Если акт - позже, чем хотелось бы...

    ...каковы налоговые последствия у получателя услуг?

    Некоторые наши поставщики  (службы  водоснабжения,  отопления,
    канализации и т. п.) не очень спешат с оформлением  документов
    за предоставленные услуги.  В результате соответствующие акты,
    которые  подтверждают  объем  услуг,  потребленных  за  месяц,
    поступают к нам со значительным опозданием.  Иногда такие акты
    приходят  уже  после  составления  налоговых  деклараций    за
    отчетный период.  Подскажите, пожалуйста, как отражать  данные
    услуги в налоговом учете?

    * * *

    Видимо, в отношениях с поставщиками первым событием для вашего
предприятия  является  получение  услуг.  В  ответе    мы    будем
ориентироваться именно на эту ситуацию. {1}
    Прежде всего разберемся с нормативной базой.
    Согласно п/п. 11.2.1  Закона  О  Прибыли  ( 334/94-ВР )  датой 
увеличения  валовых  затрат  является дата фактического  получения  
плательщиком налога результатов работ (услуг).
    Несколько иной критерий использует Закон об НДС ( 168/97-ВР ).  
Согласно  п/п. 7.5.1  датой  возникновения  права  плательщика  на  
налоговый кредит   считается  дата  получения налоговой накладной,
удостоверяющей  факт  приобретения  плательщиком  товаров  (работ,
услуг).
    Можно считать, что с НДС вам повезло.  Применение  п/п.  7.5.1
Закона  об  НДС  никаких  разночтений  не  сулит.  Очевидно,   что
налоговая накладная поступает на ваше предприятие не  раньше,  чем
акт о  предоставлении  услуг  за  соответствующий  период  (скорее
всего, эти документы поступают одновременно).  В таком случае  вам
нужно позаботиться лишь о том, чтобы зафиксировать дату  получения
налоговой накладной. Как мы уже писали, дату можно зафиксировать в
журнале входящей корреспонденции или в книге  учета  приобретения.
Вполне  допустимо  проставить  на  налоговой  накладной    штампик
("вхiдний № ___ вiд ______ пiдпис") или хранить конверт с почтовым
штемпелем.
    Правда, бухгалтеру  стоит  проявить  бдительность  и  обратить
внимание на дату выписки "загулявшей" налоговой накладной.  Исходя
из  требований Закона  об  НДС ( 168/97-ВР )  налоговая  накладная    
должна составляться  в момент возникновения налоговых обязательств
продавца  (п/п.  7.2.3).  А   момент    возникновения    налоговых
обязательств привязан к дате оформления документа, удостоверяющего
факт выполнения работ (предоставления услуг)  плательщиков  налога
(п/п. 7.3.1).
    Так что дата выписки налоговой накладной  должна  совпадать  с
датой  составления  акта  о  предоставлении  услуг.   Теоретически
покупателю не важно, как продавец определяет такую дату (последний
день  отчетного  периода,  первый  день  периода,  следующего   за
отчетным, или еще более поздняя дата {2}).  Главное  -  чтобы  эти
даты совпадали. {3}
    В  случае  же,  когда  совпадения  нет,  можно  столкнуться  с
неприятностями.  Если  налоговики  придираются  к   наименованиям,
номерам и языку налоговых накладных (см.  "Бухгалтер"  №  34'2003,
с. 48-50, и с. 40-41 настоящего выпуска), то нельзя исключать, что
и расхождение в датах вызовет у налоговиков непреодолимое желание
"зарезать" налоговый кредит по таким налоговым накладным. Дескать,
налоговые   накладные   выписаны   в   нарушение  Закона  об   НДС 
( 168/97-ВР ).
    Теперь обратимся к  прибыли.  Если  верить  Закону,  то  можно
прийти к выводу, что бухгалтера абсолютно не  должна  интересовать
дата, фигурирующая в  акте  о  предоставлении  услуг.  Ведь  Закон
связывает валовые затраты с фактическим предоставлением услуги.  В
свою  очередь,  дата  фактического  предоставления  услуги   может
серьезно отличаться от даты составления документа, подтверждающего
факт ее предоставления.  Однако последняя не  имеет  значения  для
налогового учета по прибыли.
    Получается, что в ситуации, когда акт за сентябрь составлен  2
октября,  предприятие-покупатель  может  рассчитывать  на  валовые
затраты III квартала, а не дожидаться IV квартала.
    Такой вывод, впрочем, удовлетворит далеко не всех читателей.
    Во-первых, однозначно откажутся от данного подхода  осторожные
бухгалтера.
    Виданное ли дело - осторожному человеку провести в  документе,
составленном в текущем периоде, затраты предыдущего  периода!  Тем
более, подумает осторожный бухгалтер,  что  вообще  такое  -  дата
фактического предоставления  услуги?  На  уровне  законодательства
ответ  найти  невозможно.  Да  и  на  житейскую  логику  опереться
нелегко.  Попробуй  установи,   когда    фактически    "окончилось
предоставление услуги по водоснабжению в отчетном периоде" - 30.09
в  23.59  или  01.10  в  00.00?  А  потом  попробуй  доказать  это
налоговому инспектору...
    Во-вторых, такой порядок не понравится тем, к  кому  документы
поступают уже после составления (сдачи) отчетности.  Ведь  нередки
случаи,  когда  акты  удается  выбить  из  продавца  лишь    через
месяц-другой.  А без  акта  отразить  затраты  в  налоговом  учете
зачастую просто невозможно: например, не ясен  объем  потребленной
услуги и т. п.
    Мало кому захочется отражать значительно  опоздавший  акт  как
исправление ошибки предыдущего отчетного периода - только проверку
провоцировать.
    Что  же  делать  бухгалтеру,  который  желает  провести  такие
затраты тем периодом, в котором был получен  драгоценный  акт?  По
нашему мнению, ему целесообразно мотивировать свое решение ссылкой
на п/п. 5.3.9 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ).
    Как известно, п/п. 5.3.9 строго запрещает включение  в  состав
валовых  затрат  тех    расходов,    которые    не    подтверждены
соответствующими расчетными,  платежными  и  другими  документами,
обязательность ведения и хранения которых предусмотрена  правилами
ведения налогового учета.  Так что если у предприятия нет акта, то
нет и документа, подтверждающего понесенные  расходы.  А  раз  нет
документа, нет и валовых затрат.
    После получения  документов  можно  руководствоваться  абз.  6
п/п. 5.3.9:

