Закон о госбюджете: ключевые моменты

------------------------------------------------------------------

    В последнем номере газеты "Налоги  и  бухгалтерский  учет"  за
2002  год  (№  103)  была  опубликована  статья  "Свод  новогодних
изменений  в  законодательстве",  в  которой  мы  отмечали,    что
приведенный  "свод"  не  является  окончательным,  так  как  сроки
действия отдельных норм законодательства, которые применялись до 1
января 2003 года, возможно, будут продлены, к примеру,  законом  о
госбюджете,  а  вступающие  в  силу  с  1  января    могут    быть
приостановлены.  Так  и  произошло.   Поэтому    руководствоваться
названной статьей следует с учетом положений Закона.
    Рассмотрим ключевые нормы Закона в разрезе  базовых  налоговых
платежей,  не  акцентируя внимание  на  том, что,  вообще  говоря,
закон о государственном бюджете  не  должен  "касаться"  механизма
взимания  налогов  и  сборов.  Дело  в  том,  что   на    практике
безоговорочно признаются нормы Закона, в том числе и  те,  которые
касаются налоговых вопросов.

    Налог на добавленную стоимость

    В части НДС Закон содержит следующие основные положения, часть
из которых является традиционными  для  всех  последних  бюджетных
законов.
    1. Установлено, что до 1 января  2004  года  в  случае  вывоза
(экспорта) товаров (работ, услуг) за пределы таможенной территории
Украины путем бартерных (товарообменных) операций сумма налога  на
добавленную  стоимость,  уплаченная  (начисленная)  в   связи    с
приобретением товаров (работ, услуг), не относится  на  увеличение
налогового  кредита,  а  включается  в  состав  валовых   расходов
производства (обращения) плательщика налога.  Появление этой нормы
в Законе не стало  неожиданностью  для  экспортеров,  которые  уже
давно  привыкли  к   тому,    что    внешнеэкономический    бартер
дискриминируется именно законами о госбюджете.
    2. До 1 января  2004  года  сохраняется  существующий  порядок
уплаты  налога  на  добавленную  стоимость  (т.   е.    фактически
продолжает действовать п. 11.15 статьи 11 Закона Украины "О налоге
на добавленную стоимость"  от  3  апреля  1997  года  №  168/97-ВР
( 168/97-ВР );   далее   -   Закон   об   НДС)   по  операциям  по
предоставлению   услуг,  связанных   с  перевозкой  (перемещением)
пассажиров и грузов транзитом через территорию и порты Украины.
    Это означает, что при предоставлении названных  услуг  следует
руководствоваться порядком налогообложения, установленным Декретом
Кабинета Министров Украины "О налоге на добавленную стоимость"  от
26 декабря 1992 года № 14-92 ( 14-92 )  и  Инструкцией  о  порядке 
исчисления и уплаты налога на добавленную  стоимость  и  акцизного  
сбора  за  товары,  ввезенные  из-за  пределов  таможенных  границ  
Украины, и товары  (работы,  услуги),  которые  экспортируются  за    
пределы таможенных границ  Украины,  утвержденной приказом Главной 
государственной налоговой инспекции Украины от 31  мая  1994  года
№ 44 ( z0140-94 ).  Более  подробно об этом см. в статье  "Экспорт 
работ (услуг) и НДС" в газете "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, 
№ 3.
    3. Как и в прошлом году, налоговым органам предоставлено право
зачислять подлежащие возмещению суммы  НДС  плательщикам,  которым
согласно закону реструктуризирована задолженность по этому  налогу
и другим  реструктуризированным  суммам  налогов,  уплачиваемых  в
государственный бюджет,  и/или предоставлена отсрочка/рассрочка по
уплате этих налогов в счет уменьшения реструктуризированных  и/или
отсроченных (рассроченных) сумм указанных  налогов  независимо  от
определенного законом срока  их  реструктуризации  и/или  отсрочки
(рассрочки).
    Кроме  того,  налоговикам  предоставлено  право   осуществлять
возмещение сумм налога на добавленную стоимость в  части,  которая
