Как сельхозпроизводителям подтверждать
            целевое использование сумм "льготного" НДС

------------------------------------------------------------------

    Документы

    Закон  об  НДС  -  Закон  Украины  "О  налоге  на  добавленную
стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ).
    Порядок № 271 - Порядок аккумуляции и  использования  средств,
начисляемых    сельскохозяйственными    товаропроизводителями    -
плательщиками  налога  на  добавленную   стоимость    относительно
операций  по  продаже  товаров   (работ,    услуг)    собственного
производства,  включая  продукцию  (кроме  подакцизных   товаров),
изготовленную  на   давальческих    условиях    из    собственного
сельскохозяйственного  сырья,  утвержденный  постановлением    КМУ
от 26.02.99 г. № 271 ( 271-99-п ).
    Порядок № 805 - Порядок  начисления,  выплат  и  использования
средств, направленных  для  выплаты  дотаций  сельскохозяйственным
товаропроизводителям    за    проданные    ими    перерабатывающим
предприятиям  молоко  и  мясо  в    живом    весе,    утвержденный
постановлением КМУ от 12.05.99 г. № 805 ( 805-99-п ).
    Постановление № 573 - постановление Кабинета Министров Украины
от 23.04.2003 г. №  573 ( 573-2003-п )  "О  внесении  изменений  и  
дополнений  в  постановления  Кабинета  Министров  Украины  от  26 
февраля 1999 года  № 271 ( 271-99-п ) и от 12 мая 1999 года № 805"  
(см. "Бухгалтерская неделя", 2003, № 18).
    Письмо № 14884 - совместное письмо  Государственной  налоговой
администрации   Украины   и   Министерства    аграрной    политики  
Украины   от  24.09.2003  г.  №  14884/7/15-2317  ( v1488225-03 ),  
№ 37-21-1-12/10699 "О форме Справки о целевом  использовании  сумм  
НДС" (см. "Бухгалтерская неделя", 2003, № 41).

    Что за Справка?

    Итак, речь идет о заполнении Справки о  целевом  использовании
сумм  налога  на  добавленную   стоимость    сельскохозяйственными
товаропроизводителями,    которые    воспользовались     режимами,
определенными  пунктами 11.21 и 11.29  ст. 11  Закона  Украины  "О
налоге на добавленную стоимость" (далее - Справка).
    Форма  Справки  была  доведена  до   налоговых    органов    и
плательщиков совместным письмом ГНАУ и  Минагрополитики  №  14884,
текст которого вместе  с  приложением  (формой  Справки)  и  нашим
комментарием был опубликован в предыдущем номере газеты.
    Не будем лишний раз повторять, зачем понадобилась  Справка,  -
об этом читатели могли прочитать в комментарии  к  вышеупомянутому
письму.  Лучше поможем разобраться в особенностях  ее  заполнения.
Положите перед собой форму Справки и приступим.

