Затраты - это не когда отдали,
                           а когда получили

      Как не откладывать валовые затраты  при  предоплате
                   неплательщику налога на прибыль

------------------------------------------------------------------

    Новая  редакция  п/п. 11.2.3  Закона  О  Прибыли ( 334/94-ВР ) 
(см. с. 45т-46т настоящего выпуска) не позволяет  при  расчетах  с  
теми, кто не уплачивает  налог на прибыль  в  традиционной  форме,   
относить  предоплаты  в  адрес  таких нестандартно-ориентированных 
субъектов  на  валовые  затраты, а заставляет ждать оприходований. 
{1}
    Ну и как  следствие  -  льготообладатели  могут  остаться  без
предоплат, поскольку предоплативший не сможет их сразу же включить
в затраты для целей налогообложения.
    (Особенно  это  станет  серьезно,  если  ГНАУ,  чего  доброго,
"разъяснит", что отсрочка  валовых  затрат  означает  откладывание
налогового кредита, "привязанного", дескать, к валовым затратам, -
хотя  на  самом  деле  п/п.  7.4.1  Закона  об  НДС  ( 168/97-ВР ) 
увязывает, конечно же, составы затрат-кредитов,  но  не моменты их 
возникновения).
    Впрочем,  если  предоплаты  станут  перечисляться  просто    в
размере, уменьшенном на утерянное налогоуменьшение, то и  продавец
будет все-таки с предоплатой, хоть и  не  такой,  как  в  "старое"
время, и покупатель в этом случае не потеряет больше, чем раньше.
    Но  так  или  иначе,  за  льготы,    предоставленные    добрым
государством, а равно - за "единоналожный" и  иные  спецстатусы  -
придется расплачиваться: то ли уменьшением числа предоплат, то  ли
(в лучшем случае)  сокращением  их  объемов,  от  чего  финансовое
благополучие заслуживших льготы никак не улучшится.
    Что ж, Родина  пошла  своим  обычным  путем:  лучшее  средство
от насморка - гильотина.
    Насморк же, во имя которого фактически оставляют без оборотных
средств льготников и пр., видимо, следующий: "кто-то кое-где у нас
порой" через них, очевидно, обналичивал, получая по  предоплате  и
валовые затраты (ясное дело, без 5.9), и налоговые кредиты. Но как
раз этих нехороших новшество не очень-то  испугает:  обналичивают,
как правило, не через товары, а через работы или услуги (маркетинг
и пр.), оприходовать которые  (по  акту  о  выполнении)  никто  не
помешает.  Вот уже и затраты есть,  и  -  тем  более  -  налоговый
кредит, и никакого 5.9.
    Более  того,  заботой  данную  категорию  охватили   настолько
трогательно, что  в  Законе  даже  написали  о  безответственности
покупателей,  получивших    валовые    затраты    по    предоплате
"ненастоящему"  плательщику,  если  этот  ненастоящий  притворился
настоящим.  {2} То есть предприятия  прямо-таки  подталкиваются  к
заведению себе "однодневных"  ЮРЕНов  и  им  подобных,  которые  с
удовольствием согласятся  притвориться  (все  равно  "7  бед  -  1
ответ").
    Итак, тех, кто профи, - не тронут, нужные щели ИМ оставлены.
    Как же, однако, быть остальным, попавшим под рубку случайно, -
тем, кто честно предоплачивает "единоналожникам" и пр.,  желая при
этом иметь по первому событию вожделенные валовые затраты?
    Прежде всего, следует меньше работать с ЮРЕНа-ми и больше -  с
ЧПЕНами, которых новая дискриминация абсолютно не  касается.  Ведь
п/п. 11.2.3 говорит не  обо  всех  "нетрадиционных",  а  только  о
нерезидентах (всех) и резидентах (некоторых).  Но ни к тем,  ни  к
другим  ЧПЕНы  не  относятся.  Почему  они  не  нерезиденты  -  вы
догадаетесь и без нас, а вот  почему  они  не  резиденты  -  песня
отдельная.
    Если определение резидентов (из  п.  1.15  Закона  О  Прибыли)
читать так, что  в  них  входят  и  физлица-СПД,  то  выйдет,  что
предприниматели должны платить... налог на  прибыль!  Но  практика
пошла другим путем и посчитала, что люди - это ни нерезиденты,  ни
резиденты (из-за этого, помните,  еще  пришлось  подкорректировать
п/п. 5.5.3, где нерезидентов (раздельно),  в  которых  попадали  и
физлица {3}, заменили на нерезидентов (слитно), в которых они  уже
не  попали).  А  коль  так,  то  ЧПЕНы  не  являются "резидентами,
уплачивающими  налог  на  прибыль  в  составе  единого    налога",
поскольку не просто не платят налог на прибыль, а вообще не входят
в то, что охватывается понятием "резиденты".
    Значит,  предоплаты,  ушедшие  ЧПЕНам,   налоговики    обязаны
признавать в составе валовых затрат. А то негоже для 1.15, 5.5.3 и
11.2.3 читать одно и то же слово по-разному.
    При авансах же остальным (если сильно надо) могут помочь  -  в
качестве промежуточного звена - "хронические" убыточники  (хорошо,
на всякий случай, если  у  них  еще  есть  и  отрицательный  НДС).
Перечисление такому - проблем не создает ("хрон"-то - полноправный
плательщик!). Дальнейшее перечисление таким продавцу-неплательщику
(например, 10%-ному ЮРЕНу {4}) затрат "хрону"-посреднику не  даст,
но они ему и не нужны, ведь доходов у него нет тоже, а  есть  лишь
временное уменьшение убытков.  А когда ЮРЕН рассчитается товаром -
возникнут  (по  оприходованию)  валовые   затраты,    которые    и
восстановят нашему посредничку прежний убыток...

{1} Что мы уже отмечали в № 3'03 на с. 41.
{2} Еще и жутко напутали при этом, кто должен подтверждать  статус
    плательщика (см. нашу сноску "{3}" к п/п. 11.2.3  на  с. 45т):
    если читать  написанное в Законе  буквально,  то  выйдет,  что
    "настоящими" обязаны притворяться "ненастоящие".
{3} О том, что физлица не являются  резидентами  (с  точки  зрения
    налога на прибыль), - см., например, письмо  ГНАУ  (по  поводу
    того самого 5.5.3) от 06.01.99 г. № 78/6/15-1116  ("Бухгалтер"
    № 15'99, с. 37).
{4} С неплательщиком НДС (например, 6%-ным ЮРЕНом) посреднику есть
    смысл работать лишь в том случае, если покупатель (который при
    прямом контакте с неплательщиком все равно налогового  кредита
    не имел бы) компенсирует из полученного налогового кредита его
    потерю посреднику.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№4/03, стр. 34
[01.01.2003]
Александр Кирш; при участии Л. К.

------------------------------------------------------------------