Образование с точки зрения налогового законодательства

------------------------------------------------------------------

    Весь  период  своего  существования  человек    стремится    к
самоусовершенствованию.  Для этого в любой сфере деятельности  ему
необходимы знания, и учимся мы всему понемногу со своего первого и
до последнего дня.
    Образование - основа интеллектуального, культурного,  духовно-
го,  социального, экономического развития общества и  государства.
Так определено Законом Украины "Об образовании" от 23.05.91  г.  №
1060-ХII ( 1060-12 ) (с изменениями и дополнениями).
    Кроме "высоких" принципов, наиболее понятной для  нас  задачей
образования является обеспечение народного хозяйства  квалифициро-
ванными специалистами.
    Во время становления  рыночной  экономики  проблемы  получения
образования, перепрофилирования, переподготовки, получения  второй
профессии стоят особенно остро.  И никого  не  удивляет,  что  над
партой склоняются поседевшие виски.  Добыть  такое  образование  и
получить подтверждающие документы о его наличии помогают различные
учебные заведения. Существует целый рынок таких заведений.
    Никого сейчас уже не удивляет и не обижает, что большая  часть
учащихся может получить необходимое образование только на  платной
(контрактной)  основе.   Бюджетное  финансирование   обучения    в
отдельных категориях учебных заведений  не  существует  вообще.  И
родители,  чтобы  позаботиться  о  будущем  образовании  сына  или
дочурки должны начинать финансовое обеспечение еще с 7 класса.
    Начало 2002 года  ознаменовалось  тем,  что  именно  образова-
тельной деятельности одновременно коснулись два закона.
    Статьей 60 Закона Украины "О Государственном  бюджете  Украины
на 2002 год" от 20.12.01 г. № 2905-III ( 2905-14 ) определено, что
собственные поступления высших учебных  заведений  государственной
формы собственности, которые  содержатся  за  счет  средств  госу-
дарственного бюджета, используются на мероприятия, предусмотренные
сметой этого учебного заведения. Учитывая, что бюджетный закон на-
зывают "финансовой конституцией", его  положения  являются  весьма
весомыми. Официально закон опубликован 09.01.02 г.
    Также  законодателями  внесены  изменения  в  статью  61   уже
упоминаемого  Закона  "Об  образовании"  относительно  того,   что
средства, полученные учебным заведением  как  плата  за  обучение,
подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров  или  за
предоставление дополнительных образовательных услуг, не облагаются
налогом и не могут быть изъяты в  доход  государства  или  местных
бюджетов.  Указанные средства находятся  в  распоряжении  учебного
заведения  при  условии,  если  они  направляются   на    уставную
деятельность учебного заведения.  Такие  требования  предусмотрены
Законом  Украины  "О  внесении  изменений  в  Закон  Украины   "Об
образовании"  от  13.12.01  г.  №  2887-III  ( 2887-14 ),  который
вступил в силу с момента его официального опубликования - 10.01.02
г. Как хорошо! Мы заботимся об образовании! Но у нас есть тема для
разговора.
    Обращаю внимание, что в "бюджетном" законе речь идет о доходах
высших учебных заведений государственной формы собственности, а  в
"образовательном" - об учебных заведениях вообще.  А какие  у  нас
есть учебные заведения?
    Согласно положениям п.  1  ст.  18  "образовательного"  закона
учебные  заведения  создаются  органами  государственной  исполни-
тельной власти и органами местного самоуправления,  предприятиями,
учреждениями,  организациями  независимо  от  форм  собственности,
гражданами.
    Поэтому нас уже не удивляют частные  гимназии,  лицеи,  другие
заведения, альтернативные бывшим детским садикам и школам.
    Деятельность  учебного  заведения  начинается   при    наличии
лицензии на осуществление деятельности, связанной  с  предоставле-
нием услуг для получения  образования и  подготовкой  специалистов
различных уровней квалификации.
    Такое условие предусмотрено одновременно требованиями п. 5 ст.
