Что принес нам новый год

------------------------------------------------------------------

    Мы уже привыкли к  тому,  что  каждый  новый  год  преподносит
бухгалтеру сюрпризы.  Но 2004 год уверенно  бьет  все  рекорды  по
количеству законодательных нововведений. В этой обзорной статье мы
постарались обобщить основные из  них,  в  той  или  иной  степени
касающиеся работы  бухгалтера.  Представленная  здесь  информация,
скорее всего, не станет для вас открытием, ведь обо всех  грядущих
нововведениях мы подробно писали в течение  всего  прошлого  года.
Вместе с тем мы надеемся,  что  в  начале  наступившего  года  она
поможет вам сориентироваться в "законодательных лабиринтах-2004".

    Налог с доходов физлиц - на смену подоходному

    Уж столько написано о новом Законе Украины  от  22.05.2003  г.
№ 889-IV ( 889-15 ) "О налоге с доходов физических лиц"  (далее  -  
Закон  о  налоге  с  доходов). Всего сейчас и не пересказать. Всем  
известно,  что  он  вступил в силу с 1 января 2004 года, поэтому в  
течение  IV  квартала в своих  статьях мы  постарались  как  можно  
более  полно раскрыть  для  вас  основные  аспекты налогообложения    
доходов физических лиц. А сейчас мы просто напомним основное.
    Если  речь  заходит  о  налогообложении  доходов  физлиц,  для
бухгалтера основное - это, конечно же, удержать налог из  зарплаты
работников.  Подробно об этом мы писали в статье "Как изменится со
следующего  года  порядок  расчета  начислений  и  удержаний    из
заработной  платы"  (см.  "Бухгалтерская  неделя",  2003,  №  40).
Вкратце порядок удержания налога из зарплаты в 2004 году  выглядит
следующим образом.
    Вначале из суммы  начисленной  заработной  платы  удерживаются
взносы на общеобязательное государственное социальное страхование:
пенсионное, по временной нетрудоспособности и от безработицы.
    Если работник имеет право на налоговую социальную  льготу,  то
из  начисленной   зарплаты    дополнительно    вычитается    сумма
соответствующей льготы, на  которую  претендует  данный  работник.
Подробно о  правилах  применения  налоговых  социальных  льгот  мы
писали в статье "Налоговая социальная льгота: как это будет?" (см.
"Бухгалтерская неделя", 2003, № 45).
    И, наконец, к оставшейся после всех вышеперечисленных  вычетов
сумме зарплаты применяется ставка 13%, которая и  дает  нам  сумму
налога, подлежащую удержанию из зарплаты работника.  Заметим,  что
копейки перед расчетом налога с доходов не отбрасываются.
    В начале нового года нельзя не вспомнить и о предпринимателях.
    Те из них, кто работает на общей  системе  налогообложения,  в
2004 году  продолжают  руководствоваться  разделом IV  Декрета КМУ  
"О  подоходном налоге с граждан" ( 13-92 ),  а  также  обновленной  
Инструкцией  о  налогообложении  доходов физических лиц от занятия
предпринимательской деятельностью {1}.  То есть облагается налогом
у них по-прежнему чистый доход, но по новой ставке - 13%.
    Предприятиям при выплате доходов частным  предпринимателям  на
общей системе налогообложения придется удерживать налог с  доходов
по ставке 13%, причем  со  всей  суммы  выплаты.  Сумма  переплаты
налога должна быть возвращена предпринимателю налоговыми  органами
и госказначейством.
    Что  же  касается  частных  предпринимателей-"единоналожников"
(ЧПЕНов), то из ГНАУ для них поступили две хорошие новости:
    - при выплате предприятиями доходов в пользу ЧПЕНов  "13%"  не
удерживаются;
    - пункт 1.8 Закона о налоге с доходов, в котором идет  речь  о
приравнивании частных  предпринимателей  к  наемным  работникам  с
соответствующим  налогообложением  выплачиваемых    доходов    как
зарплаты, на ЧПЕНов не распространяется.
    Именно такие, безусловно положительные, разъяснения были  даны
авторитетными должностными  лицами  ГНАУ  на  страницах  "Вестника
налоговой службы Украины".  Подробнее об этом мы  писали  в статье
"Хорошая  новость  от  ГНАУ   для    предпринимателей-"упрощенцев"
(см.  "Бухгалтерская  неделя",  2003,  № 50).   Надеемся,  радость
"единоналожников" не окажется преждевременной, тем  более  что  от
пенсионных взносов это их не избавляет. Об этом читайте ниже.

