Госбюджет-2004: о главном для бюджетных организаций

------------------------------------------------------------------

    Продолжая    анализировать    нормы    Закона    Украины    "О
Государственном бюджете Украины на  2004  год"  от  27.11.2003  г.
№  1344-IV  ( 1344-15 ),   посвящаем  данную  публикацию  основным
положениям   Закона,   на  которые   следует   обратить   внимание
руководителям и бухгалтерам бюджетных организаций.
    Прежде  всего  обратим  внимание  на  новые  положения  Закона
Украины  "О  Государственном  бюджете  Украины  на    2004    год"
от 27.11.2003 г. № 1344-IV ( 1344-15 ) (далее - Закон о госбюджете
на 2004 год).

    Оплата "больничных"

    В 2004 году для бюджетных  учреждений  будет  изменен  порядок
выплаты  пособия  по  временной   нетрудоспособности    вследствие
заболевания или травмы,  не  связанной  с  несчастным  случаем  на
производстве.
    Как известно, бюджетные учреждения планировали и  осуществляли
расходы,  связанные  с  оплатой  первых  пяти    дней    временной
нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной
с  несчастным  случаем  на  производстве,  по  коду  экономической
классификации    расходов    1113    "Расходы    по      временной
нетрудоспособности". В связи с тем, что пунктом 53 ст. 80 Закона о
госбюджете на  2004  год  приостановлено  действие  ст.  2  Закона
Украины "О размере взносов  на  некоторые  виды  общеобязательного
государственного  социального  страхования"  от   11.01.2001    г.
№  2213-III  ( 2213-14 )  (далее  -  Закон  № 2213)   относительно
обязательств бюджетных  учреждений  по  оплате  первых  пяти  дней
временной нетрудоспособности за счет своих средств, то с 1  января
2004 года такие расходы не должны планироваться  и  осуществляться
за  счет  средств  бюджетных  учреждений.  Пособие  по   временной
нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной
с  несчастным  случаем  на  производстве,  застрахованным   лицам,
работающим в бюджетных учреждениях,  с  1  января  2004  г.  будет
выплачиваться Фондом социального  страхования Украины по временной
утрате трудоспособности с первого дня нетрудоспособности  за  весь
период нетрудоспособности или  до  установления  медико-санитарной
экспертной  комиссией  инвалидности  независимо   от    увольнения
застрахованного лица в период утраты трудоспособности в порядке  и
размерах,  установленных  законодательством  (ст.  81  Закона    о
госбюджете на 2004 год).  Бюджетные учреждения будут  осуществлять
такие расходы по коду  экономической  классификации  расходов 1120
"Начисления  на  заработную  плату"  за  счет  начислений  в  Фонд
социального    страхования    Украины    по    временной    утрате
трудоспособности.
    В соответствии со ст. 21 Закона Украины  "Об  общеобязательном
государственном социальном страховании в связи с временной утратой
трудоспособности  и  расходами,  связанными    с    рождением    и
погребением"  от  18.01.2001  г.  №  2240-III  ( 2240-14 )  размер
страховых  взносов на общеобязательное  государственное социальное
страхование  в  связи  с   временной  утратой  трудоспособности  и
расходами,  обусловленными  рождением  и  погребением,    ежегодно
устанавливается Верховной Радой Украины по представлению  Кабинета
Министров Украины в процентах:
    - для работодателей - к сумме фактических расходов  на  оплату
труда наемных работников, подлежащих обложению подоходным  налогом
с граждан (с  01.01.2004  г.  -  подлежащих  обложению  налогом  с
доходов физических лиц);
    - для наемных работников - к сумме  оплаты  труда,  включающей
основную  и  дополнительную  заработную  плату,  а  также   прочие
поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной
форме,  подлежащие  обложению  подоходным  налогом  с   граждан (с
01.01.2004 г. - подлежащие обложению налогом с доходов  физических
лиц).
    В соответствии с изменениями, внесенными  Законом  Украины  "О
внесении  изменений  в  некоторые  законы  Украины  по    вопросам
общеобязательного  государственного    социального    страхования"
от 17.01.2002 г. № 2980-III ( 2980-14 )  в  Закон  № 2213,  размер
взноса  на  общеобязательное  социальное  страхование  в  связи  с
временной утратой  трудоспособности  и  расходами,  обусловленными
рождением и погребением, для работодателей составляет  2,9%  суммы
фактических  расходов  на  оплату  труда    наемных    работников,
включающих расходы на выплату основной и дополнительной заработной
платы, других поощрительных и компенсационных выплат, в том  числе
в натуральной форме, подлежащих  обложению  подоходным  налогом  с
граждан (с 01.01.2004 г. - подлежащих обложению налогом с  доходов
физических лиц). Указанная ставка "начислений" действует уже почти
два года и ее изменение пока не планируется.
    В бухгалтерском учете бюджетные  учреждения  с  01.01.2004  г.
будут  отражать  начисления  работникам  пособия   по    временной
нетрудоспособности с первого  дня  нетрудоспособности  записью  по
дебету субсчета 652 "Расчеты по социальному страхованию" и кредиту
субсчета 661 "Расчеты по заработной плате".

