Порядок использования КУРО

------------------------------------------------------------------

    Для субъектов предпринимательской деятельности сферы торговли,
общественного питания и услуг (далее - СПД)  наиболее  актуальными
являются  вопросы,  связанные  с  порядком  проведения   расчетных
операций. Расчетные операции могут осуществляться:
    - с применением РРО  и  ведением КУРО  на  РРО  (ст. 1  Закона  
о РРО ( 1776-14 ));
    - без применения  РРО, с  использованием  РК  и  КУРО  (ст. 10
Закона о РРО ( 1776-14 ));
    - без РРО, РК,  а следовательно, и без применения КУРО  (ст. 9
Закона  о  РРО  ( 1776-14 )).   В  данной  консультации   внимание 
уделяется вопросам применения и ведения КУРО.
    Согласно ст. 2 Закона о РРО ( 1776-14 ) книга  учета расчетных  
операций
(далее  -  КУРО)  -   прошнурованная    и    надлежащим    образом
зарегистрированная  в  органах  государственной  налоговой  службы
Украины  (далее  -  ГНС)  книга,  содержащая  ежедневные   отчеты,
составляемые на основании соответствующих расчетных  документов  о
движении  наличных  средств,  товаров  (услуг).    Ведение    КУРО
осуществляется в соответствии с  Порядком  регистрации  и  ведения
книг учета расчетных операций  и  расчетных  книжек,  утвержденным
приказом   Государственной     налоговой    администрации  Украины    
от 01.12.2000 г. № 614 ( z0105-01 ) (далее - Порядок регистрации и 
ведения КУРО и РК № 614).
    КУРО необходимо вести как при применении РРО, так и в  случаях
неприменения РРО, но использования РК.
    Право не использовать РРО, РК и, следовательно, КУРО, получили
следующие категории СПД:
    - частные  предприниматели  -    плательщики    фиксированного
подоходного налога (пп. 5 ст. 9 Закона о РРО ( 1776-14 ));
    - частные предприниматели - плательщики единого налога (пп.  6
ст. 9 Закона о РРО ( 1776-14 ));
    - юридические  и  физические  лица,  использующие  специальный
торговый патент (пп. 7 ст. 9 Закона о РРО ( 1776-14 ));
    - юридические и физические лица,  которые  приобрели  льготный
торговый патент и не являются  плательщиками  НДС  (пп.  8  ст.  9
Закона о РРО ( 1776-14 )); 
    - физические лица, торгующие  продуктовыми  или  промышленными
товарами за наличные на рынках, уплачивающие рыночный сбор (пп.  9
ст. 9 Закона о РРО ( 1776-14 )).
    При этом одним из главных условий  неприменения  РРО  является
продажа СПД неподакцизных товаров и услуг, а также  ведение  книги
учета  доходов  и  расходов  в  порядке,  определенном   Кабинетом
Министров Украины (кроме плательщиков фиксированного налога).
    Перед началом  работы  КУРО  должна  быть  зарегистрирована  в
органе ГНС с соблюдением следующих условий:

|---------|-------------|----------------------------------------|
|    пп.  | Ведется при |      Ведется без применения РРО        |
| Порядка | применении  |        (с использованием РК)           |
|  № 614  |     РРО     |                                        |
|---------|-------------|----------------------------------------|
|                       Объект регистрации                       |
|---------|-------------|----------------------------------------|
| пп. 2.2 | КУРО на     | КУРО на отдельную хозяйственную        |
|         | каждый РРО  | единицу                                |
|---------|-------------|----------------------------------------|
|                      Место регистрации КУРО                    |
|---------|------------------------------------------------------|
| пп. 2.1 | - в органе ГНС по местонахождению (местожительству)  |
|         | СПД;                                                 |
|         | - если СПД обслуживается в инспекции по работе с     |
|         | крупными налогоплательщиками - по месту налогового   |
|         | учета                                                |
|---------|------------------------------------------------------|
| пп. 2.1 |                  Взятие на учет                      |
|         |-------------|----------------------------------------|
|         | не          | в органе ГНС по месту осуществления    |
|         | требуется   | предпринимательской деятельности в     |
|         |             | случае использования КУРО на территории|
|         |             | другой административно-территориальной |
|         |             | единицы                                |
|---------|-------------|----------------------------------------|
|                             Форма                              |
|---------|-------------|----------------------------------------|
| пп. 2.2 | приложение 2| приложение 3 {1}                       |
|         | {1}         |                                        |
|---------|-------------|----------------------------------------|
|                 Подготовка КУРО к регистрации                  |
|---------|------------------------------------------------------|
| пп. 2.5 | - шнурование КУРО;                                   |
|         | - последовательная нумерация ее страниц;             |
|         | - установка на нее средств контроля для невозможности|
|         | расшнурования КУРО без их нарушения;                 |
|         | - осуществление на титульной странице книги записей, |
|         | содержащих данные о СПД (наименование и адрес        |
|         | хозяйственной единицы, название СПД,                 |
|         | идентификационный код по ЕГРПОУ или номер по ГРФЛ),  |
|         | количество страниц, номер установленного средства    |
|         | контроля, данные о РРО (модификация, заводской и     |
|         | фискальный номера РРО, версия программного           |
|         | обеспечения)                                         |
|---------|------------------------------------------------------|
|           Документы для регистрации первой книги {2}           |
|---------|------------------------------------------------------|
|   пп.   | письменное заявление СПД произвольной формы с        |
| 2.6-2.9 | указанием сферы деятельности                         |
|         |-------------|----------------------------------------|
|         | регистра-   | - копия свидетельства о государственной|
|         | ционное     | регистрации СПД;                       |
|         | удостове-   | - разрешение местного органа           |
|         | рение на    | исполнительной власти на размещение    |
|         | РРО         | хозяйственной единицы (договор аренды, |
|         |             | другой документ на право собственности |
|         |             | или пользования хозяйственной          |
|         |             | единицей);                             |
|         |             | - лицензия для СПД, предоставляющих    |
|         |             | услуги по перевозке пассажиров и       |
|         |             | багажа                                 |
|---------|-------------|----------------------------------------|
|       Документы для регистрации второй и последующих КУРО      |
|---------|------------------------------------------------------|
|пп. 2.10 | - письменное заявление произвольной формы;           |
|         | - справка о регистрации КУРО                         |
|---------|------------------------------------------------------|
|                        Срок регистрации                        |
|---------|------------------------------------------------------|
| пп. 2.1 | не позднее 2-х рабочих дней с момента представления  |
|         | СПД необходимых документов                           |
|---------|------------------------------------------------------|
|                             Оплата                             |
|---------|------------------------------------------------------|
| пп. 2.1 | регистрация и взятие на учет осуществляются          |
|         | бесплатно                                            |
|---------|------------------------------------------------------|
|              Основания для отказа в регистрации {3}            |
|---------|------------------------------------------------------|
|пп. 2.15 | - несоответствие предоставленных СПД документов      |
|         | требованиям действующего законодательства;           |
|         | - истечение срока их действия;                       |
|         | - невыполнение требований относительно формы,        |
|         | назначения КУРО, подготовки ее к регистрации         |
|---------|------------------------------------------------------|

    Правила использования КУРО при применении РРО

    В соответствии с п. 7 Порядка регистрации и ведения КУРО и  РК
№ 614 ( z0105-01 ) СПД должен  обеспечить использование КУРО в той 
хозяйственной  единице  или  с  тем  РРО,  которые были указаны на 
титульной странице книги при ее регистрации, а также сохранность в  
хозяйственной  единице справки  о  регистрации  КУРО  и  последней  
использованной КУРО.
    Перед началом использования КУРО необходимо сделать отметку на
ее титульной странице о дате начала использования КУРО.
    Согласно пп. 7.5 Порядка регистрации и ведения КУРО и РК № 614
( z0105-01 ) предусматривается:
    - наличие КУРО на месте проведения  расчетов,  где  установлен
РРО;
    - подклеивание фискальных отчетных  чеков  на  соответствующих
страницах КУРО;
    - ежедневное выполнение записей о движении наличности и  сумме
расчетов;
    - в случае выхода из строя РРО или  отключения  электроэнергии
не более  чем  на  72  часа  -  осуществление  записей  с  помощью
расчетных квитанций;
    - ведение учета ремонтов РРО в соответствующем разделе КУРО;
    - отметку о дате окончания использования КУРО на ее  титульной
странице;
    - подклейку актов о выдаче средств и актов об отмене  ошибочно
проведенной через РРО суммы расчетов на последней странице КУРО  в
случае отсутствия у СПД бухгалтерии.
    КУРО на РРО состоит из четырех разделов:
    1. Фискальные отчетные чеки.
    В 1 разделе  подклеиваются  распечатанные  на  РРО  фискальные
отчетные чеки:
    - Х-отчет  -  дневной  отчет  без  обнуления   информации    в
оперативной памяти;
    - Z-отчет  -  дневной  отчет  с  обнулением    информации    в
оперативной памяти и занесением ее в фискальную память РРО;
    - отчет о реализованных товарах  (предоставленных  услугах)  -
отчет по  самостоятельно  выбранным  пользователем  кодам  товаров
(услуг);
    - периодический  (полный,  сокращенный)  -  напечатанный    на
печатном  устройстве  РРО  отчет,  содержащий  результат    данных
фискальной информации за любой период,  полученный  из  фискальной
памяти этого РРО.
    2. Учет движения наличности и сумм расчетов.
    Производится  ежедневное  выполнение  записей    о    движении
наличности и сумме расчетов, причем по  каждому  фискальному  чеку
отдельно, если  в  течение  дня  распечатывалось  несколько  таких
чеков.
    3. Учет расчетных квитанций.
    4. Учет ремонтов и технического обслуживания РРО.
    Третий и четвертый разделы ведутся в случаях выхода  из  строя
РРО или отключения электроэнергии и для учета ремонтов РРО.
    Рассмотрим подробнее несколько конкретных  ситуаций,  наиболее
часто встречающихся при работе с РРО.

