Пятый экземпляр

      Очередные проблемы, связанные с получением экспортного
                        возмещения по НДС

------------------------------------------------------------------

    Налоговое разъяснение относительно порядка применения  нулевой
ставки налога на добавленную  стоимость  по  операциям  по  вывозу
(экспортированию) товаров за пределы таможенной территории Украины
(утверждено приказом  ГНАУ от 05.09.2002 г. № 418 ( v0418225-02 ))
{1}  лишь  ненадолго  сняло  напряжение  в    вопросе    получения
экспортного возмещения.  Складывается впечатление, что  налоговики
намеренно сдали свои прежние позиции, подготовив  и  опробовав  на
практике другой плацдарм.  Речь идет о надписи  таможни  на  пятом
экземпляре ГТД о фактическом вывозе товаров.
    Напомним, что  механизм  подтверждения  факта  вывоза  товаров
путем совершения соответствующей надписи был введен Постановлением
КМУ от 01.03.2002 г. № 243 ( 243-2002-п ) (далее  -  Постановление
№ 243 ( 243-2002-п )) {2}. И хотя последовавшие за ним разъяснения
Гостаможслужбы   определили  порядок  проставления  такой  надписи
внешне  непротиворечивый  и  оперативный  (всего-то  пять  дней  с
момента получения заявления плательщика), на деле все оказалось не
так просто.  На практике органы таможенной службы с  удовольствием
демонстрируют полнейшую невозможность организовать  подтверждение.
Случается, например,  что  внутренняя  таможня  затягивает  выдачу
подтверждений на два-три месяца или футболит заявителя на  таможню
на границе, до которой и добраться-то подчас непросто.
    А в это время аппетиты налоговых органов в  вопросе  получения
подтверждений охватывают все более древние временные пласты.  Так,
налоговики требуют пятый экземпляр с отметкой ГТД  уже  и  от  тех
предприятий, которые экспортировали товары и в январе этого  года,
и даже в прошлом году. В случае же отсутствия такого подтверждения
они отказывают плательщику в праве на бюджетное возмещение, а то и
вовсе  доначисляют  сумму  НДС  (20%)  на  экспортные  поставки  с
соответствующими штрафами.
    Ввиду всего этого безобразия  у  налогоплательщиков  возникает
резонный вопрос об объеме своих  прав  и  обязанностей  в  вопросе
проставления злосчастной надписи.  С какого налогового периода они
вообще обязаны что-либо подтверждать? И как  можно  воздействовать
на таможню, если она затягивает проставление надписи на ГТД?
    Прежде чем перейти к данным вопросам, следует определиться,  с
какого  момента  у  экспортера  возникает  право   на    бюджетное
возмещение.  По нашему мнению, оно появляется  в  том  периоде,  в
котором плательщиком осуществляются операции по вывозу  (экспорту)
товара.  Этот вывод можно сделать исходя из  системного  прочтения
ст. 8  и  п/п. 6.2.1  Закона  об  НДС  ( 168/97-ВР ).  Факт вывоза
согласно  все тому  же  п/п. 6.2.1 подтверждается оформленной ГТД.
Согласно Положению  о  грузовой таможенной декларации (утверждено
Постановлением  КМУ  от 09.06.97 г.  № 574 ( 574-97-п ) {3})  ГТД
считается оформленной  при  наличии  на  всех  ее  листах  личной
номерной  печати инспектора  таможни,  осуществившего  таможенное
оформление товара.
    Поэтому мы  склоняемся  к  мнению,  что  право  на  экспортное
возмещение возникает у экспортера не в периоде совершения надписи,
подтверждающей фактический вывоз товара, а в периоде  проставления
печати инспектора таможни. Но в этом-то и состоит суть сегодняшней
экспортерской проблемы: пока  экспортеры  упрашивают  таможенников
оформить  надпись  о  фактическом   вывозе,    они    (экспортеры,
разумеется)  утрачивают  право  на  экспортное  возмещение   ввиду
устаревания первичных документов (платежных документов на  закупку
товаров,  импортных  ГТД),  наличие    которых    требуется    для
подтверждения экспортного возмещения согласно п. 8.1 "б" Закона.
    Ну а теперь перейдем  к  нашим вопросам. Вряд ли Постановление
№ 243 ( 243-2002-п ) распространяется на все экспортные поставки с
момента  учреждения  государственной  границы  Украины.  Наверное,
должна  существовать  какая-то  разумная  дата,   дающая    отсчет
правоотношениям по подтверждению факта вывоза товара.
    Согласно  Указу  Президента от 10.06.97 г. № 503/97 ( 503/97 )
"О  порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и
вступлении их в силу" акты Кабинета Министров,  определяющие права
и   обязанности  граждан,  вступают  в  силу  не  ранее  дня    их
опубликования в официальных печатных изданиях (ст.  5).  Поскольку
же физические лица  -  субъекты  предпринимательской  деятельности
являются  плательщиками  НДС  и  декларируют  товары  в  ГТД   при
экспорте,     датой   вступления  в  силу   Постановления   №  243
( 243-2002-п ) будет соответственно 12 марта 2002 года,  когда оно
было впервые опубликовано в "Урядовому кур'єрi".
    Далее.  Какие  отношения  опосредуют   нормы    Постановления?
Отношения по экспорту товаров? Вряд ли.  Скорее  уж  отношения  по
подтверждению факта экспорта и  по  последующему  возмещению  НДС.
Поэтому  органы  налоговой  службы,  видимо,  обоснованно,  ставят
вопрос о  подтверждении  экспортных  поставок,  имевших  место  до
12.03.2002 г.  Но так ли уж далеко должно заходить их любопытство?
По нашему мнению,  необходимый  критерий  содержится  в  следующем
пассаже этого Постановления:

