Плательщик НДС: начать и закончить
               (Предприятие. Импортер работ. Начать)

               (Продолжение. Начало см. в № 97, 101)

------------------------------------------------------------------

    Напомним,  что  предмет    нашего    рассмотрения    ограничен
предприятиями, а также напомним одну из приведенных  в  предыдущих
частях материала формулировок.
    Итак, согласно нормам статьи 2 Закона Украины от  03.04.97  г.
№ 168/97-ВР  ( 168/97-ВР ) "О  налоге  на  добавленную  стоимость"
(далее - Закон об НДС) "плательщиком налога" является предприятие:
    ...3) которое получает от нерезидента работы (услуги)  для  их
использования или потребления на таможенной территории Украины (на
основании пункта 2.2 статьи 2 Закона об НДС ( 168/97-ВР ))...

    Ввези себе немного работы (услуги)

    Еще  интереснее  (чем  с  импортерами  товаров)  ситуация    с
импортерами работ или услуг (формулировка 3).
    "Интереснее" она тем, что хоть с точки зрения  Закона  об  НДС
операции по импорту товаров и операции по импорту работ (услуг)  в
отношении, в частности:
    - "подпадания" под нормы статьи 2 Закона об  НДС ( 168/97-ВР )
("плательщик налога");
    - обязанности зарегистрироваться "плательщиком налога"  (пункт
9.3 статьи 9 Закона об НДС ( 168/97-ВР ));
    - неустановления предельного срока подачи Заявления (пункт 9.4
статьи 9 Закона об НДС ( 168/97-ВР ))  регламентированы  абсолютно
аналогичным  образом, в известной норме  (содержащейся  во  втором
предложении  пункта  1  Положения  о  Реестре)  относительно  тех,  
кто не должен  проходить  регистрацию  и  получать  индивидуальный  
налоговый номер, упоминаются только импортеры товаров, а импортеры 
работ (услуг) не упоминаются.
    Другими словами, согласно первому абзацу пункта 1 Положения  о
Реестре, такой  "плательщик  налога",  получивший  от  нерезидента
работы (услуги), - по общему  правилу  моментом  такого  получения
является дата оформления соответствующего документа (пока  что  не
будем делать акцент на "первом событии"), - если  он  не  является
продавцом с точки зрения Закона об НДС, то он и не имеет оснований
значиться в Реестре.  Тогда как согласно второму абзацу  пункта  1
Положения о Реестре, такой "плательщик налога" не  освобожден  (!)
от обязанности регистрации и получения индивидуального  налогового
номера. "Не освобожден" - поскольку там прямо  говорится  лишь  об
импортерах товаров.
    Рассмотрим, чем принципиально  такая  ситуация  отличается  от
ситуации  с  импортом  товаров,  подводя   итоги    в    отношении
формулировок 2 и 3:
    1) согласно статье 2 Закона об НДС ( 168/97-ВР ) "плательщиком
налога"  является  любое  лицо,  подпадающее  хотя бы под  один из
пунктов этой статьи (то есть под любую из формулировок 1 - 4,  и в
частности, под любую из формулировок - 2 или  3).  Впрочем,  этому
противоречит  собственно    определение    "плательщик    налога",
приведенное в пункте 1.3 статьи 1 Закона об НДС ( 168/97-ВР ), где
импортеры товаров упомянуты, а импортеры работ (услуг) - нет (!);
    2) согласно пункту 9.3 статьи 9 Закона  об  НДС  ( 168/97-ВР )
каждый из указанных "плательщиков налога" (в том числе подпадающий
под любую из формулировок- 2 или 3) обязан подать Заявление.
    3) согласно  пункту 9.4  статьи 9  Закона об НДС ( 168/97-ВР )
предельные  сроки  подачи   Заявления  не  установлены   для   тех
"плательщиков налога", которые подпадают под формулировки 2 или 3;
    4) согласно  второму  абзацу  пункта  1  Положения  о  Реестре
Заявление не обязан подавать лишь тот "плательщик налога", который
подпадает под формулировку 2.

