"Плачу без базара, в натуре..."

                   Нюансы штрафов по 17.1.7 и 17.1.9

------------------------------------------------------------------

    Часть первая.

    Штрафы на штрафы - не начисляются (по крайней мере, штрафы  по
    17.1.7)

    В  статье  "Оптимистическая трагедия"  ("Бухгалтер" № 33'2001,
с. 34-35) мы доказывали,  что согласно нормам  Закона  "О  порядке
погашения..." (далее - Закон) штрафные санкции на штрафные санкции
накручиваться не должны.  Хотя  на  практике  налоговики  зачастую
поступали иначе (например, применяли штрафы  за  несвоевременность
по 17.7.7 и к  несвоевременно  уплаченным  штрафам).  Вывод  же  о
неприменимости штрафов к штрафам был сделан  нами  преимущественно
на  основании  определения  термина  "штрафная  санкция  (штраф)",
приведенного в п. 1.5 Закона {1}.
    В  прошлом  выпуске  журнала  на  с.  18-24  был   опубликован
Справочник  платежей,  по  которым  применяются  штрафные  санкции
согласно п/п. 17.1.7 п. 17.1 ст.  17  Закона  Украины  "О  порядке
погашения обязательств  плательщиков  налогов  перед  бюджетами  и
государственными  целевыми  фондами"  ( 2181-14 ),   по  состоянию
на  01.08.2002 г.,  утвержденный  заместителем  председателя  ГНАУ
В. Росоловским. С радостью отмечаем,  что в этом документе главные
налоговики предписали не применять штраф  по  17.1.7  в  отношении
штрафов и санкций за нарушения  налогового  законодательства  (код
бюджетной  классификации  16030100).  Те,  кто    был    незаконно
оштрафован,  теперь  могут   уверенно    потребовать    пересмотра
выписанных  в  нарушение  Закона  уведомлений-решений  и  возврата
излишне уплаченных санкций.
    А остальным плательщикам (то избежание лишних  штрафов)  хотим
посоветовать при осуществлении  перечислений  в  бюджет  в  первую
очередь уплачивать суммы налогов-сборов, а уже  затем  перечислять
штрафные санкции.  Кстати, напомним, что за несвоевременную уплату
финсанкций админштраф по п. 11 ст. 11  Закона  "О  государственной
налоговой службе в Украине" ( 509-12 ) {2}  применяться не должен.
А тот с пеней на штрафы - дела обстоят  хуже  (ну  а  как  же  без
дегтя?).  Штрафы  же  на  пеню,  разумеется,  не  начисляются   на
основании того же п. 1.5 Закона (см. сноску "{1}"). {3}

    Часть вторая.

    Двойной штраф и натуроплата

    Нами уже было сказано немало о  применении  штрафа  в  двойном
размере суммы налогового обязательства по  п/п.  17.7.9  Закона  к
подоходному налогу с граждан. {4} Сегодня мы хотим  дополнить  эту
тему небольшим штришком.
    Посмотрим, должен ли применяться этот штраф в ситуации, когда,
например,  имело место неудержание  (или  удержание  не  в  полной
сумме)  подоходного  налога  в  случае  выплаты  заработной  платы
натурой. {5} По нашему мнению, указанный штраф  по  17.1.9  Закона
здесь применять некорректно.  Такой вывод следует  из  буквального
прочтения этой  штрафной  нормы.  Речь  в  ней  идет  о  том,  что
плательщик налогов

    "осуществляет продажу (отчуждение) товаров (продукции) {6} или
    осуществляет денежные выплаты без предварительного  начисления
    и уплаты налога".