    Пример 1

    Выход из строя РРО или отключение электроэнергии

    В магазине "Дом" 27.09.2002 г. в 14:20 вышел из строя кассовый
аппарат  Эра-501.  В  начале  рабочего  дня  произведена  операция
служебного внесения наличности для обеспечения разменной монеты на
сумму 20 грн.  До 14:20 с начала рабочего дня было продано товаров
на сумму 600 грн. (в т.ч.  НДС - 100 грн.). Первый фискальный  чек
на начало дня имел № 0028. К моменту выхода из строя РРО был выбит
чек № 0042.  Во  время  ремонта кассового  аппарата использовалась  
РК № 227336, в которой записаны расчетные квитанции:
    - серии НК № 314515 - 314620 на сумму 300 грн. (в т. ч.  НДС -
50 грн.) с 14:20, 27.09.2002 г. до 20:00, 27.09.2002 г.;
    - серии НК № 314621 - 314653 на сумму 440 грн. (в т. ч.  НДС -
70 грн.) с 8:00, 28.09.2002 г. (квитанция НК № 314621 -  на  сумму
служебного  внесения  разменной  монеты  -  20  грн.)  до   16:10,
28.09.2002 г.
    В случае выхода из строя РРО или отключения  электроэнергии  в
разделе 4 КУРО необходимо сделать запись в графе 2 "Дата  и  время
выхода РРО из  строя".  Затем  возможно  использование  надлежащим
образом зарегистрированного резервного РРО.  Если такого РРО у СПД
нет,  то  в  соответствии  с  п.    4.9    Порядка    регистрации,
опломбирования и применения регистраторов  расчетных  операций  за
товары (услуги), утвержденного приказом Государственной  налоговой
администрации Украины от 01.12.2000 г. № 614 ( z0105-01 ) (далее -  
Порядок регистрации  и  применения РРО № 614), на период выхода из 
строя  РРО   или   отключения  электроэнергии  расчетные  операции  
проводятся с использованием КУРО и РК.
    В  разделе  4  КУРО  учитывается  ремонт  РРО.  Графы  1  -  2
заполняются непосредственно после выхода РРО из строя, графы 3 - 7
- после возобновления  использования  РРО  до  начала  регистрации
расчетных операций.
    Для нашего примера Раздел 4 будет иметь следующий вид:

                                                                      (грн., коп.)
|---|-------------|-----------|------------|-------------|------------|----------|
| № | Дата и время| Характер  |   Дата и   | Подпись и   | Средство   | Номер    |
|п/п|  выхода РРО | неисправ- |   время    | индивидуаль-| регистрации| первого  |
|   |   из строя  | ности (вид| возобновле-| ное клеймо  | расчетов во| Z-отчета |
|   |             | техобслу- | ния работы | работника   | время      | после    |
|   |             | живания)  |    РРО     | ЦСО, который| ремонта РРО| возобнов-|
|   |             |           |            | производил  |            | ления    |
|   |             |           |            | ремонт      |            | работы   |
|   |             |           |            | (обслужива- |            | РРО      |
|   |             |           |            | ние) РРО    |            |          |
|---|-------------|-----------|------------|-------------|------------|----------|
| 1 |      2      |     3     |      4     |      5      |      6     |     7    |
|---|-------------|-----------|------------|-------------|------------|----------|
| 1 |27.09.2002г. |Заполняется|28.09.2002г.| Заполняется | РК № 227336|   0043   |
|   |   14:20     |работником |   16:10    | работником  |     {4}    |          |
|   |             |ЦСО        |            | ЦСО         |            |          |
|---|-------------|-----------|------------|-------------|------------|----------|