    Пенсионные взносы придется платить практически всем

    Еще один закон, который в последнее время у всех "на слуху", -
Закон  Украины   от   09.07.2003  г.  №  1058-IV  ( 1058-15 )  "Об  
общеобязательном государственном пенсионном страховании".  Еще бы,  
ведь  согласно  этому  Закону  с  1  января  2004  года  начислять 
пенсионные  взносы  на фонд оплаты труда обязаны все работодатели,    
включая  и  "единоналожников"-юридических  и  физических  лиц (см.  
статьи  14, 15  и  19 указанного Закона).  Причем, невзирая на то, 
что  от  этой  категории  плательщиков и сейчас идут поступления в 
Пенсионный  фонд  в  составе  единого  налога.   Ожидается   также    
утверждение  фиксированной   ставки   пенсионных  взносов, которые
"единоналожники"-физлица будут платить "за себя".
    Единственное исключение законодатели сделали для  плательщиков
фиксированного сельскохозяйственного налога.  В статье 102  Закона
Украины от 27.11.2003 г.  № 1344-IV ( 1344-15 ) "О Государственном  
бюджете Украины на 2004 год" (далее  -  Закон  о  госбюджете-2004)  
указано,    что     в    2004   году  уплата   пенсионных  взносов  
сельскохозяйственными     предприятиями    -   плательщиками   ФСН  
осуществляется в размерах и порядке, установленных Законом Украины    
"О  фиксированном  сельскохозяйственном  налоге"  ( 320-14 )  (его 
действие продлено до 2009 года).  Это  означает, что в наступившем  
году  сельхозпредприятия   -  плательщики ФСН,  как и ранее, будут 
уплачивать пенсионные взносы только в составе самого ФСН.
    Еще один  важный  "пенсионный"  нюанс:  в  базу  начисления  и
удержания пенсионных взносов включены теперь суммы  оплаты  первых
пяти дней  временной  нетрудоспособности,  выплачиваемых  за  счет
работодателя, а также пособия по временной нетрудоспособности.
    Наконец, Законом о госбюджете-2004 увеличен размер пенсионного
сбора с операций купли-продажи безналичной валюты - с 1% до  1,5%.
С операций по купле-продаже наличной валюты этот сбор  по-прежнему
не взимается.

    Налог на прибыль - снова "госбюджетные" сюрпризы

    Как мы помним, с 1 января 2004 года  должны  были  вступить  в
силу повышенные нормы амортизации  относительно  основных  средств
групп  1,  2  и  3  (2%,  10%  и  6%  в  квартал  соответственно),
предусмотренные  Законом  Украины  от  24.12.2002  г.    №  349-IV 
( 349-15 )    "О   внесении    изменений   в   Закон   Украины  "О 
налогообложении  прибыли  предприятий" (далее  -  Закон № 349, см.  
"Бухгалтерская  неделя", 2003, № 4).  К сожалению,  этому  суждено  
сбыться  лишь  частично:  Закон о госбюджете-2004 приостанавливает 
действие повышенных норм амортизации для "старых" основных фондов,  
приобретенных до 2004 года (см. с. 29).
    Следующий "госбюджетный" сюрприз - по результатам  11  месяцев
2004 года нужно будет уплатить налог на прибыль.  О  представлении
декларации, как и прежде,  ничего  не  говорится,  но  ее,  скорее
всего, нужно будет подать.
    Неприятная  новость  для  стойких  "убыточников"    -    суммы
отрицательного  значения  объекта    налогообложения    (налоговые
убытки), возникшие до  2002  года  и  до  сих  пор  не  погашенные
прибылью, в 2004 году уже  не  учитываются  в  уменьшение  объекта
налогообложения.  Это означает, что такие  убытки  уже  не  должны
попасть в строку 09 декларации по налогу на прибыль за  I  квартал
2004 года.
    Законом    о    госбюджете-2004      приостановлено        или
подкорректировано действие еще целого ряда норм Закона Украины  "О
налогообложении  прибыли  предприятий" ( 334/94-ВР ) (основные  из  
них см. в табл. 1).

