Атака клонов

         Грядущие изменения в налоговом законодательстве
                  и особенно - в Законе об НДС

                  "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй".
                     "Тилемахида", том II, кн. XVIII, стих 514 {1}

------------------------------------------------------------------

    Поскольку рубрика  "Будущее"  помещает  в  основном  материалы
астрологические, а конкурировать с Ляной Светловой - бессмысленно,
то будущее налоговое, видимо, надо бы давать в  "Налогах  и  пр.",
тем более что мы так и делаем (см., например, № 21'02, с. 28-29, и
№ 22'02, с. 29).
    Из прошлых наших заметок читатель уже знает, во что собираются
превратить  единый  налог  и  как  "совершенствуют"    налог    на
прибыль. {2}  Впрочем,  о прибыли было рассказано не всё.  Добавим
еще несколько штришочков.
    Основные  фонды   -   в  процессе    претворения    в    жизнь
президентских пожеланий относительно стабилизации  амортизационной
политики хотят в целях налогообложения поделить на 5 (пять) групп,
переподелив бывшие (то есть сегодняшние) гр. 2  и  3  между новыми
(то есть будущими) гр. 3, 4 и 5 с по-объектно-групповым  учетом  в
гр. 1 и 2 и только  групповым  учетом  в  гр. 3, 4 и 5.  При  этом
годовые  нормы  амортизации  должны  составить:  гр.  1   (здания,
сооружения) - 5%, гр. 2 (передаточные  устройства)  -  8%,  гр.  3
(мебель,  бытприборы,  конторское  оборудование)  -  25%,  гр.   4
(информсистемы, в том числе компьютеры) - 40%,  гр. 5  (прочее,  в
том числе автомобили и другой транспорт) - 15%.
    Отклонение  от  находящихся в глубоком  тумане  "обычных"  цен
более  чем  на  10%  должно   будет    влечь    применение    этих
самых "обычных", туман вокруг которых сгущается еще больше.
    Налоговые  органы  планируется  наделить  правом  контроля  за
"правильностью цен" - причем не только при бартере  и  "связанных"
сделках, но и при любых внешнеэкономических операциях, а также при
всё тех же "необычных"  ценах,  которые  отличаются  от  неведомых
"обычных" на 10% и более.
    То же отношение  к  "обычным"  ценам  демонстрирует  и  НДСный
собрат прибыльного законопроекта. {3} В совокупности с прибыльными
новациями он выглядит достаточно устрашающе:  атака  близнецов  на
налогоплательщиков готовится мощнючая.  Особенно - если вспомнить,
что пути к отступлению (то  бишь  к  "единоналожию")  будут  тогда
отрезаны.  К тому же  НДСный  близнец  настолько  монстроват,  что
прибыльное чудище кажется в сравнении с ним  ласковым  лапушкой  -
такие вот "близнецы" получились...
    В общем, судите сами. Изменения по НДС предполагают следующее:
    - при отклонении цены приобретения  от  "обычной"  (в  сторону
увеличения, разумеется) более  чем  на  любимые  10%  в  налоговый
кредит засчитывается НДС с "обычной" цены;
    - "налоговая накладная считается  недействительной,  если  она
оформлена с нарушением порядка ее заполнения или выдана лицом,  не
зарегистрированным в качестве плательщика  налога  на  добавленную
стоимость и/или не имевшим права  на  выдачу  налоговой накладной"
(ага,  вот  и  опять  попались!   Значит,  сейчас,  как   полагает
законопроектант, этого пока нет, иначе б чего было менять?);
    - для   получения    права    на    налоговый    кредит    при
сверходинмиллионных сделках  нужно  заплатить  поставщику,  причем
деньгами (то есть при бартере сверх  1  млн.  никакого  налогового
кредита вроде как вообще не будет?!),  а  на  первом  событии  для
налогового  кредита  у  тех,  кто  свои  договоры  не   догадается
раздробить,  ставится  жирный  крест  (впрочем,   для    налоговых
обязательств оно, разумеется, остается);
    - при тех  же  крупных  сделках  дополнительным  условием  для
получения налогового  кредита  -  причем  даже  для  обычного  его
зачета,  а  не  только  возмещения  -  необходимо  отсутствие    у
поставщика (?!) налогового долга (а как его, поставщика, проверить
и - главное - как на него повлиять???);
    - (внимание!) для получения же  не  просто  зачета,  а  именно
возмещения необходимо - уже независимо  от  "крупности"  сделки  -
отсутствие налогового долга у самого плательщика, претендующего на
возмещение, при этом даже микродолг бюджету спасет этот  обиженный
бюджет от необходимости возмещать;
    - (особое  внимание!)  возмещение  НДС    в    любом    случае
откладывается   дополнительно    как    минимум   на   год    (для
"квартальщиков" - на 3 года!);
    - для получения экспортного возмещения  необходимо  не  только
оплатить своему поставщику, но и получить  оплату  от  нерезидента
(причем полностью!);
    - исключается уйма всяческих льгот.
    Еще одно планируемое нововведение  словами  не  излагается  (в
смыле пересказу не поддается), поэтому приведем его как есть:

    "В статье 9:
    1) пункт 9.2 изложить в следующей редакции:
    "9.2.  Любое  лицо,  которое  занимается   предпринимательской
    деятельностью на постоянной/регулярной основе  и  деятельность
    которого  подлежит  налогообложению,  получает  индивидуальный
    налоговый номер для целей налогообложения.
    В постоянной регистрации может быть  отказано  при  отсутствии
    убедительных доказательств  осуществления  предпринимательской
    деятельности на регулярной/постоянной основе.  В таком  случае
    производится  временная  регистрация.  Постоянная  регистрация
    отменяется   налоговым  органом  при  отсутствии   достаточных
    доказательств со  стороны  плательщика  налога  по  требованию
    налогового органа "...".
    Достаточными        доказательствами             осуществления
    предпринимательской  деятельности   на   постоянной/регулярной
    основе являются:
    - представление  подтверждений   о   начале   подготовительной
    деятельности и количестве  осуществленных  закупок  на  момент
    подачи  заявления  о  регистрации,  наличие   соответствующего
    помещения и оборудования для осуществления предпринимательской
    деятельности  и  подтверждения  о  принадлежности   их   лицу,
    осуществляющему    предпринимательскую    деятельность    (или
    использование    их    на    правах    аренды),        наличие
    материально-технических запасов, ежедневного учета проведенных
    операций,   налоговых  накладных,  выписанных  на  имя   лица,
    осуществляющего  операции  приобретения  товаров,  юридической
    ответственности   лица    -    субъекта    предпринимательской
    деятельности,    банковского    счета    на    имя    субъекта
    предпринимательской деятельности  и  выплаты заработной платы,
    взносов в Пенсионный фонд"".

    (Далее говорится  об...  аудите  регистрации  и  о  ее  отмене
налоговым органом.)
    Комментировать - не будем. Зачем?
    Может, оно всё, конечно, и правильно  -  хотя,  конечно,  вряд
ли, - но при чем тут Закон об НДС ( 168/97-ВР )?  Сдается,  такими
вещами  надо  "обогащать" Законы    о    предпринимательстве,    о
предприятиях, о государственной налоговой  службе  и  т.  д.  -  с
предварительным изучением  политических  последствий  столь  явных
проявлений нового курса страны на удушение  предпринимательства  в
зародыше и перераспределение полномочий.
    Ну а те, кто уже не в зародыше,  выдержат и это.  И  не  таких
клонов мы видали (угадайте, где).

{1} Эпиграф украден у А. Н. Радищева,  который использовал его для
    "Путешествия из Петербурга в Москву".
{2} Между  прочим,  многие  новации  закреплены  не  в   "простом"
    законопроекте,  а  в  кабминовском  и  параллельно  при   этом
    законопроект имеет в виду не только текущие  изменения,  но  и
    соответствующие главы готовящегося Налогового кодекса.
{3} См. предыдущую сноску.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№23/02, стр. 44
[01.06.2002]
Александр Кирш
Главный редактор
------------------------------------------------------------------