    При поломке  РРО  необходимо  подсчитать  имеющиеся  на  месте
проведения  расчетов  деньги  и  выписать   расчетную    квитанцию
служебного внесения на сумму такой денежной наличности.
    В  разделе  3   КУРО    учитываются    расчетные    квитанции,
использованные во время отключения  электроэнергии  или  в  период
ремонта РРО.  Графы 1 - 5 заполняются до начала использования  РК,
графы 6 - 8 - до начала регистрации расчетных операций посредством
РРО после возобновления поставки электроэнергии  или  установления
РРО после ремонта.
    Если начало и окончание одного цикла  использования  расчетной
книжки при отключении электроэнергии или  на  период  ремонта  РРО
приходятся на разные рабочие дни, то  за  каждый  рабочий  день  в
разделе 3 КУРО на РРО осуществляется отдельные  записи,  при  этом
графы 1 - 2 заполняются только в первый, а  графа  8  -  только  в
последний день одного цикла использования расчетной книжки.
    В  разделе  3  КУРО  производят  записи  (стр.  1  -  1  день;
стр. 2 - 2 день):

                                                                                (грн., коп.)
|-----------------------|---------|----------------------|----------------------|----------|
|Номера фискальных чеков|  Номер  |        Начало        |       Окончание      | Номер    |
|  по контрольной ленте |расчетной|    использования     |     использования    | Z-отчета |
|----------|------------|  книжки |------------|---------|------------|---------| после    |
| первого  | последнего |         |   дата и   | серия и |   дата и   | серия и | установ- |
| в начале | перед      |         |   время    | номер   |   время    | номер   | ления РРО|
| рабочего | выходом    |         |            | расч.   |            | расч.   |          |
| дня      | РРО        |         |            | квитан- |            | квитан- |          |
|          | из строя   |         |            | ции     |            | ции     |          |
|----------|------------|---------|------------|---------|------------|---------|----------|
|    1     |     2      |    3    |     4      |    5    |      6     |     7   |     8    |
|----------|------------|---------|------------|---------|------------|---------|----------|
|   0028   |    0042    | 227336  |27.09.2002г.|НК 314515|27.09.2002г.|НК 314620|          |
|          |            |         |   14:20    |         |    20:00   |         |          |
|----------|------------|---------|------------|---------|------------|---------|----------|
|          |            | 227336  |28.09.2002г.|НК 314621|28.09.2002г.|НК 314653|    0043  |
|          |            |         |    8:00    |         |    16:10   |         |          |
|----------|------------|---------|------------|---------|------------|---------|----------|

    Кроме того, на основании данных расчетных квитанций  ежедневно
заполняется р. 2 КУРО:
    - в  записи  за  первый  день  следует  включить   данные    о
соответствующих суммах (гр. 3-8) по  контрольной  ленте  с  начала
рабочего дня  до  момента  выхода  из  строя  РРО  или  отключения
электроэнергии;
    - в  записях  по   данным    фискального    отчетного    чека,
распечатанного  после  возобновления  работы  на  РРО,  необходимо
указать, за какие предыдущие даты  просуммированы  данные  в  этом
фискальном чеке.
    Если  в  конце  рабочего  дня  фискальный  отчетный  чек    не
распечатывался из-за отсутствия электроэнергии  или  неисправности
РРО, то в гр. 2 р. 2 вместо номера 2-отчета указывается номер  РК,
которая использовалась во время отключения  электроэнергии  или  в
период ремонта РРО.
    Раздел 2 (стр. 1 - 1 день; стр. 2 - 2 день):

                                                                  (грн., коп.)
|------------|----------|-------------------|-----------------|-----|--------|
|    Дата    | Номер    |  Сумма наличности |  Сумма расчетов |Сумма|Выдано  |
|            | Z-отчета |---------|---------|-------|---------| НДС |при     |
|            | (номер   |служебное|служебная| общая |по ставке|     |возврате|
|            | расчетной|внесение |выдача   |       |НДС 20%  |     |товара  |
|            | книжки)  |         |         |       |         |     |        |
|------------|----------|---------|---------|-------|---------|-----|--------|
|      1     |     2    |    3    |    4    |   5   |    6    |  7  |    8   |
|------------|----------|---------|---------|-------|---------|-----|--------|
|27.09.2002г.| По контр.|    20   |    -    |  600  |   600   | 100 |    -   |
|            | ленте    |         |         |       |         |     |        |
|------------|----------|---------|---------|-------|---------|-----|--------|
|27.09.2002г.|  227336  |   620   |   920   |  300  |   300   |  50 |    -   |
|------------|----------|---------|---------|-------|---------|-----|--------|
|28.09.2002г.|  227336  |    20   |   440   |  420  |   420   |  70 |    -   |
|------------|----------|---------|---------|-------|---------|-----|--------|
|28.09.2002г.|    0043  |   440   |  1160   |  720  |   720   | 120 |    -   |
|------------|----------|---------|---------|-------|---------|-----|--------|