    НДС

    Закон о госбюджете на 2004 год внес определенные коррективы  в
порядок применения некоторых положений Закона Украины "О налоге на
добавленную  стоимость"  от  03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР )
(далее   -   Закон  об  НДС).  Подробно   обо   всех   изменениях,
касающихся НДС, можно прочитать в статье "Закон о госбюджете-2004:
срочно  о  главном"  (см.  "Налоги  и  бухгалтерский учет",  2003,
№ 99).  Бюджетным организациям,  зарегистрированным  плательщиками
НДС, необходимо обратить особое внимание на п. 49 ст. 80 Закона  о
госбюджете на 2004 год.
    Указанным  пунктом  приостановлено  действие  на   2004    год
п.п. 5.1.7 ст. 5 Закона об НДС, которым освобождаются от обложения
НДС  операции  по  продаже  лекарственных  средств    и    изделий
медицинского  назначения,  зарегистрированных    в    Украине    в
установленном   законодательством    порядке,    в    том    числе
предоставление услуг по такой продаже  аптечными  учреждениями.  В
связи с этим указанные операции подлежат  обложению  НДС  в  общем
порядке по ставке 20%.  В то же время  освобождение  от  обложения
НДС сохранено по операциям  по  продаже  лекарственных  средств  и
изделий медицинского назначения, которые допущены к  применению  в
Украине  в  соответствии  с  перечнем,   определенным    Кабинетом
Министров Украины.  Законом Украины  "О  лекарственных  средствах"
от 04.04.96  г.  №  123/96-ВР  ( 123/96-ВР )   предусмотрено,  что
лекарственные  средства  допускаются  к  использованию  в  Украине
после    их   государственной     регистрации.     Государственная
регистрация  лекарственных   средств,  разрешенных  к  применению,
осуществляется  Министерством  здравоохранения    Украины    путем
внесения их в Государственный  реестр  лекарственных  средств.  Не
прошедшие регистрацию  лекарственные  средства  не  допускаются  к
применению  в  Украине.  В  2004  году  из  перечня  лекарственных
средств, допущенных к применению в  Украине,  Кабинетом  Министров
должны быть выбраны те средства, продажа которых будет освобождена
от обложения  НДС.  На  сегодняшний  день  перечень  лекарственных
средств и изделий медицинского  назначения,  операции  по  продаже
которых в  2004  году  не  являются  объектом  обложения  НДС,  не
утвержден.
    Пунктом 49 ст. 80  Закона  о  госбюджете  на  2004  год  также
приостановлено действие п.п. 5.1.8 ст. 5 Закона об  НДС,  согласно
которому  освобождаются    от    налогообложения    операции    по
предоставлению услуг по здравоохранению в соответствии с перечнем,
установленным  КМУ,   учреждениями    здравоохранения,    имеющими
специальное разрешение (лицензию) на  оказание  таких  услуг.  Как
известно, такой перечень утвержден постановлением КМУ "Об  услугах
по  здравоохранению,   операции    по    предоставлению    которых
учреждениями здравоохранения, имеющими специальное  разрешение  на
оказание  таких  услуг,  освобождаются  от  обложения  налогом  на
добавленную стоимость" от 05.10.98 г. № 1602 ( 1602-98-п )  (далее
-  Перечень № 1602).  В  Перечне № 1602 указаны услуги, которые не
освобождены от налогообложения. В данном случае не совсем понятно,
что имели в  виду   законодатели,  отменив  действие  п.  5.1.8  с