18 вышеназванного Закона "Об образовании" и п.  40  ст.  9  Закона
Украины  "О  лицензировании  определенных   видов    хозяйственной
деятельности" от 01.06.00 г. № 1775-III ( 1775-14 ) (с изменениями
и дополнениями).
    Теперь  затронем  наиболее  "больную"  (как  всегда!)  тему  -
налогообложение.
    В соответствии с пп. 5.1.3 п. 5.1  ст.  5  Закона  Украины  "О
налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97  г.  №  168/97-ВР  (с
изменениями   и   дополнениями)  ( 168/97-ВР )  освобождаются   от
налогообложения  операции  по  предоставлению  согласно   перечню,
установленному Кабинетом  Министров  Украины,  услуг  по  высшему,
среднему, профессионально-техническому  и  начальному  образованию
учебными   заведениями,  которые  имеют   специальное   разрешение
(лицензию) на предоставление таких услуг.
    Во исполнение  положений  пп.  5.1.3  Закона  от  03.04.97  г.
Постановлением Кабинета Министров  Украины  "О  перечне  услуг  по
высшему,  среднему,   профессионально-техническому  и   начальному
образованию, операции по предоставлению которых  освобождаются  от
обложения налогом на добавленную стоимость" от 22.01.98 г. № 61 (с
учетом дополнений) ( 61-98-п ) в этот перечень включены:  обучение  
иностранных и отечественных студентов в  высших учебных заведениях  
свыше государственного заказа в пределах  лицензированного  объема  
приема (на условиях договора или  контракта с физическими и юриди-
ческими лицами); получение  второго высшего  образования,   второй  
квалификации   младшего  специалиста; подготовка рабочих различных  
профессий  свыше   государственного  заказа; обучение   слушателей  
подготовительных отделений  высших  учебных  заведений;  повторное  
изучение отчисленными студентами  отдельных  дисциплин  и курсов с  
последующей   сдачей   экзаменов;  прием  кандидатских  экзаменов; 
довузовская подготовка; курсы,  кружки,  факультативы,  группы  по 
изучению иностранных  языков, компьютерной  подготовки,   игры  на 
музыкальных инструментах, хореографии, изобразительного искусства,  
стенографии   и  машинописи,  кроя  и  шитья,  отделки  помещений,  
агротехники,  зоотехники;  обучение  детей в  школах эстетического 
воспитания (музыкальных, художественных, хореографических и школах 
искусств).
    Таким  образом,  при  выполнении   предусмотренных   законода-
тельством условий и при  наличии  лицензии  перечисленные   услуги
учебных   заведений   освобождаются  от  налога   на   добавленную
стоимость.  Стоит заметить, что эта льгота распространяется как на
государственные, так и негосударственные учебные заведения.
    В Справочнике № 20 льгот, предоставленных юридическим лицам по
уплате налогов, сборов, обязательных  платежей,  по  состоянию  на
01.01.02 г. код этой льготы - 14010084.
    Вроде бы  все  просто  и  понятно.  Государство  заботится  об
образовании, поэтому предоставляет льготы  в  налогообложении.  Но
читатели хорошо  знают,  какое  количество  налогов  предусмотрено
действующим законодательством. Среди них в первых рядах - налог на
прибыль и единый налог. И здесь начинается самое интересное.
    Для   налогоплательщиков  Закон  Украины  "О   налогообложении
прибыли предприятий" от  22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР )  (с
изменениями  и  дополнениями)  можно  без  преувеличения   назвать
Конституцией  (пока  не  принят   Налоговый  кодекс).   А   льготы
относительно учебных заведений прямо в  нем  не  определены,  как,
например, относительно  выпуска  продуктов  детского  питания  или
налогообложения предприятий инвалидов.