    Хотелось бы отметить, что формой КУРО,  утвержденной  приказом
ГНАУ от 01.12.2000г. № 614 ( z0105-01 ) и приведенной в приложении 
2 к Порядку регистрации и ведения КУРО и РК № 614 ( z0105-01 ), не 
предусмотрена  графа  для  отражения  выручки, сдаваемой  в  кассу  
предприятия  в  конце  дня,  поэтому такая  операция  отражается в 
графе 4.
    После установления  отремонтированного  (резервного)  РРО  или
возобновления поставки электроэнергии необходимо:
    - провести  через  РРО  суммы  расчетов  за  время  работы   с
использованием РК;
    - провести  через  РРО  суммы  расчетов  за   время    работы,
предшествующей выходу РРО из строя или отключению  электроэнергии,
отдельно по каждой ставке НДС в соответствии с контрольной  лентой
(в случае обнуления оперативной памяти);
    - выполнить Z-отчет;
    - при необходимости выполняется операция "служебное  внесение"
наличности, хранящейся на месте проведения расчетов.
    В соответствии с условиями примера после ремонта:
    - через РРО проводится сумма расчетов, которая равна 720 грн.,
за время работы с использованием РК ;
    - заполняется раздел 2 КУРО - стр. 4;
    - выполняется Z-отчет.
    Таким образом, в течение 28.09.2002  г.  будут  выполнены  два
Z-отчета, которые  будут  подклеены  в  разделе  1  КУРО:  один  в
начале использования отремонтированного  РРО,  второй  -  в  конце
рабочего дня.
    Кроме того, заполняется  еще  одна  строка  в  КУРО  на  сумму
расчетов, проведенных до конца дня.
    Не  стоит  также  забывать, что согласно п. 14  Закона  о  РРО 
( 1776-14 )  в  случае   выхода    из   строя   РРО   его   ремонт  
осуществляется  центром  сервисного  обслуживания,  который должен  
обеспечить возобновление его работы в течение 72 часов.

    Возврат товара и ошибочно пробитая сумма

    В  соответствии  со  ст. 2  Закона  о  РРО  ( 1776-14 ) выдача 
наличных    средств    за     возвращенный    покупателем    товар  
(непредоставленную   услугу)   является    расчетной    операцией.  
Следовательно,  при возврате товара СПД обязан придерживаться норм  
ст. 3  Закона о РРО ( 1776-14 ), согласно которым он должен выдать 
лицу, возвращающему товар  (отказавшемуся  от  услуги),  расчетный 
документ установленной формы на полную сумму проведенной через РРО 
операции. При применении РРО таким расчетным  документом  является  
фискальный кассовый чек выдачи денежных средств (расходный чек).
    После "пробития" через РРО ошибочной  суммы  и  закрытия  чека
следует распечатать расходный чек - фискальный кассовый чек выдачи
средств на такую же сумму расчетов.
    Требования  к  содержанию  расходного кассового чека приведены 
в  п. 4 Положения  о  форме  и  содержании расчетных   документов,
утвержденного  приказом  Государственной  налоговой  администрации
Украины от 01.12.2000 г. № 614 ( z0105-01 ).  В  случае отсутствия 
хотя бы одного  из  обязательных  реквизитов, указанных  в  данном 
Положении,  а  также при несоблюдении сферы назначения документ не 
является  расчетным.  Форма  № ФКЧ-2  расходного чека приведена  в  
приложении 2 и имеет следующий вид:

    строка
      |-----------------------------------------------------------|
    1 |          "Наименование хозяйственной единицы"             |
    2 |              "Адрес хозяйственной единицы"                |
    3 | ПН "Индивидуальный налоговый номер плательщика НДС"       |
    4 | ИД "Идентификационный код по ЕГРПОУ (номер по ГРФЛ)"      |
    5 |    "Количество операций выплаты" "Знак умножения"         |
      |           "Сумма по одной операции выплаты"               |
    6 |    "Наименование операции выплаты" "Сумма средств"        |
      |           "Буквенное обозначение ставки НДС"              |
    7 | "Форма выплаты"                            "Сумма средств"|
    8 | СУММА                       "Общая сумма выданных средств"|
    9 |         НДС "Буквенное обозначение ставки НДС"            |
      |          "Ставка НДС в процентах" "Сумма НДС"             |
   10 | "Номер чека" "Текущая дата"                               |
      | "Время проведения расчетной операции"                     |
   11 |                ФН "Фискальный номер РРО"                  |
   12 |                      РАСХОДНЫЙ ЧЕК                        |
      |-----------------------------------------------------------|

    Примечания:

    К стр. 3, 4:
    - для СПД, зарегистрированных плательщиками НДС, -  печатается
индивидуальный налоговый номер плательщика НДС;  перед  номером  -
большие буквы "ПН";
    - для СПД - неплательщиков НДС,  -  идентификационный  код  по
ЕГРПОУ  или  идентификационный  номер  по  ГРФЛ,  перед    которым
печатаются большие буквы "ИД";
    - стр. 9  печатается  СПД,  зарегистрированными  плательщиками
НДС.
    Согласно п. 4.7 Порядка регистрации и применения РРО за товары
(услуги),  утвержденного  приказом  ГНАУ  от  01.12.2000 г.  № 614 
( z0105-01 ), регистрация выдачи средств в случае  возврата товара  
(отказа от услуги) или отмены ошибочно проведенной через РРО суммы  
расчета  осуществляется  путем  регистрации  отрицательной   суммы 
только  в случае,  если РРО обеспечивает  отдельное  накопление  в  
фискальной   памяти  отрицательных   сумм   расчетов.  Если  такое 
накопление не обеспечивается,  то сумма возврата (ошибочная сумма)  
выводится с использованием функции "служебная выдача".
    Операция  по  возврату  средств  не  должна  уменьшать    итог
расчетных операций. Следовательно, общая сумма выручки, вносимая в
фискальную память, не уменьшается.
    Кроме того, пунктом 4.8 Порядка регистрации и  применения  РРО
предусмотрено, что  если  сумма  средств,  выданных  при  возврате
товара,  превышает  5  необлагаемых   минимумов   доходов  граждан
(85 грн.), то материально ответственное лицо хозяйственной единицы
или лицо, непосредственно осуществляющее расчеты, должно составить
акт о выдаче средств.
    Аналогичный акт составляется при отмене  ошибочно  проведенной
через РРО суммы расчета, где указываются данные об ошибочной сумме
и реквизитах расчетного документа.  Акты о  выдаче  средств  и  об
отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчета  передаются  в
бухгалтерию СПД и хранятся в течение 3 лет.  В случае отсутствия у
СПД  бухгалтерии  акты  подклеиваются  на    последней    странице
соответствующей КУРО.
    Рассмотрим операцию возврата товаров на примере.

    Пример 2

    В  магазине  "Свет"  выручка,  полученная  за  01.10.2002  г.,
составила 3600 грн. (в т. ч.  НДС  -  600  грн.).  В  течение  дня
покупателем возвращен светильник по цене 120 грн. (в т. ч.  НДС  -
20 грн.), проданный 28.09.2002 г.  Накопление в фискальной  памяти
РРО, установленного в магазине,  отрицательных  сумм  расчетов  не
обеспечивается.
    При заполнении КУРО на РРО в  графу  5  второго  раздела  КУРО
заносится общая сумма денег, полученных за день, - 3600 грн.
    При возврате товара производится:
    1. Распечатка фискального кассового  чека  выдачи  средств  на
сумму  120  грн.  Сумма  средств,  выданных  при  возврате  товара
(ошибочно пробитого), не меняет итоговую  сумму,  а  отражается  в
графе 8 КУРО;
    2. Вывод суммы возврата с  использованием  функции  "служебная
выдача";
    3. Составление  акта  о  выдаче  средств,    который    должен
содержать:
    - данные  документа,  удостоверяющего  личность    покупателя,
который возвращает товар (отказывается от услуги);
    - сведения о товаре (услуге);
    - сумму выданных средств;
    - номер,  дату  и  время    выдачи    расчетного    документа,
подтверждающего покупку товара (получение услуги).
    Акт может иметь следующий вид:

                                             Утверждаю
                                             директор ООО "Свет"
                                             Боженко Т. Т. _______
                                             28.09.2002 г.

