Ликвидация основных средств 2 группы по решению
                     собственника предприятия

------------------------------------------------------------------

    Данный вид ликвидации основных средств состоит  из  нескольких
этапов: основные средства выводятся из эксплуатации, списываются с
баланса,  прекращают  свое  существование    (уничтожаются)    или
разбираются  на  запчасти  и  комплектующие,  либо   сдаются    на
металлолом.

    Основные причины ликвидации

    Согласно  п.  33  ПБУ  7  "Основные  средства",  утвержденного
Приказом Министерства финансов Украины  от  18.10.1999  г.  №  242
( z0750-99 ) (далее - ПБУ 7 "Основные средства"),  одной из причин
списания с баланса основных  средств  является  их  несоответствие
критериям признания  активом,  то  есть  отсутствие  того,  что  в
будущем предприятие получит выгоды от их использования.
    Основными причинами являются:
    - Физический  износ,  то  есть  объект  основных  средств   не
пригоден  к  дальнейшей  эксплуатации,  не  подлежит  ремонту    и
эксплуатации, а также не подлежит ремонту и реализации.
    - Моральный  износ  -  когда  несмотря  на  удовлетворительное
физическое  состояние,   все    же    невозможность    дальнейшего
использования по  причине  несоответствия  требованиям  технологии
производства.
    - Невозможность  использования  в  случае,  когда  предприятие
перепрофилировалось, а основные средства не смогли реализовать.
    - Ликвидация  предприятия  в   случае,    когда    предприятие
ликвидируется, а основные средства не реализованы.
    В случае списания по любой из  вышеуказанных  причин  основные
средства разбираются и оприходуются на склад с  целью  дальнейшего
использования или реализации  (продажи).  В  случае  если  они  не
подлежат использованию, то  демонтируются,  т.  е.  разбираются  и
сдаются в  специальные  приемные  пункты  металлолома.  Работы  по
разборке  могут  проводиться  работниками  предприятия   или    же
сторонними организациями по договору (услуги, подряд и т. д.).

    Документальное оформление ликвидации

    В случае ликвидации основных фондов на  предприятии  создается
приказ о ликвидации основных средств  по  решению  собственника  и
назначении  комиссии  (Приложение  № 1),   который   подписывается
руководителем.  Исключение объектов  из  состава  основных  фондов
оформляется на основании типовой формы  №  03-3  согласно  Приказу
Министерства  статистики  Украины  "Об  утверждении  типовых  форм
первичного учета"  от  29.12.95 г. № 352 ( v0352202-95 ) (далее  -
Приказ № 352). Акт  составляется  назначенной  комиссией  в   двух
экземплярах   и  утверждается  руководителем  предприятия.  Первый
экземпляр  акта передается  в  бухгалтерию,  а второй  остается  у
материально-ответственного лица, в компетенции которого  находился
ликвидируемый объект и является основанием для сдачи металлолома.
    В  акте  в  разделе  "Расчет  результатов  списания   объекта"
отражаются затраты на  ликвидацию  объектов  основных  средств,  а
также  стоимость  материальных  ценностей,  которые  получены    в
результате демонтажа оборудования.
    Порядок отражения в бухгалтерском учете  операций  по  выбытию
регламентируется  п.  33  -  35  ПБУ  7   ( z0750-99 )   "Основные
средства".    Согласно   п.  34  ПБУ  7   ( z0750-99 )    регистры
аналитического   учета   выбывших   объектов    основных   средств
прилагаются к документам, которыми оформлены акты выбытия основных
средств.
    При определении  финансового  результата  от  выбытия  объекта
необходимо  из  суммы  полученного  дохода   вычесть    остаточную
стоимость  объекта,  сумму  непрямых  налогов  и  сумму  расходов,
связанных  с  выбытием  основных  средств.  Доходами  могут   быть
материалы, комплектующие, запчасти, металлолом, утиль и т. д.
    В графе 2 акта следует указать два корреспондирующих  субсчета
131 и 976, а в графе 4 - соответствующий субсчет счета 10. Также в
акте следует отразить расходы,  связанные  с  ликвидацией  объекта
(зарплата, услуги сторонних организаций).
    Также при ликвидации  нужно  внести  изменения  в  инвентарную
карточку учета основных средств - типовая  форма  №  03-6.  Данная
карточка применяется как для индивидуального, так и для группового
учета объектов основных  средств.  При  выбытии  основных  средств
заполняются графы 22 - 24 инвентарной карточки с  указанием  даты,
номера и причины выбытия.

