---------------|-------|-----------|
| № |  Содержание операции   | Бухгалтерский |Сумма, | Налоговый |
|п/п|			     |      учет     | грн.  |    учет   |
|   |			     |-------|-------|       |-----|-----|
|   |			     |  Д-т  |  К-т  |       | ВД  | ВР  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 1 |Получены товары от      |  281  |  631  | 25000 |  -  |25000|
|   |поставщика 	     |       |       |       |     |	 |
|   |			     |641/ндс|  631  |  5000 |  -  |  -  |
|   |			     |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 2 |Перечислены денежные    |  631  |  311  | 30000 |     |	 |
|   |средства поставщику за  |       |       |       |     |	 |
|   |товар		     |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
|			      I вариант 			 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 3 |Отражены расходы по     |   84  |  281  |  2000 |  -  |  *  |
|   |безвозмездной рекламной |       |       |       |     |	 |
|   |раздаче товаров	     |   93  |   84  |  2000 |  -  |  -  |
|   |(по покупательным       |       |       |       |     |	 |
|   |ценам)		     |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 4 |Начислены налоговые     |   84  |641/ндс|   400 |     |	 |
|   |обязательства по НДС    |       |       |       |     |	 |
|   |			     |   93  |   84  |   400 |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
|			  II вариант				 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 3 |Отражены расходы по     |   84  |  281  |  2000 |     |	 |
|   |безвозмездной рекламной |       |       |       |     |	 |
|   |раздаче товаров	     |   93  |   84  |  2000 |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 4 |Начислены налоговые     |   84  |641/ндс|   472 |     |	 |
|   |обязательства по НДС    |       |       |       |     |	 |
|   |((1800 + 360) + 200) х  |   93  |   84  |   472 |     |	 |
|   |х 20%		     |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 5 |Откорректирован налого- |641/ндс|  644  |   360 |     |	 |
|   |вый кредит на сумму     |       |       |       |     |	 |
|   |расходов, не включенных |       |       |       |     |	 |
|   |в состав валового       |       |       |       |     |	 |
|   |дохода методом "сторно" |       |       |       |     |	 |
|   |(1800 х 20%)	     |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 6 |Отнесена сумма сторниро-|   84  |  644  |       |     |	 |
|   |ванного налогового      |       |       |   360 |     |	 |
|   |кредита за счет расходов|   93  |   84  |       |     |	 |
|   |на сбыт		     |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 7 |Определен финансовый    |  791  |   93  |  2472 |     |	 |
|   |результат  	     |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|

--------------------
    * Валовые расходы на безвозмездную рекламную раздачу товаров в
пределах  2%  необлагаемой  прибыли  за  предыдущий  квартал	не
увеличиваются, поскольку такие расходы уже были отнесены к составу
валовых  при  получении  товаров.  Расходы  на  указанные    цели,
превышающие  2%,  необходимо  сторнировать  из  состава    валовых
расходов  (если  приобретение  и  раздача  состоялись	в    одном
квартале).


    Учет прироста (убытка) балансовой стоимости  покупных товаров,
запасов и готовой продукции налогоплательщик ведет в  соответствии
с п. 5.9 Закона о Прибыли:

    Балансовая  стоимость  запасов  на  конец	отчетного квартала
превышает их балансовую стоимость  на  начало  того  же  отчетного
квартала (БСн < БСк = - ВР) Разница вычитается  из  суммы  валовых
расходов налогоплательщика в таком  отчетном  квартале  Балансовая
стоимость таких запасов на начало отчетного квартала превышает  их
стоимость на конец того же отчетного квартала (БСн > БСк =  +  ВР)
Разница прибавляется в состав валовых расходов налогоплательщика в
таком отчетном периоде.