оговоркой  "кроме  услуг  по  перечню,  определенному    Кабинетом
Министров Украины".  Ведь такой перечень уже есть -  это  Перечень
№ 1602. Поэтому считаем, что "приостановленная" норма в 2004  году
будет работать в полном объеме так же, как и в 2003 году.
    Действие п.п. 5.1.9  ст.  5  Закона  об  НДС  на  2004  год  в
соответствии с п. 49 ст.  80  Закона  о  Госбюджете  на  2004  год
приостановлено  частично:  операции  по   продаже    путевок    на
санаторно-курортное  лечение  детей  в  учреждениях  по   перечню,
установленному КМУ, как и раньше, освобождаются от обложения  НДС.
Перечень  санаторно-курортных  заведений,  операции  по    продаже
путевок в которые на санаторно-курортное лечение детей не подлежат
обложению  налогом    на    добавленную    стоимость,    утвержден
постановлением  Кабинета    Министров    Украины    "О    перечнях
санаторно-курортных  заведений и учреждений  отдыха,  операции  по
продаже путевок в которые на санаторно-курортное лечение  и  отдых
детей не подлежат  обложению  налогом  на  добавленную  стоимость"
от 05.08.97г. № 835 ( 835-97-п ). Этим же постановлением утвержден
перечень заведений отдыха,  операции по продаже  путевок в которые
на отдых детей  освобождены от обложения  налогом  на  добавленную
стоимость.  В связи с внесенными Законом о госбюджете на 2004  год
изменениями, операции по продаже путевок на  отдых  детей  в  2004
году подлежат обложению НДС на общих основаниях.
    Приостановка действия на 2004 год п.п. 5.11.1 Закона об НДС  в
соответствии с п. 49 ст.  80  Закона  о  Госбюджете  на  2004  год
означает, что с 1 января 2004 года операции по предоставлению всех
услуг  государственными  службами  занятости   Украины    подлежат
обложению НДС.
    Напомним, что государственные службы занятости для  реализации
п.п. 5.11.1 ст. 5 Закона об НДС  руководствовались  постановлением
Кабинета Министров Украины "Об утверждении положений  относительно
применения Закона Украины "О занятости населения" от  24.06.91  г.
№ 47 ( 47-91-п ),  которым  утвержден перечень услуг, связанных  с
обеспечением   занятости  населения,  его  социальной  защитой  от
безработицы, предоставляемых  государственной  службой  занятости.
Обложению НДС подлежали услуги  по  подготовке,  переподготовке  и
повышению  квалификации,  которые  предоставлялись  как   учебными
заведениями системы  службы  занятости,  так  и  другими  учебными
заведениями  согласно  договорам,  заключенным    между    службой
занятости и каким-либо заведением, другие услуги, не включенные  в
указанный перечень.
    Не  только  государственная  служба  занятости   лишилась    в
соответствии с п. 49 ст. 80 Закона о госбюджете на 2004 год  льгот
по НДС. С 01.01.2004г. архивным учреждениям Украины также придется
облагать  НДС  операции  по  предоставлению  услуг,  связанных   с
представлением документов Национального  архивного  фонда  Украины
юридическим и физическим лицам.  Обложению НДС подлежат и операции
по продаже архивным учреждениям Украины  документов  Национального
архивного  фонда  Украины,  которые  находятся  в    собственности
юридических или физических лиц в соответствии с законодательством.

