При  проверке  подоходного  налога  за  2001  год    налоговым
    инспектором была доначислена сумма подоходного налога  с  сумм
    материальной  помощи,  которую  наше  предприятие    выплатило
    нескольким  инвалидам  в  сентябре  2001  года.   Налог    был
    доначислен  на  разницу  между  331 грн.  05 коп.  и  248 грн.
    77 коп.  Во  время  проверки  инспектор  утверждал,  что  если
    выплата материальной помощи состоялась лицу,  которое потеряло
    трудоспособность, то  не  облагается  налогом 248 грн. 77 коп.
    Правильно ли поступил инспектор?

    * * *

    В первую очередь напомним, что  Законом  Украины  "О  внесении
изменений  в  статью  5  Декрета  Кабинета  Министров  Украины  "О
подоходном  налоге   с   граждан"  от  26.04.2001  г.  №  2405-III
( 2405-14 ) Верховная Рада Украины внесла дополнение  в  статью  5
Декрета Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года № 13-92
( 13-92 ) "О подоходном налоге с граждан"  в  виде  подпункта  "ч"
пункта 1.
    Согласно подпункту "ч" пункта 1 статьи 5 Декрета в  совокупный
налогооблагаемый доход, полученный гражданами в период, за который
осуществляется налогообложение,  не включаются  и  суммы  пособия,
стоимость подарков (призов), которые предоставляются  один  раз  в
календарном  году  в  пределах  размера  прожиточного    минимума,
установленного  законом  на  трудоспособное    лицо,    за    счет
юридических, физических лиц и общественных организаций".
    Этот Закон вступил в силу с дня его опубликования (опубликован
в газете "Урядовий кур'єр" № 87 от 19 мая 2001 года).
    Законом  Украины  "Об  утверждении  прожиточного  минимума  на
2001 год" от 22.03.2001 г.  № 2330-III ( 2330-14 ) было утверждено
несколько показателей.
    Так, указанным Законом был утвержден на 2001  год  прожиточный
минимум  на  одного  человека   в   расчете  на  месяц  в  размере
311,3 гривни, а также отдельно для тех,  кто  относится к основным
социальным и демографическим группам населения:
    - детей в возрасте до 6 лет - 276,48 гривни;
    - детей в возрасте от 6 до 18 лет - 345,66 гривни;
    - трудоспособных лиц - 331,05 гривни;
    - лиц, которые потеряли трудоспособность, - 248,77 гривни.
    Из приведенных  размеров  прожиточного  минимума  только  один
размер упоминается в Декрете - это размер  прожиточного  минимума,
установленный  законом  на  трудоспособное  лицо,  и  этот  размер
равнялся в 2001 году 331,05 грн.
    По этому случаю в письме ГНАУ от 04.02.2002г. № 2030/7/17-0217
( v2030225-02 )  "О   некоторых  особенностях  проведения  годовых 
перерасчетов подоходного налога с доходов  граждан,  полученных  в
2001  году"  (информация,  предоставленная    в    письме    более
расширенная,  чем  кажется  на  первый  взгляд  из  его  названия)  
было указано,  что  Законом  Украины  от  22.03.2001 г. № 2330-III 
( 2330-14 ) "Об  утверждении  прожиточного  минимума на 2001  год" 
установлено,  что  на  2001  год  прожиточный  минимум   на   одно 
трудоспособное лицо в расчете на месяц составляет 331 грн. 05 коп.
    Следовательно, указывалось в письме, начиная с 19.05.2001 г. в
случае предоставления юридическими лицами (в  т. ч.  общественными
организациями), а также  физическими  лицами  гражданам  указанной
помощи один раз в календарном году в пределах размера прожиточного
минимума, установленного законом на трудоспособное лицо в  расчете
на месяц, такая помощь не включается в совокупный налогооблагаемый
доход ее  приобретателей  в  периоде,  за  который  осуществляется
налогообложение.
    Также  в  письме  указывалось,  что  предоставленная    помощь
работнику (приобретателю) в течение  календарного  года  по  месту
основной работы, не включается в его  совокупный  налогооблагаемый
доход один раз в календарном году в любом  месяце  такого  года  в
пределах  прожиточного  минимума  из  расчета    на    месяц    на