    Общие вопросы по составлению и подаче Справки

    1. Сколько  справок  подавать,    если    сельхозпроизводитель
представляет одновременно две специальные  декларации  по  НДС  на
основании пунктов 11.21 и 11.29 ст. 11 Закона об НДС?
    В таком случае к каждой "спецдекларации" прилагается отдельная
Справка,  в  которой  отражены  показатели  по    соответствующему
"спецрежиму".  Объясняется это тем, что требование о представлении
соответствующей справки о целевом  использовании  сумм "льготного"
НДС было внесено Постановлением № 573 одновременно в Порядок № 805
и  Порядок  №  271.  Каждым  из  них  предусмотрено  представление
отдельной "спецдекларации" по НДС (по сокращенной форме):
    - относительно операций по продаже молока и мяса в живом весе,
птицы, шерсти (п. 11.21 Закона об НДС и Порядок № 805);
    - относительно операций по продаже продукции, товаров  (работ,
услуг) собственного производства, кроме молока, скота (в том числе
молока  и  мяса  в  живом  весе,  реализованных   перерабатывающим
предприятиям),  птицы,  шерсти  и  кроме  операций  по  реализации
подакцизных товаров (п. 11.29 Закона об НДС и Порядок № 271).
    2. Какая    ответственность    может    быть    применена    к
сельхозпроизводителю    за    непредставление,     несвоевременное
представление  Справки  или  недостоверность  отраженных  в    ней
показателей?
    Поскольку Справка не является налоговой декларацией, налоговые
органы не имеют никаких законных оснований применять штрафы за  ее
непредставление или несвоевременное представление.
    Тем  не  менее  не  следует  забывать,   что    обязательность
представления справки о целевом использовании сумм "льготного" НДС
сельхозпроизводителями  предусмотрена  соответствующими   Порядком
№ 805 и Порядком  №  271.  То  есть,  Справка  теоретически  может
рассматриваться как  неотъемлемое  приложение  к  "спецдекларации"
сельхозпроизводителя.  В таком случае существует  опасность  того,
что декларацию без справки просто не примут. Но не забываем о том,
что  данная  форма  Справки    не    утверждена    приказом,    не
зарегистрирована в  Минюсте,  и  следовательно,  для  плательщиков
обязательного характера не имеет.  Другое дело, что  "партнерские"
отношения с налоговыми органами как бы обязывают...
    Что же касается недостоверности данных о целевом использовании
НДС, то сама по себе  она  тоже  не  может  стать  основанием  для
применения каких бы то ни было санкций.  Серьезная опасность может
грозить  лишь  в  том  случае,    если    фактическое    нецелевое
использование сумм "льготного НДС" (к  которому  приравнивается  и
неперечисление  таких  сумм  на  "спецсчет")  будет    установлено
документальной проверкой.  В  таком  случае  эти  суммы  взыщут  в
бюджет.

    Особенности заполнения отдельных строк Справки

    Строка 1. В  указания  по  заполнению  этой  строки  закралась
неточность: строка 5 "Общий объем продажи" специальной  декларации
по НДС не  содержит  показателей  в  колонке  Б.  В  то  же  время
показатель колонки А строки 5 представляет собой сумму значений  с
1-й по 4-ю строки колонки А,  причем  колонка  Б  может  содержать
показатель только в строке 1. Поэтому в данной  строке  1  Справки
отражается сумма показателей строки  5  (колонка  А)  и  строки  1
(колонка Б) соответствующей "спецдекларации" по НДС.
    Строка 2. В этой строке, соответственно, отражается показатель
строки 1 (колонка Б) "спецдекларации" по НДС.
    Строка  3.  Здесь  отражается   не    вообще    вся    выручка
сельхозпроизводителя, а лишь часть общей выручки,  соответствующая
конкретному спецрежиму.
    Строка  4.    Поскольку    все    операции,    отражаемые    в
"спецдекларациях", облагаются НДС по ставке 20%,  показатель  этой
строки представляет собой просто 1/6 показателя предыдущей строки.
    Строка 5. В этой строке отражается отклонение суммы фактически
поступившей выручки от продажи сельхозпродукции (стр. 3) от общего
объема продажи товаров с НДС (стр. 1) в рамках данного спецрежима.
    Отклонение отражается в графе 3 как  общей  суммой,  так  и  с
разбивкой по причинам непоступления выручки. Источником данных для
заполнения такой разбивки  должна  стать  Книга  учета  продаж,  а
ориентиром - ее графы 24 и 25,  по  которым  можно  контролировать
поступление/непоступление оплаты и форму  оплаты,  предусмотренные
договором.  Исходя из этих данных представляется возможным  сделать
необходимую выборку.
    В графе 4 строки 5 рассчитывается удельный  вес  непоступившей
по тем или иным причинам выручки в общем объёме продаж (т. е. в  %
к строке 1).
    Строка  6.  В  эту  строку  Справки  механически   переносится
показатель строки 23 "спецдекларации" (по сокращенной форме).
    Строка 7.  Как  мы  уже  напоминали,    неперечисление    сумм
"льготного" НДС  на  "спецсчет"  приравнивается  к  нецелевому  их
использованию.  Но  ведь  не  всегда  соответствующая  сумма  НДС,
отраженная в строке 23 "спецдекларации", может быть сразу в полном
объеме и в срок перечислена на  "спецсчет".  Причиной  тому  может
банальная задержка оплаты от покупателя.
    Чтобы  учесть  такие  обстоятельства,  ГНАУ  и   предусмотрела
строку 7, где отдельно выделяется сумма НДС, которая  не  может  в
срок поступить на "спецсчет" из-за того, что не весь объем  продаж
оплачен покупателями.
    Формулу для расчета этой строки можно было  записать  и  более
наглядно:

                                стр. 5
                      стр. 6 х --------
                                стр. 1

    Легко убедиться, что это та же формула, что записана в  строке
7 Справки.  Смысл ее состоит в следующем:  сумма  "льготного"  НДС
согласно строке 23 "спецдекларации" (стр. 6 Справки) умножается на
определенный коэффициент. Этот коэффициент представляет собой долю
(соотношение) неоплаченного объема продаж (стр. 5) в общем  объеме
продаж (стр. 1). В результате расчета согласно приведенной формуле
получаем сумму НДС, соответствующую непоступившей выручке.
    Строка 8.  Сумма  НДС,  которая  должна  быть  перечислена  на
"спецсчет" и использована по целевому  назначению;  рассчитывается
как разница между строкой 23 "спецдекларации" (она же -  строка  6
Справки)  и  показателем,  рассчитанным  в  предыдущей  строке   7
Справки. Фактически на этом этапе происходит "очистка" от НДС, еще
не поступившего в составе выручки.
    Строка 9. Это и есть та строка, ради  которой  затевалась  эта
Справка.  Но  в  этой  же  строке  кроется   очень    существенная
нестыковка, которая сводит на нет все  совместные  усилия  ГНАУ  и
Минагрополитики  по  разработке  формы.  Как  указано  в  названии
показателя этой строки, здесь отражаются:

    "Направления использования налога  на  добавленную  стоимость,
    размер которого отражен в строке 8 Справки".

    Но ведь сумму НДС, которая отражена в строке  8  Справки,  еще
только   предстоит  перечислить  на  "спецсчет"    на    основании
"спецдекларации"  и  Справки,  и  только  после  этого  она  может
расходоваться на строго определенные цели.
    Возникает вопрос: ГНАУ интересует фактическое или  планируемое
использование  сумм  "льготного"  НДС?  По   идее,    должно    бы
интересовать именно фактическое, но исходя из формы Справки, здесь
представляется возможным указать лишь  плановое  использование.  К
такому же выводу пришли сотрудники налогового органа,  с  которыми
мы обсуждали форму Справки.  В этой связи еще раз напомним  то,  о
чем мы уже сказали в первой части статьи: само по себе  отклонение
показателей Справки от фактического использования сумм "льготного"
НДС (если оно действительно целевое) ничем не грозит  плательщику.
Опасно именно фактическое нецелевое использование.
    Строка 10. В отношении этой строки заметим,  что  ни  Порядком
№ 805, ни Порядком № 271 не предусмотрена обязанность  плательщика
информировать  налоговый  орган  о   направлениях    использования
полученной выручки.  Одно дело "льготный" НДС, который,  по  сути,
представляет собой целевую дотацию сельхозпроизводителю, и  совсем
другое дело - собственный доход. Это во-первых.
    А во-вторых, общая сумма выручки, поступающая на текущий  счет
сельхозпредприятия, может включать в себя  выручку  от  реализации
продукции,  как  попадающей  под  действие  спецрежимов,  так    и
непопадающей.  Кроме того, на текущем  счете  может  находиться  и
остаток  выручки  предыдущих  отчетных  периодов.  Разве   реально
достоверно определить, за счет какой именно выручки  выплачивается
зарплата или, скажем, уплачиваются налоги? На наш взгляд, нет.  Со
"льготным" НДС совершенно другая ситуация - для  него  открывается
отдельный "спецсчет".
    В общем, показатели строки 10 в  принципе  могут  быть  какими
угодно, лишь бы более-менее правдоподобными. Ответственности же за
строку 10 не предусмотрено.
    Вот, собственно, и все о Справке.  Хотя, нет, если у  вас  еще
возникнут вопросы, то мы готовы на них ответить.
    И все-таки, почему форма справки появилась только сейчас,  под
конец  срока  действия  "спецрежимов"?  Может   быть,    ГНАУ    с
Минагрополитики что-то знают?  Может  быть,  законодатели  продлят
действие пунктов 11.21 и 11.29 Закона об  НДС  на  следующий  год?
Такая вероятность существует. В общем, поживем - увидим.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерская неделя"
№42/03, стр. 36
[20.10.2003]
Юрий Цыганок
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------