Списание бюджетной задолженности

------------------------------------------------------------------

    Министерство  финансов   Украины   письмом  от  08.08.2002  г.
№  053-19106   ( v9106201-02 )   довело   до   сведения  субъектов
хозяйствования  порядок  отражения  в  бухгалтерском   учете  сумм
списанной задолженности бюджетных организаций перед ними. В данной
консультации  автор  пытается рассмотреть порядок отражения такого
списания в налоговом учете.
    Напомним,  что  согласно  утвержденному  Кабинетом   Министров
Украины в июле 2002 года Порядку № 961 ( 961-2002-п ) {1} подлежит
списанию   кредиторская   задолженность    бюджетных    учреждений
(распорядителей бюджетных средств)  и  бюджетов всех уровней перед
субъектами  хозяйствования  независимо  от  формы   собственности,
которым  проведено  списание  задолженности согласно ст. 70 Закона
Украины   "О   Государственном   бюджете   Украины  на  2001  год"
от 07.12.2000г. № 2120-III ( 2120-14 ) и Закону Украины "О порядке
погашения  обязательств  налогоплательщиков   перед   бюджетом   и
государственными  целевыми  фондами" от 21.12.2000 г.  №  2181-III
( 2181-14 ),  которая  образовалась  на  01.01.2001 г.  и осталась
непогашенной на дату составления актов сверок такой  задолженности
между  субъектами  хозяйствования   и   распорядителями  бюджетных
средств.
    Такое списание должно было быть осуществлено до 01.09.2002  г.
При этом если у налогоплательщика  сумма  списанных  долгов  перед
государственным   бюджетом    превышала    сумму    задолженности,
подлежавшей  списанию    у    бюджетной    организации,    которая
финансируется из госбюджета, то на сумму такой разницы должно было
быть  проведено  списание  задолженности  бюджетных    учреждений,
которые финансируются из местного бюджета, и  наоборот.  Операции,
связанные с таким "дополнительным"  списанием,  будут  проводиться
еще до 01.11.2002 г.
    Первый вопрос, возникающий  у  субъектов  хозяйствования  (как
коммерческих,  так  и  бюджетных)  после  завершения   процедурных
вопросов списания, - это порядок отражения списания задолженностей
как в бухгалтерском учете,  так и в налоговом.  Для урегулирования
этого вопроса Министерство финансов и Государственное казначейство
в  соответствии  с  Порядком  №  961  должны  были  разработать  и
утвердить порядок  отражения  расчетов  в  бухгалтерском  учете  и
отчетности бюджетных учреждений и субъектов хозяйствования.
    Госказначейство письмом "О порядке отражения  в  бухгалтерском
учете  и  отчетности бюджетных  учреждений  расчетов,  проведенных
в  соответствии  с  постановлением   Кабинета   Министров  Украины
от   11.07.2002  г.   №  961  ( 961-2002-п )"  от  12.08.2002   г.
№ 07-06/1401-7171 ( v7171506-02 ), довело этот порядок до сведения
бюджетных  учреждений.  В нем,  в частности,  указано,  что  суммы
списанной  задолженности  бюджетными  организациями  отражаются по
дебету субсчета 675 "Расчеты  с  прочими  кредиторами"  и  кредиту
субсчетов  431  "Результат  выполнения  сметы  по  общему  фонду",
432 "Результат выполнения сметы по специальному фонду".
    Минфин данным письмом  приводит  порядок  отражения  списанной
дебиторской задолженности коммерческими предприятиями.  Как видим,
такое списание должно быть проведено за счет резерва  сомнительных
долгов.  Поэтому на будущее предприятиям следует  это  принять  во
внимание и учитывать суммы бюджетной задолженности при определении
этого резерва.
    Но всех, наверное, интересует вопрос, как списание дебиторской
задолженности бюджетных учреждений должно отразиться  в  налоговом
учете.  Напомним также, что при списании налоговой задолженности в
налоговом учете валовые доходы у предприятий не возникали.  На это
прямо указала ГНАУ в совместном письме с Комитетом Верховной  Рады
по вопросам  финансов  и  банковской деятельности от 29.05.2001 г.
№ 7004/7/24-2117 ( v7004225-01 ), от 24.05.2001 г. № 06-10/288.  В
бухгалтерском  учете списание налоговой задолженности отражалось в
составе  прочих  доходов   на   субсчете  719  "Прочие  доходы  от
операционной деятельности".
    В  свое  время,  комментируя Порядок № 961 ( 961-2002-п ),  мы
воздержались  от  высказывания своих версий относительно отражения
списанной  задолженности  бюджетных   организаций  в  налоговом  и
бухгалтерском  учете  с  надеждой,  что  этот   вопрос    затронут
компетентные  органы.  Как  видим,  и  Минфин,  и  Госказначейство
воздержались  от  комментариев  относительно  отражения  списанных
задолженностей в налоговом учете.  ГНАУ,  к  сожалению,  также  не
проявила инициативы.  Почему? Можно лишь предполагать. В одном  из
номеров "Вестника налоговой службы" в ответе на прямой  вопрос  по
этому поводу был представлен  только  порядок  отражения  списания
задолженностей в бухучете  так,  словно  этот  вопрос  ГНАУ  и  не
касается.
    По мнению  автора,  в  данной  ситуации  следует  исходить  из
следующего.  В соответствии с пп. 11.3.5 п. 11.3 ст. 11  Закона  о
Прибыли ( 334/94-ВР ) (пп.  7.3.5  п.  7.3  ст.  7  Закона  о  НДС
( 168/97-ВР ))   датой   увеличения    валового   дохода    (датой
возникновения  налоговых обязательств  по  НДС)  в  случае продажи
товаров  (работ,  услуг)  с  оплатой  за  счет  бюджетных  средств
является  дата  поступления  таких  средств  на    текущий    счет
налогоплательщика или дата получения соответствующей компенсации в
любом  другом  виде,  включая  уменьшение  задолженности    такого
налогоплательщика по  его  обязательствам  перед  таким  бюджетом.
Таким  образом,  можно  считать,  что   операция    по    списанию
задолженности  бюджетных  учреждений  в  размере,    эквивалентном
списанным  субъекту  предпринимательской  деятельности    налогам,
является   своеобразным    "уменьшением    задолженности    такого
налогоплательщика по его обязательствам перед таким бюджетом", что
приводит к возникновению валовых доходов и налоговых  обязательств
по НДС и в бухгалтерском и  налоговом  учете  отразится  следующим
образом:

|---|------------------------|---------------|-------|------------|
| № |   Содержание операции  | Бухгалтерский | Сумма,|  Налоговый |
|п/п|                        |     учет      |  грн. |    учет    |
|   |                        |-------|-------|       |-------|----|
|   |                        |  Д-т  |  К-т  |       |  ВД   | ВР |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|----|
|                 Списание налоговой задолженности                |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|----|
| 1 | Отражен доход от       |  361  |  702  |360 000|300 000|  - |
|   | продажи товаров        |  702  |641/ндс| 60 000|       |    |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|----|
| 2 | Налоговые обязательства|641/ндс|  719  | 60 000|   -   |  - |
|   | по НДС в дальнейшем    |       |       |       |       |    |
|   | признаны налоговой     |       |       |       |       |    |
|   | задолженностью и       |       |       |       |       |    |
|   | списаны                |       |       |       |       |    |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|----|
|          Списание задолженности бюджетной организации           |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|----|
| 1 | Создан резерв          |  944  |   38  |200 000|   -   |  - |
|   | сомнительных долгов    |       |       |       |       |    |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|----|
| 2 | Предоставлены услуги   |  361  |  703  |120 000|   -   |  - |
|   | бюджетной организации, |  703  |  643  | 20 000|       |    |
|   | которая финансируется  |       |       |       |       |    |
|   | из госбюджета          |       |       |       |       |    |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|----|
| 3 | Списана дебиторская    |38(949)|  361  | 60 000| 50 000|  - |
|   | задолженность бюджетной|  643  |641/ндс| 10 000|       |    |
|   | организации            |       |       |       |       |    |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|----|

    Если предприятием создавался резерв  сомнительных  долгов,  то
списанная дебиторская задолженность покрывается за его счет.  Если
же  резерв  сомнительных  долгов  не  создавался,  то    списанная
дебиторская задолженность относится к прочим расходам операционной
деятельности.
    Как  видно  из  примера, предприятию в свое время было списано
60 тыс. грн.   налоговой  задолженности  по  НДС.   Соответственно
на  60 тыс. грн.   подлежит  списанию  и  задолженность  бюджетной
организации перед предприятием.
    По  мнению  автора,  налоговая  служба  выберет  именно  такой
подход, ведь при списании с  предприятий  налоговой  задолженности
ГНАУ высказалась о том, что валовые  доходы  в  данном  случае  не
возникают. Если появится возможность подвести сегодняшнее списание
под доходы, ГНАУ ее не упустит. Может, поэтому она и отмалчивается
(до поры до времени)?

{1} См. "ГлавБух" № 30/2002, стр. 12.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№43/02, стр. 22
[28.10.2002]
Дмитрий Кучерак
Бухгалтер-консультант еженедельника "ГлавБух"
------------------------------------------------------------------