    Расходы на охрану труда

    Пунктом  43  ст.  80  Закона  о  госбюджете  на    2004    год
приостановлено действие части 4 ст. 19 Закона Украины  "Об  охране
труда" от 14.10.92 г.  № 2694-ХII ( 2694-12 ) (далее  -  Закон  об
охране труда),  согласно которой на предприятиях, содержащихся  за
счет  бюджета,  расходы  на  охрану  труда  предусматривались    в
государственном или местных бюджетах и составляли  не  менее  0,2%
фонда  оплаты  труда.  Планировались  такие  средства   по    коду
экономической классификации расходов 1139 "Оплата прочих  услуг  и
прочие расходы" и  использовались  на  проведение  мероприятий  по
охране труда и технике безопасности,  предусмотренных  Законом  об
охране труда, Кодексом законов о труде  Украины,  Законом  Украины
"Об общеобязательном  государственном  социальном  страховании  от
несчастного  случая   на    производстве    и    профессионального
заболевания, повлекших потерю  трудоспособности"  от  23.09.99  г.
№ 1105-ХIV  ( 1105-14 )   и   принятыми  в  соответствии  с   ними
нормативно-правовыми актами.  В связи с приостановкой действия  на
2004 год части 4 ст. 19 Закона об  охране  труда  получается,  что
бюджетными  учреждениями  расходы  на  проведение  мероприятий  по
охране труда и технике  безопасности  не  должны  планироваться  и
осуществляться за счет бюджетных средств.

    Отменены штрафы за нетрудоустройство инвалидов

    Пунктом  39.  ст.  80  Закона  о  госбюджете  на   2004    год
приостановлено  действие  ст.  20  Закона  Украины  "Об    основах
социальной  защищенности  инвалидов  в  Украине"  от  21.03.91  г.
№ 875-ХII  ( 875-12 )  (далее  -  Закон  №  875)  в  части  уплаты
бюджетными  учреждениями  штрафных  санкций  за  нетрудоустройство
инвалидов.  Считаем такую отмену логичной, так как уплата штрафных
санкций в Законе № 875 предусмотрена за  счет прибыли,  остающейся
в распоряжении предприятий после  уплаты  всех  налогов  и  сборов
(обязательных   платежей).    Бюджетные    организации    являются
неприбыльными,  существуют  такие  организации  за  счет   средств
государственного или местных бюджетов и  налогооблагаемых  доходов
не получают, следовательно, не имеют прибыли, за  счет  которой  и
предусмотрена уплата "инвалидного" штрафа.
    Если проведенные выше положения Закона о  госбюджете  на  2004
год совершенно новые, то положения этого же Закона, к рассмотрению
которых  мы  перейдем  ниже,  перекликаются  с  нормами  Закона  о
госбюджете на 2003 год.

