Фирма изготовила  печатные  проспекты,  которые  были  розданы
    безвозмездно.  Имеет ли право фирма отнести на валовые расходы
    разработку и печать проспектов?
    Фирма  разработала  и  напечатала  папку  с  логотипом    фирм
    поставщиков товаров.  В папки вкладываются рекламные буклеты и
    безвозмездно распространяются. Имеет ли право фирма на валовые
    расходы?

    * * *

    Основным документом,  регулирующим  организацию  и  проведение
рекламных  мероприятий,   а    также    осуществление    рекламной
деятельности,  является  Закон  Украины "О рекламе" от 03.07.96 г.
№ 270/96-ВР ( 270/96-ВР ) (далее - Закон о рекламе).
    Согласно ст. 1 Закона о  рекламе ( 270/96-ВР ) реклама  -  это
специальная информация о лицах или продукции,  распространяемая  в
любой форме и любым способом с целью прямого  или  опосредованного
получения прибыли. Под рекламными средствами подразумеваются любые
средства, используемые для доведения рекламы до ее  потребителя  в
любой форме и любым  способом.  Законодательство  не  ограничивает
рекламодателей  в  способах  проведения  рекламы,  т.  е.    любая
информация (устная или письменная), содержащая  в  себе  данные  о
фирме  и  ее  хозяйственной  деятельности,  является  рекламой.  В
соответствии с п. 1 ст. 9 вышеупомянутого  Закона  реклама  должна
быть четко отделена от другой информации независимо  от  форм  или
средств распространения.
    Определение  рекламы,  которая  включается  в  состав  валовых
расходов в соответствии с пп. 5.4.4 п. 5.4 ст. 5 Закона о  Прибыли
( 334/94-ВР ) несколько иное: в состав валовых расходов включаются
расходы  налогоплательщика  на  проведение  рекламных  мероприятий
относительно  товаров,  работ  и    услуг,    которые    продаются
(предоставляются) таким налогоплательщиком.
    Таким образом, расходы, связанные с процессом  распространения
информации  о  преимуществах  конкретной    продукции    (товара),
информирования потребителей,  создания  спроса  на  эту  продукцию
(товары) для оперативного продвижения ее на рынке сбыта, относятся
к валовым расходам предприятия.
    Расходы  предприятия  на  рекламу  не   ограничиваются.    Все
фактические расходы на  рекламу  продукции  (с  учетом  налога  на
рекламу в случае его уплаты) включаются в состав валовых  расходов
в полном объеме до даты первого  события:  оплаты  или  подписания
акта о выполнении рекламных услуг.
    Поэтому стоимость товарно-материальных ценностей (прайс-листы,
рекламные проспекты, брошюры, каталоги и т. п.), а также работы  и
услуги,  которые,  кроме  рекламной,  никакой  другой  функции  не
выполняют, относятся к валовым расходам. Обязательным условием для
включения расходов, понесенных в связи с осуществлением  рекламных
мероприятий,  в  состав  валовых   расходов    является    наличие
соответствующих  расчетных,  платежных  и    других    документов,
обязанность ведения и  хранения  которых  предусмотрена  правилами
налогового учета.
    Прежде всего, необходимо документально  подтвердить  рекламный
характер акции.  Таким документом является приказ руководителя,  в
котором следует:
    - указать, что раздача  проспектов  ведется  с  целью  рекламы
товаров, реализацию которых осуществляет фирма;
    - утвердить дату (период) и место проведения рекламной акции;
    - назначить работников, ответственных за безвозмездную раздачу
проспектов.
    Относительно  налогообложения  операций    по    безвозмездной
передаче  рекламных   проспектов   официальная  точка  зрения  ГНА
Украины  изложена  в  письме  от  23.10.2000  г.  № 5837/6/15-1116
( v5837225-00 ),   согласно   которой   в   случае   осуществления
безвозмездного распространения товаров (работ,  услуг) в рекламных
целях, если такое распространение можно четко идентифицировать как
рекламу, такое безвозмездное предоставление товаров (работ, услуг)
не включается в состав валовых доходов налогоплательщика.
    Таким  образом,  по  мнению  автора,  стоимость    работ    по
изготовлению проспектов, каталогов и другой  рекламной  продукции,
которая распространяется безвозмездно, относится именно к расходам
на рекламу, а потому их раздача не является объектом для обложения
НДС.  Это объясняется тем, что данные рекламные материалы не имеют
потребительской  стоимости,  поскольку  не   являются    предметом
реализации  предприятия.  Они  выполняют  исключительно  рекламную
функцию и  изначально  предназначены  для  безвозмездной  раздачи,
т. е.  суть  осуществляемой  операции  состоит  в  распространении
носителем, которым и являются эти материалы.
    Относительно  налогового  кредита  по  налогу  на  добавленную
стоимость можно сказать, что рекламодатель,  зарегистрированный  в
качестве плательщика НДС, в соответствии с пп. 7.4.1 ст. 7  Закона
о  НДС  ( 168/97-ВР )  имеет  право   увеличить  налоговый  кредит
отчетного периода на сумму НДС, уплаченную (начисленную) в связи с
получением услуг по изготовлению  и  распространению  рекламы  при
условии:
    1) наличия налоговой накладной;
    2) включения расходов на осуществление рекламных мероприятий в
состав валовых расходов*.
    Датой  возникновения  права  налогоплательщика  на   налоговый
кредит в соответствии с пп. 7.5.1 ст. 7 Закона о НДС ( 168/97-ВР )
считается дата осуществления первого из событий.
    Что касается стоимости  папок,  изготавливаемых  с  логотипом
поставщиков  (т.  е.  на  папках  размещена  информация,   которая
касается и рекламирует поставщика, а  не  сам  товар,  реализуемый
фирмой),  то  эти  суммы  не  относятся  на  валовые  расходы    в
соответствии с пп. 5.4.4 ст. 5 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ).  То
есть  расходы  на  рекламу  самого  юридического  лица  или    его
учредителей, руководителей, поставщиков в состав валовых  расходов
не включаются, в отличие  от  рекламы  товаров  и  услуг,  которые
продаются этим  юридическим  лицом.
    Канцелярские  товары  (папки,  блокноты,  карандаши,  ручки  и
т. п.), на которых с целью рекламы размещен  логотип  самой  фирмы
(не  говоря  уже  о  поставщике),  следует  учитывать  как  другие
материалы или в составе товаров, а расходы на нанесение  рекламной
информации относить на увеличение их  стоимости.  Если  канцтовары
будут  использованы  работниками   предприятия    в    собственной
деятельности, то они списываются в общем порядке без  ограничений.
Если эти  предметы  будут  распространены  безвозмездно,  то  учет
осуществляется как при безвозмездной раздаче образцов  собственной
продукции и товаров, которые продаются с учетом  всех  ограничений
2% налогооблагаемой  прибыли  предыдущего  отчетного  (налогового)
квартала. Обычной ценой для исчисления НДС будет цена приобретения
с учетом расходов на нанесение информации.
    Таким  образом,  стоимость  рекламных  буклетов,  на   которых
помещается  информация  о  товаре,  при  соблюдении  вышеуказанных
требований относится к валовым расходам предприятия.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№38/02, стр. 57
[23.09.2002]
Алла Шевцова
Аудитор АФ "Лагма"
------------------------------------------------------------------