    Ликвидация в налоговом учете

    Здесь необходимо указать,  что  нормы,  регулирующие  операции
ликвидации  основных  фондов 2 группы, представлены в соответствии
с   Законом   Украины   "О налогообложении прибыли предприятий"
от 22.05.97г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) (далее - Закон о Прибыли).
Хотя в Закон о прибыли не были внесены соответствующие  изменения,
однако согласно ст. 7 Закона Украины "О Государственном бюджете на
2002 год"  от  20.12.2001 г. № 2905-III ( 2905-14 ) (далее - Закон
о  Госбюджете  на  2002 г.)  до  1  января  2003  г.   для   целей
налогообложения амортизация на основные фонды 2 и 3 групп, которые
выведены из эксплуатации, не начисляется.
    А в соответствии с пп. 8.4.6 п. 8.4 ст.  8  Закона  о  Прибыли
( 283/97-ВР ) балансовая (остаточная) стоимость основных средств 2
группы не изменяется, в случае вывода  из  эксплуатации  отдельных
основных фондов.  Дополнительно  следует  указать,  что  стоимость
ликвидируемых основных фондов 2  группы  не  включается  в  состав
валовых  расходов,  а  возмещается  за  счет  собственных  средств
налогоплательщиков.  Но если ликвидация происходит по не зависящим
от  предприятия  причинам  (хищение,  форс-мажор  и  т.  д.)   или
вследствие угрозы жизни или окружающей среде, то  тогда  стоимость
основных фондов включается в состав валовых расходов.
    Согласно  п.  7  Закона  о  госбюджете  2002  г.   ( 2905-14 )
приостановлено  начисление   амортизации    на    выведенные    из
эксплуатации ликвидируемые  основные  фонды  2  группы,  а  значит
введен  пообъектный  учет.  Также  согласно  Приказу  ГНА  Украины
от 13.02.2002 г.  № 68  ( v0068225-02 )  нормы  пп. 8.3.5  п. 8.3,
пп. 8.4.4  и  8.4.6 п. 8.4 ст. 8 Закона о Прибыли ( 283/97-ВР )  в
течение  2002 г. субъектами  предпринимательской  деятельности  не
применяются.  Учитывая  то,  что  в  этом  году установлены единые
правила налогового учета для всех групп объектов  основных  фондов
(кроме норм амортизации), то естественно, что и приостанавливается
действие  и  других  норм  ст. 8  Закона о Прибыли  ( 283/97-ВР ),
а  именно  пп. 8.4.8 и 8.4.9. То есть  при  ликвидации  необходимо
применять нормы,  предусмотренные для основных средств  1  группы.
При    этом    балансовая   стоимость    ликвидируемого    объекта
приравнивается  для  целей амортизации к нулю,  а,  следовательно,
амортизация не начисляется.
    Что же касается НДС, то согласно п. 4.9 ст. 4  Закона  Украины
"О налоге  на  добавленную  стоимость" от 03.04.97 г. №  168/97-ВР
( 168/97-ВР ) (далее - Закон о НДС) базой обложения  НДС  является
обычная цена, действующая  на  момент  ликвидации  на  аналогичные
товары.  Это  связано  с  тем,  что  ликвидация  основных  средств
приравнивается к продаже производственных основных фондов.
    Для начала определимся, что же такое обычная цена.
    Согласно п. 1.20 ст. 1 Закона о Прибыли ( 283/97-ВР )  обычная
цена - это цена продажи  товаров  (работ,  услуг),  включая  сумму
начисленных (уплаченных) процентов, стоимость иностранной  валюты,
которая  может  быть  получена  в  случае  их  продажи  лицам,  не
связанным с продавцом при обычных условиях  ведения  хозяйственной
деятельности.
    Согласно же ст. 13 Указа Президента Украины "О некоторых мерах
по дерегулированию предпринимательской деятельности" от 23.07.98г.
№ 817/98 ( 817/98 ) обычные цены на товары  (работы,  услуги)  для
применения их в налоговых или таможенных целях устанавливаются  на
основании  статистической  оценки  уровня  цен  реализации   таких
товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке Украины.
    Также обычная цена определяется по цене, составляющей не менее
85% средневзвешенной  цены  реализации  аналогичной  продукции  по
любым договорам купли-продажи,  заключенным  налогоплательщиком  в
течение 60 календарных дней, предшествовавших дате ее  реализации,
согласно  Порядку  обращения  взыскания  на  движимое   имущество,
находящееся  в  налоговом  залоге,   для    погашения    налоговой
задолженности налогоплательщика (кроме физических лиц -  субъектов
предпринимательской деятельности) и реализации  такого  имущества,
утвержденному    постановлением    Кабинета   Министров    Украины
от 22.06.98 г. № 941 ( 941-98-п ).
    Из этого следует  вывод,  что  обычная  цена  определяется  по
уровню сложившихся рыночных цен на аналогичные  основные  средства
без  ограничений  ниже  балансовой   стоимости.    Оценку    может
осуществить комиссия по списанию, созданная по приказу  директора.
Для  этого  необходимо    иметь    документальное    подтверждение
специалистов о дальнейшей непригодности к использованию.  В случае
когда  основные  фонды  дорогостоящие,  то  имеет  смысл   сделать
экспертную оценку, которая будет документальным подтверждением для
налоговых органов об объективности определения базы обложения НДС.
    Неначисление НДС происходит в  случае  действия  обстоятельств
непреодолимой силы (форс-мажора). Кроме того, правила п. 4.9 ст. 4
Закона о НДС ( 168/97-ВР ) не  распространяются  на  случаи,  если
налогоплательщик предоставляет налоговому  органу  соответствующий
документ об уничтожении, разборке или переработке основного  фонда
другими  способами,  в  следствии  чего  основной  фонд  не  может
использоваться в будущем по первоначальному  назначению.  То  есть
необходимо  документальное  подтверждение,  чтобы   не    возникло
налоговое  обязательство  по  НДС.    Но    бухгалтеру,    который
предпочитает перестраховаться,  следует  все-таки  начислять  НДС,
поскольку  документы,  которые  необходимо  подать,    четко    не
определены  законодательно,  и  возможность  доказательств   также
ограничена.