    Собственные поступления

    1. Пунктом  20  ст.  2  Закона  о  госбюджете  на  2004    год
установлено, что к доходам общего фонда Госбюджета Украины на 2004
год относится 80% средств, полученных  бюджетными  учреждениями  и
организациями за сданные в виде лома и  отходов  золото,  платину,
металлы платиновой  группы,  драгоценные  камни,  и  50%  средств,
полученных бюджетными учреждениями и организациями  за  сданное  в
виде лома и отходов серебро.
    Это означает, что если в 2004 году бюджетным учреждением будут
сданы в виде лома и отходов указанные ценности, то  не  вся  сумма
полученных от их сдачи средств  будет  оставаться  в  распоряжении
бюджетного учреждения, а только 20% средств, полученных за сданные
в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой  группы,
драгоценные камни, и 50% средств, полученных  за  сданное  в  виде
лома и  отходов  серебро.  Соответственно  80%  и  50%  полученных
средств необходимо будет перечислить в доход общего фонда бюджета.
    Напомним,  что  в  соответствии  с  постановлением  КМУ    "Об
утверждении  перечня  групп  собственных  поступлений    бюджетных
учреждений, требований к их созданию и направлениям использования"
от 17.05.2002г. № 659 ( 659-2002-п ) (далее - постановление № 659)
поступления  за сданные в виде лома  и  отходов  черные,  цветные,
драгоценные  металлы,  драгоценные  камни,  согласно  действующему
законодательству остающиеся в распоряжении бюджетных  организаций,
принадлежат  к  подгруппе  4  группы  1  собственных   поступлений
бюджетных организаций и зачисляются  в  доход  специального  фонда
сметы таких организаций.
    2. Постановлением  №  659  исполнительный  сбор,    взысканный
государственной исполнительной службой, отнесен  к  подгруппе  1-1
группы 1 собственных поступлений бюджетных учреждений,  однако  не
вся сумма взысканного сбора  может  быть  отнесена  к  собственным
поступлениям учреждений государственной  исполнительной  службы  и
использована в соответствии с установленными сметой  направлениями
расходов.  Пунктом 23 ст. 2 Закона о госбюджете на  2004  год  50%
суммы  исполнительного    сбора,    взысканного    государственной
исполнительной службой, должны быть  перечислены  в  доход  общего
фонда госбюджета.  Соответственно, остальные 50% взысканного сбора
принадлежат    к    собственным    поступлениям    государственной
исполнительной службы (п. 9 ст. 14 Закона  о  госбюджете  на  2004
год) и зачисляются на специальный регистрационный счет  учреждения
исполнительной службы.
    Направления использования таких средств определены п. 9 ст. 51
Закона о госбюджете на 2004 год.  Заметим, что  в  2003  году  эти
средства направлялись лишь на осуществление расходов, связанных  с
организацией и проведением исполнительных действий.  В 2004  году,
кроме указанного направления расходов, разрешено направлять  часть
таких  средств  на    выплату    вознаграждения    государственным
исполнителям.
    3. Как и в прошлом году, плата за  аренду  имущества,  которое
принадлежит бюджетным организациям, содержащимся за  счет  средств
государственного бюджета, подлежит распределению  между  бюджетным
учреждением, предоставившим  свое  имущество  в  аренду,  и  общим
фондом госбюджета  в  пропорции 50%/50% (п.  29  ст.  2  и  п.  17
ст. 14 Закона о госбюджете на  2004  год).  Исключение  составляет
плата  за  аренду  военного  имущества  и  имущества  Национальной
академии наук Украины, которая  в  полном  размере  зачисляется  в
доход специального фонда госбюджета.
    Эта норма "перекочевала" из Закона о госбюджете на 2003 год  в
почти неизменившемся виде. "Почти" - потому что Законом Украины "О
внесении изменений в некоторые  законодательные  акты  Украины  по