    В рассматриваемом же случае мы имеем дело не с продажей и не с
денежными выплатами, а с выплатами  натуральными.  Тот  факт,  что
натурвыплаты не являются "продажей" в терминах налоговых  законов,
можно  подтвердить   как   самим  определением  этого  термина   в
п. 1.31 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ) или в п. 1.4  Закона об НДС
( 168/97-ВР ),  так  и  тем,  что  в п. 4.2 Закона об НДС отдельно
оговорен  механизм   определения  базы   налогообложения  операций
натуроплаты среди ряда  операций,  не  подпадающих под определение
"продажи".
    Кроме   того,   налоговики   еще   в  письме  от  14.06.99  г.   
№ 692/3/16-1214 ( v0692225-99 ) {7}  писали,  что  натуроплата  не  
является  бартером.  Это подтверждает,  что она производится не по 
гражданско-правовому, а по трудовому договору.
    В то же время слово  "отчуждение",  стоящее  в  скобках  после
слова  "продажа",  дает  повод  фискалам  углядеть   "натуральную"
зарплату именно за этим словом (правда, выдаваемую только товарами
или продукцией - см. сноску "{6}"). На наш взгляд, такое прочтение
небесспорно.
    К тому же в пользу неприменения штрафа по п/п. 17.1.9 Закона в
отношении подоходного налога  с  неденежных  выплат  дополнительно
говорят, напомним {8}, и те факты, что в этих (неденежных) случаях
не происходит предварительного  начисления  и  уплаты  подоходного
налога, о которых сказано в 17.1.9 (как, впрочем, и в  большинстве
случаев  денежных  выплат).  Кроме  того,  "обязательным  условием
продажи (отчуждения)" (о чем также идет речь в 17.1.9)  начисление
и  уплата  подоходного  налога  в  данных  случаях  не   является.
Законодательство  не  ставит  возможность  такого  отчуждения    в
зависимость от того, был ли уплачен подоходный налог.
    Поэтому мы склоняемся к тому, что штраф по п/п.  17.1.9  может
применяться только к случаям, когда  выплаты  доходов,  облагаемых
подоходным налогом (и/или другими налогами-сборами),  производятся
исключительно денежными средствами  (в  наличной  или  безналичной
форме).  По крайней мере, наличие правила  о  конфликте  интересов
дает для этого дополнительный повод.
    Тем  не  менее  главные  налоговики    рассудили    иначе    и
протрактовали  в  этом  месте  Закон  фискально.    В    налоговом
разъяснении,  утвержденном  приказом  ГНАУ  от 05.07.2002 г. № 310
( v0310225-02 )  {9}   и   посвященном   в   том  числе   вопросам 
применения штрафа по п/п. 17.1.9, они написали, что действие этого 
подпункта

    "применяется  во  всех   случаях    неначисления    (неполного
    начисления) плательщиками налогов сумм  подоходного  налога  с
    начисленных или выплаченных физическим лицам  доходов  (как  в
    денежной, так и в натуральной форме)".

    Так что применять этот штраф к натурвыплатам налоговики теперь
будут, увы, повсеместно.
    Те же, кто рискнет судиться, видимо, должны упирать в  суде  в
первую очередь на:
    1) вышеизложенные аргументы;
    2) то, что согласно п/п. 4.4.2 "г" Закона

    "налоговое  разъяснение  не  имеет  силы  нормативно-правового
    акта";

    3) п/п. 4.4.1 Закона, то есть правило  о  конфликте  интересов
{10}.
    Так что совсем уж "без базара" - не получится.  Вот  на  такой
смелой ноте мы и закончим.

{1} Напомним его содержание:

    "штрафная санкция (штраф) - плата в фиксированной сумме или  в
    виде процентов от суммы налогового  обязательства  (без  учета
    пени и штрафных санкций), взыскиваемая с плательщика налогов в
    связи с нарушением  им  правил  налогообложения,  определенных
    соответствующими законами".

{2} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с. 13т-14т.
{3} Чтоб там на эту  тему  ни  сочиняла  ГНАУ  в  своих  "пробных"
    письмах, широко, впрочем, не тиражируемых, - как, например,  в
    письме на Волынь от 22.02.2002 г. № 3251/7/23-5317.
{4} См., например, "Бухгалтер" № 14'2001, с. 19, № 36'2002, с. 28,
    и № 37'2002, с. 46-47.
{5} Каковая натура освобождает работника от необходимости идти  на
    базар (см. заголовок) и там ее покупать.
{6} Отметим, что продажа работ-услуг здесь не упоминается. - А. П.
{7} См. "Бухгалтер" № 19'99, с. 87.
{8} А подробнее - см. "Бухгалтер" № 14'2001, с. 19 (сноска № 6), и
    № 36'2002, с. 28.
{9} См. "Бухгалтер" № 26'2002, с. 13.
{10} И не стоит смеяться  тем,  кто  читал  п.  7.6  постановления
     Пленума ВХС от 25.07.2002г. в  прошлом  выпуске  "Бухгалтера"
     (с. 12-13),  но не прочитал при этом наш комментарий (там же,
     с. 14-15).


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№38/02, стр. 37
[01.10.2002]
Алексей Павленко
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------