    "Установить, что для  возмещения  бюджетной  задолженности  по
    налогу  на   добавленную    стоимость    плательщик    налога,
    осуществивший  операцию  по  вывозу  (пересылке)  товаров   за
    пределы таможенной территории Украины (экспорт),  представляет
    вместе   с    другими    предусмотренными    законодательством
    документами оригинал пятого основного  листа  ("экземпляр  для
    декларанта")  грузовой  таможенной  декларации   формы    МД-2
    (МД-3)".

    То  есть  пятый  экземпляр  ГТД  с  отметкой  таможни   должен
предъявляться в ГНИ на момент представления "других документов"  и
именно эта дата должна соотноситься с моментом вступления  в  силу
норм Постановления № 243 ( 243-2002-п ).
    К данным документам относятся:
    - во-первых,  НДСная  декларация  -  основание  для  получения
бюджетного   возмещения   согласно  п/п.  7.7.3   Закона   о   НДС
( 168/97-ВР );
    - во-вторых, расчет экспортного  возмещения  (приложение  1  к
декларации  по  НДС)  -  основание  для   получения    экспортного
возмещения согласно п. 8. 6 Закона;
    - в-третьих,  копии  платежных  поручений  или  ввозных   ГТД,
подтверждающих оплату (ввоз) экспортированных товаров (п. 8.1  "б"
Закона).
    Так или иначе, сроки  представления  перечисленных  документов
привязаны к фактическому моменту представления НДСной  декларации.
Следовательно, и пятый экземпляр ГТД плательщик должен представить
пред  ясны  очи  инспектора  в  эти  же  сроки.  Ими-то  (сроками,
конечно)  и  ограничиваются пределы действия  Постановления  № 243
( 243-2002-п ). Поэтому если какой-нибудь шустрый налогоплательщик
успел представить все декларации-расчеты за февраль до  10  марта,
то  на  него  требования  подтверждения  фактического  вывоза   не
распространяются.  В силу вышесказанного требования  подтверждения
факта вывоза для предприятий, экспортировавших  товары  в  прошлом
году, а также в январе этого года, представляются  нам  совсем  уж
незаконными.
    С целью полноты изложения можно отметить еще более либеральную
позицию  ГТСУ,  высказанную  в  п.  13  письма  от  24.07.2002  г.
№ 11/7-09-6507-ЕП ( v6507342-02 ) {4}. В нем говорится что порядок
подтверждения факта вывоза применяется в отношении тех товаров, на
которые экспортные декларации типа ЕК 10 были оформлены начиная  с
01.03.2002 г. Этот подход, хоть он и разнится с нашим собственным,
еще более  выгоден  для  плательщиков,  поскольку  выводит  из-под
подтверждающей процедуры товары, экспортированные в  феврале  2002
года.  Важно,  однако,  чтобы  с  ним  согласились  еще  и  органы
налоговой службы, чья позиция  на  практике  не  дает  повода  для
