Учет на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства

------------------------------------------------------------------

    Жилищно-коммунальное  хозяйство   является    многоструктурной
отраслью, каждая структурная единица которой имеет свою  специфику
технологии  производства.  Для  всех  структурных  единиц    общим
является вид основной деятельности - производство услуг  и  работ,
используемых  потребителями   непосредственно    в    момент    их
предоставления.  Этим определяется специфика учета на предприятиях
жилищно-коммунального хозяйства.  Бухгалтерам этой не дает скучать
налоговый учет,  т. к.,  пожалуй,  в  стране  нет  отрасли,  более
субвенируемой,  льготируемой  и  т. п.,  чем  жилищно-коммунальное
отрасли особенно дотируемой, субсидируемой,  хозяйство.  В  данной
консультации  рассматриваются   особенности    бухгалтерского    и
налогового учета на предприятиях, предоставляющих жилищные услуги.

    Формирование себестоимости жилищных услуг

    С  целью  осуществления  планирования,   ведения    учета    и
калькулирования операционной себестоимости услуг на предприятиях и
в  организациях  жилищно-коммунального  хозяйства,  независимо  от
ведомственной  подчиненности  и  форм  собственности,  разработаны
Методические рекомендации в ЖКХ.
    Согласно п. 1.4  указанных  Рекомендаций  себестоимость  работ
(услуг) подразделяют на производственную, операционную и полную.
    Производственная    себестоимость    работ    (услуг)        в
жилищно-коммунальном хозяйстве состоит из  выраженных  в  денежной
форме текущих расходов предприятия на их производство.
    Операционная себестоимость состоит из  выраженных  в  денежной
форме текущих расходов предприятия на их производство  и  сбыт,  а
также из общехозяйственных расходов на обслуживание  и  управление
предприятием.  В  бухгалтерском  учете  такие  расходы    являются
расходами  операционной  (основной)  деятельности  предприятия,  а
также других видов деятельности, за исключением инвестиционных или
финансовых.  Нормами  ПБУ  16 ( z0027-00 )  расходы   операционной
деятельности   предприятий    подразделяются    на   себестоимость
реализованных  работ  (услуг) и расходы,  связанные с операционной
деятельностью,  но  не  включаемые  в  себестоимость реализованных
работ (услуг).
    Совокупные текущие расходы обычной  деятельности  предприятия,
выраженные в денежной  форме,  являются  полной  себестоимостью  -
себестоимостью обычной деятельности.  Перечень статей  калькуляции
по полной себестоимости и  порядок  их  формирования  предприятие,
исходя   из    экономической    целесообразности,    устанавливает
самостоятельно в приказе об учетной политике.
    Основные  принципы  формирования   в    бухгалтерском    учете
предприятий ЖКХ информации о расходах,  составляющих  операционную
себестоимость работ (услуг), раскрытие ее в финансовой отчетности,
классификации расходов для использования ее при  создании  системы
внутрихозяйственного   (управленческого)    учета,    регулируются
Методическими рекомендациями в ЖКХ.