    В соответствии с этим пунктом разработано Положение  №  124, в
п. 1.4 которого определено, что учет прироста (убыли)  товарных  и
материальных ресурсов ведется только относительно тех, расходы  на
приобретение которых включаются в состав  валовых  расходов.  Если
указанные  товарные  запасы  и  материальные  ресурсы  в  отчетном
периоде  использованы  на  цели,  не  связанные  с    подготовкой,
организацией, ведением производства,  продажей  продукции  (работ,
услуг), то их балансовая стоимость вычитается из суммы, отраженной
в графе "остаток на  начало  периода"  соответствующей  ведомости.
Поэтому если  приобретение  товаров  (с  отнесением  суммы  на  их
приобретение к ВР) осуществлялось в одном квартале (например в  IV
кв. 2001 г.), а безвозмездное распространение - в  другом  (I  кв.
2002  г.)  с  превышением  2%  лимита,  то  на  сумму	превышения
сторнировать ВР не следует.  В ведомости  о  балансовой  стоимости
товарных запасов за I кв. 2002 г. остаток на начало квартала будет
показан уже без суммы 1800 грн.  Рассмотрим на примере  заполнение
этих ведомостей:

|-----------------------|------|----------|----------|-----------|
|Материальные ресурсы	|Код   |Остаток на|Остаток на|Прирост (+)|
|и малоценные предметы  |строки|начало    |конец     | Убыль (-) |
|			|      |периода   |периода   |  	 |
|-----------------------|------|----------|----------|-----------|
|		    За IV квартал 2001 года			 |
|-----------------------|------|----------|----------|-----------|
|Материальные ресурсы - |  010 |     0    |   25000  |  + 25000  |
|всего  		|      |	  |	     |  	 |
|-----------------------|------|----------|----------|-----------|
|		    За I квартал 2002 года			 |
|-----------------------|------|----------|----------|-----------|
|Материальные ресурсы - |  010 |  23200 * |   23000  |   -200	 |
|всего  		|      |	  |	     |  	 |
|-----------------------|------|----------|----------|-----------|

----------------
    * 25000 - 1800 = 23200 грн.


    Пример 2

    Предприятие   приняло   решение  об   участии   в	выставке и
распространении с рекламной целью образцов продукции  собственного
производства.  В ходе акции было роздано 100  образцов  продукции.
Себестоимость  единицы  продукции  составляет  5  грн.,  продажная
(обычная) стоимость - 8 грн. Прибыли за предыдущий квартал нет.
    Указанные операции следует отразить в следующем порядке.

|---|------------------------|---------------|-------|-----------|
| № |  Содержание операции   | Бухгалтерский |Сумма, | Налоговый |
|п/п|			     |      учет     | грн.  |    учет   |
|   |			     |-------|-------|       |-----|-----|
|   |			     |  Д-т  |  К-т  |       | ВД  | ВР  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 1 |Отражена стоимость      |   84  |   26  |  500  |  -  |  *  |
|   |готовой продукции,      |       |       |       |     |	 |
|   |образцы которой были    |   93  |   84  |  500  |     |	 |
|   |розданы (по	     |       |       |       |     |	 |
|   |себестоимости)	     |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 2 |Начислены налоговые     |   84  |641/ндс|  160  |  -  |  -  |
|   |обязательства по НДС,   |       |       |       |     |	 |
|   |исходя из обычной цены  |   93  |   84  |       |     |	 |
|   |(800 х 20%)	     |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 3 |Откорректирован налого- |641/ндс|  644  |  100  |     |	 |
|   |вый кредит на сумму     |       |       |       |     |	 |
|   |расходов, не включенных |       |       |       |     |	 |
|   |в состав валового дохода|       |       |       |     |	 |
|   |методом "сторно"	     |       |       |       |     |	 |
|   |(500 х 20%)	     |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 4 |Отнесена сумма сторниро-|   84  |  644  |  100  |     |	 |
|   |ванного налогового      |       |       |       |     |	 |
|   |кредита за счет расходов|   93  |   84  |  100  |     |	 |
|   |на сбыт		     |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 5 |Определен финансовый    |  791  |   93  |  760  |  -  |  -  |
|   |результат  	     |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|

------------
    * Валовые расходы  необходимо  уменьшить  (откорректировать  в
соответствии с п. 5,9 Закона о прибыли)  на  всю  сумму  розданных
образцов, т.к. прибыли за предыдущий квартал не  было  (см. Пример
1).