    Ликвидация в бухгалтерском учете

    Бухгалтерский учет операций по ликвидации основных  средств  2
группы основывается на том, что такие операции квалифицируются как
прочая обычная  деятельность.  Остаточная  (балансовая)  стоимость
реализованных или ликвидированных основных  фондов  учитывается  в
составе  расходов  прочей  обычной  деятельности  независимо    от
направления их использования (производственные или нет).
    В бухгалтерском  учете  выбытие  объектов  основных  фондов  2
группы в связи с ликвидацией отражается записями по К-ту счета  10
"Основные  средства"  и  Д-ту  счета  976  "Списание   необоротных
активов" (на остаточную стоимость).  Но в  зависимости  от  других
операций, таких как  выполнение  работ,  связанных  с  ликвидацией
объекта, или оприходование  и  реализация  запасов,  оставшихся  в
результате ликвидации объекта, и т. д., выполняются дополнительные
бухгалтерские записи.

    Пример 1

    1. Руководитель принял  решение  о  ликвидации  компьютера  по
причине его физического и морального износа.
    2. Первоначальная  стоимость  -  3500 грн.,  сумма  износа   -
2000 грн., остаточная стоимость 1500 грн., обычная цена 1000 грн.
    3. Расходы сторонней организации на разборку (в т. ч.  НДС)  -
180 грн.
    4. Оплата своим сотрудникам за работу по разборке - 100 грн.
    5. Оприходованы комплектующие - 500 грн.,  сдан  металлолом  -
200 грн.
    Использованы счета и субсчета:
    104 "Машины и оборудование";
    131 "Износ основных средств";
    207 "Запасные части";
    209 "Прочие материалы";
    361 "Расчеты с отечественными покупателями";
    377 "Расчеты с прочими дебиторами";
    641/НДС "Расчеты по налогам и платежам/НДС";
    65 "Расчеты по страхованию";
    661 "Расчеты по заработной плате";
    712 "Доход от реализации прочих оборотных активов";
    746 "Прочие доходы от обычной деятельности";
    793 "Результат прочей обычной деятельности";
    943 "Себестоимость реализованных производственных запасов";
    976 "Списание необоротных активов".

