Можно  ли  включать  в  валовые  затраты  оплату  на  развитие
    пожарной  охраны  согласно  ст.  27   Закона    "О    пожарной
    безопасности"?

    * * *

    Согласно Закону  "О  пожарной  безопасности" ( 3745-12 ) (ч. 2 
ст. 27 {1})

    "финансирование и материально-техническое обеспечение сельских
    пожарных  команд  осуществляется  за  счет  средств   местного
    бюджета, средств, отчисляемых  предприятиями,  учреждениями  и
    организациями, расположенными на территории района, в  размере
    0,1 процента от основных и оборотных средств и трех  процентов
    средств, выделяемых  на  новое  строительство,  отчислений  от
    платежей по имущественным  видам страхования на финансирование
    предупредительных  мер,  а  также  за    счет    пожертвований
    юридических и физических лиц".

    Итак, речь идет лишь о сельских пожарных.
    При этом следует отметить, что указанные платежи (0,1% или 3%)
носят  характер  обязательных,   но  не  предусмотренных   Законом
"О  системе  налогообложения"   ( 1251-12 )   (в  редакции  Закона
от 18.02.97 г.  № 77/97-ВР ( 77/97-ВР )) {2}.  Согласно  же  ст. 1 
этого Закона {3}

    "ставки, механизм  взимания  налогов  и  сборов  (обязательных
    платежей), за исключением особых видов таможенной  пошлины,  и
    льготы  по  налогообложению  не  могут  устанавливаться    или
    изменяться  иными  законами  Украины,    кроме    законов    о
    налогообложении.

    "..."

    Налоги и сборы (обязательные  платежи),  взимание  которых  не
    предусмотрено настоящим Законом, уплате не подлежат".

    В  общем,  мы  считаем,  что  эти  платежи  вполне  можно   не
уплачивать (как, например, и "инвалидные" штрафы,  отметаемые  ВХС
на  аналогичном  основании,  -  см.  "Бухгалтер"  № 9'2002, с. 22,
п. 5).
    Хотя следует признать,  что  налоговики  порой  придерживаются
противоположной точки зрения - в анализ сути  "пожарных  платежей"
не  вдаваясь   (см.   письмо   Закарпатской  ГНА  от  09.12.98  г.
№ 6260/15-0108 в газете "Урядовий кур'єр" № 1 за 05.01.99 г.).
    Между  прочим,  в  ст. 27  Закона  "О  пожарной  безопасности"  
( 3745-12 ) по платежам этим не определены ни порядок, ни сроки их 
уплаты...
    Если же вы все-таки решили не ссориться и тихонько перечислить
эти деньги в бюджет сельской громады,  то тут наблюдается  палка о
двух концах.
    С одной стороны, можно назвать такое перечисление добровольным
пожертвованием (ведь сумму эту - как показано выше - можно было  и
не платить).  Тогда в рамках 4% от  прибыли  предыдущего  квартала
будет законно отнесение платежа на валовые затраты  по  п/п. 5.2.2
Закона о Прибыли ( 334/97-ВР ).
    Но с другой - в местном совете вам могут сказать: "Так  это  ж
вы  добровольное  пожертвование  перечислили,  а  теперь   давайте
перечисляйте еще и то, что должны (0,1% и/или 3%)".
    Если  же  перечислить  эти  средства  просто  как   отчисление
согласно ст. 27 Закона "О пожарной безопасности" ( 3745-12 ), то в   
валовых  затратах  им  места  нет.  Поэтому  лучше  назовите   это
перечисление "добровольным  отчислением".  Тогда  и  4%-ми   можно
воспользоваться, и местный совет не придерется.
    Кстати, бывают случаи, когда решениями областных  и  городских
госадминистраций  устанавливаются  отчисления    на    обеспечение
городских  пожарных  подразделений  от  стоимости  объекта  нового
строительства.  Как  сообщил  Госстрой  в  письме  от  18.05.99 г.
№ 7/428 ( v_428241-99 ) (со ссылкой на письмо  Минюста от 08.04.97 
№ 14-48-279 ),  такие  решения  носят  рекомендательный  (то  бишь  
необязательный) характер, с чем мы полностью согласны.

{1} В которую с момента принятия Закона (17.12.93 г.) изменения не
    вносились.
{2} Закон - см. в "Бухгалтере" № 1-2'2002 на с. 4т-8т, изменения к
    нему - в № 12'2002 на с. 7.
{3} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с. 4т-5т.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№25/02, стр. 29
[01.07.2002]
Леонид Карпов
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------