Наша компания  является  комиссионером  на  покупку  рекламных
    услуг.  Комитент в числе прочих расходов  компенсирует  нам  и
    налог на  рекламу,  перечисляемый  рекламисту.  Должны  ли  мы
    начислять налоговые обязательства по НДС на  сумму  налога  на
    рекламу  согласно  п. 4.7  при  передаче  результатов    услуг
    комитенту?

    * * *

    Отношение  к  п.  4.7   Закона  об  НДС  ( 168/97-ВР )  у  нас
неоднозначное.  Отдавая дань благим намерениям, лежавшим в  основе
усилий  депутатов   при   урегулировании  вопросов  обложения  НДС
комиссии  на  покупку  и  на  продажу,  мы вынуждены признать, что
п. 4.7 оказался весьма опасным инструментом.
    Причина, наверное, в том, что сам по себе  п.  4.7  вырван  из
канвы объекта  обложения  налогом  на  добавленную  стоимость.  По
смыслу Закона, на этапе  движения  денег  (имущества,  результатов
работ, услуг) с целью  исполнения  поручения  во  взаимоотношениях
между комиссионером и комитентом объект обложения НДС возникать не
должен.  Передача указанных благ  по  своей  природе  не  является
работами (услугами) и не сопряжена с переходом права собственности
от комитента к комиссионеру и обратно.
    Тем не менее п. 4.7 закрепляет  специальные  правила,  которые
говорят  о  возникновении  налоговых  обязательств  и   налогового
кредита при передаче указанных субстанций  в  процессе  исполнения
поручения.
    Спору нет, иногда указанные нормы очень полезны.  Скажем,  они
позволяют "комитенту на  покупку"  получить  налоговый  кредит  по
приобретенному товару  (работе,  услуге)  на  основании  налоговой
накладной, выписанной комиссионером.
    Однако существует ряд ситуаций, когда тупое начисление НДС  на
ценности, перемещающиеся между комиссионером и комитентом,  грозит
неоправданным налогообложением.
    Ваш вопрос -  как  раз  из  этой  области.  Если  без  оглядки
применять пункт 4.7, то вы должны автоматически начислить  НДС  на
всё, что передается комитенту.
    Мы считаем такой подход неправильным.  По нашему мнению, нормы
п. 4.7 являются производными от  более  фундаментальных  положений
Закона, в частности, относительно объекта и базы  налогообложения.
Поэтому  если  между  комиссионером  и  комитентом  "ходит"  нечто
льготируемое, или облагаемое  по  нулевой  ставке,  или  вовсе  не
являющееся  объектом  налогообложения,  то  НДС  на   это    нечто
накручиваться не должен. {1}
    Поскольку же налог на  рекламу,  будучи  местным  налогом,  не
включается в базу обложения НДС (п. 4.1 Закона об НДС),  указанная
сумма не должна облагаться  не  только  на  этапе  "комиссионер  -
рекламное агентство", но и на этапе "комитент-комиссионер".
    Косвенное подтверждение правильности данных выводов  мы  можем
почерпнуть из разъяснений органов  налоговой  службы  относительно
налогообложения страховых сборов на транспорте.  Железная  дорога,
выступая агентом страховой организации, "зашивает" указанные суммы
в  стоимость  собственных  транспортных  услуг.  Но  страховка  не
облагается НДС ни на этапе приобретения билета потребителем, ни на
этапе  перечисления  указанных  сумм  страховой  организации  (это
подтверждается  письмом  ГНАУ  от  07.02.2001  г.  № 533/6/16-0113
( v0533225-01 )).

{1} "Бухгалтер", кстати, уже однажды обращался к подобной проблеме
    в № 23'99 (статья С.  Погребняка "Хотя и  нуль,  а  терять  не
    хочется").  В  ней  отмечалось,  что  при  передаче  комитенту
    результатов  услуг,  приобретенных  комиссионером  по  нулевой
    ставке (например, ж/д перевозки), не должен  возникать  объект
    налогообложения по ставке 20%.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№1/03, стр. 38
[01.01.2003]
Дмитрий Михайленко
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------