Стройпервак

           Некоторые проблемы использования первичных
                    документов в строительстве

------------------------------------------------------------------

    О пресловутой  строительной  форме  первичного  учета  № КБ-2в
написано  немало.  Ее  популярность  среди  украинских  строителей
трудно переоценить. Применение актов приемки выполненных подрядных
работ   сопровождается    множеством    всевозможных    непоняток,
возникающих у строителей по их многотрудной жизни.

    Когда не надо

    Удивительное дело, но очень часто главбухи даже тех  подрядных
предприятий, которые не работают ни с бюджетниками, ни  с  госами,
предпочитают заполнять форму № КБ-2в и  выставлять  ее  заказчику.
Объясняется  это,  как   правило,    просто:    если    в    штате
стройпредприятия есть классный  сметчик,  то  его  способности  по
эффективной эксплуатации ДБН руководство стремится равным  образом
распространить как на гос- и  бюджетзаказы,  так  и  на  остальные
контракты.
    Зачастую для главбухов сущим откровением  является  тот  факт,
что заполнение КБ-2в в таких случаях отнюдь не предусмотрено.
    Напомним, что  согласно  приказу  Госстроя  от  21.06.2002  г.
№ 237/5 ( v0237202-02 ) {1} форма  № КБ-2в распространяется только 
на

    "строительные  предприятия    и    строительные    структурные
    подразделения    предприятий    всех    видов    экономической
    деятельности независимо  от  форм  собственности,  выполняющие
    строительные и монтажные  работы,  работы  по  капитальному  и
    текущему ремонту зданий и сооружений и другие подрядные работы
    с привлечением  бюджетных  средств  или  средств  предприятий,
    учреждений и организаций государственной формы собственности".

    Для остальных случаев Госстрой предписал использовать  типовую
форму № КБ-3 "Справка о стоимости выполненных подрядных работ".
    Значит  ли  это,  что  заполнение  и    выставление    обычным
(небюджетным и негос-) заказчикам формы № КБ-2в незаконны?
    На наш взгляд, такой вывод делать нельзя.
    КБ-2в  -  не  самодостаточная  формальность.  Она,  собственно
говоря, есть не что иное, как  отражение  результатов  применяемой
системы  ценообразования.  Обратим  внимание  на  п.  8  Пояснений
относительно заполнения этой формы:

    "Расходы  на  строительство  -  прямые,  общепроизводственные,
    прочие и административные  определяются  согласно  действующим
    Государственным строительным нормам Украины (ДБН)".

    Фактически  это  означает,  что  форма  №    КБ-2в    является
квинтэссенцией  системы  государственных  расценок,  выраженной  в
расчетном документе {2}.
    Если  обратиться  к  первоисточнику   (Правилам    определения
стоимости строительства ДБН  Д.1.1-1-2000  ),  то  уже  во  втором
абзаце можно увидеть следующую норму:

    "По зданиям (объектам), строительство  которых  осуществляется
    за счет других источников финансирования, данные  нормы  носят
    рекомендательный  характер  и  их  применение    оговаривается
    контрактом".

    Таким  образом,  если  при  заключении  договора   контрагенты
изъявили желание использовать госрасценки, то флаг им в руки  {3}.
Это дело желательно закрепить  в  отдельном  пункте  контракта,  и
тогда применение формы № КБ-2в будет выглядеть последовательным.
    Впрочем, даже если в контракте такой пункт опущен, говорить  о
незаконности использования  актов  все  равно  нельзя.  Ведь  само
подписание КБ-2в заказчиком свидетельствует  о  его  согласии  (по
умолчанию) принять правила ДБН-ценообразования.
    А вот если строитель использует бланки формы №  КБ-2в,  занося
туда показатели,  ничего  общего  с  ДБН не имеющие,  то  называть 
такую  форму  полноценным  первичным  документом мы бы не спешили. 
Во  всяком  случае   нормы  приказа  Госстроя   от   21.06.2002 г.  
№ 237/5  ( v0237202-02 )  на  такие  документальные  суррогаты  не 
распространяются.
    С другой стороны, использование официальных  форм  актов,  так
сказать, по аналогии  -  ничем  не  запрещено.  Если  заказчик  не
против, то ради Бога.  Главное, что в  бланке  КБ-2в  присутствуют
принципиальные бухгалтерские атрибуты хозоперации {4}:

    "М. П.

    Сдал подрядчик _____________
    "___" ____________ 20__ года

    М. П.

    Принял заказчик __________
    "___" ____________ 20__ года".

    А чего еще для отражения в учете операции получения  дохода  и
выставления промежуточного счета главбуху надо?