    Учет расходов

    Бухгалтерский   учет    расходов    выполнения    работ    или
предоставления  услуг  осуществляется   предприятиями    жилищного
хозяйства  с  учетом  норм  ПБУ  16 ( z0027-00 ) "Расходы",  ПБУ 9
( z0751-99 ) "Запасы",  Инструкции  по  применению  Плана  счетов,
приказа   об   учетной    политике     предприятия     и    других
нормативно-правовых документов.
    Признание в учете расходов базируется на использовании  метода
начисления всех расходов, которые могут быть достоверно оценены, в
т. ч. всех процентных расходов.
    В соответствии с п. 6.2  Методических  рекомендаций  в  ЖКХ  в
бухгалтерском учете расходы  на выполнение  работ,  предоставление
услуг  отражаются  с  использованием  рабочего    плана    счетов,
определенного на предприятии самостоятельно с учетом  действующего
Плана  счетов.  По  усмотрению  предприятий   могут    применяться
одновременно счета  и  субсчета  расходов  класса  8  "Расходы  по
элементам" и класса 9 "Расходы деятельности" или  только  счета  и
субсчета класса 9.
    Перечень  и  состав  статей    калькуляции    производственной
себестоимости  на  выполнение  работ    (предоставление    услуг),
себестоимости реализованных работ (услуг), операционной  и  других
видов себестоимости, а также переменных и  постоянных  расходов  и
методов их  учета  и  распределения  устанавливаются  предприятием
самостоятельно и в обязательном порядке должны быть  зафиксированы
в приложениях к учетной политике.
    Согласно    п.  11    ПБУ  16  ( z0027-00 )   производственная
себестоимость  предоставляемых  предприятиями  ЖКХ  работ  (услуг)
формируется из следующих расходов:
    - прямых материальных;
    - прямых на оплату труда;
    - прочих прямых расходов;
    - переменных общепроизводственных и постоянных  распределенных
общепроизводственных.
    Расходы операционной деятельности по элементам в  соответствии
с требованиями  п. 21  ПБУ 16 ( z0027-00 ) группируются  следующим
образом:
    - материальные расходы;
    - расходы на оплату труда;
    - отчисления на социальные мероприятия;
    - амортизация;
    - прочие операционные расходы.
    На основании данных обобщенного учета расходов на производство
составляется калькуляция фактической  себестоимости,  используемая
для контроля за соблюдением  плановых калькуляций отдельных  работ
(услуг) и всего объема производства или деятельности.
    В  жилищном  хозяйстве,  кроме  типичных  статей  калькуляции,
применяются дополнительные статьи, а именно (п.  7.1  Методических
рекомендаций в ЖКХ):
    - подготовка жилищного фонда к эксплуатации в зимний период;
    - текущий ремонт жилищного фонда.
    Кроме того,  на  предприятиях  жилищного  хозяйства  в  статьи
калькулирования  расходов   включаются  расходы,   связанные    со
спецификой  производства.  Перечень таких расходов  представлен  в
таблице:

|----------------------|-----------------------------------------|
|    Статья расходов   |               Вид расходов              |
|----------------------|-----------------------------------------|
| Сырье и материалы    | - использование песка и других          |
|                      | материалов для посыпания территории в   |
|                      | зимний период;                          |
|                      | - использование воды для поливки и мойки|
|                      | территории и зеленых насаждений;        |
|                      | - посадка зеленых насаждений;           |
|                      | - использование земли, удобрений,       |
|                      | средств защиты растений и т. п.;        |
|                      | - использование воды для системы        |
|                      | холодного и горячего водоснабжения      |
|----------------------|-----------------------------------------|
| Топливо и энергия на | - освещение мест общего пользования     |
| технологические цели | в жилых домах и придомовой территории;  |
|                      | - тепловая энергия для отопления и      |
|                      | подогрева воды для системы горячего     |
|                      | водоснабжения;                          |
|                      | - электроэнергия для обеспечения во     |
|                      | внутридомовых системах процессов        |
|                      | отопления и горячего водоснабжения;     |
|                      | - электроэнергия для лифтов             |
|----------------------|-----------------------------------------|
| Работы и услуги      | - вывоз снега в зимний период;          |
| производственного    | - уборка, вывоз и обеззараживание       |
| характера сторонних  | мусора, очистка неканализационных люков;|
| предприятий и        | - очистка дымоходов и вентиляционных    |
| организаций          | каналов;                                |
|                      | - дезинфекция и дератизация мест общего |
|                      | пользования жилищного фонда (подвалов,  |
|                      | мусоросборников и т. п.);               |
|                      | - эксплуатация, техническое обслуживание|
|                      | оборудования диспетчерских систем по    |
|                      | обслуживанию жилищного фонда по заявкам |
|                      | населения                               |
|----------------------|-----------------------------------------|
| Подготовка жилищного | - испытание под давлением систем        |
| фонда к эксплуатации | отопления, водоснабжения и водоотвода   |
| в зимний период      |                                         |
|----------------------|-----------------------------------------|
| Текущий ремонт       | - материалы;                            |
| жилищного фонда      | - энергия;                              |
|                      | - оплата труда ремонтных работников;    |
|                      | - отчисления на социальные мероприятия, |
|                      | транспортные расходы и т. п.            |
|----------------------|-----------------------------------------|
| Общепроизводственные | - стоимость жилья и коммунальных услуг, |
| расходы              | бесплатно или по льготам предоставленных|
|                      | работникам жилищных организаций;        |
|                      | - техническая инвентаризация            |
|                      | (регистрация всех изменений в составе   |
|                      | эксплуатируемого жилищного фонда и его  |
|                      | состояния)                              |
|----------------------|-----------------------------------------|
| Расходы на содержание| - обслуживание                          |
| и эксплуатацию машин | информационю-вычислительного комплекса  |
| и оборудования       | с программным обеспечением              |
|----------------------|-----------------------------------------|
| Административные     | - оплата услуг банковских учреждений по |
| расходы              | приему платежей от населения;           |
|                      | - расходы по централизованному сбору    |
|                      | платежей от населения                   |
|----------------------|-----------------------------------------|
| Расходы на сбыт      | - изготовление бланков договоров,       |
|                      | счетов, расчетных книжек и справок      |
|----------------------|-----------------------------------------|