вопросам профессионально-технического образования" от 11.09.2003г.
№ 1158-IV ( 1158-15 ) были внесены изменения в ряд законов,  в том
числе и в Закон о госбюджете на 2003 год.  В  связи со вступлением
указанного  Закона  в  силу   (15.10.2003  г.)   плата  за  аренду
имущества  государственных   профессионально-технических   учебных
заведений в полном объеме зачислялась в доход  специального  фонда
сметы указанных заведений.  Однако в новом  бюджетном  году  такой
порядок не сохранен, в связи с чем при предоставлении имущества  в
аренду государственные профессионально-технические училища обязаны
будут распределять сумму арендной платы так же,  как  и  остальные
бюджетные учреждения, содержащиеся за счет средств госбюджета,
т. е. 50% суммы арендной платы направляются в госбюджет, остальные
50% принадлежат к собственным поступлениям указанных учреждений  и
будут  использованы  в  соответствии  с  направлениями   расходов,
утвержденными сметой.
    Как известно,  многие бюджетные организации предоставляют свое
имущество в аренду.  В связи с  этим  обращаем  ваше  внимание  на
вопрос,  связанный  с  платежами  за   предоставление    имущества
бюджетных организаций в аренду. Так, статьей 20 Закона Украины "Об
аренде государственного и коммунального имущества" от  10.04.92 г.
№  2269-ХII ( 2269-12 ) арендная  плата по соглашению сторон может
устанавливаться не только в денежной форме, но и в натуральной или
денежно-натуральной  форме.  Однако  неденежная  форма    расчетов
неприменима в тех случаях, когда арендодателем выступает бюджетное
учреждение.  Объясняется  это  тем,  что  в  качестве  собственных
поступлений  учреждений-арендодателей  суммы  арендной  платы    в
соответствии с п. 17 ст. 14 и п. 4 ст. 70 Закона о  госбюджете  на
2004 год включены в состав специального  фонда  того  бюджета,  из
которого такое учреждение финансируется,  т.  е.  по  сути  -  это
поступления в бюджет.  Поэтому в отношении этих сумм, как и других
бюджетных средств, действует норма ст. 71 Закона о  госбюджете  на
2004 год, запрещающая расчеты с бюджетом в неденежной форме, в том
числе путем взаимозачета, применения векселей, бартерных  операций
(как и в 2003 году).
    4. Все остальные собственные поступления бюджетных учреждений,
состав  которых,  как  уже  было   отмечено    ранее,    утвержден
постановлением  №  659,  в  2004  году    принадлежат    бюджетным
учреждениям, содержащимся за счет  средств  госбюджета,  в  полном
объеме.  Зачисляются такие средства на специальные регистрационные
счета,  открытые  в  органах  Госказначейства,   и    используются
бюджетными  учреждениями  в  соответствии  с   направлениями    их
использования, утвержденными сметой доходов и расходов  в  составе
специального фонда сметы.
    Расходуются собственные  поступления  бюджетных  учреждений  в
такой последовательности:
    1) согласно направлениям  использования  средств  специального
фонда.  В 2004 году согласно п. 18 ст. 51 Закона о  госбюджете  на
2004  год  средства,  относящиеся  к   собственным    поступлениям
бюджетных учреждений, прежде всего  направляются  на  мероприятия,
связанные  с  организацией  предоставления   услуг,    реализацией
продукции и выполнением работ бюджетными учреждениями;
    2) на  погашение  задолженности  учреждения    по    бюджетным
обязательствам по специальному и общему фондам бюджета;
    3) на проведение мероприятий, связанных с выполнением основных
функций  учреждения,  которые  не   обеспечены    (или    частично
обеспечены) расходами общего фонда.
    5. Собственные поступления бюджетных учреждений,  содержащихся
за  счет  средств  местных  бюджетов,   зачисляются    в    доходы
специального фонда соответствующего бюджета в полном объеме.