подлежит зачислению на текущий счет плательщиков  налога,  имеющих
просроченную  задолженность  перед  государством   по    кредитам,
привлеченным государством или под государственные гарантии, ссудам
и финансовой  помощи  на  возвратной  основе,  предоставленным  из
государственного  бюджета,  в  первую  очередь  в  счет  погашения
задолженности  такого  налогоплательщика  перед  государством   по
указанным кредитам,  ссудам  и  финансовой  помощи  на  возвратной
основе.
    4. Статьей  51  Закона  "предоставлена  возможность"  выдавать
налоговые векселя на сумму  НДС  при  импорте  товаров  по  прямым
договорам  для  собственных  производственных  нужд  (т.  е.   без
дальнейшей перепродажи).  Мы берем в кавычки слова  "предоставлена
возможность" по следующей причине.
    В статье 51  Закона  речь  идет  о  запрете  на  осуществления
расчетов  с  бюджетом  в  неденежной  форме,  в  том  числе  путем
взаимозачета, применения векселей,  бартерных  операций  и  зачета
встречных  платежных  требований  в  финансовых  учреждениях,  "за
исключением операций по  уплате  НДС  при  импорте  товаров".  Уже
неоднократно отмечалось, что выдача налогового векселя по НДС  при
ввозе  товаров  на  таможенную  территорию  Украины  не   является
вексельным расчетом с бюджетом,  так  как  это  вообще  не  расчет
(расчет с бюджетом осуществляется не в момент выдачи векселя, а  в
момент уплаты НДС по налоговой декларации по НДС).  Надо  сказать,
что налоговый вексель и вексель в  понимании  Закона  Украины  "Об
обращении векселей в Украине" от 5 апреля  2001  года  №  2374-III
( 2374-14 )  роднит  исключительно  бланк,  на  котором  оба   эти    
документа составляются.
    Однако законодатель для устранения возможных споров, связанных
с толкованием этой нормы, прямо указал на исключения. К сожалению,
на уровне закона  Украины  появились  дополнительные  ограничения.
Речь идет о ввозе товаров по прямым договорам  и  для  собственных
производственных нужд.  Хотя, строго  говоря,  в  настоящее  время
действующее    законодательство    прямо    не     предусматривает
ответственности за перепродажу  товаров,  при  ввозе  которых  был
выдан налоговый вексель.
    Надо сказать также, что эти условия содержались и ранее в п. 4
Порядка выпуска, обращения и  погашения  векселей,  выдаваемых  на
сумму  налога  на  добавленную  стоимость  при  ввозе  (пересылке)
товаров  на  таможенную    территорию    Украины,    утвержденного
постановлением Кабинета Министров Украины от 1 октября  1997  года
№ 1104 ( 1104-97-п ) (далее - Порядок  № 1104),  но  они не должны    
были  применяться,  так  как  Закон  об  НДС  их   не   выдвигает.  
Указанное подтверждается и отдельными судебными решениями.
    Кабмину поручено утвердить  Порядок  использования  вексельных
расчетов  по  уплате  НДС  при  импорте  товаров  на    таможенную
территорию Украины.  Несмотря  на  то  что  указанный  Порядок  на
сегодняшний  день  уже  утвержден  (Порядок № 1104 ( 1104-97-п )),  
он   нуждается  в  серьезной  доработке.   Надеемся,  что  условия 
относительно обязательного наличия права на возмещение  налога  на  
добавленную стоимость из бюджета в новом Порядке  выдачи  векселей  
не  будет,  хотя  не  исключено, что новый Порядок вообще не будет 
принят.
    О правилах учета выдачи и погашения  налоговых  векселей  речь
шла  в  статье  "Налоговые  векселя    при    импорте    товаров",
опубликованной в газете "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 4.
    5. Установлены  особые  правила  налогообложения  операций  по
ввозу  на  таможенную  территорию  Украины  природного  газа    на
основании внешнеэкономических договоров, заключенных во исполнение
международных договоров  Украины,  и  его  продаже  на  территории
Украины (статья 8 Закона).