    Калькуляционной единицей в жилищном  хозяйстве  является  один
квадратный метр общей площади жилых домов (п. 7.1.12  Методических
рекомендаций в ЖКХ).
    В налоговом учете все расходы, связанные с  выполнением  работ
или  предоставлением  услуг  предприятиями  жилищного   хозяйства,
включаются в состав валовых  расходов  согласно  нормам  Закона  о
прибыли.
    Вместе  с  тем  необходимо  обратить  внимание  на   следующие
особенности  налогового  учета  предприятий  жилищного  хозяйства.
Согласно  ст.  9  Закона  Украины  "О  ценах  и   ценообразовании"
от  03.12.90 г. № 507-ХII  ( 507-12 )   цены   и   тарифы    на
жилищно-коммунальные услуги (в т. ч. на электроэнергию и природный
газ для коммунально-бытовых нужд населения), услуги  общественного
транспорта и связи  устанавливаются  Кабмином  по  согласованию  с
Верховной Радой.  В связи с этим  существует  мнение  специалистов
налоговых служб (письмо ГНАУ  от  05.12.2001 г.  №  8805/5/16-1216
( v8805225-01 )), что  обложению  НДС  подлежат  только  операции,
соответствующие  тарифам,     утвержденным    органами    местного
самоуправления.  Убытки,  понесенные  жилищными  хозяйствами   при
предоставлении  услуг  населению,  возмещаются  из    бюджета    и
налогообложению не подлежат.  Поэтому право  на  налоговый  кредит
жилищно-коммунальные хозяйства по приобретенным товарам  (работам,
услугам)  имеют  только  в  части,  соответствующей  использованию
приобретенных товаров (работ, услуг) в облагаемых  НДС  операциях,
т.  е.  пропорционально  утвержденному  тарифу  в  соответствии  с
пп. 7.4.3  п. 7.4  ст. 7  Закона  о  НДС  ( 168/97-ВР ).  Согласно
пп. 5.3.3  п. 5.3  ст. 5 Закона о прибыли ( 283/97-ВР )  в  случае
если субъект предпринимательской деятельности - плательщик  налога
на  прибыль,  зарегистрированный  в  качестве  плательщика    НДС,
осуществляет  операции  по  продаже  товаров    (работ,    услуг),
освобожденных  от  обложения  НДС  или  не  являющихся    объектом
обложения  НДС,  то  суммы  налога,  уплаченные  (начисленные)   в
стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), а  также  основных
фондов  и  нематериальных  активов,  подлежащих  амортизации,   не
включаются в состав налогового кредита.  В этом случае  сумма  НДС
включается  в  состав  валовых  расходов  вместе  со    стоимостью
приобретенных товаров (работ, услуг)  или  увеличивает  балансовую
стоимость  группы  основных  фондов  и  нематериальных    активов,
подлежащих амортизации.  Операции, освобожденные от обложения  НДС
или  не  являющиеся  объектом  обложения НДС, определены в статьях
3 и 5 Закона о НДС ( 168/97-ВР ).
    Таким  образом,  в  налоговом  учете  предприятий    жилищного
хозяйства, являющихся плательщиками НДС и предоставляющими  услуги
населению, необходимо осуществлять следующие операции:
    - включать в состав налогового кредита суммы  НДС,  уплаченные
пропорционально тарифу;
    - включать в состав валовых  расходов  суммы  НДС,  уплаченные
свыше утвержденного тарифа.

    Пример 1

    В  течение  IV  квартала    жилищным    предприятием    "Уют",
зарегистрированным в качестве плательщика НДС,  были  осуществлены
расходы на предоставление услуг населению:
    - на сумму 5635 грн., кроме того, НДС - 1127 грн.
    - из них 25% платежей - в пределах,  превышающих  утвержденный
тариф:

    5635 х 25 : 100 = 1 408,75, кроме того, НДС - 281,75 грн.