    "Справкоакты"

    Работая  с  негосударственными  деньгами,  подрядчик    обязан
заполнить форму № КБ-3, которая, заметим, актом не называется.
    Название у данной  формы,  прямо  скажем,  не  очень  строгое:
"Справка о стоимости выполненных  подрядных  работ".  Видимо,  это
подвигло  некоторых  главбухов  к  весьма  смелому  выводу,    что
подписание КБ-3 (когда  ему  не  предшествовал  аванс  со  стороны
заказчика) не является  для  налогообложения  первым  событием.  А
стало  быть,  декларировать  налоговые  обязательства  (пардон  за
каламбур) - не обязательно.  Не акт, мол, подписали, а  справочку,
ни к чему не обязывающую.
    Мы с такими умозаключениями согласиться не можем.
    Согласно  п/п.  11.3.1  Закона  О  Прибыли ( 334/94-ВР )  (см.   
"Бухгалтер"  № 4'2003,  с. 46т)  для  определения  первого события 
принципиален  не  факт  "подписания акта",  а  "дата  фактического   
предоставления  результатов   работ".   Для  целей   НДС-обложения 
работает   аналогичное   правило   из  п/п. 7.3.1  Закона  об  НДС 
( 168/97-ВР ), по  которому  первое  событие  приходится  на  дату  
"оформления документа, удостоверяющего факт выполнения работ".
    А теперь заглянем в п. 1 Пояснений относительно заполнения так
называемой "справки":

    "Справка  по  форме  №  КБ-3  составляется  для    определения
    стоимости выполненных объемов  подрядных  работ  и  проведения
    расчетов за выполненные подрядные работы по строительству".

    И у кого после этого хватит наглости заявить, что  по  справке
налоги не начисляются?

    Мы говорим "налоги" - подразумеваем "себестоимость"

    Заполнение  раздела  IX  подрядной  формы  №  КБ-2в   вызывает
множество проблем на практике {5}.
    Название  этот  раздел  носит    гордое:    "Налоги,    сборы,
обязательные платежи, установленные действующим  законодательством
и не учтенные в качестве составляющих стоимости строительства (без
НДС)".  Однако  это  название  не  совсем  соответствует  описанию
содержимого данного раздела, которое  дается  в  п.  10  Пояснений
относительно заполнения формы:

    "Налоги, сборы, обязательные платежи, не учтенные  в  качестве
    составляющих  стоимости  строительства  и    относящиеся    на
    себестоимость  строительно-монтажных    работ,    определяются
    согласно действующему законодательству".

