Отправление налоговой декларации по почте:
            как избежать претензий налоговых органов

------------------------------------------------------------------

    Все  хорошо  знают,  что  ранее  часто  бывали  случаи,  когда
налоговые органы, не принимая во внимание то, что не имели  права,
но все-таки не принимали декларации или другие отчеты по различным
причинам:    минусовое    значение    объекта     налогообложения,
неразборчивый почерк и т. п.
    Следует  указать,  что  п.  16.6  ст.  16  Закона  Украины  "О
налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97  г.  №  283/97-ВР
( 283/97-ВР )  (далее   -   Закон    о    прибыли)    предоставлял
налогоплательщикам право не позднее 10  дней  до  окончания  срока
предоставления документов, которые  установлены  п.  16.4  ст.  16
Закона о прибыли (декларация о  прибыли),  направить  в  налоговые
органы  вышеупомянутые  документы  по  почте  с  уведомлением    о
вручении.  Т. е., если у субъекта предпринимательской деятельности
был минусовый объект налогообложения за III квартал 2002 г.  и  он
понимал,  что  декларацию  не  примут,  то,  например,  30 октября 
2002 г.  (за  10  дней  до  10  ноября  2002  г.) он мог отправить
вышеупомянутый документ по почте (возможно ранее).
    С принятием Закона  Украины  "О  внесении  изменений  в  Закон
Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от  24.12.2002  г.
№ 349 ( 349-15 ) вышеупомянутый пункт  был  исключен  из  Закона о  
прибыли.  Но  закон  также  и  не  запрещает  продолжать   сдавать  
отчетность таким способом.
    К тому же и в настоящее  время  действует  Порядок  оформления
почтовых отправлений с вложением материалов отчетности,  расчетных
документов  и  деклараций,  утвержденный  Постановлением  Кабинета
Министров  Украины  от  28.07.97  г.  №  799  ( 799-97-п )  (далее 
-   Порядок  №  799),   который  четко  разъясняет  поэтапность  и  
правильность действий налогоплательщиков.
    Согласно п. 2 Порядка №  799  отчеты,  расчетные  документы  и
декларации (далее - отчеты)  принимаются  к  отправлению  письмами
(посылками, бандеролями) с объявленной ценностью (далее - почтовые
отправления) с отметкой "Отчет" и с рекомендованным уведомлением о
вручении почтамтами или узлами и отделениями почтовой связи (далее
- предприятия почтовой связи).
    Для  начала  необходимо  указать,  что  почтовые   отправления
сдаются непосредственно на предприятия почтовой связи  в  открытом
виде с описью вложения согласно п. 4 Порядка № 799.
    Следует отметить,  что  упаковку  таких  почтовых  отправлений
отправитель должен выбирать с учетом того, что оно будет  отвечать
характеру вложения, времени нахождения в пути, условиям  пересылки
и  будет  исключать  возможность  повреждения   вложения.    Здесь
необходимо указать, что в городах Киеве и  Севастополе,  областных
центрах,  городах  областного   подчинения,    районных    центрах
уведомления  о  входящих  почтовых    отправлениях    доставляются
адресатам  не  позднее  рабочего  дня,  который  наступает   после
поступления отправления на  предприятие  почтовой  связи.  Что  же
касается других населенных пунктов, где есть предприятие  почтовой
связи, то уведомление о входных почтовых отправлениях доставляются
в тот же день, если отправление поступило на предприятие,  которое
осуществляет доставку,  за  один  час  до  выхода  почтальонов  на
участок.
    Следующим этапом  будет  написание  отправителем  на  почтовом
отправлении в нижней правой его части  наименования  получателя  и
его адреса в следующей последовательности: название  улицы,  номер
дома, наименование населенного пункта, района, области.
    При этом наименование отправителя и его адрес пишется в  левой
верхней части почтового отправления в порядке, предусмотренном для
написания адреса получателя.  Почтовый индекс на  письмах  пишется
стилизированными  цифрами  чернилами    или    шариковой    ручкой
(исключение составляют красный, желтый и зеленый цвет).
    И, наконец, в верхней части почтового  отправления отправитель
делает отметку "Отчет".
    Также  отправитель  должен  заполнить  бланк  рекомендованного
уведомления о вручении на свое  имя  или  на  имя  лица,  которому
необходимо  направить  уведомление  после    вручения    почтового
отправления  адресату,  составить   опись    вложения    почтового
отправления в двух экземплярах  с  указанием  в  нем  наименования
получателя и  его  адреса,  поименного  перечня  предметов,  общей
стоимости вложения и подписать его.
    При этом стоимость почтового отправления должна отвечать общей
сумме объявленной ценности,  указанной  в  описи.  Обычно  услуги,
которые предоставляются предприятиями почтовой связи, оплачиваются
по установленным тарифам во время принятия почтовых отправлений.
    В соответствии с п. 8 Порядка № 799 во время принятия почтовых
отправлений работник почтовой связи:
    -  обязательно  проверяет  правильность    написания    адреса
получателя и отправителя на почтовом отправлении и  уведомлении  о
вручении,  наличие  отметки  "Отчет",  оформление  описи  вложения
почтового отправления;
    - сверяет вложение с описью, подписывает опись и делает на ней
оттиск календарного штемпеля.