    Для  рекламирования  своих  товаров,   продукции  собственного
производства можно раздавать безвозмездно не только такие товары и
образцы продукции, а и  другие  рекламные  материальные  средства,
которые содержат рекламную информацию о товаре, продукции и  могут
использоваться   получателем    для   собственных    хозяйственных
потребностей (например пакеты, календари, ручки, блокноты и т.п.).
Такие материальные ценности рассматриваются как товары, и передача
их также считается продажей.

    Пример 3

    Предприятие  заказало  другой  организации  изготовить   ручки
с логотипом  этого  предприятия  в  количестве  200  штук.   Общая
стоимость заказа - 200 грн., кроме того, НДС - 40 грн.
    Предприятием во время  акции  были  распространены  150  ручек
в качестве подарков с рекламной целью, а оставшиеся 50 ручек  были
розданы работникам предприятия.
    Налогооблагаемая прибыль предыдущего периода - 4000 грн. (2% =
=  80  грн.).  Рассмотрим   порядок  отражения   этой	операции в
бухгалтерском и налоговом учете:

|---|------------------------|---------------|-------|-----------|
| № |  Содержание операции   | Бухгалтерский |Сумма, | Налоговый |
|п/п|			     |      учет     | грн.  |    учет   |
|   |			     |-------|-------|       |-----|-----|
|   |			     |  Д-т  |  К-т  |       | ВД  | ВР  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 1 |Перечислена предоплата  |  631  |  311  |   240 |  -  | 200 |
|   |за изготовление ручек   |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 2 |Отражена сумма налогово-|641/ндс|  644  |    40 |  -  |  -  |
|   |го кредита по НДС       |       |       |       |     |	 |
|   |(80 х 20%) 	     |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 3 |Оприходованы ручки      |  209, |  631  |   200 |     |	 |
|   |			     |  22   |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 4 |Списана сумма налогового|  644  |  631  |    40 |     |	 |
|   |кредита по НДС	     |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 5 |Отражены расходы по     |   84  |  209, |   150 |  -  |  70 |
|   |безвозмездной рекламной |       |   22  |       |     |	 |
|   |раздаче ручек (по       |       |       |       |     |	 |
|   |учетным ценам)	     |   93  |   84  |   150 |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 6 |Начислены налоговые     |   84  |641/ндс|    30 |  -  |  -  |
|   |обязательства по НДС по |       |       |       |     |	 |
|   |учетным ценам	     |   93  |   84  |    30 |     |	 |
|   |(150 х 20%)	     |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 7 |Сторнирован налоговый   |641/ндс|  644  |    14 |     |	 |
|   |кредит на сумму	     |       |       |       |     |	 |
|   |расходов, не включенных |       |       |       |     |	 |
|   |в состав валового дохода|       |       |       |     |	 |
|   |(70 х 20%) 	     |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 8 |Отнесена сумма сторниро-|   84  |  644  |    14 |  -  |  -  |
|   |ванного налогового      |       |       |       |     |	 |
|   |кредита за счет расходов|   93  |   84  |    14 |     |	 |
|   |на сбыт		     |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 9 |Розданы работникам      |   92  |  209, |    50 |  -  |  -  |
|   |оставшиеся ручки	     |       |   22  |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
|10 |Определен финансовый    |  791  |   93  |   194 |  -  |  -  |
|   |результат  	     |       |       |       |     |	 |
|   |			     |  791  |   92  |    50 |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|

    Этот  же   пример  можно   рассмотреть   в   другом  варианте.
Безвозмездная передача образцов продукции потребителям с рекламной
целью осуществляется через  предприятие  торговли  при  проведении
рекламной акции.  Поэтому операции 5 и 6 предыдущей таблицы  будут
иметь вид:

|---|------------------------|---------------|-------|-----------|
| № |  Содержание операции   | Бухгалтерский |Сумма, | Налоговый |
|п/п|			     |      учет     | грн.  |    учет   |
|   |			     |-------|-------|       |-----|-----|
|   |			     |  Д-т  |  К-т  |       | ВД  | ВР  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 5 |Отражена безвозмездная  |  377  |  209, |  150  |  -  | |--||
|   |передача ручек	     |       |   22  |       |     | |70||
|   |предприятию торговли    |       |       |       |     | |--||
|   |(по учетным ценам)      |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 6 |Начислены налоговые     |   84  |641/ндс|   30  |  -  |  -  |
|   |обязательства по НДС по |       |       |       |     |	 |
|   |учетным ценам	     |   93  |   84  |   30  |     |	 |
|   |(150 x 20%)	     |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
|6а |Списана стоимость       |   84  |  377  |  150  |  -  |  -  |
|   |переданных ручек (после |       |       |       |     |	 |
|   |проведения предприятием |   93  |   84  |  150  |     |	 |
|   |торговли акции)	     |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
|6б |Получен акт об услугах  |   93  |  631  |  180  |  -  |  -  |
|   |по распространению      |       |       |       |     |	 |
|   |образцов продукции, в   |       |       |       |     |	 |
|   |т.ч. НДС - 30 грн.      |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|

    Часто возникают ситуации,  когда  предприятия  для привлечения
покупателей  организовывают  вручение  подарка,  например,  сотому
покупателю  или  розыгрыш  призов  между  покупателями,    которые
приобрели товар на значительную сумму в определенный период и т.п.
Налоговый учет расходов на такие подарки осуществляется аналогично
рассмотренному выше.  Но есть еще маленькая деталь. В соответствии
с пп. "ч" п. 1 ст. 5 Декрета КМУ "О подоходном налоге  с  граждан"
от 26.12.92 г.  № 13-92  ( 13-92 )  стоимость  подарков  (призов),
предоставляемых  1  раз  в  календарный  год  в  пределах  размера
прожиточного минимума на трудоспособное лицо, за счет юридических,
физических  лиц  и   общественных  организаций  не  включается   в
совокупный налогооблагаемый доход.  Эта норма распространяется  на
доходы физического лица как по месту основной работы, так и не  по
месту основной работы (пп. 5.30 Инструкции о подоходном налоге). В
2002 году размер  прожиточного  минимума  на  трудоспособное  лицо
составляет 365 грн.
    Итак, если стоимость подарков (призов),  полученных  один  раз
в течение года, выше 365  грн.,  то  сумма  превышения  облагается
подоходным налогом с граждан по ставке 20%.
    Необходимо заметить,  что  сумма  подарка  представляет  собой
уже чистый доход (без подоходного налога).  Поэтому  сумму  налога
необходимо  определить,  используя  формулу,  указанную  в  п.  12
Инструкции о подоходном налоге:

    Д = Об + П, где:

    Д - общая сумма начисленного дохода;

    Об  -  стоимость   объекта,    подлежащая	 выплате (дарению)
гражданину в денежном выражении;

    П = Об х (20%  :  80%)  -  сумма  прибыльного  налога, которая
должна быть уплачена предприятием в бюджет.

    Причем независимо от того,  подлежит  сумма  подарка обложению
подоходным налогом или  нет,  предприятие  обязано  представить  в
налоговый орган по месту  жительства  получателя  подарка  (приза)
справку по ф. №  2  о  сумме  выплаченного  дохода  и  удержанного
налога.  Такая  справка  представляется  не  позднее   20    числа
следующего месяца после выдачи подарка (приза).  Обратите внимание
на то, что для составления такой  справки  предприятию  необходимо
знать паспортные данные и идентификационный номер  получателя.  То
есть если документов у клиента нет,  то  подарок  он  получить  не
сможет, а если получит, то предприятию необходимо подумать,  каким
образом уточнить данные  о  нем.  Ведь  с  такими  документальными
проволочками и праздник может быть испорчен.