    То есть  одним  из  условий  появления  какого-либо  налога  в
разделе IX формы является "относимость" его на себестоимость.
    Возьмем  в  руки  профильный  П(С)БУ 18  ( z0433-01 )  {6}.  В  
его п. 2 значится,  что  в  строительном  бухучете   себестоимость 
называется "расходами по строительному контракту".  {7} А согласно 
п.  15  этого  же   Стандарта  в  такие  расходы  не  попадают  ни  
административные, ни прочие операционные расходы.
    Теперь откроем П(С)БУ 16 ( z0027-00 ) {8}  и  заглянем  в  его  
п.  18.  Там  говорится,  что  налоги  включаются  именно в состав  
административных расходов.
    Для полноты картины вникнем  и  в п. 39 П(С)БУ 25 ( z0161-00 ) 
{9}, где единый налог отнесен в состав прочих оперрасходов.
    Задумаемся: а какие, собственно, налоги  включаются  в  раздел
IX?
    Все соцстрахи и транспортный  налог  согласно  ДБН  "сидят"  в
расценках на выполнение работ.  НДС проходит  по  персональному  X
разделу формы.  Налог на прибыль в соответствии с письмом Госстроя
от 25.11.2002 г. № 8/8-636 тоже проходит мимо раздела IX. Из всего
многообразия  фискальной  системы  остаются:  коммунальный  налог,
единый налог, плата за землю, сбор  за  специальное  использование
природных ресурсов и  сбор  за  загрязнение  окружающей  природной
среды {10}.
    И если все эти налоги имеют шансы проскочить мимо счета 23, то
на каком основании строители смогут предъявить их к  оплате  своим
бюджетно-госовым заказчикам?
    Вы представляете, что случится, если КРУшники в  конце  концов
разберутся в тонкостях  новой  бухгалтерии?  Ведь  фактически  все
подписанные начиная с 2000 года КБ-2в можно минусовать  на  суммы,
проставленные в разделе  IX.  {11}  И  все  это,  очевидно,  из-за
незнания Госстроем некоторых особенностей финансового учета.
    Как же строителям быть?
    В целях профилактики вышеописанных трудностей нужно  подогнать
свой бухучет под госстроевские формы.  Сосредоточимся на положении
абзаца девятого п. 18 П(С)БУ 16 ( z0027-00 ).  Там значится, что в  
админрасходы    не   входят    налоги,   которые   включаются    в    
производственную  себестоимость.  А согласно п. 14 этого Стандарта 
в  состав  прочих прямых  расходов,  включаемых  в  себестоимость,  
входят  расходы,  которые  могут  быть  непосредственно отнесены к 
конкретному объекту расходов.
    Этим правилом грех не воспользоваться.  Проще  всего  было  бы
состряпать  распоряжение  руководства  о  том,  что  вышеназванные
налоги - как имеющие непосредственную связь с объектами расходов -
подлежат  включению  в  статью  "прочих  прямых   расходов"    при
калькулировании  себестоимости.    Тем    более    что    подобное
самоуправство   допускается   непосредственно  п.  11   П(С)БУ  16 
( z0027-00 ).
    В  результате  главбух  упомянутые  налоги  корреспондирует по 
д-ту не 92, а 23.  Как видим,  нормы П(С)БУ 16 ( z0027-00 )  можно 
трактовать в нужном направлении.
    Правда, с единым налогом здесь все несколько сложнее.
    Во-первых, "малый" П(С)БУ 25 оговорки, подобной содержащейся в
П(С)БУ 16 ( z0027-00 ),  к сожалению, не имеет.  Во-вторых,  п. 39 
этого   Стандарта  прямо  говорит  о  "прочеоперационной"  природе 
единого налога. А это - как ни крути - все-таки д-т 84 (94).
    Чтобы отправить единый налог  в  д-т  23,  наверное,  придется
хитрить.  Злосчастный п. 39 говорит, что единый налог  всего  лишь
"отражается" по "прочеоперационной"  статье  отчета  о  финансовых
результатах (по стр. 131 ).  А о том,  что  этот  налог  входит  в
состав прочих оперрасходов, в этом Стандарте речь не идет.
    Кроме  того,  П(С)БУ  25 ( z0161-00 ) не содержит  специальных    
правил калькулирования себестоимости.  Значит, "малый" подрядчик в  
этом вопросе  должен руководствоваться общими принципами П(С)БУ 16 
( z0027-00 ) и 18 ( z0433-01 ).
    Поэтому   на   основании   все   того  же   п.  14  П(С)БУ  16 
( z0027-00 ) и соответствующего  распоряжения  руководства  единый  
налог имеет  возможность  включиться  в  д-т 23. Для подтверждения  
такой позиции можно использовать и принцип превалирования сущности  
над  формой.  Ведь  сумма  единого   налога   действительно  самым  
непосредственным образом связана с объектом расходов:  чем  больше 
объем выполнения - тем больше сумма налога.
    В такой ситуации главбух столкнется  с  диковинной  ситуацией:
единый налог попадет в учете в себестоимость, а  в  отчете  №  2-м
"отразится" по строке прочих оперрасходов.
    Неудобно  {12},  конечно,  но  что  поделаешь?  Такова    цена
спокойствия относительно  корректности  заполнения  актов  приемки
выполненных подрядных работ.

{1} См. "Бухгалтер" № 30 ч. II - 31'2002, с. 54-57.
{2} Заметим,  кстати,  что  акт  -  это  не  только  свидетельство
    выполнения определенного объема  работ,  но  и  основание  для
    проведения расчетов между подрядчиком и заказчиком (см.  п.  1
    Пояснений).
{3} По секрету сообщим заказчикам: строители частенько  ловят  вас
    на эту удочку.  Мол, мы такие добрые-пушистые,  не  шкуродеры,
    используем исключительно госрасценки.  Бывалые сметчики знают,
    что умелое использование ДБН может дать  такую  цену,  которая
    при  обычных  условиях  договорного  ценообразования  (скажем,
    "прямые расходы + оговоренный процент рентабельности") была бы
    немыслима.
{4} Да и  в  Положении  о  документальном  обеспечении  записей  в
    бухгалтерском учете (см. п. 2.4  в  "Бухгалтере"  №  23'98  на
    с.  27)  сказано,  что  наличие  нужных  реквизитов    придает
    документу юридическую силу и доказательность.
{5} О  некоторых  из  них  мы  писали,  например,  в  "Бухгалтере"
    № 20'2002 на с. 34-35.
{6} См. "Бухгалтер" № 47-48'2002, с. 72т-74т.
{7} Может быть,  конечно,  Госстрой  подразумевал  какую-то  свою,
    сметную, себестоимость.  Однако  определение  таковой  ДБН  не
    дает.  А значит, приходится обращаться к понятию себестоимости
    из системы П(С)БУ.
{8} См. "Бухгалтер" № 47-48'2002, с. 64т-68т.
{9} См. там же, с. 93т-94т.
{10} У некоторых строительных  грязнуль  этот  сбор  выливается  в
     солидные суммы.
{11} Если,  конечно,  исходить  из  предположения,  что   главбухи
     дисциплинированно - в соответствии с П(С)БУ - относили налоги
     на 92-й и 94-й счета.
{12} Особенно если в учете зависают остатки НЗП, изменение которых
     отражается в "малом" отчете  о  финрезультатах  по  отдельной
     строке 080.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№8/03, стр. 64
[01.02.2003]
Иван Чалый
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------