    Второй абзац подпункта пункта 7.2 статьи 7 Закона об НДС:

    "Субъекты  предпринимательской  деятельности,  перешедшие   на
    упрощенную систему налогообложения, которая не предусматривает
    уплату налога или предусматривает его  уплату  в  другом,  чем
    определено  этим  Законом,  порядке,  утрачивают   право    на
    начисление налога, налоговый кредит  и  составление  налоговой
    накладной,  а  также  на  получение  возмещения  за  налоговый
    период,  в  котором  совершился  такой  переход.  Это  правило
    распространяется  также  на   предприятия    с    иностранными
    инвестициями, освобожденными от уплаты налога"

    В  этом  смысле  предприятие,  которое  подпадает  только  под
формулировку 3, то есть получает от  нерезидента  работы  (услуги)
для их использования  или  потребления  на  таможенной  территории
Украины, но не подпадает  ни  под  одну  из  других  формулировок,
оказывается в подвешенном состоянии.
    Согласно нормам Закона об НДС ( 168/97-ВР ):
    - с одной стороны, оно обязано зарегистрироваться;
    - с  другой  стороны,  предельный  срок  подачи  Заявления  не
установлен. Согласно нормам Положения о Реестре:
    - с одной стороны, оно не обязано подавать Заявление  и  более
того - не имеет оснований  претендовать  на  включение  в  Реестр,
поскольку не является лицом, "обязанным осуществлять  удержание  и
внесение в бюджет налога, уплачиваемого покупателем"  (см.  первый
абзац пункта 1 Положения о Реестре);
    - с другой стороны, оно  не  указано  прямо  в  качестве  лиц,
которые не должны проходить регистрацию и получать  индивидуальный
налоговый номер.
    Вот такая "диалектика".
    Разумеется, выражаясь "фигурально",  такое  предприятие  может
выступить в  роли  буриданова  осла,  разрубающего  гордиев  узел:
воспользоваться  правом  на  добровольную  регистрацию.  Но   этот
вариант не устраивает  те  вновь  созданные  предприятия,  которые
выбирают работу по единому налогу по ставке 10%.  Для них придется
копнуть глубже...

    Право первого начисления

    А почему, собственно, ГНАУ согласилась с тем, что в  пункте  1
Положения о  Реестре  красуется  такой  "либерально-демократичный"
второй абзац? Понятно, что это связано именно с "десятипроцентными
проблемами".  Также понятно, что "моментом истины" в его налоговом
смысле в любом случае является именно момент уплаты того или иного
налога, в данному случае - НДС.
    Что можно сказать об уплате  НДС  в  обсуждаемой  ситуации?  К
сожалению, не все обратили внимание, что с 9 января текущего  года
согласно Закону Украины от 20.12.2001 г. № 2899-III ( 2899-14 ) "О
внесении изменений в некоторые законы Украины с  целью  устранения
случаев уклонения отдельных  предприятий,  созданных  при  участии
иностранных инвесторов, от уплаты  налогов,  сборов  (обязательных
платежей)"  (см.  "Налоги  и  бухгалтерский  учет",  2002,  №  6),
подпункт 7.2.4 пункта 7.2 статьи 7 Закона об НДС ( 168/97-ВР ) был
дополнен    вторым    абзацем:    "Субъекты    предпринимательской
деятельности, перешедшие на  упрощенную  систему  налогообложения,
которая не предусматривает уплату налога или  предусматривает  его
уплату в другом, чем определено этим Законом, порядке,  утрачивают
право  на  начисление  налога,  налоговый  кредит  и   составление
налоговой накладной...", который  в  процитированной  здесь  части
касается отнюдь не только совместных предприятий.

    Второй абзац подпункта пункта 7.2 статьи 7 Закона об НДС:

    "Субъекты  предпринимательской  деятельности,  перешедшие   на
    упрощенную систему налогообложения, которая не предусматривает
    уплату налога или предусматривает его  уплату  в  другом,  чем
    определено  этим  Законом,  порядке,  утрачивают   право    на
    начисление налога, налоговый кредит  и  составление  налоговой
    накладной,  а  также  на  получение  возмещения  за  налоговый
    период,  в  котором  совершился  такой  переход.  Это  правило
    распространяется  также  на   предприятия    с    иностранными
    инвестициями, освобожденными от уплаты налога"