    Предприятие обязано  уменьшить  сумму  налогового  кредита  на
сумму 281,75 грн. и включить ее в состав валовых расходов.
    В  бухгалтерском  и  налоговом  учете  предприятия   жилищного
хозяйства операции осуществления  расходов  на  выполнение  работ,
предоставление услуг отразятся следующим образом:

|-----|----------------------|---------------|------|------------|
|  №  | Содержание операции  | Бухгалтерский |Сумма,| Налоговый  |
| п/п |                      |      учет     | грн. |   учет     |
|     |                      |-------|-------|      |-----|------|
|     |                      |  Д-т  |  К-т  |      | ВД  |  ВР  |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
|               1. Приобретение материалов и запасов             |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 1.1 | Оплачены             |  631  |  311  | 1 020|  -  |  850 |
|     | электролампочки для  |641/ндс|  644  |   170|     |      |
|     | обеспечения освещения|       |       |      |     |      |
|     | в жилых домах        |       |       |      |     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 1.2 | Оприходованы         |  201  |  631  |   850|  -  |   -  |
|     | электролампочки      |  644  |  631  |   170|     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 1.3 | Получен и оприходован|  201  |  631  |   350|  -  |  350 |
|     | песок для посыпания  |641/ндс|  631  |    70|     |      |
|     | территории           |       |       |      |     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 1.4 | Оплачен песок        |  631  |  311  |   420|  -  |   -  |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 1.5 | Включена в стоимость |  201  |  631  |    70|  -  |   70 |
|     | песка сумма          |641/ндс|  631  |    14|     |      |
|     | транспортно-загото-  |       |       |      |     |      |
|     | вительных расходов   |       |       |      |     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 1.6 | Получены и           |   22  |  631  |    10|  -  |   10 |
|     | оприходованы МБП:    |641/ндс|  631  |     2|     |      |
|     | перчатки, изолента   |       |       |      |     |      |
|     | и пр.                |       |       |      |     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 1.7 | Оплачены МБП         |  631  |  311  |    12|  -  |   -  |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 1.8 | Перечислен аванс     |  371  |  311  | 1 560|  -  |1 300 |
|     | за 1 000 л           |641/ндс|  644  |   260|     |      |
|     | бензина А-76         |       |       |      |     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
|                       2. Расходы на производство               |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.1 | Списаны              |  801  |  201  |   850|  -  |п. 5.9|
|     | электролампочки,     |   23  |  801  |   850|     |      |
|     | использованные для   |       |       |      |     |      |
|     | обеспечения          |       |       |      |     |      |
|     | освещения в жилых    |       |       |      |     |      |
|     | домах                |       |       |      |     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.2 | Списаны МБП          |  801  |   22  |    10|  -  |п. 5.9|
|     |                      |   23  |  801  |    10|     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.3 | Списан песок для     |  801  |  201  |   420|  -  |п. 5.9|
|     | посыпания территории |   23  |  801  |   420|     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.4 | Получено 500 л       |  203  |  631  |   650|  -  |   -  |
|     | бензина А-76 для     |  644  |  631  |   130|     |      |
|     | использования        |  631  |  371  |   780|     |      |
|     | снегоочистительной   |       |       |      |     |      |
|     | техники и мусоровозов|       |       |      |     |      |
|     |----------------------|-------|-------|------|-----|------|
|     | Списано 500 л        |  803  |  203  |   650|  -  |п. 5.9|
|     | бензина А-76         |   23  |  803  |   650|     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.5 | Отражены расходы на  |  803  |  631  | 1 145|  -  |1 145 |
|     | электроэнергию       |641/ндс|  631  |   229|     |      |
|     | согласно акту        |   23  |  803  | 1 145|     |      |
|     | выполненных работ    |       |       |      |     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.6 | Оплачена стоимость   |  631  |  311  | 1 374|  -  |   -  |
|     | электроэнергии       |       |       |      |     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.7 | Отражены расходы на  |  802  |  631  | 1 500|  -  |1 500 |
|     | использование воды   |641/ндс|  631  |   300|     |      |
|     | согласно акту        |   23  |  802  | 1 500|     |      |
|     | выполненных работ    |       |       |      |     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.8 | Списаны запчасти на  |  806  |  207  |   160|  -  |п. 5.9|
|     | текущий ремонт       |   23  |  806  |   160|     |      |
|     | производственного    |       |       |      |     |      |
|     | оборудования         |       |       |      |     |      |
|     | (в пределах 5%       |       |       |      |     |      |
|     | балансовой стоимости |       |       |      |     |      |
|     | всех групп основных  |       |       |      |     |      |
|     | средств)             |       |       |      |     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.9 | Начислена амортизация|       |       |      |     |      |
|     | на основные фонды:   |       |       |      |     |      |