                                                         Таблица 1
|-----------------|----------------------------------------------|
|   Какие нормы   |       К чему это приведет в 2004 году        |
| приостановлены  |                                              |
|-----------------|----------------------------------------------|
|        1        |                       2                      |
|-----------------|----------------------------------------------|
| п.п. 5.4.9,     | Как и в 2003 году, расходы, связанные с      |
| 5.4.10          | обеспечением основной деятельности объектов  |
|                 | социальной инфраструктуры и пунктов          |
|                 | медицинского осмотра, включаются в состав    |
|                 | валовых расходов в размере 50% от суммы      |
|                 | понесенных расходов                          |
|-----------------|----------------------------------------------|
| п.п. 5.2.2      | Не включаются в состав валовых расходов суммы|
|                 | средств или стоимость товаров (работ,        |
|                 | услуг), добровольно перечисленных            |
|                 | (переданных) в Государственный бюджет        |
|                 | Украины или бюджеты местного уровня,         |
|                 | неприбыльным организациям                    |
|-----------------|----------------------------------------------|
| п.п. 5.2.14     | Не включаются в состав валовых расходов      |
|                 | суммы затрат, связанные с приобретением,     |
|                 | достройкой объекта незавершенного            |
|                 | строительства и введением его в эксплуатацию,|
|                 | возникающих у плательщика налога - покупателя|
|                 | объекта незавершенного строительства на      |
|                 | протяжении срока строительства,              |
|                 | определенного условиями приватизации.        |
|                 | В 2004 году такие расходы подлежат           |
|                 | амортизации                                  |
|-----------------|----------------------------------------------|
| п.п. 7.13.5     | Заготовительные предприятия на 2004 год      |
|                 | лишаются льготы по налогу на прибыль. Такие  |
|                 | предприятия лишаются также льготы по НДС     |
|-----------------|----------------------------------------------|
| п.п. 7.13.7     | Не заработала с 1 января 2004 года льгота    |
|                 | по налогу на прибыль для издательской        |
|                 | деятельности                                 |
|-----------------|----------------------------------------------|
| абз. 3          | К основной деятельности неприбыльных         |
| п.п. 7.11.3     | организаций в 2004 году не относится продажа |
|                 | ими товаров (услуг), пропагандирующих        |
|                 | принципы и идеи, для защиты которых была     |
|                 | создана такая неприбыльная организация и     |
|                 | которые тесно связаны с ее основной          |
|                 | деятельностью                                |
|-----------------|----------------------------------------------|

    На фоне всего вышесказанного относительно  налога  на  прибыль
единственной хорошей  новостью  остается  предусмотренное  Законом
№ 349 снижение ставки налога на прибыль до 25%.

    НДС - изменений хоть отбавляй

    Большинство нововведений, касающихся НДС, связаны с Законом  о
госбюджете-2004,  который  приостанавливает   либо    корректирует
действие  многих  норм  Закона  Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР 
( 168/97-ВР ) "О налоге  на  добавленную стоимость" (далее - Закон 
об НДС).  Мы уже подробно писали о таких изменениях в тематической 
статье  "Закон  о  госбюджете-2004"  (см.  "Бухгалтерская неделя", 
2003, № 50), поэтому сейчас напомним основное.
    Во-первых, бюджетную задолженность по возмещению НДС,  которая
возникла по состоянию на 1 ноября 2003 года и не возвращена  на  1
января 2004  года,  законодатели  планируют  погасить  облигациями
внутреннего государственного займа (ОВГЗ) со  сроком  обращения  5
лет. Такие ОВГЗ должны погашаться ежегодно равными частями, причем
одновременно государство берет на себя  обязательство  выплачивать
проценты из расчета 120% учетной  ставки  НБУ  (если  исходить  из
нынешней  учетной  ставки,  это  будет  8,4%  годовых).  Будет  ли
государство добросовестно выполнять взятые на  себя  обязательства
хотя бы по погашению ОВГЗ? Поживем - увидим!
    Во-вторых, в 2004 году освобождаются от НДС операции по вывозу
(пересылке) за пределы таможенной территории Украины товаров  1  -
24 групп УКТ ВЭД.  Это означает, что при  экспорте  таких  товаров
нулевая  ставка  не  применяется.  Налоговый  кредит,   уплаченный
(начисленный)  при  их  приобретении  (изготовлении),  в    состав
налогового кредита не попадает, а относится  на  валовые  расходы.
Таким образом, у экспортеров указанных товаров не возникает  право
на экспортное возмещение.
    В-третьих,  для  тех,  кто  все-таки  будет  иметь  право   на
экспортное  возмещение,    вводится    ограничение.    Экспортному
возмещению будет подлежать доля налогового кредита, которая  равна
доле объемов фактически полученной  валютной  выручки  от  продажи
товаров (работ,  услуг)  на  экспорт  в  общем  объеме  экспортных
операций.  Так государство планирует бороться за возврат  валютной
выручки в Украину.  Таким образом, в расчет экспортного возмещения
будут приниматься только суммы фактически  оплаченного  налогового
кредита и фактически оплаченного экспорта.
    В-четвертых, продлено на 2004 год действие льготы по  НДС  для
операций  по  предоставлению  услуг,  связанных  с    перемещением
пассажиров и грузов транзитом через  территорию  и  порты  Украины
(п. 11.15 Закона об НДС).
    В-пятых, продлены  на  2004  год  невыгодные  для  экспортеров
особые правила налогообложения "бартера на экспорт". Напомним, они
заключаются  в  том,  что  сумма  "входного"    НДС,    уплаченная
(начисленная)  при  приобретении  (изготовлении)    экспортируемых
товаров (работ, услуг),  не  относится  на  увеличение  налогового
кредита, а включается в состав валовых расходов налогоплательщика.
    В-шестых,  продлевается  действие  ограничений    на    выдачу
налоговых векселей.  Их по-прежнему можно выдавать при импорте  по
прямым договорам для  собственных  производственных  нужд.  Нельзя
выдавать налоговые векселя при импорте любых  подакцизных  товаров
(включая и табачное сырье), вместе  с  тем  отменяется  запрет  на
выдачу  налоговых  векселей   при    импорте    некоторых    видов
кабельно-проводниковой  продукции.  Это   предусмотрено    Законом
Украины  от  02.10 2003  г.  №  1218-IV  ( 1218-15 )  "О  внесении 
изменений в  статью 11 Закона Украины  "О  налоге  на  добавленную    
стоимость" (см. "Бухгалтерская неделя", 2003, № 44).
    Наконец, самое неприятное: на 2004 год приостановлено действие
целого ряда льгот по НДС, предусмотренных Законом об НДС (основные
из них см. в табл. 2)

