Новый порядок урегулирования сомнительной,
                   безнадежной задолженности

------------------------------------------------------------------

    С момента вступления  в  силу  нового  порядка  урегулирования
сомнительной,  безнадежной  задолженности  в   налоговые    органы
поступило много запросов  от  налогоплательщиков  об  отражении  в
налоговой  отчетности,  подаваемой  после  1  января   2003    г.,
сомнительной, безнадежной задолженности,  образовавшейся  до  этой
даты. Обобщающее налоговое разъяснение ГНА Украины от 24.12.2002г.
№ 349( 349-15 ) {1} раскрывает  порядок  такого отражения с учетом
переходных  положений  Закона  Украины  от  24.12.2002 г. № 349-IV
( 349-15 )   "О   внесении   изменений   в   Закон   Украины    "О
налогообложении прибыли предприятий".
    Следует отметить, что до 1 января 2003  г.  действовал  другой
порядок отражения  в  налоговом  учете  сомнительной,  безнадежной
задолженности.  Так,  до  этой  даты  сомнительная,    безнадежная
задолженность  уменьшала валовые доходы налогоплательщика, а после
- отражается в увеличении валовых расходов.
    Таким образом,  в  случае  если  налогоплательщик-продавец  до
01.01.2003 г.  осуществил  меры  по  урегулированию  сомнительной,
безнадежной  задолженности,  предусмотренные    Законом    Украины
от 28.12.94г. № 334/94-ВР ( 334/94-ВР ) "О налогообложении прибыли
предприятий" (в редакции, действовавшей до этой  даты),  то  такой
плательщик должен применять порядок  урегулирования  сомнительной,
безнадежной задолженности, действовавший в соответствующий период.
    После 01.01.2003 г.  уменьшение  валового  дохода  в  связи  с
урегулированием    сомнительной,    безнадежной      задолженности
невозможно.
    Начиная  с    2003    г.    налогоплательщик-продавец    может
откорректировать свои налоговые обязательства  (увеличить  валовые
расходы) в случае, если покупатель задерживает без согласования  с
таким налогоплательщиком оплату стоимости товаров  (работ,  услуг)
не только  в  случае  обращения  в  суд  или  учинения  нотариусом
исполнительной надписи, но  и  в  случае,  если  задолженность  не
погашается в течение периода, превышающего 90 календарных  дней  с
момента    предельного    срока    погашения        задолженности,
предусмотренного договором. В последнем случае право на увеличение
валовых расходов продавца возникает только при условии направления
претензии к покупателю в порядке досудебного урегулирования спора.
    Претензия является  одной  из  мер  досудового  урегулирования
хозяйственного  спора,  что  предусматривается  разделом    вторым
Хозяйственного  процессуального  кодекса  Украины  ( 1798-12 ) (по 
тексту - ХПК). 
    Так, в соответствии со ст. 5  раздела  второго  этого  Кодекса
предприятия и организации, чьи права и законные интересы нарушены,
с целью непосредственного урегулирования спора с нарушителем  этих
прав и интересов обращаются к  нему  с  письменной  претензией,  в
которой указываются:
    полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии и
предприятия, организации, которым претензия предъявляется;
    дата предъявления и номер претензии;
    обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;
    доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;  ссылка  на
соответствующие нормативные акты;
    требования заявителя;
    сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит  денежной
оценке;
    платежные реквизиты заявителя претензии;
    перечень документов, прилагаемых к претензии, а  также  других
доказательств.
    Документы, подтверждающие требования заявителя, прилагаются  в
оригиналах или надлежащим образом  заверенных  копиях.  Документы,
имеющиеся у второй стороны, могут не  прилагаться  к  претензии  с
указанием об этом в претензии.
    Претензия  подписывается  полномочным    лицом    предприятия,
организации  или  их  представителем  и   направляется    адресату
рекомендованным или ценным письмом либо вручается под расписку.
    Налогоплательщик, предъявивший претензию в порядке досудебного
урегулирования хозяйственного спора,  имеет  право  на  увеличение
валовых расходов не раньше получения ответа на такую претензию или
неполучения такого ответа в установленные сроки.
    В  соответствии  со  ст. 7  раздела  второго  ХПК  ( 1798-12 ) 
претензия подлежит рассмотрению в месячный  срок,  исчисляемый  со  
дня получения претензии.
    В случае если обязательными для  обеих  сторон  правилами  или
договором  предусматривается  право  перепроверки    забракованной
продукции   (товаров)    предприятием-изготовителем,    претензии,
связанные  с  качеством  и  комплектностью  продукции   (товаров),
рассматриваются в течение двух месяцев.
    Если к претензии прилагаются не все документы, необходимые для
ее рассмотрения, их истребуют у заявителя  с  указанием  срока  их
подачи, который не может быть менее пяти дней, не учитывая времени
почтового обращения. При этом течение срока рассмотрения претензии
приостанавливается  до  получения  истребованных  документов   или
истечения  срока  их  подачи.  Если  истребованные  документы    в
установленный срок  не  поступили,  претензия  рассматривается  по
имеющимся документам.
    При рассмотрении претензии предприятия и организации в  случае
необходимости должны сверить расчеты, провести судебную экспертизу
