Делать, что прикажут?

      (о взаимоотношениях с сотрудниками силовых структур)

------------------------------------------------------------------

    В качестве  вступления  отметим,  что  основными  документами,
регламентирующими   деятельность    правоохранительных    органов,
являются:

    Закон Украины от 20.12.90 г. № 565 ( 565-12 ) "О  милиции",  с  
изменениями и дополнениями:

    - ст. 2 (основные задачи милиции);
    - ст. 5 (деятельность милиции и права граждан);
    - ст. 10 (основные обязанности милиции);
    - ст. 11 (права милиции);
    - ст. 14 (применение специальных средств).

    Закон   Украины   от   18.02.92  г.   №  2135  ( 2135-12 ) "Об  
оперативно-розыскной деятельности", с изменениями и дополнениями:

    -  ст.  6  (основания  для  проведения    оперативно-розыскной
деятельности);
    -    ст.    8    (права    подразделений,       осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность);
    -    ст.    9    (гарантии    законности    при     проведении
оперативно-розыскной деятельности);
    - ст. 14 (надзор  за  соблюдением  законности  при  проведении
оперативно-розыскной деятельности).

    Закон   Украины   от  30.06.93  г.  №  3341  ( 3341-12 )   "Об
организационно-правовых   основах    борьбы    с    организованной
преступностью", с изменениями и дополнениями:

    -  ст.  12  (права  специальных  подразделений  по  борьбе   с
организованной  преступностью  органов  внутренних  дел,    Службы
безопасности Украины и их сотрудников);
    - ст.  22  (гарантии  прав  и  законных  интересов  граждан  и
юридических  лиц  при  осуществлении  мероприятий  по  борьбе    с
организованной преступностью).

    Закон Украины  от  25.03.92  г.  № 2229 ( 2229-12 ) "О  службе  
безопасности Украины", с изменениями и дополнениями:

    - ст. 25 (права СБУ),
    - ст. 34 (надзор за соблюдением законности);
    - ст. 35 (ответственность сотрудников СБУ).

    Закон   Украины   от   05.11.91  г.  №  1789   ( 1789-12 )  "О  
прокуратуре", с изменениями и дополнениями:

    - ст. 5 (основные функции прокуратуры);
    - ст. 8 (обязательность выполнения требований прокурора);
    - ст. 20 (полномочия прокурора);
    - гл.  2  (надзор  за   соблюдением    законности    органами,
проводящими    оперативно-розыскную    деятельность,     дознание,
досудебное следствие).

    Закон Украины от 05.10.95 г. № 356 ( 356/95-ВР ) "О  борьбе  с 
коррупцией", с изменениями и дополнениями.

    Постановление  КМУ  от  05.07.93  г.  №  510 ( 510-93-п )  "Об  
организации государственной  службы  по  борьбе  с  экономическими 
преступлениями", с изменениями и дополнениями:

    - п. 5 (права подразделений ГС БЭП).

    Уголовно-процессуальный кодекс Украины ( 1001-05 ),  Уголовный    
кодекс Украины ( 2341-14 ).

    Ситуация

    Предприятие направило документы в  Национальный  банк  Украины
для получения  лицензии  на  перечисление  иностранной  валюты  за
пределы Украины для оплаты валютных ценностей.
    При подготовке УБОП вывода в связи с подачей предприятием  НБУ
ходатайства  о  выдаче  лицензии  на  осуществление  операций    в
иностранной валюте в адрес руководства предприятия поступил запрос
от начальника УБОП УМВД следующего содержания:

    "В связи с возникшей необходимостью на основании ст. 12 Закона
    Украины  "Об  организационно-правовых   основах    борьбы    с
    организованной  преступностью"  прошу  в   кратчайшие    сроки
    предоставить в наш  адрес  для  ознакомления  копии  следующих
    документов:
    1. Действующие,  но  состоянию  на  хххх  2003 года  договоры,
    контракты, соглашения с приложениями и дополнениями.
    2. Платежные документы (платежные поручения и  выписки  банка)
    за период с ...... по ....... .
    3. Справку о состоянии кредиторской/дебиторской  задолженности
    по  состоянию  на  хххх  2003  г.,  с  указанием  наименований
    кредиторов  и  дебиторов,  сумм  договоров,    в    связи    с
    невыполнением   или   несвоевременным   выполнением,   которых 
    возникла задолженность.
    4. Книги учета приобретения и  реализации  товаров  за  период
    2003 г.".