    Кого и чего касается это "...не предусматривает уплату  налога
или предусматривает его  уплату  в  другом,  чем  определено  этим
Законом, порядке..."?
    "Кого" - ясно, что предприятий, перешедших на  уплату  единого
налога по ставке 10% или приобретших специальный торговый патент.
"Чего" - здесь следует разобраться.  Во-первых, область применения
нормы, изложенной в том или ином  абзаце  определенного  подпункта
закона, ограничивается областью применения того подпункта  закона,
которому принадлежит соответствующий абзац, а подпункта -  в  свою
очередь- областью применения того пункта закона, который  включает
в себя такой подпункт.
    В  данном  случае  подпункт 7.2.4 пункта 7.2  статьи 7  Закона
об  НДС  ( 168/97-ВР )  регламентирует   право  "плательщика  НДС"
(зарегистрированного согласно ст. 9  Закона об НДС  ( 168/97-ВР ))
на начисление налога  и  составление налоговых  накладных,  причем
сам  пункт  7.2  статьи  7  Закона  об  НДС  ( 168/97-ВР )  так  и  
называется - "Налоговая накладная".  И хоть там  и  имеются нормы,    
регламентирующие  использование ГТД "в роли"  налоговой  накладной 
(то есть  формально упоминается импорт товаров, но не работ  и  не  
услуг), все же достаточно очевидно,  что упоминаемая  там  "утрата  
права  на  начисление  налога"  касается  именно "продажного" НДС,  
начисляемого плательщиком НДС - продавцом (включенным в Реестр).
    Во-вторых,  если  учесть  аргументацию    ВХСУ    относительно
освобождения субъектов малого предпринимательства  от  уплаты  НДС
(см.  информационное  письмо  ВХСУ  от  23.11.2001 г.  № 01-8/1271 
( v1271600-01 )  "Налоги  и  бухгалтерский  учет",  2002,  №  11),  
трактующего нормы действующего законодательства так,  что подобное   
освобождение  распространяется  только  на  "продажный" НДС, то не 
остается  другого  варианта, как трактовать "...не предусматривает 
уплату   налога   или   предусматривает   его  уплату   в   другом  
порядке..."  из  цитируемого второго абзаца подпункта 7.2.4 пункта  
7.2 статьи 7 Закона об  НДС ( 168/97-ВР ) именно в этом ключе,  то 
есть соглашаться с тем,  что  "единоналожник"-десятипроцентник  от  
уплаты "импортного" НДС не освобождается.
    При этом мы не согласны с  тем,  что  наличие  НДС  в  перечне
налогов, взамен которых уплачивается единый налог по  ставке  10%,
можно назвать "его уплатой в другом порядке", хотя это  -  предмет
другого разговора..
    Кстати,  в  упомянутом  письме  ВХСУ   прямо    говорится    о
необходимости    уплаты       "единоналожником"-десятипроцентником
"импортного"  НДС  именно  при  импорте  товаров,  но  ничего   не
говорится о необходимости его уплаты при импорте работ (услуг).
    В-третьих, а какой, собственно, порядок уплаты  НДС  определен
Законом об НДС?
    Разберемся с этим в отношении "импортного" НДС  по  товарам  и
работам (услугам), поскольку  это  может  помочь  найти  ответ  на
следующий вопрос:  должен  ли  неплательщик  НДС,  и  в  частности
"единоналожник"-десятипроцентник, уплачивать "импортный"  НДС  при
импорте работ (услуг)?