    Однако п. 7.11 Закона от 22.05.97 г. предусмотрено  освобожде-
ние от налогообложения доходов неприбыльных организаций,  которыми
являются в  частности  организации,  созданные  для  осуществления
благотворительной   деятельности,   в   том   числе   общественные
организации,  созданные  с  целью   осуществления   экологической,
оздоровительной,  любительской  спортивной,  культурной, образова-
тельной и научной деятельности, научно-исследовательские  учрежде-
ния и высшие учебные заведениями III -  IV  уровней  аккредитации,
внесенные в Государственный  реестр  научных  учреждений,  которым
предоставляется поддержка государства.
    Доходы  таких  учреждений,  полученные  в  виде  средств   или
имущества,  которые   поступают  от  осуществления   их   основной
деятельности, освобождаются от налогообложения. Это определено пп.
7.11.3.
    Справочник № 20 льгот по состоянию на 01.01.02 г. подтверждает
такую льготу, ее код - 11020071.
    Таким образом, доходы учебных заведений,  которые  включены  в
реестр неприбыльных организаций и имеют соответствующую справку  о
включении в этот реестр, освобождаются  от  обложения  налогом  на
прибыль.
    К  сожалению,   не   все   учебные   заведения   имеют   такой
"неприбыльный" статус.
    Как мы уже говорили, среди учебных заведений  есть  заведения,
которые созданы на принципах коллективной и частной собственности.
"Попасть"  в   вышеуказанный  реестр  таким   организациям   почти
невозможно,  ибо  их  уставные  документы  вызывают  у  работников
налоговых  органов  сомнение  относительно   их    неприбыльности.
Вышеуказанные заведения вынуждены стать  плательщиками  налога  на
прибыль.   Другого   режима    налогообложения    из   Закона   "О
налогообложении прибыли предприятий"  не  следует  -  если  ты  не
"неприбыльный", то просто плательщик.
    Действующим   законодательством   также   предусмотрено,   что
плательщики   имеют   возможность  применять  упрощенную   систему
налогообложения.
    Указом Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложе-
ния, учета и отчетности субъектов малого  предпринимательства"  от
03.07.98 г. № 727/98 ( 727/98 ) (с изменениями и дополнениями) для
них   ограничены  объем  выручки (1  млн.  грн.)   и   численность
работающих   (50   человек).  Мы   ведем   разговор  о   субъектах
предпринимательской деятельности - юридических лицах.
    И здесь также есть "подводные" камни.
    Ведь  чтобы   зарегистрироваться   и  получить   лицензию   на
предоставление образовательных услуг, учебные заведения (а  им  не
"посчастливилось"  стать  неприбыльными)  создаются  на  основании
Закона "Об образовании",  а  не  "О  предпринимательстве"  или  "О
предприятиях в Украине".  Именно этот факт  является  определяющим
для налоговиков,  и  они  не  видят  в  таком  заведении  субъекта
предпринимательской деятельности, а поэтому  отказывают  в  выдаче
соответствующего свидетельства.
    Возможно  эта  практика  распространена  не  во  всех  городах
Украины. Но в большинстве случаев учебное заведение и единый налог
- вещи не совместимые.
    К  тому  же,  льгот  относительно  единого  налога  вообще  не
существует. Перечисляй установленный процент от полученной выручки
и   все.  А  внести  изменения  в  Указ   -   нет  конституционной
возможности.
    Вот опять у нас вышло,  что  законодательные  акты  существуют
сами по себе, один, не учитывая другой.
    Поскольку Украина  признает  образование  приоритетной  сферой
социально-экономического,   духовного  и   культурного    развития
общества  и   законодательством   об   образовании   предусмотрены
определенные льготы, необходимо внести изменения в законы, которые
определяют порядок налогообложения полученных за обучение средств.
    Как было бы хорошо, если бы Налоговый кодекс  (а  его  все  же
когда-нибудь   примут!)   учел   все   проблемы   всех   категорий
плательщиков. Ведь работать без внесения изменений в него придется
5 лет!
    К слову, уже почти столько же  работает  Закон  "О  налоге  на
добавленную стоимость", но в него уже внесено 77 изменений!



------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес"  (044) 442-91-71
№ 14/02, стр. 30
[05.04.2002]
Светлана Марчук
Аудитор
------------------------------------------------------------------