Наше  предприятие  получает  услуги  по  перестрахованию    от
    нерезидента.  Возникает вопрос: нужно ли облагать  НДС  данные
    услуги?

    * * *

    На первый взгляд, никакого  НДС  в  данной  ситуации  быть  не
может.  Ведь  согласно  п/п. 3.2.3  Закона  об  НДС  ( 168/97-ВР )
предоставление услуг по страхованию и перестрахованию не  является
объектом обложения НДС.
    Если же присмотреться к Закону повнимательнее, то ситуация  не
будет восприниматься столь однозначно.  Дело в том, что п/п. 3.2.3
Закона  об  НДС  ( 168/97-ВР )  освобождает  от  НДС  предприятие,
предоставляющее услуги по страхованию и перестрахованию.  То  есть
п/п. 3.2.3 является исключением из п/п. 3.1.1,  согласно  которому
объектом  обложения  НДС  являются  операции  по  продаже  товаров
(работ, услуг) на таможенной территории Украины.
    Однако  кроме  операций  по  продаже  товаров  (работ,  услуг)
объектом обложения НДС  являются  операции  по  ввозу  товаров  на
таможенную  территорию  Украины  и   получению    работ,    услуг,
предоставляемых нерезидентами для их использования или потребления
на таможенной территории  Украины  (п/п.  3.1.2),  и  операции  по
вывозу  товаров  за  пределы  таможенной  территории  Украины    и
предоставлению услуг (выполнению  работ)  для  их  потребления  за
пределами территории Украины (п/п. 3.1.3).
    Теперь зададимся вопросом:  является  ли  получение  услуг  по
перестрахованию  от  нерезидента  операцией  по  получению  услуг,
предоставляемых нерезидентами, для их использования и  потребления
на территории Украины?
    Считаем,  что  является.  И  значит,  получение    услуг    по
перестрахованию  является  объектом   обложения    НДС    согласно
п/п. 3.1.2 Закона об НДС ( 168/97-ВР ) .
    Следующий  вопрос: есть  ли  в  Законе  об  НДС  ( 168/97-ВР )
нормы, которые исключают получение услуги  по  перестрахованию  из
объекта обложения НДС?
    Увы,  таких  "исключений"    нет.    Есть    исключение    для
предоставления  услуг  по  перестрахованию  (п/п.  3.2.3),  а  вот
получение таких услуг привилегии не имеет.
    И еще один нерадостный момент. В Законе  об  НДС ( 168/97-ВР )
имеется  п.  5.5,  согласно  которому   освобождения    от    НДС,
предусмотренные п. 5.1 и 5.3 (кроме п/п. 5.1.2),  распространяются
на операции по ввозу (пересылке) на таможенную территорию  Украины
указанных товаров (работ, услуг).
    Иными  словами,  если  по  упомянутым  нормам  ст.  5   Закона
льготируется  продажа  товаров  (работ,    услуг),    то    должны
льготироваться и ввоз тех же товаров, и получение таких  услуг  от
нерезидента.
    Теперь  постарайтесь  найти  в  Законе  об  НДС  ( 168/97-ВР )
норму, которая  закрепляла  бы  применительно  к  ст.  3  правило,
аналогичное п. 5.5. Подобной нормы, к сожалению, нет.
    Все вышеизложенное дает основания осторожному  зайцу  обложить
НДСом получение услуг по перестрахованию от нерезидента.
    А вот неосторожный заяц может побороться за неуплату НДС.  При
этом он должен ссылаться на здравый смысл: ведь вряд  ли  является
принципиальным для обложения НДС, предоставляется  или  получается
некая  услуга.  По  сути,  в  п.  3.2  Закона   признается,    что
определенная услуга не является объектом  обложения  НДС.  И  если
добавленная стоимость не  возникает  при  предоставлении  подобной
услуги, то откуда может возникнуть добавленная  стоимость  при  ее
получении?
    Возьмем, например, услугу по  расчетно-кассовому  обслуживанию
или по предоставлению  финансовых  кредитов.  Если  данные  услуги
предоставляются украинскими банками, то они однозначно не являются
объектом  обложения  НДС  (см. п/п. 3.2.5  Закона).  Допустим,  вы
получаете  финансовый  кредит   от   банка-нерезидента.    Неужели
получение такой услуги будет  объектом  обложения  НДС?  Много  ли
предприятий согласятся облагать  НДС  проценты,  выплачиваемые  по
финансовому кредиту нерезиденту?
    По  нашему  мнению,  в  п.  3.2  мы  просто  сталкиваемся    с
технической недоработкой: содержащиеся в нем освобождения  от  НДС
{1} забыли связать с объектом - "импорт товаров  (работ,  услуг)".
Ведь гораздо чаще операции, упомянутые в п. 3.2,  ассоциируются  с
продажей, и лишь некоторые из перечисленных в  подпунктах  п.  3.2
товары, работы, услуги могут быть импортированы.
    В пользу этой версии свидетельствуют  и  особые  упоминания  в
отдельных  подпунктах  п. 3.2  Закона   об   НДС  ( 168/97-ВР )  о
резидентах (см., например, п/п. 3.2.2, устанавливающий  исключение
из  объекта  налогообложения  операций  по   передаче    имущества
арендодателя  (лизингодателя),  являющегося    резидентом).    Эти
подпункты  на  ввоз  товаров   (услуг)    от    нерезидентов    не
распространяются. Если бы  п. 3.2 изначально не распространялся на
импорт товаров, работ, услуг, зачем, спрашивается,  в  п/п.  3.2.2
акцентировалось внимание на резидентском статусе арендодателя?
    Впрочем,  было  бы  неплохо,  чтобы  Комитет  ВР  по  вопросам
финансов    и    банковской     деятельности,        ГНАУ        и
Госкомпредпринимательства  ситуацию  прояснили,  дав  по    данной
проблеме исчерпывающие небуквоедские разъяснения.

{1} Путем исключения операций из объекта обложения.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№46/02, стр. 40
[01.12.2002]
Станислав Погребняк
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------