    Никто не хотел не платить

    Для начала сравним следующие определения:
    "Налоговое обязательство  -  общая  сумма  налога,  полученная
(начисленная) плательщиком налога в отчетном (налоговом)  периоде,
определенная в соответствии с этим Законом" - это пункт 1.6 статьи
1 Закона об НДС.
    "Налоговое обязательство - обязательство  плательщика  налогов
уплатить  в  бюджеты    или    государственные    целевые    фонды
соответствующую сумму средств в порядке и  в  сроки,  определенные
этим  Законом или другими законами Украины" - это пункт 1.2  ст. 1
Закона Украины от 21.12.2000 г.  № 2181-III ( 2181-14 ) "О порядке
погашения  обязательств  плательщиков  налогов  перед бюджетами  и
государственными  целевыми  фондами"  (далее  -  Закон  о  порядке
погашения).
    Понятно, что с оглядкой  на  пункт  19.6  статьи  19 Закона  о
порядке  погашения  ( 2181-14 ) (другие законы  действуют в части,
не противоречащей  последнему),  непротиворечивой   является  лишь
ситуация, при которой "налоговое обязательство" из Закона  об  НДС
следует трактовать совершенно иначе, чем "налоговое обязательство"
из Закона о порядке погашения.
    Если в этом смысле проанализировать  нормы  Закона  об  НДС  с
точки  зрения  Закона  о  порядке  погашения,    то    определению
"налогового обязательства" из Закона о  порядке  погашения  вполне
соответствует  понятие  "суммы  налога,  подлежащие    уплате    в
бюджет..."  из  подпункта 7.7.1  пункта 7.7 статьи 7 Закона об НДС
( 168/97-ВР ).
    При этом нет  противоречия  между  тем,  что  для  "налогового
обязательства" согласно Закону  о  порядке  погашения  (которое  в
терминах Закона об НДС здесь и далее мы называем  "суммой  налога,
подлежащей уплате в бюджет") существует срок погашения (см. пункт
5.3  статьи  5  Закона  о  порядке  погашения ( 2181-14 )), и тем,
что  для  "налогового обязательства" согласно Закону об НДС (далее
мы  будем  использовать  этот  термин  только  согласно  Закону об
НДС,  но  не  согласно  Закону  о  порядке  погашения)  существует
дата  возникновения   (см.  пункт  7.3  статьи  7  Закона  об  НДС
( 168/97-ВР )).
    В этом самом пункте 7.3 статьи 7 Закона об НДС определены даты
возникновения налогового  обязательства  и  для  "продажного"  НДС
(подпункты 7.3.1 - 7.3.3 пункта 7.3 статьи 7 Закона об НДС), и для
"импортного" НДС (подпункт 7.3.6 пункта 7.3  статьи  7  Закона  об
НДС).  Причем важно отметить,  что  даты  возникновения  налоговых
обязательств  по  "импортному"  НДС  регламентированы   совершенно
разными нормами в отношении импорта  товаров  (первое  предложение
подпункта 7.3.6 пункта 7.3 статьи 7 Закона об НДС) и импорта работ
или услуг (второе предложение подпункта 7.3.6 пункта 7.3 статьи  7
Закона об НДС).
    И наконец, в пункте 10.2 статьи 10 Закона об  НДС  определено,
что контроль за начислением и внесением НДС в  бюджет  возлагается
на налоговые органы, за исключением взимания и перечисления НДС  в
бюджет при ввозе (пересылке) товаров, контроль за чем  возлагается
на таможенные органы, а Порядок  внесения  налога  на  добавленную
стоимость в бюджет при ввозе  (пересылке)  товаров  на  таможенную
территорию Украины утвержден постановлением  КМУ  от  02.04.98  г.
№ 417 ( 417-98-п ).  В  этом документе  говорится  об  уплате  НДС  
"плательщиками налога  на  добавленную стоимость"  (под которыми в    
