Объекты социальной сферы: бухгалтерский и налоговый учет

------------------------------------------------------------------

    Объекты  социальной  сферы,    находящиеся    на    содержании
предприятия,  непосредственно  должны   обеспечивать    нормальное
осуществление производственных  процессов.  К  таким  объектам,  в
частности, относятся:
    - детские ясли и сады;
    - учреждения среднего и среднего  профессионально-технического
образования;
    - учреждения повышения квалификации работников предприятия;
    - детские, музыкальные и художественные школы, школы искусств,
в случае если они не предоставляют платных услуг и  не  занимаются
другой коммерческой деятельностью;
    - учреждения здравоохранения, пункты бесплатного  медицинского
обследования, профилактики и помощи работникам;
    - спортивные  залы  и  площадки,  используемые  бесплатно  для
физического  оздоровления  и    психологического    восстановления
работников;
    - клубы и дома культуры, в случае если они не используются для
предоставления платных услуг  и  другой коммерческой  деятельности
(кроме  домов  отдыха,  туристических  баз   и   других   подобных
учреждений);
    - помещения, используемые предприятием для организации питания
своих работников;
    - многоквартирный   жилищный    фонд,    включая    общежития,
одноквартирный  жилищный  фонд  в  сельской  местности  и  объекты
жилищно-коммунального   хозяйства,    находящиеся    на    балансе
юридических лиц, относительно которых предприятием принято решение
(документально оформленное) о передаче на баланс местных советов;
    - детские лагеря отдыха при условии,  что  они  не  сдаются  в
аренду,  не используются  для  предоставления  платных  услуг  или
другой коммерческой деятельности.
    Расходы на  содержание  указанных  объектов  социальной  сферы
включаются в  состав  валовых  расходов  налогоплательщика  (кроме
капитальных расходов, подлежащих амортизации), если они находились
на балансе  и  содержались  за  счет  такого  налогоплательщика по
состоянию на 01.07.97 г.  В соответствии  с  разъяснением  ГНАУ  в
письме  от  05.07.99 г.  № 9773/7/15-1117 ( va133225-99 ) в состав  
валовых  расходов предприятия  включаются  расходы  на  содержание  
и эксплуатацию указанных объектов, а именно:
    - оплата энергии;
    - стоимость коммунальных услуг;
    - заработная плата  технического  персонала  и  начисления  на
обязательные социальные мероприятия на нее;
    - другие расходы, связанные с содержанием объекта в надлежащем
состоянии и его эксплуатацией.
    Что касается остатка расходов, связанных с такими объектами, в
частности, стоимости питания, инвентаря, а также заработной  платы
педагогического и медицинского персонала,  работников  столовой  и
начислений на обязательные социальные  мероприятия  на  заработную
плату этого персонала, оплаты услуг сторонних организаций и т. п.,
то, по мнению  ГНАУ,  такие  расходы  с  целью  налогообложения  в
валовые  расходы  не  включаются,   а    возмещаются    за    счет
соответствующих источников финансирования,  в  т.  ч.  и  за  счет
прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.
    Однако относительно заработной платы медперсонала ГНАУ сделала
некоторые  исключения,  которые изложены в письме  от  01.06.99 г.
№ 3133/6/15-1116 ( va133225-99 ).  Так,  ст. 19 Закона Украины "Об  
охране труда" от 14.10.92 г. № 2694-ХII ( 2694-12 ) предусмотрено, 
что собственник обязан  за  свои средства организовать  проведение  
предварительного  (при  принятии  на  работу)  и  периодических (в  
течение  трудовой  деятельности)  медицинских осмотров работников, 
занятых  на  тяжелых  работах,  работах  с вредными  или  опасными 
условиями  труда   или   на   работах,   где  есть  потребность  в 
профессиональном  отборе,   и   также   ежегодного   обязательного 
медицинского осмотра лиц в возрасте до 21 года.
    Поэтому  в  случае  если  медицинский   персонал    учреждений
здравоохранения,   которые  находятся  на  балансе    предприятия,
согласно приказу администрации  предприятия  принимает  участие  в
проведении  обязательных  медицинских  осмотров,   предусмотренных
законодательством Украины об охране труда,  то расходы  на  оплату
заработной платы медицинского персонала,  в  обязанности  которого
входит проведение указанных  медицинских  осмотров,  относятся  на
валовые расходы налогоплательщика  в  случае фактического  участия
медработников в проведении указанных обязательных обследований  на
основании пп. 5.2.1 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ).
    Однако  на  основании   этого   подпункта   Закона  о  Прибыли