            Акт о возврате товаров и  денежных средств

    Комиссией  в  составе:  зав.   магазина   Светличко    Л.  И.,
продавца-консультанта  Кононенко Т. Л.,  продавца-кассира Еременко
С. С. составлен настоящий акт  о  том,  что  покупателю  Сидоренко
Михаилу  Степановичу  (паспорт  серия  -  СН,  № 145145,  выданный
Минским РУГУ МВД Украины г. Киева 30.01.97 г.) возвращены денежные
средства в сумме 120 грн. за светильник, артикул 59, на  основании
чека № 0057, дата 28.09.2002 г., время 15:30.
    Возврат денежных средств осуществил  продавец-кассир  Еременко
С. С. из ящика РРО в присутствии членов комиссии.

    Продавец-кассир _________ Еременко С. С.
    Продавец-консультант_______Кононенко Т. П.
    Зав. магазином__________Светличко Л. И.

    Такой акт передается в бухгалтерию, где хранится в течение 3-х
лет и является основанием для заполнения КУРО раздела 2 на РРО :

                                                                  (грн., коп.)
|------------|----------|-------------------|-----------------|-----|--------|
|    Дата    | Номер    |  Сумма наличности |  Сумма расчетов |Сумма|Выдано  |
|            | Z-отчета |---------|---------|-------|---------| НДС |при     |
|            | (номер   |служебное|служебная| общая |по ставке|     |возврате|
|            | расчетной|внесение |выдача   |       |НДС 20%  |     |товара  |
|            | книжки)  |         |         |       |         |     |        |
|------------|----------|---------|---------|-------|---------|-----|--------|
|      1     |     2    |    3    |    4    |   5   |    6    |  7  |    8   |
|------------|----------|---------|---------|-------|---------|-----|--------|
|01.10.2002г.|   2131   |    -    |   120   |  3600 |   3600  | 600 |   120  |
|------------|----------|---------|---------|-------|---------|-----|--------|

    Так как  покупатель  товара  -  физическое  лицо  не  является
плательщиком НДС, то пересмотр налоговых обязательств  у  продавца
согласно п. 4.5 ст. 4 Закона  Украины  "О  налоге  на  добавленную
стоимость"   от   03.04.97  г.    № 168/97-ВР   ( 168/97-ВР )   не
производится.  Поэтому  согласно  условиям  рассмотренного    нами
примера магазин не имеет право на корректировку НДС.
    Если же  такой  пересмотр  связан  с  выполнением  гарантийных
обязательств, то сумма НДС, указанная  в  графе  7,  при  возврате
товара не будет являться фактическим налоговым  обязательством  по
НДС.  Поэтому налоговые обязательства, отраженные в графе 7  КУРО,
необходимо  откорректировать  на  сумму   НДС,    относящуюся    к
возвращенному товару.  Если продажа и возврат товара происходят  в
разные налоговые периоды, то при такой корректировке представление
уточненной  деклорации  не  требуется,  т.к.  возврат  товара   не
является ошибкой.  Корректировка отражается в текущей декларации о
НДС.
    В графах 4-7 Отчета об использовании  РРО  сумма  возвращенных
средств (ошибочно пробитых) не отражается.