свете вышеизложенного можно понимать  как  "плательщиков  налога",  
так  и  "плательщиков НДС") на счета таможенных  органов или путем 
выдачи  налогового векселя (последнее  -  лишь  для  "плательщиков  
НДС"). Таким образом, можно подвести итоги:
    - контроль за начислением  и  уплатой  НДС,  в  частности,  по
операциям получения  от  нерезидента  работ  (услуг)  осуществляют
только налоговые органы;
    - контроль  за  взиманием  и  уплатой  НДС,  в  частности,  по
операциям ввоза товаров, если  "импортный"  НДС  уплачивается  при
этом в  денежной  форме  на  счета  таможни,  осуществляют  только
таможенные  органы,  а  если  выдается  налоговый  вексель  -   то
операции,  связанные  с  его  погашением,   контролируются    тоже
налоговыми органами.
    Кстати, это вполне согласуется  с  нормами  Закона  о  порядке
погашения.
    Вот чем объясняется тот факт, что во втором  абзаце  пункта  1
Положения  о  Реестре  ГНАУ    соглашается    не    регистрировать
плательщиками НДС тех, кто уплачивает "импортный"  НДС  при  ввозе
товаров таможенным органам: это ГНАУ не касается.
    Что же получается?
    По  большому  счету  Закон  об  НДС  устанавливает  одинаковые
правила в отношении налогообложения импорта  как  товаров,  так  и
работ (услуг), за исключением того, что в  нем  прямо  установлена
обязанность уплаты "импортного" НДС  при  ввозе  товаров  согласно
Порядку внесения налога на  добавленную  стоимость  в  бюджет  при
ввозе (пересылке) товаров на  таможенную  территорию  Украины,  то
есть на счета таможни.
    По  мнению  ВХСУ  и  ГНАУ,   "неплательщик    НДС"    является
"плательщиком налога"  в  отношении  "импортного"  НДС  при  ввозе
товаров, идет ли речь о предприятии -  не  зарегистрированном  как
"плательщик НДС" согласно Закону об НДС и Положению о Реестре, или
о предприятии, которое избрало ставку  единого  налога  в  размере
10%.
    Это мнение в отношении первого из указанных предприятий вообще
не  поддается  опровержению,  поскольку  из  проведенного  анализа
становится  ясно,  что  с  точки  зрения  "импортного"  НДС    под
"плательщиком  налога"  понимается  не  столько  "плательщик  НДС"
(зарегистрированный),    сколько    предприятие,    осуществляющее
операции, определенные в качестве объекта налогообложения  статьей
3  Закона  об  НДС,  а  в  отношении  второго  оно  основано    на
утверждении,   что   Указ   Президента   Украины  от  28.06.99  г.
№  746/99 ( 746/99 ) "Об упрощенной системе налогообложения, учета
и отчетности  субъектов  малого  предпринимательства"  освобождает
"единоналожников"-десятипроцентников от обязанности  начисления  и
уплаты лишь "продажного" НДС.
    На основании изложенного трудно прийти к другому выводу, кроме
как к тому, что любое предприятие, импортирующее работы  (услуги),
согласно  Закону  об  НДС  уплачивать  "импортный"  НДС  по  таким
операциям обязано.
    Проблема заключается в том, что  Порядок  внесения  налога  на
добавленную стоимость в бюджет при ввозе  (пересылке)  товаров  на
таможенную  территорию  Украины  установлен    для    всех    (как
"плательщиков НДС", так  и  "неплательщиков  НДС"),  а  "уплатить"
"импортный"  НДС  по  операциям  импорта  работ   (услуг)    имеет
возможность только "плательщик НДС" (подробности такой  "уплаты" -
ниже).
    Более того,  уплатить в денежной форме именно и отдельно сумму