    Пример 4

    Предприятие проводит рекламную акцию, во  время  которой сотый
покупатель получает приз - телевизор по цене 900 грн., кроме того,
НДС -  180  грн.  Налогооблагаемая  прибыль  предыдущего  квартала
составила 10 тыс. грн. (2% = 200 грн.).
    Рассчитаем сумму подоходного  налога,  которую  может уплатить
предприятие в бюджет:

    П = 1080 х (20% : 80%) = 270 грн.  В бухгалтерском и налоговом
учете рассмотренный пример отражается следующим образом:

|---|------------------------|---------------|-------|-----------|
| № |  Содержание операции   | Бухгалтерский |Сумма, | Налоговый |
|п/п|			     |      учет     | грн.  |    учет   |
|   |			     |-------|-------|       |-----|-----|
|   |			     |  Д-т  |  К-т  |       | ВД  | ВР  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 1 |Оплачена поставщику     |  631  |  311  |  1080 |  -  |  -  |
|   |стоимость телевизора    |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 2 |Получен телевизор от    |  281  |  631  |  1080 |  -  |  -  |
|   |поставщика 	     |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 3 |Выдан телевизор	     |  377  |  281  |  1080 |  -  |200 *|
|   |покупателю в виде       |       |       |       |     |	 |
|   |подарка		     |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 4 |Отражены суммы	     |  685  | 641/пн|   270 |  -  |  -  |
|   |подоходного налога      |       |       |       |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 5 |Отнесено на расходы     |   84  |  377  |  1350 |  -  |  -  |
|   |предоставление	     |       |       |       |     |	 |
|   |телевизора 	     |   93  |   84  |  1350 |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 6 |Начислены налоговые     |   84  |641/ндс|   216 |  -  |  -  |
|   |обязательства по НДС    |       |       |       |     |	 |
|   |			     |   93  |   84  |   216 |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 7 |Откорректирован	     |   93  |  644  |    40 |  -  |  -  |
|   |налоговый кредит по НДС |       |       |       |     |	 |
|   |(200 х 20%)	     |641/ндс|  644  |    40 |     |	 |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|

---------------
    *  Предложенный  вариант   отнесения   расходов   по  передаче
телевизора на валовые расходы возможен при  условии,  что  они  не
были отнесены при его приобретении.  И к тому же сумма НДС в таком
случае включается в цену приобретения телевизора, по  которой  при
его передаче начисляются налоговые обязательства по НДС.


    После рассмотренного вопроса относительно обложения подоходным
налогом призов и подарков напрашивается вывод, что  лучше  продать
эти   вещи   по   символической   цене  (например  1   грн.),  чем
предоставлять их безвозмездно. Но это мысль автора, а право выбора
остается за предприятием.




    Перечень  сокращенных   обозначений    нормативных документов,
использованных в данной консультации:

    1. Закон о Прибыли - Закон Украины "О  налогообложении прибыли
предприятий" от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, в редакции Закона Украины
от  22.05.97  г.  №  283/97-ВР  ( 283/97-ВР ),  с   изменениями  и
дополнениями.
    2. Закон о  НДС  -  Закон  Украины  "О  налоге  на добавленную
стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ) с  изменениями
и дополнениями.
    3. Закон о рекламе - Закон  Украины "О рекламе" от 03.07.96 г.
№ 270/96-ВР ( 270/96-ВР ) с изменениями и дополнениями.
    4. Инструкция о подоходном  налоге - Инструкция  о  подоходном
налоге с граждан, утвержденная  приказом  Главной  государственной
налоговой инспекции Украины от  21.04.93 г. № 12, с изменениями  и
дополнениями ( z0064-93 ).
    5. Порядок № 124 - Порядок ведения  учета   прироста  (убытка)
балансовой стоимости покупных товаров  (кроме активов,  подлежащих
амортизации,  ценных  бумаг  и  деривативов),   материалов,  сырья
(топлива), комплектующих изделий и  полуфабрикатов на  складах,  в
незавершенном производстве и остатках  готовой  продукции  (в  том
числе малоценных предметов на складах), утвержденный Министерством  
финансов Украины от 11.06.98 г. № 124 ( z0417-98 ), с  изменениями 
и дополнениями.



------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№ 13/02, стр. 34
[31.03.2002]
Наталья Радченко
Бухгалтер-консультант АФ "ГлавБух-Аудит"
------------------------------------------------------------------