АППЕЛЯЦИОННЫЙ СУД АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Р Е Ш Е Н И Е
11.10.2004
Апелляционный суд Автономной Республики Крым в составе: председательствующего Яковенко Л.Г., судей: Синельщиковой Е.В., Куриленко О.С., при секретарях: Строевой Н.О., Кузнецове В.В., с участием заявителя Формус Ю.В., представителя территориальной избирательной комиссии Друпп В.А., представителя редакции газеты "Крымская газета" Абдурешитова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе гражданское дело по жалобе Формуса Юрия Витальевича - доверенного лица кандидата на пост Президента Украины Бродского М.Ю. на бездействие территориальной избирательной комиссии избирательного округа N 7, У С Т А Н О В И Л:
Формус Ю.В. - доверенное лицо кандидата на пост Президента Украины Бродского М.Ю. 6 октября 2004 года обратился в Апелляционный суд АРК с жалобой на бездействие территориальной избирательной комиссии избирательного округа N 7. Жалобу мотивировал тем, что комиссия в нарушение части 5 статьи 96 Закона Украины "О выборах Президента Украины" ( 474-14 ) (474-14) в пятидневный срок не рассмотрела его жалобу на действия редакции газеты Совета Министров АРК "Крымская газета", которая в номере 177 от 24 сентября 2004 года, опубликовав в рубрике "Взгляд из Москвы" статью с названием "Следующим Президентом Украины станет Виктор..., считают российские политологи", допустила нарушения закона о проведении предвыборной агитации. Комиссия в нарушение требований статьи 96 Закона не выполнила действий по возврату жалобы и в нарушение требований частей 2, 6 статьи 96 Закона не известила заявителя о времени и месте рассмотрения жалобы. Заявитель просил это бездействие признать неправомерным.
Кроме того, узнав из жалобы заявителя о нарушении редакцией газеты части 6 статьи 63 Закона ( 474-14 ) (474-14) , которая разместила в газете предвыборную агитацию без соглашения и предварительной оплаты, комиссия в нарушение части 4 статьи 64 Закона не направила представление в Ялтинский городской суд о временном приостановлении деятельности газеты на период избирательной компании, просил признать неправомерным такое бездействие территориальной ИК.
Кроме того, 2 октября 2004 года заявитель составил жалобу на неправомерные действия средства массовой информации - редакции газеты "Крымская газета", которая в номере 178 от 25 сентября 2004 года, опубликовав статью с названием "В зеркале недели", допустила нарушения закона о предвыборной агитации. Однако заявитель не смог сдать жалобу в комиссию в последний день срока - 2 октября 2004 года, так как комиссия в этот день не работала по причине установленного выходного дня. Просил признать неправомерным бездействие территориальной ИК, которое выразилось в организации работы в нарушение части 7 статьи 96 Закона Украины "О выборах Президента Украины" ( 474-14 ) (474-14) , что повлекло несвоевременное поступление в комиссию жалобы заявителя.
Заявитель просил обязать территориальную ИК рассмотреть по существу его жалобы на неправомерные действия СМИ от 30 сентября 2004 года и 2 октября 2004 года и обязать направить представление в Ялтинский городской суд о временном приостановлении деятельности средства массовой информации - газеты "Крымская газета".
Представитель территориальной избирательной комиссии избирательного округа N 7 против жалобы возражал на том основании, что жалоба заявителя на публикацию в газете от 25 сентября 2004 года направлена для проверки в прокуратуру города Ялты в порядке части 4 статьи 102 Закона Украины "О выборах Президента Украины" ( 474-14 ) (474-14) .
Представитель редакции газеты "Крымская газета" против жалобы возражал на том основании, что с жалобой на публикацию газетой "Крымская газета" статьи 24 сентября 2004 года заявитель обращался в Ялтинский городской суд.
Выслушав заявителя, представителей ИК и СМИ, исследовав материалы дела, апелляционный суд считает, что жалоба доверенного лица кандидата является необоснованной и удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дела установлено, что 30 сентября 2004 года и 3 октября 2004 года в территориальную избирательную комиссию избирательного округа N 7 заявитель обратился как доверенное лицо кандидата на пост Президента Украины от его имени и в интересах последнего в порядке статьи 102 Закона Украины "О выборах Президента Украины" ( 474-14 ) (474-14) с жалобой на действия средств массовой информации - редакции газеты "Крымская газета".
В настоящем деле заявитель оспаривает бездеятельность территориальной избирательной комиссии в период избирательного процесса по рассмотрению его жалоб не действия СМИ, нарушивших, по его мнению, порядок проведения предвыборной агитации.
Статьей 102 Закона Украины "О выборах Президента Украины" ( 474-14 ) (474-14) - в редакции Закона от 18 марта 2004 года определены особенности обжалования действий или бездеятельности средств массовой информации, их собственников, должностных и служебных лиц.