"импортного" НДС по конкретной операции импорта работ (услуг) не в
силах  никто,  поскольку  порядок   такой    оплаты    действующим
законодательством   не  установлен  (вот  почему   в    предыдущем
предложении слово "уплатить" мы закавычили).
    Поэтому для предприятия -  просто "неплательщика  НДС"  и  для
предприятия -  "единоналожника"-десятипроцентника  мы  сделали  бы
немного разные выводы.
    Первому мы порекомендовали бы заблаговременно (до  наступления
моментов, упомянутых в подпункте 7.3.6 пункта 7.3 статьи 7  Закона
об НДС ( 168/97-ВР ) то есть даты осуществления  предоплаты  работ
(услуг)  или  даты  оформления  документа,   подтверждающего    их
выполнение/предоставление    нерезидентом)    подать    Заявление,
воспользовавшись правом добровольной регистрации.
    Второму, если его категорически не устраивает  ставка  единого
налога 6% взамен 10%, мы можем лишь указать на то  обстоятельство,
что в процитированном выше определении "налогового  обязательства"
из Закона о порядке погашения фигурируют слова "...в порядке  и  в
сроки,  определенные  настоящим  Законом  или  другими    законами
Украины", а поскольку в  отношении  "импортного"  НДС  по  работам
(услугам)  законами  не  определено  ни  то  ни  другое  (и    это
подтверждает приведенный  выше  анализ),  по  нашему  мнению,  нет
оснований говорить о налоговом долге, а  значит,  и  о  каких-либо
санкциях.
    Впрочем,        нельзя           исключить,                что
"единоналожнику"-десятипроцентнику придется столкнуться и с  такой
логикой: Закон об НДС не предусматривает освобождения от уплаты
"импортного" НДС  по  операциям  получения  от  нерезидента  работ
(услуг),  значит,  уплачивать  его  обязаны  все  их   получающие;
согласно    законодательству    (под    законодательством    будет
подразумеваться Порядок заполнения и подачи  налоговой  декларации
по  налогу  на  добавленную  стоимость, утвержденный приказом ГНАУ
от  30.05.97  г.  № 166  ( z0250-97 ),  далее  -  Порядок № 166, и  
приведенное там определение "уплаты в бюджет  НДС за полученные от  
нерезидента  работы  (услуги)")  уплачивать  "импортный"  НДС   по    
операциям  получения  от  нерезидента  работ (услуг) могут  только  
"плательщики НДС"  (зарегистрированные);  значит,  у  предприятия,  
получающего от нерезидента работы (услуги), нет другой возможности  
избежать   нарушения   норм   Закона   об   НДС,  кроме  как  быть  
"плательщиком  НДС", то есть у него нет другого выхода,  кроме как  
избрать ставку единого налога в размере 6% и подать Заявление.
    В этой связи полезно обратить внимание и на пункт 26 Положения
о Реестре: "Если плательщик налогов обязан зарегистрироваться  как
плательщик налога на добавленную стоимость и не осуществляет такую
регистрацию в течение сроков, определенных  законодательством,  то
орган  государственной  налоговой  службы    применяет    санкции,
предусмотренные статьей 15 Указа" (имеется в виду Указ  Президента
Украины от 07.08.98 г. № 857 ( 857/98 ) "О некоторых изменениях  в
налогообложении". - Примеч.  авт.).  Излишне  повторять,  что  для
предприятия,  получающего  работы   (услуги)    от    нерезидента,
соответствующие сроки законодательством не определены.  Так  какие
же могут быть санкции?..
    В заключение обратимся к отдельным учетным нюансам.