    Перераспределение расходов

    Как и в 2003 году, на протяжении  следующего  бюджетного  года
перераспределение  расходов  в  пределах  общего  объема  главного
распорядителя средств, которое приводит к  изменению  утвержденных
бюджетных  назначений  по  общему  и  специальному  фондам,  будет
осуществляться только по согласованию с Комитетом  Верховной  Рады
Украины по вопросам бюджета.
    Если в течение года возникнет необходимость внесения изменений
в смету бюджетного учреждения, то руководителю  такого  учреждения
следует обратить особое внимание на то,  что  согласно  статье  27
Закона о госбюджете на 2004 год запрещается  увеличение  бюджетных
назначений по общему и специальному фондам на:
    1)  оплату  труда  работников  бюджетных  учреждений  за  счет
уменьшения других расходов, т.  е.  по  коду  1110  "Оплата  труда
работников бюджетных  учреждений",  в  том  числе  по  кодам  1111
"Заработная плата", 1112 "Денежное содержание военнослужащих".
    Поэтому при  расчете  фонда  оплаты  труда  на  следующий  год
необходимо учесть все обязательные выплаты  работникам  на  год  с
учетом того, что Законом Украины "О  внесении  изменений  в  Закон
Украины  "О  Государственном  бюджете  Украины  на    2003    год"
от 25.11.2003 г. № 1328-IV ( 1328-15 ) Кабинету Министров  Украины
поручено предусмотреть обеспечение установления с  1  ноября  2004
года минимальной заработной платы в  размере  237  грн.  в  месяц.
Кроме того, с 1 марта 2004 г., судя по всему,  будут  пересмотрены
должностные  оклады  работников  бюджетных  учреждений  с    целью
возобновления междолжностных (межквалификационных)  соотношений  в
оплате  труда  работников  бюджетной  сферы  исходя  из    размера
минимальной заработной платы 205 гривень, установленной с  декабря
2003 года.
    Говоря об оплате труда работников бюджетных учреждений, нельзя
не отметить положения ст. 78 Закона о госбюджете на  2004  год,  а
именно:  руководители  бюджетных  учреждений   должны    содержать
численность  работников,   военнослужащих,    лиц    рядового    и
начальствующего  состава  органов  внутренних  дел,   органов    и
учреждений исполнения наказаний, налоговой милиции и  осуществлять
фактические расходы на заработную  плату  (денежное  обеспечение),
включая  расходы  на  премии  и   другие    виды    поощрений    и
вознаграждений,  материальную  помощь,  только  в  пределах  фонда
заработной платы (денежного обеспечения), утвержденного в сметах;
    2) капитальные расходы за счет уменьшения бюджетных назначений
на текущие расходы, т. е. по кодам 2110 "Приобретение оборудования
и  предметов  долговременного  использования",  2120  "Капитальное
строительство  (приобретение)",    2130    "Капитальный    ремонт,
реконструкция  и  реставрация",  2200  "Создание   государственных
запасов и резервов", 2300  "Приобретение  земли  и  нематериальных
активов", 2400 "Капитальные трансферты";
    3) расходы    по    бюджетным    программам,    связанным    с
функционированием  органов  государственной   власти    за    счет
уменьшения других расходов (в 2003 году подобной нормы не было).
    Кроме того,  защищенными,  а  следовательно,  такими,  которые
запрещено  изменять  в  сторону  уменьшения,  статьями    расходов
согласно  экономической  структуре  расходов,  в  соответствии  со
статьей 46 Закона о госбюджете на 2004 год, как  и  в  2003  году,
являются:
    1) оплата труда работников бюджетных учреждений (код 1110);
    2) начисления на заработную плату (код 1120);
    3) приобретение медикаментов и  перевязочных  материалов  (код
1132);
    4) обеспечение продуктами питания (код 1133);
    5) выплата процентов по государственному долгу (код 1200);
    6) трансферты населению (код 1340);
    7) трансферты местным бюджетам (код 1320);
    8) строительство (приобретение) жилья для военнослужащих;
    9) обеспечение инвалидов  протезно-ортопедическими  изделиями,
средствами передвижения и реабилитации.
    В 2004 году перечень  защищенных  статей  расходов  госбюджета
дополнен расходами на:
    - реформирование и развитие Вооруженных Сил Украины;
    - разведывательную деятельность в сфере военной обороны.
    Обращаем ваше внимание на то, что так же, как и  в  2003  году
(ст. 64 Закона о госбюджете на 2003 год),  в  2004  году  (ст.  84
Закона о госбюджете на 2004 год) в случае, если объемы собственных
поступлений бюджетных учреждений превысят расходы, утвержденные  в
смете  (например,  в  течение  года  появятся  новые   арендаторы,
поступят средства  от  незапланированной  реализации  материальных
ценностей и т. п.),  то  распорядитель  бюджетных  средств  должен
будет внести изменения в смету, учитывая, что прежде  всего  такие
средства должны быть  направлены  на  погашение  задолженности  по
заработной  плате  с  начислениями,  коммунальным    платежам    и
электроэнергии.  Если же такой задолженности нет,  то  поступившие
сверх  утвержденной  сметы  средства,  относящиеся  к  собственным
поступлениям  бюджетных  организаций,  направляются  на    расходы
следующим образом:
    - 50% на мероприятия, осуществляемые за  счет  соответствующих
поступлений;
    - 50% на  мероприятия,  необходимые  для  выполнения  основных
функций учреждения, но не  обеспеченные  средствами  общего  фонда
бюджета.
    При этом распорядитель бюджетных средств  корректирует  объемы
взятых бюджетных  обязательств  по  общему  фонду  для  проведения
расходов по этим обязательствам из специального фонда бюджета.