    Таблица 1. Ликвидация основных средств 2 группы

|---|------------------------|---------------|-------|-----------|
| № |   Содержание операции  | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый |
|п/п|                        |      учет     |  грн. |    учет   |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 1 | Отражено списание      |  976  |  104  |   1500|     |     |
|   | компьютера на сумму    |       |       |       |     |     |
|   | остаточной стоимости   |       |       |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 2 | Списана сумма износа   |  131  |  104  |   2000|     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 3 | Начислена сумма        |  976  |641/НДС|    300|     |     |
|   | налоговых обязательств |       |       |       |     |     |
|   | по НДС (1500 x 20%)    |       |       |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 4 | Отражаются расходы по  |  976  |  377  |    150|     | 150 |
|   | ликвидации компьютера  |       |       |       |     |     |
|   | сторонней организации  |       |       |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 5 | Отражен НДС            |641/НДС|  377  |     30|     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 6 | Отражаются расходы по  |  976  |661, 65|    100|     | 100 |
|   | ликвидации компьютера  |       |       |       |     |     |
|   | собственными силами    |       |       |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 7 | Оприходованы           |  207  |  746  |    500|     |     |
|   | комплектующие при      |       |       |       |     |     |
|   | ликвидации             |       |       |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 8 | Оприходован металлолом |  209  |  746  |    200|     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 9 | Сдан металлолом на     |  361  |  712  |    240| 200 |     |
|   | приемный пункт         |       |       |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 10| Отражен НДС            |  712  |641/НДС|     40|     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 11| Списана стоимость      |  943  |  209  |    200|     |     |
|   | металлолома            |       |       |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 12| Отражен финансовый     |  746  |  793  |    700|     |     |
|   | результат              |  712  |  793  |    200|     |     |
|   |                        |  793  |  976  |   2050|     |     |
|   |                        |  793  |  943  |    200|     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|

    Вывод

    На  данный  момент  существует  довольно   прозрачная    схема
ликвидации основных средств 2  группы  (кстати,  схема  ликвидации
основных  фондов  3  группы  аналогична),  что  дает   возможность
предприятиям списывать неэффективные в хозяйственной  деятельности
основные фонды.  На многих предприятиях есть компьютерная и другая
техника, которая не приносит никакой пользы, но  ее  списание  все
время откладывается по  причине  недостаточной  осведомленности  в
правильности процедуры ликвидации.  По каждому  отдельному  случаю
можно сделать дополнительные замечания, но в общем  вся  процедура
довольно проста и не требует больших усилий по ее реализации.
    Списывайте  старую  технику  и  приобретайте  новую,   которая
принесет Вам не только прибыль, но  и  удовольствие  от  работы  с
более совершенными технологиями.

                                                    Приложение № 1

    ПРИКАЗ № 1-ОС                               15 августа 2002 г.

    В  связи  с  физическим  и  моральным    износом    компьютера
приказываю:
    1. Произвести процедуру ликвидации компьютера.
    2. Назначить  комиссию  по  ликвидации  компьютера   в    лице
председателя Иванова И. И. и членов Петрова П. П. и Сидорова С. С.
    3. Провести  необходимые  работы  по    демонтажу    бригадиру
Никифорову Н. Н.
    4. Оприходовать  полученные  при   ликвидации    запчасти    и
комплектующие заведующему складом Николаеву Н. Н.
    5. Сдать металлолом  в  пункт  приема  складовщику Митрофанову
М. М.
    6. Привести в  соответствие  бухгалтерские  записи  бухгалтеру
Васильеву В. В.


    Директор ООО "К..." ____________     Спиридонов С. С.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71
№35/02, стр. 39
[19.09.2002]
Оксана Чубко
Директор Научно-учебного центра новейших технологий "Надежда"
------------------------------------------------------------------