СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА УССР
 
                    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 
 от 22.04.81
     г. Киев
 
     Рішення про  заміну  автомобіля  неналежної  якості  під  час 
     гарантійного   ремонту   приймається   експертною   комісією, 
     створеною автомагазином чи іншою торговельною організацією
 
 
                           (Извлечение)
 
 
     В феврале  1980  г.   К.   предъявил   иск   к   Запорожскому
автомобильному заводу "Коммунар" о замене автомобиля.
     Истец указывал, что 20 марта 1979 г. он на автотехстанции N 1
г.  Ужгорода купил автомобиль "Запорожец-ЗАЗ-968" за 3867 руб. При
эксплуатации автомобиля оказалось,  что автомобиль имел  заводской
брак,  в  связи  с  чем  он  в  пределах гарантийного срока заявил
претензию заводу-изготовителю,  однако  технические  недостатки  в
автомобиле не устранены.
     Ссылаясь на  указанные  обстоятельства,  истец   просил   суд
обязать  ответчика  произвести  замену купленного им автомобиля на
новый.
     Мукачевский районный  народный суд решением от 25 ноября 1980
г.  обязал Запорожский автомобильный завод "Коммунар" заменить  К.
автомобиль  марки ЗАЗ-968 на автомобиль такой же марки надлежащего
качества.
     Судебная коллегия   Закарпатского   областного  суда  решение
народного суда оставила без изменения.
     Заместитель Председателя  Верховного Суда УССР внес протест в
судебную коллегию по гражданским делам  Верховного  Суда  УССР  на
предмет  отмены  указанных  судебных решений и направлении дела на
новое рассмотрение.
     Согласно ст.  234 ГК УССР ( 1540-06  ) (1540-06)
          покупатель,  которому
продана  вещь  ненадлежащего качества,  если ее недостатки не были
оговорены продавцом,  вправе требовать,  в частности, замены вещи,
определенной  в  договоре  родовыми признаками,  вещью надлежащего
качества.
     Осуществление этих прав  лицом,  купившим  вещь  в  розничной
торговом   предприятии,   определяется  в  порядке,  установленном
специальными правилами.
     В соответствии   с   Правилами   продажи  населению  легковых
автомобилей  и  мотоциклов  с  колясками,  утвержденными  приказом
Министерства  торговли СССР от 22 декабря 1977 г.  N 256 претензии
покупателя   в   течение   гарантийного   срока   принимаются    и
рассматриваются  на пунктах гарантийного ремонта и удовлетворяются
за счет завода-изготовителя.
     Неисправные и   со   скрытыми   производственными   дефектами
автотранспортные средства в период гарантийного  ремонта  подлежат
ремонту или замене на новые.
     Согласно п.  27  указанных  выше  Правил  решение  о   замене
автомобиля  принимается  экспертной  комиссией,  которая создается
приказом по автомагазину.  В состав комиссии входят  представитель
завода-изготовителя     (станции    гарантийного    обслуживания),
автомагазина и незаинтересованной стороны.
     В нарушение этих специальных норм народный суд обосновал свои
выводы  о  необходимости  замены  автомобиля  не   на   заключении
компетентной   комиссии,   созданной   автомагазином   или  другой
торгующей организацией,  а на заключении  эксперта  бюро  товарных
экспертиз. Причем в заключении последнего не содержится указаний о
необходимости замены автомобиля.
     В соответствии  с  требованиями  ст.  ст.  234,  236  ГК УССР
( 1540-06 ) (1540-06)
         претензии по поводу качества проданной вещи покупатель
обязан предъявить продавцу,  как стороне  договора  купли-продажи.
Однако, в  нарушение ст.  105 ГПК УССР ( 1501-06 ) (1501-06)
         народный суд не
обсудил вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика
организацию, продавшую автомобиль.
 
 Информационный бюллетень ВС УССР. 1981. N 39. Стр.13-15