Наше управление выполняет  ремонтно-строительные  работы  и  в
    подчинении имеет участки, находящиеся на отдельной  территории
    со  своим  ремонтно-транспортным  подразделением  (участки  не
    являются  юридическими  лицами).  Штат  состоит  из   рабочих,
    начальника участка и линейных специалистов.
    Можно  ли  участки    считать    обособленными    структурными
    подразделениями,  каковы  основные  признаки  и    определение
    обособленного структурного подразделения?

    * * *

    Вероятно, вопрос возник в связи с требованиями  контролирующих
органов  регистрировать   участки    предприятия    в    различных
государственных органах и  уплачивать  налоги  и  сборы  по  месту
расположения участков, а не головного предприятия.
    В связи с этим сначала исследуем нормативную базу  на  предмет
регистрации и уплаты налогов и сборов структурными подразделениями
предприятия.
    1. Пенсионный сбор. Пунктом 2 статьи 1 Закона Украины "О сборе
на   обязательное    государственное    пенсионное    страхование"
( 400/97-ВР )  определено,   что  филиалы,  отделения    и    иные
обособленные  подразделения юридических лиц,  не  имеющие  статуса
юридического  лица,  расположенные   на  территории  иной,  нежели
плательщик  сбора, территориальной общины,  являются плательщиками
сбора   на   обязательное   пенсионное   страхование   и  подлежат
регистрации в органах Пенсионного фонда Украины.
    Однако,  по  мнению  Пенсионного  фонда  Украины,  изложенному
в  письме  от  17.07.2002 г.  № 04/4122 ( v4122572-02 ),  филиалы,
отделения,   иные  обособленные  подразделения, не имеющие статуса
юридического  лица  и  размещенные   на  территории  иной,  нежели
юридическое  лицо,  территориальной  общине,  которые   не   имеют
отдельного  баланса  и  не  осуществляют  начисление   и   выплату
заработной  платы,  не  подлежат регистрации в органах Пенсионного
фонда. В этом случае уплата сбора на обязательное  государственное
пенсионное  страхование  и  подача  отчетов  производится головным
предприятием по месту его регистрации.
    2.  Взносы  на  общеобязательное  государственное   социальное
страхование  в  связи  с  временной  потерей  трудоспособности   и
расходами,  обусловленными  рождением  и  погребением.  В   Законе
Украины   "Об    общеобязательном    государственном    социальном
страховании  в  связи  с  временной  потерей  трудоспособности   и
расходами,  обусловленными  рождением  и  погребением" ( 2240-14 )
структурные подразделения непосредственно не названы плательщиками
сбора,  но  такое  упоминание  содержится в Инструкции  о  порядке
поступления,  учета  и  расходования   средств  Фонда  социального
страхования  по временной  утрате  трудоспособности,  утвержденной
Постановлением   Правления   Фонда   социального   страхования  по
временной  утрате  трудоспособности  от  26  июня  2001  г.  №  16
( v0016503-01 ).
    Подпункт  2.1.2  вышеуказанной    Инструкции:    "Обязательной
регистрации  в  качестве  страхователя  Фонда   подлежат  филиалы,
отделения  и  другие  обособленные  подразделения   страхователей,
которые  не  имеют  статуса  юридического  лица  и  самостоятельно
производят расчеты по оплате труда, другие субъекты  хозяйственной
деятельности, которые используют  труд  наемных  работников  и  не
имеют статуса юридического лица".  Таким образом, если участок  не
будет производить расчеты  по  оплате  труда,  регистрироваться  в
качестве плательщика  сбора  на  общеобязательное  государственное
социальное  страхование    в    связи    с    временной    потерей
трудоспособности  и  расходами,   обусловленными    рождением    и
погребением, такому участку не нужно.
    3.  Взносы  на  общеобязательное  государственное   социальное
страхование  на  случай  безработицы.  В  Законе    Украины    "Об
общеобязательном государственном социальном страховании на  случай
безработицы" ( 1533-14 ) и в  Инструкции о  порядке  исчисления  и
уплаты  взносов  на  общеобязательное  государственное  социальное
страхование на случай безработицы и учета их  поступления  в  Фонд
общеобязательного государственного социального страхования Украины
на случай безработицы, утвержденной приказом Министерства труда  и
социальной   политики  Украины   от  18  декабря  2000  г.  №  339
( z0030-01 ),  не содержится обязанности структурных подразделений
регистрироваться в Фонде в качестве плательщика взносов.
    4.  Взносы  на  общеобязательное  государственное   социальное
страхование  от   несчастного    случая    на    производстве    и
профессионального    заболевания,    приведших     к        утрате
трудоспособности.    Закон    Украины    "Об      общеобязательном
государственном социальном страховании от  несчастного  случая  на
производстве и профессионального заболевания, приведших  к  утрате
трудоспособности" ( 1105-14 ), не содержит обязанности структурных
подразделений  регистрироваться   в    качестве    самостоятельных
плательщиков сбора, но такое требование содержится в Инструкции  о
порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда
социального страхования от несчастных случаев  на  производстве  и
профессиональных заболеваний Украины, утвержденной  Постановлением
Правления Фонда социального страхования от несчастных  случаев  на
производстве и профессиональных заболеваний  Украины от 20.04.2001
№ 12 ( v0012583-01 ):  "плательщиками  страховых  взносов являются
филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, которые не