|     |----------------------|-------|-------|------|-----|------|
|     | производственного    |  831  |  131  | 1 230|  -  | пп.  |
|     | назначения;          |   23  |  831  | 1 230|     | 8.1.1|
|     |----------------------|-------|-------|------|-----|------|
|     | общепроизводственного|  831  |  131  |   632|  -  | пп.  |
|     | назначения           |   91  |  831  |   632|     | 8.1.1|
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.10| Начислена заработная |       |       |      |     |      |
|     | плата:               |       |       |      |     |      |
|     |----------------------|-------|-------|------|-----|------|
|     | рабочим, занятым в   |  811  |  661  | 2 800|  -  |2 800 |
|     | основном             |   23  |  831  | 2 800|     |      |
|     | производстве;        |       |       |      |     |      |
|     |----------------------|-------|-------|------|-----|------|
|     | персоналу управления |  811  |  661  | 1 700|  -  |1 700 |
|     | производством        |   91  |  831  | 1 700|     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.11| Отражены отчисления в|       |       |      |     |      |
|     | социальные фонды     |       |       |      |     |      |
|     | (38%):               |       |       |      |     |      |
|     |----------------------|-------|-------|------|-----|------|
|     | рабочим, занятым в   |   82  |   65  | 1 064|  -  |1 064 |
|     | основном             |   23  |   82  | 1 064|     |      |
|     | производстве;        |       |       |      |     |      |
|     |----------------------|-------|-------|------|-----|------|
|     | персоналу управления |   82  |   65  |   646|  -  |  646 |
|     | производством        |   91  |   82  |   646|     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.11| Оплачены расходы на  |  631  |  311  |    48|  -  |   48 |
|     | техническую          |   84  |  631  |    48|     |      |
|     | инвентаризацию       |   91  |   84  |    48|     |      |
|     | эксплуатируемого     |       |       |      |     |      |
|     | жилищного фонда      |       |       |      |     |      |
|     | (без НДС)            |       |       |      |     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.12| Отражены расходы на  |   84  |  631  |    85|  -  |   85 |
|     | охрану труда и       |   91  |   84  |    85|     |      |
|     | технику безопасности |       |       |      |     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.13| Списана фактическая  |  903  |   23  | 9 829|  -  |   -  |
|     | производственная     |       |       |      |     |      |
|     | себестоимость услуг  |       |       |      |     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2.14| Списаны              |  791  |   91  | 3 111|  -  |   -  |
|     | общепроизводственные |       |       |      |     |      |
|     | расходы              |       |       |      |     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
|           3. Административные расходы и расходы на сбыт        |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3.1 | Начислены            |   84  |   64  |   115|  -  |  115 |
|     | обязательные платежи |   92  |   84  |   115|     |      |
|     | в бюджет             |       |       |      |     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3.2 | Отражены расходы на  |   84  |  631  |   180|  -  |  180 |
|     | услуги банка         |   92  |   84  |   180|     |      |
|     | (расчетно-кассовое   |       |       |      |     |      |
|     | обслуживание)        |       |       |      |     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3.3 | Отражены расходы по  |   84  |  631  |   150|  -  |  150 |
|     | централизованному    |   92  |   84  |   150|     |      |
|     | сбору платежей от    |       |       |      |     |      |
|     | населения            |       |       |      |     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3.4 | Списаны расходы на   |   92  |   84  |   200|     |      |
|     | командировку         |641/ндс|  372  |    10|     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3.5 | Отражены расходы на  |   84  |  377  |   250|  -  |  250 |
|     | услуги связи         |   92  |   84  |   250|     |      |
|     |                      |641/ндс|  377  |    50|     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3.6 | Оплачены услуги      |  377  |  311  |   300|  -  |   -  |
|     | связи                |       |       |      |     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3.7 | Списаны              |  791  |   92  |   895|  -  |   -  |
|     | административные     |       |       |      |     |      |
|     | расходы              |       |       |      |     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3.8 | Отражены расходы на  |   84  |  377  |   110|  -  |  110 |
|     | изготовление бланков |   92  |   84  |   110|     |      |
|     | договоров, счетов,   |641/ндс|  377  |    22|     |      |
|     | расчетных книжек и   |       |       |      |     |      |
|     | справок              |       |       |      |     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3.9 | Оплачены расходы     |  377  |  311  |   132|  -  |   -  |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3.10| Списаны расходы на   |  791  |   93  |   110|  -  |   -  |
|     | сбыт                 |       |       |      |     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3.11| Откорректирован      |641/ндс|  644  |281,75|  -  |281,75|
|     | налоговый кредит     | 90-94 |  644  |281,75|     |      |
|-----|----------------------|-------|-------|------|-----|------|