    Один  экземпляр  описи  работник   вкладывает    в    почтовое
отправление,  второй   возвращает    отправителю,    запаковывает,
взвешивает, определяет стоимость,  проставляет  на  уведомлении  о
вручении необходимые реквизиты и выдает отправителю квитанцию.
    Все почтовые  отправления,  принятые  на  предприятиях  связи,
обрабатываются в соответствии  с  технологией  обработки  почтовых
отправлений.
    В соответствии с п. 11  Порядка  №  799  почтовые  отправления
выдаются уполномоченным представителям  адресатов  непосредственно
на  предприятиях  почтовой  связи  под  расписку  по  предъявлению
документа, удостоверяющего личность.
    Доставка почтовых отправлений непосредственно получателю может
осуществляться также  и  на  договорных  началах.  Рекомендованные
уведомления о вручении почтовых отправлений выдаются под расписку.
    В соответствии с п. 13  Порядка  №  799  предприятия  почтовой
связи несут  имущественную  ответственность  за  невыполнение  или
ненадлежащее выполнение услуг в соответствии с  законодательством.
А поэтому в случае отсутствия отправления у  адресата  отправитель
(или сам получатель) имеет право  подать  претензию  в  письменной
форме о розыске почтовых отправлений с  указанием  вида  почтового
отправления, его номера, даты и  места  принятия,  полного  адреса
получателя и отправителя, с предъявлением квитанции или ее  копии.
Если такие действия не будут иметь положительного  результата,  то
дальнейший спор между предприятием почтовой связи и отправителем и
(или) адресатом будут решаться в  установленном  законом  порядке,
т. е. судом.
    Но в любом случае, при наличии квитанции, налогоплательщик уже
защищен от  возможных  неправомерных  действий  органов  налоговой
администрации.  При данных  обстоятельствах  налоговые  органы  не
имеют права наложить штраф за непредоставление или несвоевременное
предоставление  отчетности,  так  как    отправитель    действовал
добросовестно и не нарушил закон.
    В налоговой  инспекции  такие  отправления  регистрируются,  в
общем отделе, им присваивается номер.  Для налогового органа датой
сдачи  декларации  считается  дата  регистрации  в  общем,  отделе
налогового  органа.  Но  существует  и  другое  мнение:  в  случае
недоставки  декларации  предприятиями  почтовой  связи  декларация
считается сданной в  момент  вручения  ее  почте  согласно  Закону
Украины "О порядке  погашения  обязательств  плательщиков  налогов
перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 24.12.2000
г. № 2181 ( 2181-14 )  (с изменениями).  Если при  этом  возникнет
недоразумение со  штрафными  санкциями,  то налогоплательщик может
обжаловать  решение должностного лица налогового органа в судебном
порядке.
    И здесь еще раз дополнительно следует  указать,  что  хотя  из
Закона  о  прибыли  исключен  порядок  предоставления   деклараций
почтой, но согласно пп. 4.1.7 п. 4.1 ст. 4 Закона  2181  и  Письму
ГНА  Украины  в  Деснянском  районе  г.  Киева  от  14.04.2003  г.
№ 2149/10/31-016 (это ответ на наш запрос), в котором указывается,
что налогоплательщик имеет право не позднее, чем за десять дней до
окончания    предельного    срока    предоставления    декларации,
определенного согласно подпункту 4.1.4 Закона  №  2181,  направить
декларацию  (расчет)  в  адрес  налогового  органа  по  почте    с
уведомлением о вручении.
    Теперь  что  относительно  учета    почтовых    расходов    на
предприятии, которые возникают и при отправлении отчетности, и при
обычной хозяйственной деятельности - отправлении писем.
    В Инструкции о применении Плана  счетов  бухгалтерского  учета
активов,  капитала,  обязательств   и    хозяйственных    операций
предприятий  и  организаций,  утвержденной  Приказом  Министерства
финансов  Украины  от  30.11.99  г.  № 291  ( z0893-99 )  (далее - 
Инструкция  №  291),  в  описании  счета  33   "Прочие   средства"  
указывается,  что  на нем ведется обобщение информации о наличии и  
движении   денежных  документов   (в  национальной  и  иностранной   
валюте), которые находятся  в  кассе предприятия (почтовые  марки,    
оплаченные  проездные  документы  и  т. п.). Из этого следует, что 
марки являются  денежными  документами  и  должны  учитываться  по 
Дт счета 33.  Что же касается конвертов, то их следует отражать по  
Дт субсчета 201 "Сырье и материалы",  так  как это вспомогательные  
материалы, которые  используются  для  хозяйственных,  технических  
нужд и содействуют производственному процессу.
    При налогообложении следует отметить, что согласно  пп.  5.2.1
п. 5.2 ст. 5  Закона  о  прибыли ( 283/97-ВР )  в  состав  валовых 
расходов включаются суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) 
в течение отчетного периода  в  связи с подготовкой, организацией,    
ведением  производства, продажей продукции (работ, услуг). Расходы 
на услуги почты отвечают вышеприведенным требованиям, а  значит их  
следует  включать в состав валовых расходов.  Что же касается НДС, 
то марки  согласно  пп. 3.2.4  п. 3.2  ст.  3  Закона  Украины  "О  
налоге  на  добавленную  стоимость"  от  03.04.97  г.  № 168/97-ВР 
( 168/97-ВР ) не  являются  объектом обложения НДС, а что касается 
обычных конвертов, то они облагаются налогом на общих основаниях.