или  осуществить  другие  действия  для  обеспечения   досудебного
урегулирования спора.
    Предприятия  и  организации,  получившие  претензию,   обязаны
удовлетворить обоснованные требования заявителя.
    Статьей 8 раздела второго ХПК  ( 1798-12 )  предусматривается, 
что ответ на  претензию  предоставляется  заявителю  в  письменной  
форме, где указываются:
    полное  наименование  и  почтовые    реквизиты    предприятия,
организации, дающих ответ, и предприятия или организации,  которым
направляется ответ;
    дата и номер ответа;
    дата и номер претензии, на которую дается ответ;
    если претензия признана полностью или частично,  -  признанная
сумма, номер и дата  платежного  поручения  на  перечисление  этой
суммы или срок и средство удовлетворения претензии,  если  она  не
подлежит денежной оценке;
    если претензия отклонена  полностью  или  частично,  -  мотивы
отклонения  со  ссылкой  на  соответствующие  нормативные  акты  и
документы, обосновывающие отклонение претензии;
    перечень  прилагаемых  к   ответу    документов    и    других
доказательств.
    Если претензия отклонена  полностью  или  частично,  заявителю
должны  быть  возвращены  оригиналы  документов,   полученных    с
претензией,  а  также   направлены    документы,    обосновывающие
отклонение претензии, если их нет у заявителя претензии.
    Ответ  на   претензию    подписывается    полномочным    лицом
предприятия, организации либо  их  представителем  и  направляется
рекомендованным или ценным письмом либо вручается под расписку.
    Начиная с этого года в случае  увеличения  валового  дохода  в
соответствии с пп. 12.1.2  п.  12.1  ст.  12  Закона  №  334/94-ВР
( 334/94-ВР )   продавец  должен  рассчитывать  пеню   на    сумму
дополнительного    налогового    обязательства,    образовавшегося
вследствие такого увеличения.
    Как  и  раньше,  в  новой  редакции  п.  12.1  ст.  12  Закона
№ 334/94-ВР ( 334/94-ВР )   установлена   обязанность   покупателя
увеличить  валовой   доход.  С 1 января 2003 г.  такое  увеличение
должно происходить также в случае досудебного согласия  сторон  на
продление  сроков   погашения    задолженности    либо    списание
задолженности  или  в  случае  неполучения  продавцом  ответа   на
претензию либо в случае оплаты и необращения таким  покупателем  с
заявлением в суд.
    Что касается покупателя, то п. 12.1 ст. 12 Закона №  334/94-ВР
( 334/94-ВР )   дополнен   новым   пп.  12.1.5  п.  12.1  ст.  12,
устанавливающим обязанность налогоплательщика-покупателя увеличить
валовые доходы на сумму непогашенной задолженности.
    Такое увеличение происходит на 90-й календарный  день  со  дня
предельного  срока  погашения   задолженности,    предусмотренного
договором или признанной претензией, либо на 30-й календарный день
со дня  принятия  решения  судом  о  признании  задолженности  или
учинения  нотариусом  исполнительной  надписи,  в  зависимости  от
того, какое из  этих  событий  произошло  раньше.  В  случае  если
последнее из таких событий произошло до 01.01.2003 г.,  увеличение
валовых доходов покупателя не происходит.
    Следует отметить, что срок в 90 календарных  дней  применяется
независимо от того, получил налогоплательщик-покупатель  претензию
или нет, и может быть продлен только в случае получения претензии,
в которой установлены более поздние сроки погашения обязательства.
    Обращаем внимание, что  покупатель  должен  увеличить  валовые
доходы в  одном  из  вышеуказанных  случаев  независимо  от  того,
является ли продавец (кредитор)  плательщиком  налога  на  прибыль
предприятий и каким образом и когда он отразил операцию по продаже
товаров (работ, услуг) и сомнительную задолженность, возникшую  по
такой продаже, в своем налоговом учете.
    При  этом  непогашенная  задолженность  за  товары    (работы,
услуги), стоимость  которых  по  какой-либо  причине  не  включена
покупателем в состав валовых расходов при их  приобретении,  также
учитывается при увеличении валового дохода.
    В случае если покупатель в дальнейшем  погашает  задолженность
перед продавцом, он имеет право увеличить свои валовые расходы  на
сумму такого погашения.
    Следует  отметить,  что  Порядок  уведомления  об   уменьшении
валового дохода по  операциям,  связанным  с  реализацией  товаров
(выполнением работ, предоставлением услуг), утвержденный  приказом
ГНА Украины от 28.07.97 г. № 256 ( z0312-97 ), утратил силу.
    В  соответствии  со  ст.  11  Закона № 334/94-ВР ( 334/94-ВР )
порядок  урегулирования сомнительной,  безнадежной  задолженности,
установленный  этим  Законом,  распространяется  не   только    на
задолженность  за  отгруженные   товары    (выполненные    работы,
предоставленные услуги), но и на задолженность по уплате процентов
(комиссионных).  Учитывая  это,  а  также  отсутствие  определения
термина "сомнительная задолженность" в налоговом  законодательстве
Обобщающее налоговое разъяснение  о  применении  п.  12.1  ст.  12
Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" дает  такое
определение.

{1} Опубликовано в "Вестнике" № 27/2003.

------------------------------------------------------------------
"Вестник налоговой службы Украины"
№28/03, стр. 11
[01.07.2003]
Владимир Пихоцкий
Директор Департамента методологии ГНА Украины
------------------------------------------------------------------