    Особенности начисления амортизации жилищного фонда

    Согласно  абз.  "в"  п.  1  постановления  Кабинета  Министров
Украины    "О    совершенствовании    системы     государственного
регулирования размера квартирной платы и платы за содержание домов
и  придомовых  территорий"  от  22.06.98 г.  № 939  ( 939-98-п ) в
состав  расходов  предприятий  жилищного  хозяйства на  содержание
домов   и   придомовых  территорий    включаются   амортизационные
отчисления  (износ)  зданий,  сооружений,   машин,   оборудования,
инвентаря  и  других  основных  средств, за исключением  жилищного
Фонда.
    В  бухгалтерском  учете  согласно  п.  30  ПБУ  7    "Основные
средства", утвержденного приказом  Министерства  финансов  Украины
от 27.04.2000 г. № 92 ( z0288-00 ), сумму начисленной  амортизации
а объекты внешнего благоустройства и  жилых  домов,  состоящих  на
балансах  жилищно-коммунальных  организаций,  принадлежащих  сфере
управления   органов   местного  самоуправления  и  исполнительной
власти, предприятия  должны  увеличивать  на  эту сумму расходы  с
одновременным увеличением доходов  и  уменьшением  дополнительного
капитала, а при его недостаточности - уставного капитала.
    В  бухгалтерском  и  налоговом  учете  жилищного   предприятия
операции начисления амортизации производственных основных фондов и
жилищного фонда отразятся следующим образом:

|---|------------------------|---------------|------|------------|
| № |  Содержание операции   | Бухгалтерский |Сумма,| Налоговый  |
|п/п|                        |      учет     | грн. |   учет     |
|   |                        |-------|-------|      |-----|------|
|   |                        |  Д-т  |  К-т  |      | ВД  |  ВР  |
|---|------------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 1 | Начислена амортизация  |  831  |  131  | 1 301|  -  |   -  |
|   | на основные фонды,     | 90-93 |  831  | 1 301|     |      |
|   | используемые в         |       |       |      |     |      |
|   | производственной       |       |       |      |     |      |
|   | деятельности           |       |       |      |     |      |
|---|------------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 2 | Начислена амортизация  |       |       |      |     |      |
|   | на жилищный фонд:      |       |       |      |     |      |
|   |------------------------|-------|-------|------|-----|------|
|   | отражены расходы;      |  831  |  131  |13 560|     |      |
|   |                        |  949  |  831  |13 560|     |      |
|   |------------------------|-------|-------|------|-----|------|
|   | отражены доходы        |42 (40)|  745  |13 560|     |      |
|   |------------------------|-------|-------|------|-----|------|
| 3 | Отражен финансовый     |  745  |  791  |13 560|     |      |
|   | результат              |  791  | 90-93 | 1 301|     |      |
|   |                        |  791  |  949  |13 560|     |      |
|---|------------------------|-------|-------|------|-----|------|