( 334/94-ВР )  к  составу  валовых  расходов  можно,  и  полностью
правомерно,  отнести  и  другие  расходы    (например    стоимость
медикаментов,  медицинского  оборудования   и   т. п.),    которые
необходимы для проведения  обязательных  медицинских  мероприятий,
предусмотренных   Законом   об   охране   труда   ( 2694-12 ).  Но  
необходимость  таких  мероприятий  должна  быть четко определена и 
правильно оформлена в соответствующих документах об охране труда.
    Если налогоплательщик получает любые  доходы  от  эксплуатации
перечисленных выше объектов (т. е. использует  объекты  социальной
сферы для предоставления платных услуг), то такие доходы  с  целью
налогообложения    включаются    в    состав    валовых    доходов
соответствующего  отчетного  (налогового)  периода.  Тогда   такие
платные операции с использованием  указанных  объектов  необходимо
рассматривать как часть хозяйственной деятельности предприятия,  и
соответственно затраты  на  ее  осуществление  включать  в  состав
валовых расходов предприятия.  Это  один  из  вариантов  включения
расходов на содержание объектов социальной сферы в валовые расходы
предприятия на общих основаниях в соответствии с п. 5.2  Закона  о
Прибыли ( 334/94-ВР ).  В этом случае  такие  объекты уже не будут
считаться  объектами  социальной  сферы,   а   станут    объектами
производственного  (общехозяйственного)  назначения.  Рекомендация
по   этому  вопросу  изложена   в   письме  ГНАУ  от  25.06.98  г.
№ 6812/11/15-1116  ( v6812225-98 ),  в  котором  указано, что если 
предприятие  имеет  на  балансе объекты социальной  инфраструктуры   
и  желает предоставлять платные  услуги,  используя  эти  объекты,    
то  оно  должно  зарегистрировать  такую  деятельность  в  органах  
государственной статистики с присвоением  соответствующего кода по 
КВЭД.
    Расходы  на  содержание  и  эксплуатацию    других    объектов
социальной инфраструктуры, которые не перечислены  выше  (например
стадионы, дома отдыха,  туристические базы и т. п.),  не  могут  с
целью налогообложения относиться  к  составу  валовых  расходов  и
подлежат возмещению за счет  прибыли,  остающейся  в  распоряжении
налогоплательщика.
    При этом деятельность по реализации налогоплательщиком путевок
на отдых в собственном детском лагере, который  находится  на  его
балансе и содержится за  его  счет,  посторонним  организациям  не
считается связанной с ведением коммерческой деятельности.
    Расходы на содержание объектов социальной сферы,  поставленных
на баланс после  01.07.97  г.,  не  включаются  в  состав  валовых
расходов.
    Основные фонды социальной сферы относятся к непроизводственным
фондам.  Под термином "непроизводственные фонды" следует  понимать
капитальные  активы,  которые  не  используются  в   хозяйственной
деятельности налогоплательщика. Поэтому в соответствии с пп. 8.1.4
Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ) расходы на их приобретение, ремонт,
реконструкцию,   модернизацию  и  прочее   улучшение  не  подлежат
амортизации, а осуществляются за счет прибыли предприятия.
    На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в состав
валовых расходов  предприятия  включаются  расходы  на  содержание
объектов социальной сферы при условиях, что эти объекты:
    - указаны в перечне  в  соответствии  с  пп.  5.4.9  Закона  о
Прибыли ( 334/94-ВР );
    - поставлены на баланс до 01.07.97 г.;
    - не используются для предоставления платных услуг, не сдаются
в аренду и не используются для другой коммерческой деятельности.
    Что касается НДС, то в соответствии с пп. 7.4.3 Закона  о  НДС
( 168/97-ВР ) если приобретенные товары (работы, услуги)  частично
используются  в  налогооблагаемых  операциях,  а частично  -  нет,  
в  сумму  налогового   кредита   включается    часть   уплаченного
(начисленного) налога,  соответствующая  части  стоимости  товара,
отнесенной к валовым расходам отчетного периода.
    В случае если плательщик приобретет товары  (работы,  услуги),
стоимость  которых  не  относится  к  составу  валовых    расходов
производства  (обращения)  и  не  подлежит  амортизации,   налоги,
уплаченные в связи с  таким  приобретением,  возмещаются  за  счет
соответствующих  источников  и  в  состав  налогового  кредита  не
включаются.
    В  бухгалтерском  учете  в  соответствии  с   Инструкцией    о
применении  Плана  счетов  все  расходы  на  содержание   объектов
социальной  сферы,  в  частности  расходы  жилищно-коммунальных  и
обслуживающих хозяйств,  детских дошкольных  учреждений  и  других
учреждений оздоровительного и культурного  назначения,  отражаются
по дебету субсчета 949 "Другие расходы операционной деятельности".