    Обязательства бюджетных учреждений

    Как известно, бюджетные учреждения имеют право брать бюджетные
обязательства,  учитывая  необходимость  погашения    обязательств
прошлых  лет,  взятых  на  учет    в    органах    Госказначейства
исключительно  в  пределах  выделенных  им  ассигнований,   размер
которых утверждается сметой.  Эта норма не нова  и  дублируется  в
законах о госбюджете на соответствующий год не один год подряд.
    Другими словами, бюджетное учреждение не имеет права заключать
договора на приобретение товаров, работ, услуг, в  соответствии  с
которыми необходимо будет осуществить платежи  на  сумму  большую,
чем утверждена в смете на эти цели, или если такие расходы  вообще
не запланированы на текущий бюджетный год.
    Такое  требование  к  обязательствам   бюджетных    учреждений
соответствует  требованиям  статьи 51  Бюджетного  кодекса Украины
( 2542-14 ),  в соответствии  с  которой  распорядители  бюджетных
средств имеют право брать бюджетные обязательства  и  осуществлять
расходы только в пределах  бюджетных  ассигнований,  установленных
сметой.  Более того, любые обязательства, взятые  физическими  или
юридическими  лицами,  с  расчетом  на  возможность  использования
средств государственного  бюджета  без  соответствующих  бюджетных
ассигнований  либо  с  превышением    полномочий,    установленных
Бюджетным кодексом, законом о  Госбюджете  Украины,  не  считаются
бюджетными    обязательствами.       Следовательно,        расходы
государственного  бюджета  на    покрытие    таких    обязательств
осуществляться  не  могут.  Взятие  таких  обязательств   является
бюджетным правонарушением.
    В соответствии  со  статьей  119  Бюджетного  кодекса  Украины
( 2542-14 )  нецелевое  использование  бюджетных  средств,  т.  е.
использование  их  на  цели,    не    соответствующие    бюджетным
назначениям,  установленным  законом  о  Государственном   бюджете
Украины или  решением  о  местном  бюджете,  выделенным  бюджетным
ассигнованиям или смете, влечет за собой  уменьшение  ассигнований
распорядителям бюджетных средств на сумму средств,  использованных
не по целевому назначению, и привлечение ответственных должностных
лиц к дисциплинарной  или  уголовной  ответственности  в  порядке,
определенном  законами  Украины.  Эта  норма  Бюджетного   кодекса
продублирована в статье 92 Закона о  госбюджете  на  2004  год.  В
статье "О нецелевом использовании бюджетных средств и не только  о
нем..." (см.  "Налоги  и  бухгалтерский  учет",  2003,  №  35)  мы
подробно рассмотрели вопросы, связанные с нецелевым использованием
бюджетных средств: что считать нецелевым использованием  бюджетных
средств, ответственность за такое использование и др.
    Надеемся,  что  эта  консультация  поможет   вам,    уважаемые
руководители и  бухгалтеры  бюджетных  организаций,  при  изучении
Закона  о  госбюджете  на  2004  год  выделить  основные  моменты,
непосредственно  касающиеся  вашего  учреждения  и  соблюдать  его
требования на протяжении будущего бюджетного года.

------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 102(660), стр. 23
[22.12.2003]
Светлана Замазий
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------