К кому придут "интеллектуалы"
                 проверять диски, программы и пр.

------------------------------------------------------------------

    В  связи  с  истечением  срока  Microsoftовской   лицензионной
амнистии,  о которой мы сообщали в "Бухгалтере" № 15'2002 (с. 53),
некоторые предусмотрительные читатели стали интересоваться,  могут
ли  обычных  пользователей  программного  обеспечения  посетить  с
проверкой новоиспеченные инспектора по  вопросам  интеллектуальной
собственности.
    Что  ж,  вопрос,  на  наш  взгляд,   достаточно    интересный.
Постараемся на него ответить.
    Насколько нам известно, на данный  момент  порядок  проведения
проверок предприятий "интеллектуальными" инспекторами регулируется
только  Положением  о  государственном  инспекторе  по    вопросам
интеллектуальной собственности {1}.  Надо признать,  что  документ
этот написан достаточно размыто и в силу своей "свежести"  еще  не
успел  обрасти  разъяснениями,  инструкциями,  приказами  и  т. п.
Поэтому о конкретном круге предприятий, проверяемых
"интеллектуальщиками", пока можно лишь догадываться.
    Начнем с того, что своим появлением на свет "интеллектуальные"
инспектора обязаны Президенту, который в своем Указе от 30.01.2002
№ 85/2002  ( 85/2002 ) "О неотложных мерах по усилению защиты прав
интеллектуальной собственности в процессе производства,  экспорта,
импорта и распространения дисков для лазерных  систем  считывания"
предписал Кабмину в месячный срок

    "принять  меры  по  созданию  в    составе    Государственного
    департамента  интеллектуальной   собственности    Министерства
    образования  и  науки  Украины  подразделения  инспекторов  по
    вопросам интеллектуальной собственности и  по  его  кадровому,
    финансовому и материально-техническому обеспечению".

    Кабмин поручение Президента исполнил и - хоть и с некоторым
опозданием - принял Положение об "интеллектуальных" инспекторах.
    В общей части этого документа говорится, что он

    "регламентирует деятельность  государственных  инспекторов  по
    вопросам  интеллектуальной  собственности,    их    права    и
    обязанности при выполнении функций государственного контроля в
    соответствии с возложенными задачами".

    Исходя из этого можно сделать вывод,  что  во  время  проверок
инспектора из украинской "Intelligence Service" должны действовать
только в пределах полномочий, определенных Положением. {2}
    Согласно  Положению  они  могут  посещать  с    плановыми    и
внеплановыми проверками  субъектов  хозяйствования  независимо  от
форм собственности. Под такое всеобъемлющее определение, на первый
взгляд, попадают все юрлица и физлица-СПД.
    В то же время, если  внимательно  присмотреться  к  очерченным
полномочиям  "интеллектуальщиков"  при   проведении    внеплановых
проверок,  нетрудно  заметить,  что  круг  внепланово  проверяемых
инспекторами лиц не так уж и широк.
    Так, п. 15 Положения устанавливает, что

    "при проведении внеплановых (внезапных) проверок проверяются:
    наличие  и  действие  лицензии  у  производителя,  экспортера,
    импортера дисков;
    соблюдение лицензионных условий, предусмотренных законом  прав
    на производство дисков;
    исполнение  решений  об  устранении    выявленных    нарушений
    лицензионных условий и контроле за состоянием их исполнения;
    прекращение  нарушений  лицензионных  условий   при    наличии
    документально подтвержденной информации о таких нарушениях".

    Совершенно  очевидно,  что  все  вышеуказанные  "составляющие"
внеплановой  проверки  имеют  отношение  лишь  к   производителям,
импортерам и экспортерам лазерных дисков, из чего можно заключить,
что  при  внеплановом  посещении  интеллектуальными   инспекторами
остальных предприятий проверять им попросту будет нечего.  В связи
с  этим  можно  предположить,  что  как     минимум    внеплановые
"интеллектуальные" проверки обычным предприятиям на данный  момент
не грозят.
    По плановой  проверке  такой  конкретности  в  описании  круга
проверяемых вопросов Положение, к сожалению, не  содержит.  Исходя
же  из  определенных   Положением   общих    задач    и    функций
"интеллектуальных" инспекторов они могут проверять фактически  все
вопросы, касающиеся соблюдения  требований  Законов "Об  авторском
праве  и  смежных  правах"  ( 3792-12 )  {3}  и  "Об  особенностях  
государственного     регулирования     деятельности      субъектов 
хозяйствования,  связанной  с  производством, экспортом,  импортом  
дисков для лазерных систем считывания" ( 2953-14 ) {4}.
    Так  что  при  желании  "интеллектуальные"  инспектора   могут
посетить с плановой  проверкой  любое  предприятие,  соблюдая  при
этом,  разумеется,  установленную    процедуру    предварительного
уведомления. Впрочем, это все, так сказать, теория.
    А  как  обстоят  дела  на  практике?  По  словам   сотрудников
Государственного  департамента   интеллектуальной    собственности
Министерства  образования  и  науки,  на  данный    момент    штат
инспекторов по вопросам интеллектуальной собственности  вообще  не
набран,  поскольку  не    принято    решение    правительства    о
соответствующем увеличении штата Министерства, в составе  которого
действует Госдепартамент.  Планируется же создание  штата  лишь  в
количестве около 30 человек на всю страну.  Понятное дело,  что  с
такой численностью "интеллектуальщики" в основном будут  проверять
только производителей, импортеров и экспортеров  лазерных  дисков.
Кроме того, элитарных "интеллектуальных"  инспекторов  планируется
также привлекать в качестве экспертов для  составления  заключений
при выявлении нарушений  в  сфере  интеллектуальной  собственности
другими органами, в основном милицией.  Так что,  судя  по  всему,
обычным  предприятиям,  привыкшим   пользоваться    контрафактными
дисками-программами,  опасаться   прихода    "интеллектуальщиков",
строго вопрошающих: "Контрафак ю?", - пока не стоит.

{1} Утверждено Постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 674.
{2} Кстати, к их  полномочиям  относится  и  принятие  решений  об
    опечатывании и/или изъятии дисков, оборудования и сырья для их
    производства.  Хотя наличие у  инспекторов  такого  полномочия
    вызывает у нас  определенную  критику.  В  ст.  9  Закона  "Об
    особенностях  государственного   регулирования    деятельности
    субъектов  хозяйствования,    связанной    с    производством,
    экспортом, импортом дисков  для  лазерных  систем  считывания"
    (см. "Бухгалтерскую газету" № 10'2002, с. 11)  говорится,  что
    эта мера  применяется  по  решению  органа  лицензирования.  А
    Кабмин в своих Постановлениях от 17.05.2002 г. № 674  и  № 675
    предоставил  право  применять    эту  меру еще  и  по  решению 
    "интеллектуального" инспектора.
{3} См. "Бухмозаику" № 33-36'2001, с. 1-15.
{4} См. "Бухгалтерскую газету" № 10'2002, с. 8-12.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№33/02, стр. 38
[01.09.2002]
Влада Карпова

------------------------------------------------------------------