    По вышеуказанной причине руководитель и главный бухгалтер были
вызваны по  телефону  в  Управление  по  борьбе  с  организованной
преступностью, затем на имя директора пришла повестка.

    Наши   рекомендации    относительно    последующих    действий
    руководства предприятия

    Предоставление документов

    Согласно  пп.  "в"  п.  4  ст.  18    Закона    Украины    "Об
организационно-правовых   основах    борьбы    с    организованной
преступностью" (далее - Закон  №  3341)  НБУ  с  целью  реализации
государственной  политики  в  сфере  борьбы    с    организованной
преступностью обязан при получении ходатайства о  выдаче  лицензии
на осуществление операций в иностранной валюте  сообщать  об  этом
специальным органам по борьбе  с  организованной  преступностью  и
учитывать полученные относительно них выводы.
    Между тем, согласно ст. 19 Конституции Украины ( 254к/96-ВР ),   
органы  государственной  власти  и  их  должностные  лица  обязаны  
действовать  только   на   основании,  в  пределах   полномочий  и    
способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.
    Деятельность УБОП (в рассматриваемой ситуации  подразумевается
орган  внутренних  дел)  и  его  должностных   лиц    регулируется
Конституцией  Украины,  Законами  Украины   "О    милиции",    "Об
оперативно-розыскной  деятельности",  "Об  организационно-правовых
основах    борьбы    с       организованной        преступностью",
Уголовно-процессуальным кодексом Украины.  Между тем, в  указанных
правовых  актах  не  идет  речь  о  составлении  УБОП  выводов   и
направлении их НБУ, а также  их  действиях  в  связи  с  этим,  за
исключением уже приведенной выше нормы ст. 18 Закона №  3341,  где
лишь упоминается,  что  НБУ  обязан  учитывать  полученные  выводы
специального органа по борьбе с  организованной  преступностью  (к
которым, кстати, относится не только УБОП).
    Согласно  п. 6  ст. 5  Декрета КМУ  от  19.02.93  г.  №  15-93 
( 15-93 )   "О   системе  валютного  регулирования   и   валютного  
контроля"  (далее  -  Декрет) порядок  и  сроки  выдачи  лицензии,  
перечень  документов,  необходимых для получения лицензии, а также 
основания для отказа в выдаче лицензии определяются НБУ.
    Согласно  п.  4.11  Положения  о  порядке  выдачи   резидентам
индивидуальных лицензий НБУ на переведение иностранной  валюты  за
пределы Украины с целью оплаты валютных  ценностей,  утвержденного
постановлением  Правления  НБУ  от  29.01.03 г.  № 36 ( z0090-03 ) 
(далее - Положение),  основанием  для  отказа  в  выдаче  лицензии  
является   негативный   вывод  Главного  управления  по  борьбе  с  
организованной   преступностью   МВД    Украины.    Следовательно,    
предоставление  негативного   вывода   областным   управлением  не  
будет  законным  основанием  для  отказа  в  выдаче  лицензии, тем 
более, если этот вывод основан на незаконных действиях.
    Действующее  законодательство  не    предусматривает    такого
основания  для    истребования    документов,    как    "возникшая
необходимость", а также истребования  документов  для  составления
выводов для НБУ в связи с получением лицензии. Подпункт "д" ст. 12
Закона № 3341  применяться  не  может,  поскольку  из  запроса  не
усматривается получение УБОП фактических данных об  организованной
преступной деятельности.
    Как уже отмечалось, что хотя в пп. "в"  п.  4  ст.  18  Закона
№ 3341  и  упоминается  вывод  специальных  органов  по  борьбе  с
организованной  преступностью,  однако,  Конституцией  и  законами
Украины не предусмотрены полномочия специальных  подразделений  по
борьбе с организованной преступностью  органов  внутренних  дел  в
связи с подготовкой такого вывода.
    Кроме того, в пп. "б" п. 2 ст. 12 Закона №  3341,  на  которую
содержится ссылка в запросе, предусмотрена возможность получать от
предприятий  документы  по  письменному  требованию   руководителя
соответствующего  специального  подразделения    по    борьбе    с
организованной преступностью.  Поэтому важно обращать внимание  на
то, чтобы запрос был подписан руководителем  подразделения,  а  не
его  заместителем,  в  противном  случае   будет    иметь    место
несоответствие указанной норме Закона  № 3341,  а,  следовательно,
противоречие ст. 19 Конституции Украины.
    Как отмечено  в  п.  4.1  Положения,  целесообразность  выдачи
лицензии определяется с  учетом  выводов  Главного  управления  по
борьбе  с  организованной  преступностью  МВД  Украины  в   случае
поступления  этих  выводов  в  Департамент  валютного  контроля  и
лицензирования  НБУ  в  течение  срока  рассмотрения    документов
(20 дней или в  случае  продления  срока  -  30  дней).  В  случае
непоступления  этих  выводов  целесообразность  выдачи   резиденту
лицензии определяется без их учета.
    Учитывая  вышеизложенное,  считаем  возможным    отказать    в
удовлетворении запроса УБОП УМВД на основании  несоответствия  его
требованиям действующего законодательства.  Однако в таком  случае
мы не исключаем возможность направления в НБУ  негативного  вывода
и, как следствие, отказ в выдаче лицензии.  При этом отмечаем, что
отказ в выдаче НБУ лицензии может быть обжалован  в  суде  (ст.  5
Декрета, п. 4.12 Положения).  Также обращаем внимание на то, что к
ответственности лицо может быть привлечено  лишь  за  невыполнение
законных требований контролирующих органов.

