Учреждение ветеринарной медицины проводит работы по  облицовке
    здания  силикатным  кирпичом  и  устройству   кровли    здания
    подрядным  способом.  Имеет  ли   право    такое    учреждение
    воспользоваться налоговым кредитом по  НДС  при  наличии  всех
    необходимых  документов  на  выполненные  работы,   в   т.  ч.
    налоговых накладных? Какую  сумму  можно  отнести  на  валовые
    расходы: 5% совокупной  балансовой  стоимости  групп  основных
    фондов на  начало  отчетного  года  или  всю  сумму  стоимости
    ремонта за минусом НДС?

    * * *

    Для целей налогового учета любые виды ремонтов, реконструкции,
модернизации, технического перевооружения объектов основных фондов
(ОФ) трактуются как их улучшение.
    Согласно пп. 8.7.1 п. 8.7 ст. 8 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР )
налогоплательщик имеет право в течение отчетного периода отнести к
валовым расходам любые  расходы,  связанные  с  улучшением  ОФ,  в
сумме, не превышающей 5% совокупной балансовой стоимости групп  ОФ
на начало отчетного года.  Расходы, превышающие  указанную  сумму,
относятся на увеличение балансовой  стоимости  отдельного  объекта
основных фондов группы 1 (балансовой стоимости  групп  2  и  3)  и
подлежат    амортизации    по    нормам,    предусмотренным    для
соответствующих ОФ.  В вопросе речь идет о  модернизации  основных
фондов 1 группы. Поэтому в случае превышения расходов на улучшение
5% совокупной балансовой стоимости групп ОФ  разница  должна  быть
отнесена на увеличение балансовой стоимости здания.
    В  соответствии  с  пп. 7.4.1  п.  7.4  ст.  7  Закона  о  НДС
( 168/97-ВР ) при приобретении  товаров (работ, услуг),  стоимость
которых относится на валовые расходы предприятия или на увеличение
балансовой стоимости основных фондов,  подлежащих  амортизации,  у
налогоплательщика возникает право на налоговый кредит по НДС.
    Суммы  НДС,  начисленные  (уплаченные)  налогоплательщиком   в
отчетном периоде в связи с приобретением (изготовлением)  основных
фондов, подлежащих  амортизации,  включаются  в  налоговый  кредит
такого отчетного  периода  независимо  от  сроков  ввода  основных
фондов в эксплуатацию, а  также  от  того,  имел  налогоплательщик
облагаемые налогом обороты в течение такого отчетного периода  или
нет.
    В  соответствии  с  пп. 7.5.1  п.  7.5  ст.  7  Закона  о  НДС
( 168/97-ВР ) датой возникновения  у  налогоплательщика  права  на
налоговый кредит является дата осуществления первого из событий:
    - дата списания средств с банковского счета  налогоплательщика
в оплату товаров (работ, услуг);
    - дата  получения  налоговой  накладной,  подтверждающей  факт
приобретения плательщиком налога товаров (работ, услуг).

    Пример

    В июне 2002 года осуществлена модернизация здания ветеринарной
клиники "Друг" подрядным способом.  Клиника является  плательщиком
НДС.
    Совокупная балансовая  стоимость ОФ клиники  на  01.01.2002 г.
составила 170000 грн.
    5% совокупной балансовой стоимости ОФ равно 8500 грн.
    В период модернизации осуществлены расходы на облицовку здания
силикатным кирпичом и устройство кровли в сумме 15400 грн.  (кроме
того, НДС - 3080 грн.).
    В  бухгалтерском  учете  согласно  п.  14  ПБУ  7    "Основные
средства", утвержденному приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г.
№ 92 ( z0288-00 ), расходы  на  улучшение объекта основных средств  
относятся  на  увеличение  его  первоначальной  стоимости,  т.  к.  
приводят к увеличению будущих экономических  выгод,  получаемых  в  
связи с использованием этого объекта.
    Учет операций по реконструкции здания подрядным способом будет
иметь следующий вид:

|---|------------------------|---------------|-------|-------------|
| № |   Содержание операции  | Бухгалтерский | Сумма,|  Налоговый  |
|п/п|                        |      учет     |  грн. |     учет    |
|   |                        |-------|-------|       |------|------|
|   |                        |  Д-т  |  К-т  |       |  ВД  |  ВР  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|------|------|
| 1 | Перечислен аванс       |  371  |  311  |  7 200|   -  | 6 000|
|   | подрядчику             |641/ндс|  644  |  1 200|      |  {1} |
|---|------------------------|-------|-------|-------|------|------|
| 2 | Подписан акт           |  151  |  631  | 15 400|   -  | 2 500|
|   | приемки-сдачи          |  644  |  631  |  1 200|      |  {1} |
|   | выполненных работ      |641/ндс|  631  |  1 880|      |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|------|------|
| 3 | Произведен взаиморасчет|  631  |  371  |  7 200|   -  |   -  |
|   | задолженностей с       |  631  |  311  | 11 280|      |      |
|   | подрядчиком            |       |       |       |      |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|------|------|
| 4 | Увеличена              |  103  |  152  |  6 900|   -  |   -  |
|   | первоначальная         |       |       |       |      |      |
|   | стоимость здания       |       |       |       |      |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|------|------|

{1} Включаются в состав валовых расходов в пределах 5% совокупной
    балансовой стоимости основных фондов на начало отчетного года.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№36/02, стр. 54
[09.09.2002]
Елена Ткаченко
Бухгалтер-консультант АФ "ГлавБух-Аудит"
------------------------------------------------------------------