    Учет доходов

    В бухгалтерском учете предприятий жилищного  хозяйства  доход,
связанный с предоставлением услуг,  признается  в  соответствии  с
п. 10 ПБУ 15 ( z0860-99 ) "Доход" исходя из степени  завершенности
операции  по   предоставлению  услуг  на  дату    баланса.    Факт
предоставления  услуг  подтверждается    актом    приемки-передачи
выполненных работ (услуг), а также достоверной оценкой расходов на
определенную дату,  связанных  с  их  предоставлением,  отражением
стоимости услуг  на  абонентских  счетах  потребителей.  Как  было
сказано,  сумма  дохода  от  предоставления   услуг    предприятий
жилищного  хозяйства  населению  определяется  исходя  из  объемов
оказанных услуг и утвержденных органами самоуправления тарифов  на
них.
    В налоговом учете стоимость предоставляемых услуг включается в
состав валовых доходов согласно пп. 4.1.1 п. 4.1 ст.  4  Закона  о
прибыли ( 283/97-ВР ).
    Что касается НДС, то временно, до вступления в силу Налогового
кодекса,  предприятия  -    плательщики    НДС,    предоставляющие
жилищно-коммунальные  услуги,  определяют  базу    налогообложения
операций по продаже услуг по кассовому способу. Таковыми являются,
в  частности,  услуги,  стоимость  которых  включается  в   состав
квартирной платы или платы за содержание жилья предоставляемые:
    - жилищно-эксплуатационным конторам;
    - квартирно-эксплуатационным частям;
    - обществам совладельцев жилья;
    -  другим  подобным  налогоплательщикам,  осуществляющим  сбор
средств от вышеперечисленных  потребителей  с  целью  последующего
перечисления поставщикам этих услуг в компенсацию их стоимости.
    Таким  образом,  налоговые   обязательств    у    предприятий,
оказывающих  услуги  населению,  возникают  в  момент  поступления
средств  в  оплату  услуг  на  расчетный  счет.  Если  предприятие
жилищного хозяйства  оказывает  услуги  хозрасчетным  предприятиям
(например, по вывозу мусора, уборке снега и т. п.), то  доходы  от
этих услуг подлежат налогообложению в  общеустановленном  порядке.

    Учет дотаций и субсидий

    Необходимо    обратить    внимание,     что        действующим
законодательством  установлен  особый  порядок  оплаты   стоимости
жилищно-коммунальных услуг, состоящий из двух частей:
    - тариф на оплату услуг, уплачиваемый населением;
    - дотация из бюджета на покрытие убытков от продажи  услуг  по
тарифом.
    С  целью  социальной  защиты  населения  ему   предоставляются
субсидии на оплату коммунальных услуг в пределах  тарифа,  которые
перечисляются жилищным предприятиям из бюджета.  Оставшаяся  часть
тарифа уплачивается непосредственно населением.  В пределах тарифа
уплачиваются  коммунальным  предприятиям  и  суммы  дотаций    для
льготных категорий населения.
    В  налоговом  учете  суммы  субсидий  и  дотаций,  возмещаемых
коммунальным предприятиям  из  бюджета  в  пределах  утвержденного
тарифа подлежат обложению НДС в общеустановленном  порядке,  базой
которого является регулируемый тариф.
    Кроме бюджетных субсидий и дотаций населению (в  т. ч.  и  для
льготных категорий), жилищно-коммунальные предприятия получают  из
бюджета дотации на покрытие  убытков,  возникающих  из-за  разницы
между расходами, связанными с предоставлением коммунальных услуг и
доходами от их  продажи  населению  по  установленным  тарифам.  В
соответствии  с  разъяснениями  налоговых  органов  (письмо   ГНАУ
от 05.12.2001 г. № 8805/5/16-1216 ( v8805225-01 )) такая бюджетная
дотация согласно пп. 3.2.7 п. 3.2 ст. 3 Закона о НДС ( 168/97-ВР )
не является объектом обложения НДС.

    Пример 2

    Предприятием  жилищного  хозяйства  "Уют"  были  предоставлены
услуги на сумму 13840 грн., кроме того, НДС - 2768 грн., из них:
    - населению - 12340 грн., кроме того, НДС - 2468 грн. (в т. ч.
субсидий и льгот на сумму 1800 грн., НДС - 360 грн.);
    - хозрасчетным предприятиям - 1500 грн.,  кроме  того,  НДС  -
300 грн.
    Получены из бюджета субсидии на сумму 1200 грн. (в т. ч. НДС -
200 грн.).
    Получены из бюджета дотации (трансферты) на  покрытие  убытков
от разницы между расходами и  доходами  от  продажи  населению  по
тарифам - 2500 грн.
    В  бухгалтерском  и  налоговом  учете  жилищного   предприятия
операции  реализации  услуг  населению  и   другим    потребителям
отразятся следующим образом:

|---|------------------------|---------------|------|------------|
| № |  Содержание операции   | Бухгалтерский |Сумма,| Налоговый  |
|п/п|                        |      учет     | грн. |   учет     |
|   |                        |-------|-------|      |------|-----|
|   |                        |  Д-т  |  К-т  |      |  ВД  |  ВР |
|---|------------------------|-------|-------|------|------|-----|
| 1 | Отражена реализация    |  361  |  703  |12 648|10 540|  -  |
|   | услуг населению        |  703  |  643  | 2 108|      |     |
|   |------------------------|-------|-------|------|------|-----|
|   | На сумму субсидий и    |   48  |  718  | 2 160|   -  |  -  |
|   | дотаций по льготам     |  718  |  643  |   360|      |     |
|---|------------------------|-------|-------|------|------|-----|
| 2 | Отражена реализация    |  361  |  703  | 1 800| 1 500|  -  |
|   | услуг хозрасчетным     |  703  |641/ндс|   300|      |     |
|   | предприятиям           |       |       |      |      |     |
|---|------------------------|-------|-------|------|------|-----|
| 3 | Отражена себестоимость |  903  |   23  | 9 829|   -  |  -  |
|   | услуг                  |       |       |      |      |     |
|---|------------------------|-------|-------|------|------|-----|
| 4 | Получена оплата от     |  301, |  361  | 7 272|   -  |  -  |
|   | населения              |  311  |641/ндс| 1 212|      |     |
|   |                        |  643  |       |      |      |     |
|---|------------------------|-------|-------|------|------|-----|
| 5 | Получены суммы субсидий|  311  |   48  | 1 200| 1 000|  -  |
|   | и дотаций по льготам   |  643  |641/ндс|   200|  {1} |     |
|   | из бюджета в пределах  |       |       |      |      |     |
|   | тарифа                 |       |       |      |      |     |
|---|------------------------|-------|-------|------|------|-----|
| 6 | Получены из бюджета    |  311  |   48  | 2 500| 2 500|  -  |
|   | дотации (трансферты) на|   48  |  718  | 2 500|      |     |
|   | покрытие убытков от    |       |       |      |      |     |
|   | разницы между расходами|       |       |      |      |     |
|   | и доходами от продажи  |       |       |      |      |     |
|   | населению по тарифам   |       |       |      |      |     |
|---|------------------------|-------|-------|------|------|-----|
| 7 | Отражен финансовый     |  791  |  903  | 9 759|   -  |  -  |
|   | результат              |  703  |  791  |12 040|      |     |
|   |                        |  718  |  791  | 4 300|      |     |
|---|------------------------|-------|-------|------|------|-----|

    Перечень  сокращенных  обозначений  нормативных    документов,
    использованных в данной консультации:

1. Закон о прибыли -  Закон  Украины  "О  налогообложении  прибыли
   предприятий" от 28.12.94 г.  №  334/94-ВР,  в  редакции  Закона
   Украины  от  22.05.97  г.  №  283/97-ВР,  с    изменениями    и
   дополнениями.
2. Закон о НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость"
   от 03.04.97 г. № 168/97-ВР с изменениями и дополнениями.
3. Методические рекомендации в ЖКХ - Методические рекомендации  по
   планированию, учету и калькуляции себестоимости  работ  (услуг)
   на  предприятиях  и  в    организациях    жилищно-коммунального
   хозяйства,  утвержденные  приказом    Госстроя    Украины    от
   06.03.2002  г. № 47.
4. ПБУ 9 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета  9  "Запасы",
   утвержденное  приказом  Министерства  финансов    Украины    от
   20.10.99 г. № 246, с изменениями и дополнениями.
5. ПБУ 15 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15  "Доход",
   утвержденное  приказом  Министерства  финансов    Украины    от
   29.11.99 г. № 290, с изменениями и дополнениями.
6. ПБУ  16  -  Положение  (стандарт)  бухгалтерского   учета    16
   "Расходы", утвержденное приказом Министерства финансов  Украины
   от 31.12.99 г. № 318, с изменениями и дополнениями.

{1} Согласно пп. 11.3.5 п. 11.3 ст.  5  Закона  о  прибыли,  датой
    увеличения  валового  дохода  в  случае  предоставления  услуг
    (работ) с оплатой за  счет  бюджетных  средств  является  дата
    поступления таких средств на расчетный счет  налогоплательщика
    или дата получения соответствующей  компенсации  в  каком-либо
    ином виде.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№1/03, стр. 42
[06.01.2003]
Людмила Ильяш
Бухгалтер-консультант АФ "ГлавБух-Аудит"
------------------------------------------------------------------