оптимизма.
    Еще  один  вопрос:  нужно  ли   обращаться    для    получения
подтверждения в таможню на границе? По нашему  мнению,  не  нужно.
Порядок подтверждения сведений о  фактическом  вывозе  товаров  за
пределы таможенной территории Украины (утвержден приказом  ГТСУ  и
ГНАУ  от  21.03.2002 г. № 163/121  ( z0295-02 ))  {5}  требует  от
экспортера лишь подать заявление в орган, осуществивший таможенное
оформление  экспорта  этих  товаров,  которым  является    таможня
отправления, а уж последний обращается в таможенный  орган,  через
который осуществлялся вывоз товаров (таможню назначения).
    Следует отметить, что в упомянутом выше письме  от  24.07.2002
№ 11/7-09-6507-ЕП ( v6507342-02 ) ГТСУ в качестве  альтернативного
варианта  для  ускорения  процедуры  получения  субъектами  ВЭД от
таможен  оформления  подтверждения  фактического   вывоза   грузов
предлагает  им  проведение  таможенного    оформления    некоторых
категорий  экспортных  грузов  непосредственно  на    приграничных
таможнях.  Но это лишь предложение (которое,  кстати,  еще  должно
получить  нормативную  регуляцию  в  отношении,  например,   видов
экспортируемых товаров), к которому экспортер может (но не обязан)
прислушаться.  В любом  случае,  если  некая  ГТД  оформлялась  на
внутренней  таможне,  то  требования  к  вам    налоговиков    или
таможенников съездить на таможню на границе являются незаконными.
    Ну  и  последнее:  что  делать  с    таможней,    затягивающей
подтверждение вывоза товара  и  подводящей  под  монастырь  самого
экспортера? Наше мнение: попробуйте-ка подать на нее в  суд.  Ведь
таможенники  (совместно  с  ГНАУ)  сами  установили    для    себя
пятидневный срок на  обработку  заявлений  экспортеров  (см.  п. 7
упомянутого выше  Порядка).  Поэтому  если  вследствие  отсутствия
подтверждения на ГТД налоговая инспекция доначислила вам  налог  и
штрафные санкции (или отказала в праве на  бюджетное  возмещение),
то,   на  наш  взгляд,   здесь   налицо   прямая   вина   таможни,
которая должна компенсировать  вам  причиненный  ущерб (ст. 442 ГК
( 1540-06 )).  При условии, конечно, что  фактический вывоз товара
все-таки состоялся.  Но эту информацию уже лучше истребовать через
суд, подав в него соответствующее ходатайство.

{1} См. "Бухгалтер" № 34'2002, с. 6-7.
{2} См. "Бухгалтер" № 26'2002, с. 4т.
{3} См. "Бухгалтерскую газету" № 36'2002, с. 2.
{4} См. "Бухгалтер" № 32'2002, с. 10-12.
{5} См. "Бухгалтер" № 26'2002, с. 5т-6т.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№39/02, стр. 36
[01.10.2002]
Дмитрий Михайленко
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------