Указанной нормой установлено право кандидата на пост Президента Украины, партии (блока) обжаловать в суде действия или бездеятельность средств массовой информации, их собственников, должностных и служебных лиц, нарушающих установленный Законом ( 474-14 ) (474-14) порядок деятельности средств массовой информации во время избирательного процесса, в том числе в отношении предвыборной агитации.
Анализируя указанную норму закона, можно сделать вывод о том, что доверенное лицо кандидата по пост Президента Украины не является субъектом обращения в суд с такой жалобой.
Необоснованным является довод заявителя о наличии у него права на обращение в комиссию на основании части 3 статьи 242 Гражданского кодекса Украины ( 435-15 ) (435-15) в редакции 2003 года и части 2 статьи 67 Закона Украины "О выборах Президента Украины" ( 474-14 ) (474-14) .
В соответствии с частью 2 статьи 67 Закона Украины "О выборах Президента Украины" ( 474-14 ) (474-14) доверенные лица представляют интересы кандидата в отношениях с избирательными комиссиями, иными государственными органами и органами местного самоуправления, средствами массовой информации, объединениями граждан, избирателями.
Указанной нормой доверенному лицу кандидата на пост Президента Украины не предоставлены полномочия на обращение с жалобой от имени кандидата на действия СМИ.
Исчерпывающий перечень субъектов обращения в суд с жалобой на действия СМИ приведен в специальной норме - статье 102, которая не называет доверенное лицо кандидата как субъект обращения с указанной жалобой.
Для обращения в комиссию с такой жалобой доверенному лицу для выполнения своих функций по представлению интересов кандидата на пост Президента Украины необходимы специальные полномочия, данных о наличии которых заявителем не представлено.
Удостоверение доверенного лица, выданное заявителю Центральной избирательной комиссией в соответствии с частью 4 статьи 67 Закона ( 474-14 ) (474-14) , не наделяет его процессуальными правами обращения с жалобой от имени и в интересах кандидата на действия СМИ.
Ограничение количественного состава доверенных лиц кандидата частью 1 статьи 67 Закона ( 474-14 ) (474-14) не изменяет объема его процессуальных полномочий.
Так как заявитель не наделен правом обращения в комиссию с жалобой на действия СМИ, невыполнение избирательной комиссией по отношению к его жалобам требований Закона ( 474-14 ) (474-14) ;
части 4 статьи 96 о проверке соответствия заявления по форме и содержанию требованиям статьи 95;
части 5 статьи 96 статьи об извещении о времени и месте рассмотрения жалобы;
части 5 статьи 96 о сроках рассмотрения жалобы;
части 4 статьи 64 и части 2 статьи 102 о праве избирательной комиссии обжаловать действия СМИ;
части 7 статьи 96 о работе в выходные дни в пределах доводов поданной в суд жалобы права и законные интересы заявителя как доверенного лица кандидата не нарушают.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Закона Украины "О Центральной избирательной комиссии" ( 1932-15 ) (1932-15) , которая применима к спорным правоотношениям, если заявление не содержит данных, необходимых для принятия обоснованного решения по разрешению по существу вопроса, поставленного в заявлении, такое заявление возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями в срок, установленный Законом Украины "Об обращении граждан" ( 393/96-ВР ) (393/96-ВР) , если иной срок не установлен соответствующим законом Украины о выборах.
Возможность выполнения этого требования Закона избирательной комиссией не утрачена.
Так как законные интересы заявителя, как субъекта избирательного процесса, не нарушены, в удовлетворении его жалобы следует отказать.
На основании изложенного, статьи 98 Закона Украины "О выборах Президента Украины" ( 474-14 ) (474-14) , руководствуясь статьями 15, 30, 62, 202, 202-1, 203, 243-10 Гражданского процессуального кодекса Украины ( 1501-06, 1502-06 ) (1501-06, 1502-06) , Апелляционный суд Р Е Ш И Л:
Формусу Юрию Витальевичу - доверенному лицу кандидата на пост Президента Украины Бродского М.Ю. отказать в удовлетворении жалобы на бездействие территориальной избирательной комиссии избирательного округа N 7.
Копию решения выдать заявителю, представителям территориальной избирательной комиссии N 7 и редакции газеты, немедленно направить в Центральную избирательную комиссию, заместителю главного редактора газеты "Крымская газета" Гловацкому О.И.
Решение может быть обжаловано в течение двух дней со следующего дня после получения копии решения в Верховный Суд Украины через Апелляционный суд АРК.
"Збірник рішень судів за результатами
розгляду скарг та заяв суб'єктів
виборчого процесу на виборах
Президента України 2004 року".
Киев, 2005 г.