    Налог на прибыль

    1. Основной  новостью  в  части  налога  на  прибыль  является
отсутствие  положений  относительно  неначисления  амортизации  на
объекты основных фондов, выведенные из эксплуатации.  Это означает
возвращение  к  правилам,  действовавшим  до  2002  года,  т.   е.
необязательность  пообъектного учета основных фондов групп 2 и 3 и
обязательность применения к операциям с такими  основными  фондами
положений Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в
редакции  от  22 мая 1997 года  № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) (далее - 
Закон о налоге на прибыль) в полной мере, в том числе и подпунктов  
8.4.4, 8.4.6, 8.4.8 "б", 8.4.9 "б" статьи 8.
    Конечно, пообъектный учет основных фондов групп 2  и  3  можно
вести  и  далее.  Однако,  во-первых,  это  делать  иногда  весьма
непросто (например, при продаже объекта по цене,  превышающей  его
балансовую  стоимость).  Во-вторых,  если  в   дальнейшем    норма
последнего абзаца  статьи  7  Закона  Украины  "О  Государственном
бюджете Украины на 2002 год" от 20 декабря 2001  года  №  2905-III
( 2905-14 ) {1} появится вновь,  то  не исключено,  что  налоговые  
органы не "признают" балансовую  стоимость  отдельных  объектов  и    
опять  самостоятельно разработают методику ее определения.  Строки 
34.7 и 34.8  Декларации о прибыли в 2003  году,  как  и  в  старые  
добрые времена, будут носить справочный характер, т.е. при расчете
показателей строк 34.12 и 34.13 не нужно будет значение строк 34.2
и 34.3 уменьшать на стоимость выведенных из эксплуатации  объектов
(т. е. на суммы, указанные в строках 34.7 и 34.8).
    2. Приостановлено  на  2003 год действие п. 22.3 ст. 22 Закона 
о  налоге  на  прибыль  ( 283/97-ВР ).  Напомним,  что  именно  он 
предоставлял право на уменьшение налогового обязательства в случае    
осуществления  плательщиком   налога   инвестирования   жилья  для  
военнослужащих и членов их семей.
    3. Приостановлено на 2003 год действие статей 21 и  22  Закона
Украины "Об  инновационной  деятельности"  от  4  июля  2002  года
№ 40-IV ( 40-15 ).  В так и не вступившей в силу  статье 21  этого  
документа   предоставлялось   право   оставлять   в   распоряжении 
плательщика  налога 50 процентов НДС с операций по продаже товаров 
(выполнению работ, предоставлению услуг),  связанных с исполнением   
инновационных  проектов,   и   50  процентов  налога  на  прибыль,  
полученную от выполнения этих проектов.
    4. На 2003 год приостановлено  действие  статьи  17  Закона  о
налоге на прибыль, которая определяет, что суммы налога на прибыль
зачисляются в бюджеты  территориальных  общин  по  местонахождению
плательщика налога, т. е. налог на прибыль должен  уплачиваться  в
бюджет.  Это, в свою  очередь,  по-прежнему  позволяет  направлять
суммы возмещения НДС на  погашение  налога  на  прибыль,  а  также
осуществлять зачеты НДС в порядке, предусмотренном  постановлением
Кабинета  Министров  Украины  от  26  сентября  2001  года  № 1270 
( 1270-2001-п ).

    Прочие "интересности"