    "Если плательщик  налога  восстановит  указанные  документы  в
    следующих периодах, подтвержденные расходы "..." включаются  в
    валовые затраты  налогового  периода,  на  который  приходится
    такое восстановление".

    Хотя в данной норме  речь  идет  о  восстановлении  утерянных,
уничтоженных  или  испорченных  документов,  вполне  логично    по
аналогии применять это правило и к впервые поступившим документам.
    В таком случае возникает вопрос: по  какой  строке  декларации
отражать запоздавшие суммы валовых затрат? Имеются  два  варианта:
по стр. 04.1 (расходы на приобретение товаров (работ, услуг))  или
по  стр.  04.12  (другие    расходы,    кроме    определенных    в
04.1-04.11).
    Если  вы  прикрываетесь  п/п.  5.3.9,  то  логичнее   отражать
опоздавшие  затраты  по  стр.  04.12.    Если    же    фактическое
предоставление  услуг  связывается  с   оформлением    акта,    то
предпочтительнее отражать такие затраты по стр. 04.1.
    Кстати,  осторожному  плательщику  целесообразно  в   договоре
оговорить, что следует считать датой  фактического  предоставления
услуги. (Разумеется, если  такая  возможность  имеется,  поскольку
далеко не каждый коммунальщик решится на включение такой  оговорки
в договор).
    И последний вопрос: допустим, акт поступил на  предприятие  до
момента  составления  и  представления  декларации.   Мешает    ли
п/п. 5.3.9  плательщику,  решившему  отражать  затраты  предыдущим
отчетным периодом?
    По нашему мнению, нет.
    По сути, законодательство требует для включения в ВЗ отчетного
периода выполнения двух условий:
    1) наступления в данном отчетном  периоде  момента  увеличения
валовых  затрат  (это  условие  выводится  из  п.  11.2  Закона  О
Прибыли ( 334/94-ВР ));
    2) наличия на момент  составления  (представления)  декларации
документов,  подтверждающих  валовые  затраты   (данное    условие
вытекает из п/п. 5.3.9).
    Мы считаем,  что  в  п/п.  5.3.9  речь  идет  о  подтверждении
расходов не на конец отчетного периода, а  на  момент  составления
налоговой декларации. Ведь именно отражение суммы неких расходов в
декларации, представленной в ГНИ, свидетельствует о включении этой
суммы в состав валовых  затрат.  На  конец  же  отчетного  периода
окончательное  решение  о  включении/невключении    расходов    не
принимается.
    Подобный подход, кстати,  мы  предлагали  и  при  исследовании
момента возникновения права на налоговый  кредит  при  поступлении
налоговой  накладной  в  начале  следующего   отчетного    периода
(см. "Бухгалтер" № 9'2002, с. 28-29, № 25'2002, с. 33).

{1} Совершенно очевидно, что при использовании предоплаты  никакой
    специфики в налоговом учете наблюдаться не будет.
{2} Разные продавцы используют в этом вопросе разные подходы.
{3} Расхождение возможно,  если  за  составление  этих  документов
    отвечают разные отделы, а  предприятие  не  выработало  единые
    принципы документооборота.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№37/03, стр. 42
[01.10.2003]
Станислав Погребняк

------------------------------------------------------------------