    КУРО на хозяйственную единицу

    Перечень отдельных форм и условий ведения деятельности в сфере
торговли, общественного питания и  услуг,  при  которых  разрешено
проводить  расчетные  операции  без    применения    регистраторов
расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг  учета
расчетных операций. утвержден  постановлением  Кабинета  Министров
Украины от 23.08.2000 г. № 1336 ( 1336-2000-п ).
    В соответствии с п. 7 Порядка регистрации и ведения КУРО и  РК
№ 614 ( z0105-01 ) СПД  должен  обеспечить  использование  КУРО  в  
хозяйственной единице,  указанной на титульной  странице книги при 
ее регистрации.
    Для СПД является обязательным:
    - хранение в хозяйственной единице справки о регистрации  КУРО
и последней использованной книги КУРО;
    - указание до начала работы даты начала использования КУРО  на
ее титульной странице.
    Использование  КУРО,  зарегистрированной   на    хозяйственную
единицу, предусматривает:
    - наличие КУРО в хозяйственной единице, на которую  эта  книга
зарегистрирована,  или  на  месте  проведения  расчетов.  Если   в
хозяйственной  единице  организовано  несколько  мест   проведения
расчетов,  где  согласно  действующему   законодательству    можно
производить расчеты без применения РРО, то по желанию СПД на  всех
местах проведения расчетов в  одной  хозяйственной  единице  может
использоваться несколько РК и одна КУРО;
    - осуществление записей о реквизитах  расчетных  квитанций  до
начала  использования  РК  и  непосредственно  по  завершении   ее
использования в пределах рабочего дня или смены;
    - ежедневное  выполнение  записей  о  движении  наличности.  В
случае ведения  одной  КУРО  по  нескольким  местам  осуществления
расчетов с применением РК данные в ней по всем РК,  по  которым  в
этот день производились расчеты, заполняются  отдельными  строками
(приложение 3  к  Порядку  регистрации  и  ведения КУРО и РК № 614 
( z0105-01 )).
    КУРО на хозяйственную единицу  состоит  из  одного  раздела  -
"Учет расчетных квитанций и движения наличности".
    Заполняется КУРО ежедневно следующим образом:
    1. В начале рабочего дня заполняется:
    - дата проведения операций - графа 1 (15.10.2002 г.);
    - номер РК, по которой осуществляются расчеты -  графа  2  (РК
№ 428325);
    - номер и серия расчетной квитанции, в которой  будет  сделана
первая запись - графа 3 (НК 114516);
    - сумма разменной монеты, как служебное  внесение  -  графа  5
(20 грн.);
    2. По результатам дня записывается:
    - номер и серия расчетной квитанции,  по  которой  осуществлен
последний расчет - графа 4 (НК 114538);
    - по корешкам  расчетных  квитанций  определяется  сумма  всех
расчетов за день и заполняется общая  сумма  расчетов  -  графа  7
(4500 грн.);
    - из общей суммы расчетов выбирается сумма расчетов по  ставке
20% (4200 грн.), сумма НДС (700 грн.) и  сумма  выданных  денежных
средств (4500 грн.), и заполняются графы 8 - 10.
    - сумма сдачи денежных средств наемными  работниками  частному
предпринимателю  или  средств,  использованных    самим    частным
предпринимателем  на  хозяйственные  нужды,   заполняется    сумма
служебной выдачи - графа 6 (4500 грн.).

                                                                                  (грн., коп.)
|------------|----------|-------------------|-----------------|---------------|-----|--------|
|    Дата    | Номер    |  Номер и серия    | Сумма наличности| Сумма расчетов|Сумма|Выдано  |
|            | расчетной|расчетной квитанции|                 |               | НДС |при     |
|            | книжки   |---------|---------|--------|--------|-----|---------|     |возврате|
|            |          |служебное|служебная|Служеб- | Служеб-|общая|по ставке|     |товара  |
|            |          |внесение |выдача   |ное     | ная    |     |НДС 20%  |     |        |
|            |          |         |         |внесение| выдача |     |         |     |        |
|------------|----------|---------|---------|--------|--------|-----|---------|-----|--------|
|      1     |     2    |    3    |    4    |    5   |    6   |  7  |    8    |  9  |   10   |
|------------|----------|---------|---------|--------|--------|-----|---------|-----|--------|
|15.10.2002г.|  428325  |НК 114516|НК 114538|   20   |  4500  | 4500|   4200  | 700 |    -   |
|------------|----------|---------|---------|--------|--------|-----|---------|-----|--------|

    Перечень  сокращенных  обозначений  нормативных    документов,
    использованных в данной консультации:

1. Закон  о  РРО  -  Закон  Украины  "О  применении  регистраторов
   расчетных операций в сфере торговли,  общественного  питания  и
   услуг" от 06.07.95 г. № 265/95-ВР, в  редакции  Закона  Украины
   от 01.06.2000 г. № 1776-III, с изменениями и дополнениями.

{1} К Порядку регистрации и ведения КУРО и РК № 614.
{2} По  желанию  СПД  на  одну   хозяйственную    единицу    можно
    регистрировать  несколько  первых  КУРО  для  использования  в
    отдельных местах проведения расчетов.  Документы  и  их  копии
    должны быть заверены подписью руководителя  и  печатью  СПД  -
    юридического лица или личной подписью СПД -  физического  лица
    (оригиналы  документов  возвращаются  СПД,  копии  остаются  в
    органе ГНС).
{3} Об отказе должно быть сообщено СПД в течение 2-х рабочих  дней
    с момента предоставления им необходимых документов.
{4} РК должна быть зарегистрирована в соответствии с п. 3  Порядка
    регистрации и ведения КУЮ  и  РК № 614 и вестись согласно п. 9
    указанного Порядка.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№41/02, стр. 42
[14.10.2002]
Елена Ткаченко
Консультант еженедельника "ГлавБух"
------------------------------------------------------------------