Новая
                           Декларация:
                           Соображаем...

------------------------------------------------------------------

    Всего  семь  месяцев  понадобилось  ГНАУ    для    чрезвычайно
оперативного "подстраивания" декларации  по  НДС  под  обновленные
положения  Закона "О  порядке  погашения..."  {1}.  За  этот  срок
налоговики  успели  сотворить  уточняющий  расчет  к   декларации,
напомнив плательщикам под шумок уточнения  об  обязанности  уплаты
НДС с некоторых "нестандартных" операций.
    По мнению ГНАУ, высказанному в  ее  письме  от  04.11.2003  г.
№  17174/7/11-1216 ( v1717225-03 )  (см.  "Бухгалтер"  №  42'2003,   
с. 47-49),  обновленную  декларацию  месячные  плательщики впервые  
должны будут представить за  ноябрь 2003 года,  квартальные  -  за  
четвертый квартал 2003 года.
    Так  что  время  для  "декларационных  разборок"  в   принципе
имеется.  Ну а вкратце в отношении  декларационных  новаций  можно
отметить следующее.
    Поскольку  главной  целью  обновления  декларации    выступало
внедрение новой  процедуры  самоисправления  по  НДС,  большинство
декларационных изменений связано с новым порядком уточнения.
    Среди "неуточняющих" изменений  выделяются  две  новации  -  в
стр. 1.1 бартер {2} заменили на "передачу товаров (работ, услуг) в
пределах    баланса    плательщика    для      непроизводственного
использования, расходы на которое не относятся на валовые  затраты
производства (обращения) и не  подлежат  амортизации"  и  добавили
стр. 1.2 - "ликвидация основных фондов по решению плательщика".
    Данным жестом налоговики, по всей видимости, хотели лишний раз
напомнить плательщикам о  том,  что  с  вышеуказанных  операций  в
обязательном  порядке  необходимо  уплачивать  в    бюджет    НДС.
Допнапоминание,  скорее  всего,  связано  со  спецификой    данных
операций.  Дело в том, что  по  Закону  об  НДС ( 168/97-ВР )  эти  
операции  не  попадают  под определение продажи товаров, в связи с 
чем в колонке "А"  "Объемы  продажи  без  учета НДС" декларации до   
недавних  изменений им, строго говоря, делать было нечего. Поэтому 
введением дополнительных  строк  ГНАУ указала плательщикам,  чтобы    
они,  невзирая на название колонки  "А",  смело  отражали в ней  и  
те операции, которые продажей не являются.
    Очевидно, для облегчения контроля за  экспортом  работ,  услуг
налоговики дополнили  стр. 2.1  "экспортные  операции"  стр. 2.1.2
"экспорт работ (услуг)".
    "Счастливчикам" с несколькими векселями, сумевшим втиснуться в
узкий круг  правообладателей  на  выписку  налоговых  векселей  по
импортируемым товарам,  ГНАУ  предписала  прилагать  к  декларации
перечень векселей.
    Остальные  декларационные  изменения  связаны  в  основном   с
порядком  исправления  плательщиком  самостоятельно   обнаруженных
ошибок.
    Начнем с особенно приятного.  В обновленном Порядке заполнения
и представления налоговой  декларации  по  налогу  на  добавленную
стоимость  (далее  -  Порядок)  {3}  налоговики  подтвердили  свою
приверженность  соблюдению  норм  п.  17.2  Закона   "О    порядке
погашения..." и позволили  плательщикам  до  истечения  предельных
сроков представления  декларации  за  отчетный  период  исправлять
допущенные в ней ошибки без штрафов (п. 8.3 Порядка).
    В отношении исправления ошибок  за  прошлые  периоды  согласно
предписаниям Закона "О порядке погашения..." налоговики предложили
два  варианта  самостоятельного  исправления:  непосредственно   в
декларации за отчетный период (стр. 8.1 и  16.1  декларации)  и  в
уточняющем расчете.
    При этом,  в  отличие,  например,  от  налога  на  прибыль,  в
ситуации с НДС налоговики предпочли  прочитать  фразу  из  п.  5.1
Закона "О  порядке  погашения..."  о  количестве  исправляемых  по
уточняющему  расчету  деклараций  буквально,  предписав  к  каждой
ошибочной декларации представлять отдельный уточняющий расчет. {4}
А далее, продолжив эту "буквальность", ГНАУ разрешила и в  текущей
декларации исправлять только одну ошибочную декларацию.
    Мы считаем этот подход неправильным,  поскольку  он  незаконно
ограничивает права  плательщика  по  самостоятельному  исправлению
ошибок, что депутаты своей целью явно не ставили.
    Дискриминация же проявляется тут в том,  что  при  обнаружении
ошибок в нескольких декларациях плательщик сможет одновременно  их
исправить  только  путем  представления   нескольких    уточняющих
расчетов (вариант с исправлением в  текущей  декларации  в  данной
ситуации растянет процедуру  исправления  на  количество  отчетных
периодов,  равное  числу  ошибочных  деклараций).  А  поскольку  в
соответствии с нормами п. 17.2 Закона "О порядке погашения..." при
представлении уточняющих расчетов плательщик обязан уплатить сумму
недоплаты со штрафами до их представления, то "однодекларационным"
порядком  исправления  налоговики  фактически   вынуждают    часто
ошибающиеся предприятия ускоренно пополнять бюджет.
    В то  же  время  ГНАУ  проявила  благосклонность  в  отношении