    Пример 1

    На балансе предприятия с 1995 года находится спортзал, который
посещают работники этого предприятия в свободное от работы время.
    Основные  операции,  связанные  с  содержанием  спортзала,   в
бухгалтерском и налоговом учете отражаются следующим образом:

|---|-------------------------|---------------|-------|-----------|
| № |   Содержание операции   | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый |
|п/п|                         |     учет      |  грн. |    учет   |
|   |                         |-------|-------|       |----|------|
|   |                         |  Д-т  |  К-т  |       | ВД |  ВР  |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 1 | Отнесена на расходы     |  949  |  377  | 225,00|  - |225,00|
|   | стоимость коммунальных  |641/ндс|  377  |  45,00|    |      |
|   | услуг                   |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 2 | Оплачены счета за       |  371  |  311  | 270,00|  - |   -  |
|   | коммунальные услуги     |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 3 | Начислена зарплата      |  949  |  661  | 250,00|  - |250,00|
|   | уборщице                |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 4 | Начислены взносы (сборы)|  949  |  651- |  94,60|  - | 94,60|
|   | в соцфонды (37,84%)     |       | -653, |       |    |      |
|   |                         |       |  656  |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 5 | Приобретены 2 тренажера |  152  |  631  |2460,00|  - |   -  |
|   | (в т. ч. НДС - 410 грн.)|       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 6 | Отражена плата за       |  152  |  685  |  30,00|  - |   -  |
|   | доставку тренажеров     |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 7 | Введены тренажеры в     |  106  |  152  |2490,00|  - |   -  |
|   | эксплуатацию            |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 8 | Оплачены счета за:      |       |       |       |    |      |
|   | - приобретение          |  631  |  311  |2460,00|  - |   -  |
|   |   тренажеров;           |       |       |       |    |      |
|   | - доставку тренажеров   |  685  |  311  |  30,00|  - |   -  |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 9 | Начислена зарплата      |  949  |  661  | 300,00|  - |   -  |
|   | тренеру                 |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 10| Начислены взносы (сборы)|  949  |  661  | 113,52|  - |   -  |
|   | в соцфонды на зарплату  |       |       |       |    |      |
|   | тренера                 |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 11| Начислена амортизация   |  949  |  131  | 350,00|  - |   -  |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 12| Списаны расходы на      |  793  |  949  |1333,12|  - |   -  |
|   | финансовый результат    |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|