    Правомерность вызова в УБОП

    Если учитывать правовые нормы, определяющие полномочия УБОП  в
целом, то применительно к нашей ситуации (имеется в виду вызов  по
телефону, повесткой) отметим, что в п. 3 ст. 11 Закона  о  милиции
закреплено право милиции вызывать граждан и должностных лиц только
по делам о преступлениях и в связи с материалами, имеющимися в  их
производстве (имеется в виду уголовное дело,  оперативно-розыскное
дело или материалы по проверке лица  в  связи  с  допуском  его  к
государственной тайне, к работе с ядерными материалами и  ядерными
установками  (причем  в  данной  ситуации  отсутствуют    правовые
основания для ведения указанных дел  и  материалов)),  между  тем,
способ такого вызова не определен.
    Также хотим отметить, что согласно п. 1 ст. 8  Закона  Украины
"Об оперативно-розыскной деятельности" оперативным  подразделениям
предоставляется право опрашивать лиц при наличии их согласия.
    Нормами Уголовно-процессуального кодекса Украины  предусмотрен
вызов лица повесткой  по  уголовному  делу,  а  также  возможность
вызова  отдельных  лиц,  участвующих    в    уголовном    процессе
(обвиняемый,  подозреваемый  по  уголовному  делу),  по  телефону,
однако из запроса усматривается, что лица  вызываются  в  связи  с
получением лицензии в НБУ, а не по уголовному делу.
    Учитывая вышеизложенное, а также положения ст. 19  Конституции
Украины,  полагаем,  что  указанные  вызовы    не    соответствуют
требованиям действующего  законодательства,  а, следовательно,  не
являются обязательными для вызываемого лица.
    Таким образом,  окончательное  решение  о  предоставлении  или
непредоставлении документов на запрос УБОП, а также о явке в  УБОП
принимать вам.
    При этом еще раз отмечаем, что  согласно  ст.  19  Конституции
Украины обязательными  для  исполнения  являются  только  законные
требования, то есть требования, основанные на нормах Конституции и
законов Украины, и лишь за  неисполнение  таких  требований  может
наступать    предусмотренная    действующим      законодательством
ответственность.

------------------------------------------------------------------
"Адвокат бухгалтера"
№15/03, стр. 4
[11.08.2003]
Максим Дратюк
Юрист
------------------------------------------------------------------