    "Имитация" уплаты или "уплата" отражением?

    Напомним,  что согласно пункту 5.5 Порядка № 166 ( z0250-97 ),  
в  строке  7  декларации по НДС указываются,  в частности, "объемы 
работ, услуг, полученных от нерезидента".
    При  этом  третий  абзац пункта 5.7 Порядка № 166 ( z0250-97 )  
гласит следующее:

    "Строка 12г может быть заполнена только при условии  уплаты  в
    бюджет  налога  на  добавленную  стоимость  за  полученные  от
    нерезидента работы (услуги).  Датой уплаты налога в  бюджет  в
    этом  случае  считается  дата  подачи  в  налоговую  инспекцию
    (администрацию) налоговой декларации, в которой  сумма  налога
    на добавленную стоимость за полученные от  нерезидента  работы
    (услуги) включена в налоговые обязательства (строка 7)".

    Подобный механизм "уплаты" НДС (мы снова закавычили это  слово
по той причине, что непосредственная уплата денежными средствами в
бюджет суммы "импортного" НДС за полученные от нерезидента  работы
(услуги) при этом не предусматривается) аналогичен  тому,  который
предусмотрен вторым абзацем пункта 11.5 Закона  об  НДС  в  случае
погашения налогового векселя  в  варианте,  когда  "сумма  налога,
определенного в векселе, отдельно не уплачивается и учитывается  в
расчетах налоговых обязательств...".
    Не станем подробно  останавливаться  на  порядке  отражения  в
налоговой декларации по НДС вексельных сумм, указанных в налоговом
векселе,  потому  что  этому  вопросу  будет  посвящен   отдельный
материал, а здесь мы об этом  напомнили  только  для  аналогии  (и
чтобы показать,  что  законодательством  по  НДС  предусмотрены  и
другие случаи его "уплаты" (в кавычках)), но все же  отметим,  что
порядок отражения сумм "импортного" НДС по операциям получения  от
нерезидента работ (услуг) определен в Порядке  № 166 ( z0250-97 ),  
но  не  предусмотрен  Законом  об  НДС,   зато  порядок  отражения  
вексельных сумм  -  наоборот - предусмотрен Законом об НДС,  но не  
определен  в  Порядке № 166 ( z0250-97 ),  хотя  и  обеспечивается 
формой декларации по НДС.
    В  заключение   хотелось    бы    предостеречь    "начинающих"
плательщиков НДС в отношении такого нюанса заполнения  строк  7  и
12.4 декларации по НДС.
    Создается впечатление, что  по  одной  операции  получения  от
нерезидента  работ  (услуг)   можно    отразить    соответствующую
сумму "импортного" НДС в строках 7 и 12.4 одной и той же налоговой
декларации (ведь поскольку в этой декларации заполнена  строка  7,
то это можно считать  "уплатой",  а  значит,  заполнить  и  строку
12.4). Это ошибочное мнение.
   На самом деле нельзя забывать о том, что строка 7 декларации по
НДС заполняется в соответствии с  датой  возникновения  налогового
обязательства согласно подпункту 7.3.6 пункта 7.3 статьи 7  Закона
об НДС  -  "дата списания  денежных  средств  с  расчетного  счета
плательщика налога в оплату  работ  (услуг)  или  дата  оформления
документа,  подтверждающего  факт   выполнения    работ    (услуг)
нерезидентом в зависимости от того,  какое  из  событий  произошло
первым".  То  есть  строка  7  заполняется  в  той  декларации  по
НДС, которая подается за налоговый (отчетный)  период,  в  котором
произошло  указанное  "первое  событие",  например,  за    ноябрь.
Понятно, что дата  подачи  этой  декларации  по  НДС  (за  ноябрь)
приходится  уже  на  следующий  налоговый  (отчетный)  период  (на
декабрь), а значит, дата "уплаты" - включения "импортного"  НДС  в
строку  7  декларации  по  НДС  (дата  подачи  такой   декларации)
приходится на такой, следующий  налоговый  (отчетный)  период  (на
декабрь).  Поэтому включить такую сумму "импортного" НДС следует в
строку 12.4 декларации по НДС, которая  будет  подаваться  уже  за
этот, последний налоговый (отчетный) период (то есть за  декабрь).
Кстати, это лишь подтверждает аналогию  подобной  "уплаты"  НДС  с
механизмом  отражения  вексельной  суммы  НДС,  согласно  которому
такая сумма "попадает" в налоговые обязательства в одном налоговом
(отчетном) периоде, а в налоговый кредит - только в следующем.
    Кстати, если показатель  строки  7  вкупе  с  другими  суммами
налоговых  обязательств  не  перекроется  в  декларации  по    НДС
налоговым кредитом, то можно, конечно, порассуждать о том, что эта
сумма все же уплачивается денежными средствами, но кто сказал, что
именно эта?
    При всем при том нельзя забывать  о  необходимости  соблюдения
соответствия показателей  декларации  по  НДС  данным  книг  учета
продажи и приобретения, форма  которых  утверждена  приказом  ГНАУ
от 30.05.97  г.  № 165 ( z0233-97 ).  Причем утвержденными формами    
книг предусмотрено,  что  для  отражения сумм "импортного" НДС  по
полученным от нерезидента работам (услугам) предназначены графы  7
и 8 Книги учета приобретения (с указанием соответствующей  даты  в
графе 2 последней),  а Порядком ведения книги  учета  приобретения
товаров (работ, услуг), утвержденным тем же приказом ГНАУ (далее -
Порядок  № 165 ( z0233-97 )),  -  что  учет  таких  работ  (услуг)  
ведется на основании  оформленных  документов,  подтверждающих  их  
получение (пункт 10.4 Порядка № 165 ( z0233-97 )),  однако в графе 
2  (по соответствующей  строке) указывается дата "первого события"    
согласно  подпункту  7.3.6  пункта  7.3  статьи  7  Закона об  НДС 
( 168/97-ВР ) (подпункт 11.2.2 Порядка № 165 ( z0233-97 )). Задача  
бухгалтера  -  обеспечить   "попадание"  показателей граф 7 и 8  в  
соответствующие  декларации по НДС (согласно описанному выше):  по 
дате, указанной  в  графе 2, - в налоговые обязательства (строка 7 
декларации)  той  декларации  по НДС и за тот отчетный период,  на 
который такая дата пришлась, а  в  налоговый  кредит  (строка 12.4 
декларации) - следующей декларации по НДС.
    Впрочем,  всем  этим  "хитростям"  будет  посвящен   отдельный
материал.
    Далее  мы  обратимся  к   особенностям    выбора    налогового
(отчетного) периода и формы налоговой декларации по НДС.

    (Продолжение следует)

------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№1-2/03, стр. 40
[02.01.2003]
Александр Голенко
Главный редактор
------------------------------------------------------------------