    1. Продлено действие  всех  временных сборов в Пенсионный фонд
с  отдельных  операций  (т.  е.  "ювелирного",   "автомобильного",
"табачного", "недвижимого", "мобильного"  сборов,  сбора  в  ПФ  с
неначисленной  заработной  платы).  Валютный  сбор  теперь   будет
уплачиваться  только  при  приобретении  безналичной   иностранной
валюты,  т.  е.  наличная  валюта  в  обменных  пунктах  для    ее
покупателей станет на 1% дешевле.
    2. Особенности  уплаты    земельного    налога,    традиционно
регламентируемые  законом    о    государственном    бюджете    на
соответствующий  год,  определены  в  статье  55  Закона.   Особых
изменений  в  данном  вопросе  не   произошло.    Перечень    лиц,
освобожденных от уплаты земельного налога, приведен в частях 4 и 5
статьи 55 Закона (см. также п. 19 ст. 63 Закона).
    3. Не совсем понятные положения содержатся в статье 57 Закона.
В нем, в частности, указано, что по общегосударственным и  местным
налогам  и  сборам   (обязательным    платежам),    для    которых
законодательно не предусмотрено представление налоговых деклараций
(расчетов), плательщики подают ежемесячные  расчеты  о  подлежащих
уплате  суммах  обязательных  платежей  в  порядке,   определенном
законодательством для обязательных платежей с  базовым  (отчетным)
периодом календарный месяц.
    Взять, к примеру, плату за торговый патент.  По такому  налогу
(а  этот  платеж  относится   к    общегосударственным    налогам)
представления деклараций (расчетов)  действующее  законодательство
не предусматривает.  Возникает вопрос:  должны  ли  плательщики  в
связи с появлением Закона подавать какие-либо месячные расчеты и в
какой форме? Ответа на него пока нет.  Хотя,  на  наш  взгляд,  до
появления документов, регламентирующих порядок  применения  статьи
57 Закона, дополнительно ничего делать не нужно.
    4. В части сбора за использование радиочастотного ресурса  (по
которому форма декларации (расчета) законодательством  также  пока
не установлена) следует сказать следующее.  На основании статьи  9
Закона налоговиками должна быть утверждена  соответствующая  форма
налоговой декларации с месячным базовым периодом.  С учетом  части
первой статьи 9 Закона не совсем понятно,  будет  ли  применяться,
кроме пени, штраф в порядке, предусмотренном  Законом  Украины  "О
порядке  погашения  обязательств  плательщиков    налогов    перед
бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21 декабря  2000
года № 2181-III ( 2181-14 ).  Судя по формулировке Закона,  штрафы  
в данном случае применяться не должны.
    5. Приостановлено  действие  второго  абзаца п.п. 7.1.1. ст. 7
Закона № 2181 ( 2181-14 ). В нем речь  идет  о  зачетных вариантах  
погашения  налоговых обязательств (налогового долга).  Несмотря на 
достаточно продолжительное действие этой нормы, порядок проведения
соответствующих  зачетов,  который  должен  был  быть  подготовлен
Минфином (кстати, именно он и инициировал запрет на зачетные схемы
расчетов с бюджетом),  так и не появился, в связи с чем фактически
приостановленная  только  сейчас  норма  п.п. 7.1.1  ст. 7  Закона
№ 2181 ( 2181-14 ) и до 2003 года не действовала.
    6. Статьей 39 Закона в 2003  году  Верховной  Раде  Автономной
Республики Крым в порядке эксперимента предоставлено право вводить
по согласованию с Кабинетом Министров  Украины  местные  налоги  и
сборы,  исходя  из  специфики  социально-экономического   развития
региона.
    Напомним, что согласно статье 18  Декрета  Кабинета  Министров
Украины "О местных налогах и сборах" от 20 мая 1993 года  №  56-93
( 56-93 )  (далее  -  Декрет)  органы  местного  самоуправления  в  
рамках  своей компетенции имеют право самостоятельно устанавливать 
и  определять  порядок уплаты местных налогов  и  сборов  согласно  
перечню  и  в пределах установленных предельных размеров ставок, а 
также  вводить  льготные  налоговые  ставки,  полностью   отменять  
отдельные  местные  налоги  и  сборы или  освобождать от их уплаты 
определенные категории плательщиков  и  предоставлять  отсрочки по 
уплате местных налогов и сборов.
    Учитывая положения статьи 39 Закона, можно говорить о том, что
ВР АРК, кроме прав, предоставленных Декретом, может вводить в  том
числе и новые местные налоги и  сборы,  не  попавшие  в  перечень,
приведенный в статье 15 Закона Украины "О системе налогообложения"
от 25 июня 1991 года № 1251-XII ( 1251-12 ).
    7. Приостановлено действие так и не вступившего в силу  Закона
Украины    "О    государственной    поддержке    книгоиздательской
деятельности в Украине",  который  прочил  значительные  налоговые
льготы предприятиям,  занятым  в  издательской  и  полиграфической
деятельности.
    8. Приостановлено действие подпункта "р"  пункта  1  статьи  5
Декрета Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан"
от 26 декабря 1992 года № 13-92  ( 13-92 ),  согласно  которому  в  
совокупный  налогооблагаемый доход граждан  не  включались  доходы  
работников  сельскохозяйственных  предприятий  и  рыбных хозяйств, 
независимо   от   формы   собственности  и  ведения  хозяйства,  и 
рыболовецких      колхозов,      полученные     ими    в    натуре 
(сельскохозяйственной, рыбной продукцией собственного производства 
указанных предприятий и продукцией ее переработки).
    9. Налоговые органы в  2003  году  будут  заниматься  также  и
взысканием просроченной задолженности  по  кредитам,  привлеченным
государством или под государственные гарантии, и бюджетным  займам
(статья 22 Закона).
    10. В  очередной  (уже  третий)  раз  приостановлено  действие
Закона Украины  "Об  имущественной  ответственности  за  нарушение
условий  договора  подряда  (контракта)  о  выполнении  работ   на
строительстве   объектов"   от  6  апреля  2000  года  №  1641-III 
( 1641-14 ).
    Памятуя  о  ходе  официального    опубликования    закона    о
госбюджете-2002,  выразим  надежду,    что    никаких    серьезных
редакционных уточнений к закону о госбюджете-2003 не будет.

{1} В  которой,  собственно,  и  содержался  временный  запрет  на
    начисление амортизации на выведенные из эксплуатации  основные
    фонды групп 2 и 3.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№6/03, стр. 37
[20.01.2003]
Дмитрий Винокуров
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------