трудоспособное лицо на день ее предоставления.
    Суммы одноразово  предоставленной  работнику  помощи,  которая
превышает указанный размер прожиточного минимума, а также, которые
выплачиваются более одного раза, включаются в месячный  совокупный
налогооблагаемый доход месяца, в котором она предоставлялась. Если
такая  помощь  предоставляется  гражданам  не  по  месту  основной
работы, размер помощи,  который  превышает  указанный  прожиточный
минимум,  облагается  налогом  по  ставке   20%    с    дальнейшим
направлением в налоговый орган по месту  проживания  приобретателя
помощи справки ф. № 2 в установленные законодательством  сроки,  с
указанием всей суммы выплаченной помощи.
    При проведении годовых перерасчетов подоходного налога за 2001
год по  месту  основной  работы  и  (или)  налоговым  органом  (на
основании поданной гражданами декларации о доходах) из совокупного
годового  налогооблагаемого    дохода    исключается    фактически
выплаченная после 19 мая 2001 года сумма  помощи,  но  в  пределах
размера  прожиточного   минимума,    установленного    действующим
законодательством на трудоспособное  лицо,  в  расчете  на  месяц,
который действовал на конец отчетного года.
    Как видим, ГНАУ в своем письме лишний раз отметила, что в 2001
году,  начиная  с  19.05.2001  года,   не    облагалась    налогом
материальная помощь в сумме 331 грн. 05 коп.
    Статьей 22 Декрета Кабинета Министров  Украины  "О  подоходном
налоге с граждан" определено, что обжалование  действий  налоговых
инспекций  и  их  служебных  лиц   осуществляется    в    порядке,
предусмотренном законом.
    Подпунктом 5.2.2 пункта 5.2 статьи 5 Закона Украины "О порядке
погашения обязательств  плательщиков  налогов  перед  бюджетами  и
государственными целевыми фондами" от  21.12.2000  г.  №  2181-III
( 2181-14 ) предусмотрено,  что  в  случае когда  налогоплательщик
считает,  что  контролирующий  орган  неверно   определил    сумму
налогового обязательства или принял любое другое решение,  которое
противоречит  законодательству  по  вопросам  налогообложения  или
выходит за пределы его компетенции, установленной  законом,  такой
налогоплательщик имеет право обратиться в контролирующий  орган  с
жалобой о пересмотре  этого  решения,  направляется  в  письменной
форме  и  может   сопровождаться    документами,    расчетами    и
доказательствами,  которые  налогоплательщик  считает  необходимым
предоставить.
    Жалоба должна быть подана в  контролирующий  орган  в  течение
десяти  календарных  дней,    следующих    за    днем    получения
налогоплательщиком налогового извещения  или  другого  обжалуемого
решения  контролирующего  органа.  Контролирующий  орган    обязан
принять мотивированное решение и направить его в течение  двадцати
календарных дней с дня получения жалобы  налогоплательщика  в  его
адрес почтой с уведомлением о вручении или  предоставить  ему  под
расписку.  В  случае  когда  контролирующий    орган    направляет
налогоплательщику решения о полном или частичном  неудовлетворении
его  жалобы,  такой  налогоплательщик  имеет  право  обратиться  в
течение десяти  календарных  дней,  следующих  за  днем  получения
ответа, с повторной жалобой в контролирующий орган высшего уровня,
а при повторном полном или частичном неудовлетворении жалобы  -  в
контролирующий  орган  высшего  уровня  с  соблюдением  указанного
десятидневного срока для каждого случая обжалования  и  указанного
двадцатидневного срока для ответа на него.
    Кроме того, решение налогового органа любого уровня может быть
обжаловано в судебном порядке (с учетом сроков исковой давности).


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71
№37/02, стр. 32
[27.09.2002]
Александра Винцевич
Гл. гос. нал. инспектор ГНИ в Деснянском р-не г. Киева
------------------------------------------------------------------