    Что касается ремонта и улучшения  объектов  социальной  сферы,
то,  как  уже  отмечалось  выше,  расходы  на   проведение    этих
мероприятий не подлежат  амортизации,  а  осуществляются  за  счет
прибыли предприятия, целевого финансирования  или  целевых  фондов
предприятия.  Следовательно,  не  относятся  к  составу    валовых
расходов затраты на ремонт и улучшение объектов социальной  сферы,
такие как:
    1) расходы  на  оплату    счетов    сторонним    организациям,
осуществляющим ремонт.  Соответственно и сумма НДС,  включенная  в
оплату услуг за ремонт, не относится к составу налогового  кредита
и не зачисляется в балансовую стоимость таких объектов (т. к.  это
разрешено  только  для  основных  производственных   фондов),    а
возмещается  за  счет  прибыли    или    соответствующих    фондов
предприятия;
    2) расходы на материалы, использованные на проведение  ремонта
(НДС  не  увеличивает  налоговый  кредит).  В  случае  если  такие
материалы были закуплены ранее и расходы на их закупку отнесены  к
составу валовых расходов,  то необходимо осуществить корректировку
расходов в соответствии с п. 5.9 Закона  о  Прибыли  ( 334/94-ВР )
на  стоимость  использованных на ремонт материалов.  В этом случае
НДС,  который  был  отнесен  к  налоговому  кредиту  при   закупке
материалов,  сторнируется  при  передаче материалов для проведения
ремонта (модернизации);
    3) зарплата работникам, которые осуществляют ремонт,  а  также
начисления в социальные фонды на эту зарплату.
    Кроме того, к таким объектам не  применяется  право  отнесения
расходов  на  их  улучшение  в  сумме  5%  совокупной   балансовой
стоимости групп основных фондов на начало отчетного года к валовым
расходам.
    В  бухгалтерском  учете   в   соответствии   с  п.  15  ПБУ  7
( z0288-00 )  расходы,  которые  осуществляются   для  поддержания
объекта  в  рабочем состоянии (ремонт) и  получения  первоначально
определенной   суммы  будущих  экономических    выгод    от    его
использования, включаются в состав расходов  текущего  периода.  А
расходы,  связанные   с    улучшением    объекта    (модернизация,
модификация,  достройка, дооборудование, реконструкция  и  т. п.),
приводящие к увеличению будущих экономических выгод, первоначально
ожидаемых  от  использования  объекта,  относятся  на   увеличение
первоначальной стоимости такого  объекта.  Об  увеличении  будущих
экономических выгод в разрезе данной темы говорить не стоит, разве
что увеличение экономических выгод от повышения производительности
труда оздоровленных работников.  Поэтому при списании расходов  на
ремонт и улучшение непроизводственных  фондов,  которыми  являются
объекты социальной сферы, можно относить их в бухгалтерском  учете
либо к расходам текущего периода, либо  на  увеличение  балансовой
стоимости  таких  объектов.  Но  относить  расходы  на  увеличение
балансовой стоимости таких объектов выгоднее,  если  в  дальнейшем
планируется  продажа  этих  объектов.  Поскольку    при    продаже
непроизводственных  фондов  в  валовые  расходы  налогоплательщика
включается  сумма  расходов,  связанных  с  приобретением    таких
непроизводственных фондов (без учета износа) и их улучшением,  а к
валовым доходам - доходы, полученные (начисленные) от продажи.

    Пример 2

    Рассмотрим в бухгалтерском и налоговом учете отражение ремонта
и улучшения спортзала:

|---|-------------------------|---------------|-------|-----------|
| № |   Содержание операции   | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый |
|п/п|                         |     учет      |  грн. |    учет   |
|   |                         |-------|-------|       |----|------|
|   |                         |  Д-т  |  К-т  |       | ВД |  ВР  |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
|                         Ремонт спортзала                        |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 1 | Закуплены стройматериалы|  205  |  631  |   2100|  - |   -  |
|   | для ремонта спортзала   |       |       |       |    |      |
|   | (в т. ч. НДС - 350 грн.)|       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 2 | Списана стоимость       |  949  |  205  |   2100|  - |   -  |
|   | стройматериалов,        |       |       |       |    |      |
|   | переданных на ремонт    |       |       |       |    |      |
|   | спортзала               |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 3 | Списана стоимость       |  949  |  201  |   1800|  - |п. 5.9|
|   | материалов для ремонта, |641/ндс|  644  |    360|    | {1}  |
|   | которые были приобретены|  949  |  644  |    {2}|    |      |
|   | ранее                   |       |       |    360|    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 4 | Оплачена стоимость услуг|  685  |  311  |    900|  - |   -  |
|   | организации за          |       |       |       |    |      |
|   | выполнение ремонтных    |       |       |       |    |      |
|   | работ спортзала (в т. ч.|       |       |       |    |      |
|   | ПДВ - 150 грн.)         |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 5 | Списана оплата стоимости|  949  |  685  |    900|  - |   -  |
|   | ремонтных работ         |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 6 | Определен финансовый    |  791  |  949  |   5160|  - |   -  |
|   | результат               |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
|                       Улучшение спортзала                       |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 1 | Начислена зарплата      |  152  |  661  |1500,00|  - |   -  |
|   | работникам, выполняющим |       |       |       |    |      |
|   | работы по улучшению     |       |       |       |    |      |
|   | с портзала              |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 2 | Начислены взносы (сборы)|  152  |   65  | 567,60|  - |   -  |
|   | в соцфонды на зарплату  |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 3 | Списаны материалы,      |  152  |  201  |1350,00|  - |   -  |
|   | приобретенные специально|       |       |       |    |      |
|   | для улучшения спортзала |       |       |       |    |      |
|   | (в т. ч. НДС - 225 грн.)|       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 4 | Отнесены расходы по     |   10  |  152  |3417,60|  - |   -  |
|   | улучшению спортзала на  |       |       |       |    |      |
|   | балансовую стоимость    |       |       |       |    |      |
|   | спортзала               |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|