    Пример.

    Исходные данные:
    1. В феврале 2003 г. работник предприятия приобрел на почте:
    - 20 обычных конвертов по 0,18 грн., в т. ч.  НДС - 0,03  грн.
за штуку;
    - 20 почтовых марок по 0,5 грн. за штуку;
    - оплатил почтовое отправление (квитанция на сумму 1,5 грн.
    2. Работник подал авансовый отчет, кассовые чеки и квитанцию.
    3. Все конверты и марки использованы в сентябре.

|---|------------------------|---------------|-------|-----------|
| № |   Содержание операции  | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый |
|п/п|                        |     учет      |  грн. |   учет    |
|   |                        |-------|-------|       |-----|-----|
|   |                        |   Дт  |  Кт   |       |  ВД | ВВ  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 1 | Оприходованы марки на  |  331  |  372  |     10|     |  10 |
|   | основании авансового   |       |       |       |     |     |
|   | отчета                 |       |       |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 2 | Оприходованы конверты  |  201  |  372  |      3|     |   3 |
|   | на основании авансового|       |       |       |     |     |
|   | отчета                 |       |       |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 3 | Отражен НК по НДС      |641/НДС|  372  |    0,6|     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 4 | Принята квитанция об   |   92  |  372  |    1,5|     | 1,5 |
|   | уплате почтовых        |       |       |       |     |     |
|   | расходов на основании  |       |       |       |     |     |
|   | авансового отчета      |       |       |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 5 | Возмещение работнику   |  372  |  301  |   15,1|     |     |
|   | суммы согласно         |       |       |       |     |     |
|   | авансовому отчету,     |       |       |       |     |     |
|   | которые он потратил    |       |       |       |     |     |
|   | на конверты и марки    |       |       |       |     |     |
|   | и на почтовые расходы  |       |       |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 6 | Израсходованы конверты |   92  |  201  |      3|     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 7 | Израсходованы марки    |   92  |  331  |     10|     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 8 | Списаны                |  791  |   92  |     13|     |     |
|   | административные       |       |       |       |     |     |
|   | расходы на финансовый  |       |       |       |     |     |
|   | результат              |       |       |       |     |     |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|

    Как видим процесс отправления декларации  в  налоговые  органы
занимает намного меньше времени, чем дорога в налоговую  инспекцию
и стояние часами в коридорах.  В результате вы экономите не только
средства и свое время, а  и  свое  здоровье,  потому  что  вам  не
следует лишний  раз  нервничать  при  сдаче  отчетности.  Так  что
воспользуйтесь советом - отправьте свою отчетность почтой.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес"
№27/03, стр. 40
[17.07.2003]
Оксана Чубко
Директор Научно-учебного центра новейших технологий "Надежда"
------------------------------------------------------------------