Рекомендации слушай, а сам не плошай

------------------------------------------------------------------

    Государственная   налоговая   администрация   Украины  письмом
от 27.08.2001г. № 11563/7/16-1117 ( v1563225-01 ) довела до ведома
налогоплательщиков и налоговых органов "Методические  рекомендации
к применению нормативно-правовых актов относительно взимания НДС с
операций,    осуществляемых    субъектами      предпринимательской
деятельности, перешедшими на упрощенную  систему  налогообложения,
учета и отчетности".
    Несмотря на то, что господин Терехин лишний раз напомнил  ГНАУ
о том, что разъяснения  относительно  применения  законодательства
необходимо  давать  в  виде  налоговых  разъяснений,  утвержденных
приказами ГНАУ, данные  Методические  рекомендации  были  доведены
опять письмом ГНАУ.
    Поэтому к  ним  и  стоит  относиться  не  как  к  официальному
документу, а лишь как  к  "легким"  рекомендациям,  которые  можно
применять, а можно и не применять.
    Тем более, что  некоторые  из  рекомендаций  ну  уж  никак  не
состыковываются с действующим законодательством. Поэтому применять
такие рекомендации мы настоятельно не советуем.
    Для субъектов малого  предпринимательства  - юридических  лиц,
избравших ставку единого налога в размере 10%, которые до перехода
на упрощенную систему налогообложения,  учета  и  отчетности  были
плательщиками  НДС,  в  данном  письме  даются  довольно  странные
рекомендации и указания.
    Согласно  данным  рекомендациям,  плательщики  НДС,  в   учете
которых на день снятия с регистрации (аннулирования  свидетельства
о  регистрации  плательщика  НДС)  значатся    несамортизированные
основные фонды или  другие  активы,  по  которым  суммы  НДС  были
включены в состав налогового кредита в предыдущих  или  в  текущем
отчетных периодах, обязаны уменьшить сумму налогового  кредита  на
сумму  НДС,  уплаченную  (начисленную)  при  их  приобретении,   в
размере,  соответствующем  части  таких    недоиспользованных    в
напогооблагаемых   операциях  в  предыдущих   отчетных    периодах
товарных остатков путем отражения в налоговой декларации по НДС (с
предоставлением расчета корректировки).
    При  этом  делается ссылка  на  подпункт 7.4.3 статьи 7 Закона
о НДС ( 168/97-ВР ) и подпункт 5.8.2 раздела 5 Порядка  заполнения
и представления налоговой  декларации  по  налогу  на  добавленную
стоимость.
    Сама фраза, на первый взгляд,  довольно  пространна.  Но  если
проанализировать содержание многих предыдущих писем, то становится
понятным,  что  ГНАУ  и  в  данных  рекомендациях  (хотя  написано
"обязаны") предлагает налогоплательщикам сторнировать сумму НДС по
основным средствам и другим  активам  (наверное,  имеются  в  виду
нематериальные  активы),  приходящуюся  на  остаточную  балансовую
(налоговую) стоимость этих основных средств и других активов.
    При  этом  составители  рекомендаций   почему-то    однозначно
рекомендуют произвести по итогам отчетного периода соответствующее
увеличение валовых затрат на сумму такого налогового кредита.
    Невозможно  определить,  что  двигало  составителями    данных
рекомендаций в тот момент,  но,  Боже  упаси  вас  воспользоваться
подобными рекомендациями, так как штрафные санкции  по  налогу  на
прибыль за такой отчетный период вам гарантированы. Ведь речь идет
о периоде, предшествующем переходу  на  единый  налог,  а  в  этом
отчетном  периоде  налогоплательщик    еще    считается    обычным
плательщиком налога на прибыль (раз речь идет о валовых  затратах)
и налога на добавленную стоимость.
    Кроме того, требования относительно  корректировки  налогового
кредита по основным средствам и другим активам в  случае  перехода
на единый налог неправомерны в корне.
    Если  рассмотреть  ситуацию,  при  которой    налогоплательщик
переходит на единый налог, например, на один, два квартала, или на
один, два года и т. д., то возникает вопрос, - а разве  в  будущем
он лишается права осуществлять налоговую амортизацию этих основных
средств?
    Нет,  такого  права  он,  кстати,  не  лишается.   Возможность
начислять налоговую амортизацию у него  просто  приостанавливается
(замораживается) до того времени, пока он  опять  не  перейдет  на
уплату обычного налога на прибыль.
    В доказательство данного вывода напомним  некоторые  положения
Закона   Украины    "О   налогообложении    прибыли   предприятий"
( 283/97-ВР ).
    Так, под  термином  "амортизация"  (конечно,  имеется  в  виду
налоговая "амортизация", так как, к сожалению,  у  нас  в  Украине
существует два  вида  амортизации  -  налоговая  и  бухгалтерская)
основных фондов и  нематериальных  активов  следует  подразумевать
постепенное отнесение расходов на  их  приобретение,  изготовление
или улучшение на уменьшение откорректированной прибыли плательщика
налога в пределах норм амортизационных  отчислений,  установленных
статьей 8 Закона.
    При этом в подпункте 8.1.3 статьи  8  Закона  четко  расписаны
расходы налогоплательщика,  которые  не  подлежат  амортизации,  а
полностью относятся в состав валовых  расходов  налогоплательщика.
Но там мы не найдем ситуации, описанной в данной статье.
    В подпункте 8.1.4 статьи  8  Закона  четко  расписаны  расходы
налогоплательщика,   которые    не    подлежат    амортизации    и
осуществляются за счет соответствующих источников  финансирования.
Но и там мы не найдем ситуации, описанной в данной статье.
    Таким образом, несмотря на то, что налогоплательщик перешел на
уплату единого налога, остаточная балансовая  налоговая  стоимость
его  основных  средств  остается  неизменной  на  протяжении  всех
кварталов,  пока  он  уплачивает  единый  налог.  Она  никуда   не
девается, а переносится в налоговом учете из квартала  в  квартал,
хотя  при  этом  налогоплательщик  и    начисляет    бухгалтерскую
амортизацию в бухгалтерском учете.
    Как когда-то  высказались  представители  одной  из  СМИ,  для
начисления  этих  двух  амортизации    необходимо    иметь    двух
бухгалтеров, разместить их на двух разных вершинах гор  и  следить
за тем, чтобы они никогда не встретились.
    При    возврате    на    обычную    систему    налогообложения
налогоплательщик  опять  начисляет  налоговую    амортизацию    от
"замороженной" остаточной балансовой налоговой стоимости, так  как
расходы были понесены и основное средство или нематериальный актив
не превратилось за это время во что-то новоявленное.
    Поэтому принцип подпункта 7.4.1 пункта  7.4  статьи  7  Закона
Украины "О налоге  на  добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ) о том,
что налоговый кредит отчетного  периода состоит и из сумм налогов,
уплаченных (начисленных) плательщиком налога в отчетном периоде  в
связи с приобретением основных фондов или нематериальных  активов,
подлежащих амортизации, остается в  действии  и  при  переходе  на
единый налог не имеет обратной силы.
    Так что, уважаемые налогоплательщики,  рекомендации  слушайте,
читайте, но выполняйте выборочно, только те, которые соответствуют
действующему  законодательству,  а   если    какие-либо    моменты
недостаточно урегулированы  законодательно,  то  в  таких  случаях
выполняйте только те рекомендации, которые не "потянут" применения
штрафов (например, по налогу на прибыль, как в случае,  затронутом
в нашей статье).


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71
№37/02, стр. 40
[27.09.2002]
Борис Мельник
Аудитор
------------------------------------------------------------------