    Передача объекта социальной сферы в коммунальную собственность

    Если предприятие  не  имеет возможности  по  какой-то  причине
содержать на балансе объекты социальной сферы,  то  такие  объекты
могут быть безвозмездно переданы в коммунальную собственность.
    Передача объектов социальной инфраструктуры осуществляется  на
основании Закона № 147 ( 147/98-ВР ).
    Инициатива относительно передачи объектов социальной  сферы  в
коммунальную  собственность  согласно  ст. 3  этого  Закона  может
исходить соответственно от:
    - органов,    уполномоченных    управлять      государственным
имуществом;
    - Национальной академии наук;
    - других аналогичных  самоуправляющихся  организаций,  которым
передано в пользование государственное имущество;
    - местных  органов  исполнительной  власти,    соответствующих
органов местного самоуправления;
    - предприятий, а  также  хозяйственных  обществ,  созданных  в
процессе приватизации (корпоратизации).
    Решение относительно передачи таких  объектов  в  коммунальную
собственность  принимаются  органами,  уполномоченными   управлять
государственным имуществом,  самоуправляющимися  организациями  по
согласованию   с    соответствующими    сельскими,    поселковыми,
городскими, районными в городах советами,  а решение  относительно
передачи таких объектов в совместную собственность территориальных
общин сел, поселков, городов  -  по согласованию  с  районными или
областными советами.
    Предложения  относительно   передачи    объектов    социальной
инфраструктуры, принадлежащих предприятиям,  согласуются  с  этими
предприятиями,  а  относительно  передачи   объектов    социальной
инфраструктуры, сооруженных за счет средств предприятий,  -  также
согласуются с трудовыми коллективами этих предприятий. Предложение
считается согласованным с  трудовым  коллективом  предприятия  при
наличии решения общего собрания  трудового  коллектива,  принятого
большинством голосов  из  числа  работников  предприятия.  Изъятие
объектов  социально-культурного  и  бытового  назначения,   жилья,
построенных  за  счет  средств  предприятий,  местными    Советами
народных депутатов или другими органами без согласия  собственника
и  трудового   коллектива   предприятия   не   допускается  (п.  4
ст. 33 Закона Украины  "О предприятиях в Украине"  от  27.03.91 г.
№ 887-ХII ( 887-12 )).
    В случае если передача объектов  социальной  инфраструктуры  в
коммунальную  собственность  вызовет  необходимость    привлечения
средств государственного  бюджета  на  содержание  и  ремонт  этих
объектов, предложения относительно такой  передачи  согласуются  с
Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской
и  Севастопольской  городскими  государственными   администрациями
исходя из приоритетов первоочередности поэтапной передачи объектов
социальной  инфраструктуры,   которые    определяются    Кабинетом
Министров Украины.
    При этом в соответствии с пп. 3.2.9 Закона о НДС ( 168/97-ВР )
не являются объектом налогообложения НДС операции по безвозмездной
передаче  в  коммунальную   собственность   территориальных  общин  
сел,  поселков, городов или в их совместную собственность объектов  
всех  форм  собственности,  которые находятся  на  балансе  одного
налогоплательщика    и    передаются    на    баланс       другого
налогоплательщика,  если такие операции осуществляются по решениям
центральных  и  местных  органов  исполнительной  власти,  органов
местного самоуправления, принятым в пределах их полномочий.
    К валовым  расходам  относятся  расходы  налогоплательщика  на
содержание и эксплуатацию (кроме капитальных расходов,  подлежащих
амортизации) многоквартирного жилищного фонда (в т. ч. общежития),
одноквартирного жилищного фонда в сельской  местности  и  объектов
жилищно-коммунального  хозяйства,  которые  находятся  на  балансе
юридических лиц, только если относительно их принято документально
оформленное  решение  о  передаче  налогоплательщиком  на   баланс
местных советов (пп. 5.4.9 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР )).
    В  бухгалтерском  учете  на  основании  приказа   Министерства
финансов Украины от 28.03.2001 г. № 143 ( z0335-01 ) хозяйственные  
общества,  созданные в процессе  приватизации (корпоратизации),  в  
уставные фонды  которых  не  вошла  стоимость  объектов социальной  
сферы,  безвозмездную передачу  указанных  объектов в коммунальную
собственность отражают следующим образом:

|---|-------------------------|---------------|-------|------------|
| № |   Содержание операции   | Бухгалтерский | Сумма,|  Налоговый |
|п/п|                         |     учет      |  грн. |    учет    |
|   |                         |-------|-------|       |-----|------|
|   |                         |  Д-т  |  К-т  |       | ВД  |  ВР  |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 1 | Передан безвозмездно в  |  977  |   10  |  30000|  -  | 38000|
|   | коммунальную            |   13  |   10  |   8000|  -  |   -  |
|   | собственность объект    |       |       |       |     |      |
|   | социальной сферы        |       |       |       |     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 2 | Одновременно отражается |  425  |  746  |  30000|38000|   -  |
|   | балансовая стоимость    |       |       |       |     |      |
|   | передаваемого объекта   |       |       |       |     |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|
| 3 | Отражен финансовый      |  746  |  793  |  30000|  -  |   -  |
|   | результат               |  793  |  977  |  30000|  -  |   -  |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------|

    В случае получения  предприятиями  коммунальной  собственности
объектов социальной инфраструктуры,  которые находились на балансе
других предприятий и содержались за их счет,  стоимость полученных
объектов не включается в состав валового дохода (пп. 4.2.15 Закона
о Прибыли ( 334/94-ВР )).
    После передачи объектов в коммунальную собственность  согласно
ст. 4 - 2  Закона  № 147 ( 147/98-ВР ) расходы  местных  бюджетов,
связанные с содержанием и капитальным ремонтом объектов социальной
инфраструктуры, переданных в коммунальную собственность, в течение
бюджетного  года,  в котором осуществлена передача,  финансируются 
из бюджетов Автономной Республики Крым,  областей, городов Киева и
Севастополя за счет трансфертов, предусмотренных в государственном
бюджете  на  такие  цели,  и   долевого    участия    предприятий,
хозяйственных  обществ,  созданных   в    процессе    приватизации
(корпоратизации),  в размере 30% суммы их расходов  на  содержание
объектов  социальной  инфраструктуры  за  соответствующий   период
прошлого года.
    Порядок  перечисления   и   использования    трансфертов    из
Государственного    бюджета    Украины,    предусмотренных      на
финансирование расходов, связанных  с  содержанием  и  капитальным
ремонтом   объектов   социальной   инфраструктуры,   переданных  в
коммунальную  собственность,  определяется  Кабинетом    Министров
Украины.  Начиная с бюджетного года,  следующего за годом передачи
объектов социальной сферы в коммунальную  собственность,  расходы,
связанные с содержанием этих объектов, финансируются  из  бюджетов
сел, поселков, городов,  районов  в  городах  (в  случае  передачи
объектов  социальной    инфраструктуры    в    собственность    их
территориальных  общин)  или  из  областных или районных  бюджетов 
(в  случае   передачи  объектов  социальной   сферы  в  совместную
собственность территориальных общин сел, поселков, городов).
    Расходы местных бюджетов,  связанные  с  содержанием  объектов
социальной инфраструктуры, учитываются при определении  нормативов
отчислений от общегосударственных  налогов,  сборов  (обязательных
платежей) в бюджеты Автономной Республики Крым, областей,  городов
Киева и Севастополя.

    Перечень  сокращенных  обозначений  нормативных    документов,
использованных в данной консультации:

1. Закон о Прибыли -  Закон  Украины  "О  налогообложении  прибыли
   предприятий" от 28.12.94 г.  №  334/94-ВР,  в  редакции  Закона
   Украины  от  22.05.97  г.  №  283/97-ВР,  с    изменениями    и
   дополнениями.
2. Закон о НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость"
   от 03.04.97 г. № 168/97-ВР с изменениями и дополнениями.
3. Закон  №  147  -  Закон  Украины  "О  передаче  объектов  права
   государственной  и  коммунальной  собственности" от 03.03.98 г.  
   № 147/98-ВР с изменениями и дополнениями.

{1} Валовые расходы в соответствии  с  п.  5.9  Закона  о  Прибыли
    уменьшаются на стоимость материалов,  которые были приобретены
    ранее, но  не  использованы  в  производственной  деятельности
    предприятия, а пошли на ремонт непроизводственных фондов.  Для
    этого их балансовая стоимость  вычитается  из  суммы,  которая
    указана в гр. "Остаток на начало отчетного периода"  Ведомости
    о балансовой стоимости материальных ресурсов.
{2} Корректируется (методом "сторно") сумма налогового кредита  на
    стоимость материалов,  которые  исключены  из  состава валовых
    расходов.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№30/02, стр. 30
[29.07.2002]
Наталья Радченко
Бухгалтер-консультант АФ "ГлавБух-Аудит"
------------------------------------------------------------------