нештрафования  завышений  неполученных  сумм  возмещения  НДС    и
неправильно  начисленных  сумм  НДС,  остающихся  в   распоряжении
плательщиков для целевого использования.
    Интересная ситуация сложилась с исправлением ошибок в  текущей
декларации.  Исходя из обновленной формы ее построения получается,
что исправления в текущей декларации учитывают только суммы ошибок
занижения  (завышения)  налогового    обязательства    (налогового
кредита)  без  привязки  к  итоговым   показателям    исправляемой
декларации.  Таким  образом,  данный  порядок  корректировки    не
принимает во внимание ситуации, в  которых  исправление  ошибки  в
занижении  налогового  обязательства  или  завышении    налогового
кредита  прошлых  периодов  не  приводят  к  занижению   итогового
налогового обязательства по  декларации.  (Например,  в  ошибочной
декларации стояла сумма к возмещению из бюджета - 100 грн.,  далее
обнаружилось занижение налогового обязательства на сумму 60  грн.,
и в  результате  не  полученная  из  бюджета  сумма  к  возмещению
составила 40 грн.)
    Но, по всей видимости, в случаях  с  неполученным  возмещением
налоговики не будут налагать штрафы и по  исправлениям  в  текущей
декларации (этот вывод можно  сделать  из  п/п. 4.4.4  Порядка,  в
котором говорится о начислении штрафа в случае, когда  уменьшается
сумма, заявленная к возмещению и возмещенная из бюджета).
    Но как налоговики узнают из исправлений в текущей  декларации,
что  уменьшается  сумма  неполученного  возмещения,  если  там  не
предусмотрено никаких отметок по  этому  поводу?  Возможно,  нужно
будет делать то же, что раньше делали  в  Справке  о  суммах  НДС,
увеличивающих или уменьшающих налоговые обязательства в результате
исправления  самостоятельно  обнаруженной  ошибки,  допущенной   в
предыдущих отчетных периодах (отмененное приложение 3 к  Порядку):
писать прямо в декларации,  что  в  декларации  предыдущей  сумма,
задекларированная к возмещению, была завышена,  однако  возмещение
не производилось (см. "Бухгалтер" № 11'2003, с. 25-26).
    В связи с тем что налоговики вразумительно не пояснили порядок
заполнения  УР,  о  некоторых  моментах   плательщикам    придется
догадываться самим. Так, например, двусмысленную фразу об отчетном
периоде, в котором обнаружена ошибка (стр. 1 УР  и  стр.  7  УР  к
сокращенной декларации), очевидно, следует понимать так, что  речь
идет об отчетном периоде, в котором допущена ошибка.  Хотя если бы
ГНАУ изъяснялась понятнее, догадками на ровном месте заниматься бы
не пришлось.
    Следующий нюанс обновленного самоисправления связан со стр. 23
сокращенной декларации по НДС.  Как известно, данные  этой  строки
напрямую  зависят  от  отрицательных  показателей  сумм  налоговых
обязательств предыдущих деклараций, вследствие чего  ошибка  одной
декларации может через  стр.  22  и  23  проявиться  в  нескольких
последующих декларациях.  Ранее  ГНАУ  предлагала  исправлять  все
декларации,  в  которых  проявилась  ошибка  {5}.  А  теперь    из
предложенного  ГНАУ  порядка  исправления    ошибок    сокращенной
декларации можно сделать вывод, что сейчас  такие  "долгоиграющие"
ошибки нужно исправлять только в первой ошибочной декларации. Ведь
в противном  случае  они  неоднократно  отразятся  со  штрафами  в
текущей декларации, что, конечно же, было бы неверно.
    О прочих изменениях к  Порядку.  Среди  наиболее  существенных
новаций можно отметить:
    появление в нем новых способов  представления  декларации  (на
магнитных носителях, электронной почтой),
    разрешение  плательщикам  с  ранее  установленным  квартальным
периодом не подавать ежегодно заявления на сохранение действующего
периода  и  упоминание  камеральных    проверок    с    налоговыми
уведомлениями.
    Вот, собственно говоря, и все, что  можно  с  первого  взгляда
сказать о новой декларации.  Другие нюансы  наверняка  всплывут  в
процессе ее обкатки.

{1} Напомним, что Законом Украины от 20.02.2003г. № 550-IV были, в
    частности, внесены  изменения  в  п.  5.1  Закона  "О  порядке
    погашения...", которые  позволили  плательщику  самостоятельно
    исправлять ошибки путем представления уточняющего расчета.
{2} Бартер,  очевидно,  убрали  потому,  что  с  2003  года   даты
    возникновения налогового обязательства по нему определяются по
    обычным правилам "первого события".
{3} Порядок - см. в "Бухгалтере" № 42'2003 на с. 10-30.
{4} Во втором абзаце п. 5.1 содержится фраза о том, что:

    "Если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков  давности,
    определенных статьей 15 настоящего Закона) плательщик  налогов
    самостоятельно  обнаруживает  ошибки  в   показателях    ранее
    представленной налоговой декларации, такой плательщик  налогов
    имеет право представить уточняющий расчет".

{5} См.  по  этому  поводу п. 45  письма  ГНАУ  от  28.01.2003  г.
    № 1399/7/15-3317 в "Бухгалтере" № 11'2003 на с. 33-34.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№43/03, стр. 44
[01.11.2003]
Влада Карпова

------------------------------------------------------------------