имеют  статуса  юридического  лица  и  расположены    на    другой
территории, нежели  плательщик  страховых  взносов,  которому  они
подчинены. Если расчеты по оплате труда этих филиалов, отделений и
обособленных  подразделений  производятся   централизованно,    то
страховые  взносы  за  свои  филиалы,  отделения  и   обособленные
подразделения уплачивают юридические лица, которым они подчинены".
Таким образом, участки  не  обязаны  регистрироваться  в  Фонде  и
уплачивать взносы на  государственное  социальное  страхование  от
несчастного  случая   на    производстве    и    профессионального
заболевания, приведших к утрате трудоспособности.
    5.  Налог на прибыль предприятий.  В соответствии с подпунктом
2.1.3 пункта  2.1  статьи  2  Закона  Украины  "О  налогообложении
прибыли  предприятий" ( 283/97-ВР )  налогоплательщиками  являются
филиалы,   отделения  и    другие    обособленные    подразделения
налогоплательщиков  -  юридических  лиц,  не    имеющие    статуса
юридического лица,  расположенные  на  территории  другой,  нежели
такой налогоплательщик, территориальной общины.
    Теперь, прежде чем дать определение обособленному структурному
подразделению, определимся с понятием "структурное подразделение".
    В Классификаторе организационно-правовых форм  хозяйствования,
утвержденном   приказом   Госстандарта   от   22.11.94  г.  №  288
( vB288217-94 ),   приводится   уточнение   понятия   "структурное
подразделение". Под ним понимаются филиалы, цехи, участки. Четкого
же    понятия    "структурного    подразделения"       действующее
законодательство Украины не содержит.  По нашему  мнению,  понятие
структурное  подразделение  включает  в  себя  как    обособленные
подразделения предприятия (филиалы, представительства, отделения),
так и необособленные (участки, цеха и т. п.).
    Проанализировав  нормативные  акты,   содержащие    нормы    о
регистрации  структурного  подразделения,  можно  сделать   вывод:
структурное подразделение, не являющееся обособленным, не подлежит
регистрации в налоговых органах  и  уведомительной  регистрации  в
органе государственной регистрации.  Вместе с тем, четкого понятия
"обособленное    структурное     подразделение"        действующее
законодательство не содержит (содержащееся в Положении  о  ведении
кассовых  операций  в  национальной   валюте    Украины    понятие
обособленного подразделения слишком общее  и  не  дает  ответа  на
поставленный  вопрос).  На  главный  же  вопрос:  какие   признаки
отличают   обособленное    подразделение    от    необособленного,
законодательство ответа не дает.  Очевидно,  что  одним  из  таких
признаков является производственно-организационная  обособленность
- филиал имеет своего  руководителя,  самостоятельно  осуществляет
хозяйственную деятельность, имеет счет в банке;  представительство
также  имеет  своего  руководителя,   уполномоченного    заключать
договоры  с  контрагентами,   подписывать    акты    сдачи-приемки
выполненных работ (оказанных услуг),  самостоятельно  осуществляет
представительские  функции.  В  цехах    же    выполняется    лишь
ограниченный  объем  работ,  в    рамках    общей    хозяйственной
деятельности предприятия.  Кроме того, цех или  участок  не  имеют
административных    органов    (руководителя,      уполномоченного
осуществлять  юридические  действия,  административного  состава),
печати, отдельного счета в банке и т. п.
    Если основным признаком отличия обособленного подразделения от
необособленного принять вышеуказанный критерий, то в  случае  если
через    подразделение    предприятия,    находящееся    в    иной
территориальной    общине,    хозяйственная    деятельность    или
представительские  функции  не  осуществляются,  подразделение  не
является самостоятельным плательщиком налогов и сборов,  не  имеет
счетов в банке,  самостоятельно  не  начисляет  и  не  выплачивает
заработную  плату,    такое    подразделение    может    считаться
необособленным.  Если  в  качестве  критерия    отличия    принять
территориальную   обособленность,    то    любое    подразделение,
расположенное на иной,  нежели  головное  предприятие  территории,
является обособленным.  На наш взгляд, данный критерий  не  должен
играть  существенную  роль  для  определения  подразделения    как
обособленного.  Однако прямого указания на это законодательство не
содержит.
    Относительно  регистрации  необособленного  подразделения    в
налоговой инспекции отметим, что плательщиками налога  на  прибыль
являются лишь обособленные подразделения  налогоплательщиков  (см.
подпункт  2.1.3  Закона  Украины  "О    налогообложении    прибыли
предприятий"   ( 283/97-ВР )).   Таким   образом,   необособленное
подразделение  не  является  плательщиком  налога    на    прибыль
предприятий, не обязано регистрироваться в социальных фондах.
    Исходя из  вышеизложенного,  руководители  предприятия  должны
проанализировать все признаки  своего  структурного  подразделения
(участка)  и  определиться,  является  ли   такое    подразделение
обособленным.  Если    подразделение    будет    иметь    признаки
обособленного и  будет  расположено  на  территории  иной,  нежели
головное предприятие, территориальной общины, постановка на учет в
налоговой инспекции такого подразделения обязательна.


------------------------------------------------------------------
"Ориентир"
№48/02, стр. 28
[27.12.2002]
И. Сокол
Директор АФ "Капитал", г.Запорожье
------------------------------------------------------------------