                                                         Таблица 2
|-----------------|----------------------------------------------|
|      Нормы      |     Предприятия/операции, которых лишили     |
| Закона об НДС   |               льгот на 2004 год              |
|-----------------|----------------------------------------------|
| п.п. 5.1.2      | Издательская деятельность (кроме ученических |
|                 | тетрадей, учебников и учебных пособий        |
|                 | отечественного производства). Возможно, что  |
|                 | депутаты успеют до нового года рассмотреть   |
|                 | законопроект, которым предусматривается      |
|                 | оставить льготы хотя бы для украиноязычных   |
|                 | изданий                                      |
|-----------------|----------------------------------------------|
| п.п. 5.1.7,     | Продажа лекарственных средств, изделий       |
| 5.1.8           | медицинского назначения и медицинских услуг  |
|                 | (кроме тех, которые войдут в специальные     |
|                 | кабминовские перечни) {2}                    |
|-----------------|----------------------------------------------|
| п.п. 5.1.9      | Продажа путевок на санаторно-курортное       |
|                 | лечение и отдых детей (опять же, кроме тех,  |
|                 | которые войдут в перечень Кабмина)           |
|-----------------|----------------------------------------------|
| п.п. 5.1.17     | Передача земельных участков под объектами    |
|                 | недвижимости и незастроенной земли в случаях,|
|                 | когда это разрешено Земельным кодексом       |
|                 | Украины {3}                                  |
|-----------------|----------------------------------------------|
| п.п. 5.1.19     | Приватизация государственного и              |
|                 | коммунального имущества (кроме жилого фонда) |
|-----------------|----------------------------------------------|
| п.п. 5.1.20     | Продажа или передача вновь построенного      |
|                 | жилья физическим лицам                       |
|-----------------|----------------------------------------------|
| п. 11.35        | Операции по продаже заготовительными         |
|                 | предприятиями некоторых видов отходов как    |
|                 | вторичного сырья                             |
|-----------------|----------------------------------------------|

    Акцизный сбор

    Существенные изменения произошли в порядке налогообложения под
акцизных товаров, в особенности табачных изделий.
    С  1  января  2004  года  все  розничные  торговцы   табачными
изделиями  в  месте  торговли  должны  иметь  копии  деклараций  о
максимальных  розничных    ценах,    заверенные    производителями
(импортерами) таких изделий.  В противном случае торговцам  грозят
очень серьезные штрафы:
    -  200%  стоимости  полученной  партии  товара,  но  не  менее
1700 грн.  -  при  отсутствии  на  месте    торговли    заверенной
производителем или  импортером  копии  декларации  о  максимальных
розничных ценах на реализуемые табачные изделия;
    - 10% стоимости табачных изделий, которые имеются  в  наличии,
но не менее 1000 грн. - за торговлю по  ценам  выше  максимальных,
установленных декларациями.
    Предоставлять  торговцам  копии  деклараций  о    максимальных
розничных ценах должны сами производители и импортеры,  которые  в
дополнение к специфическому акцизу (в твердых ставках) на табачные
изделия должны теперь платить еще и акциз адвалорный (в  процентах
к обороту).  Последний платится как раз  исходя  из  заявленных  в
декларации максимальных розничных ценах.
    Описанные новшества вводятся Законом Украины от 22.05.2003  г.
№ 849-IV ( 849-15 )  "О  внесении  изменений  в  Закон  Украины "О  
государственном  бюджете Украины на 2003 год" и  некоторые  другие  
законодательные акты" (см.  "Бухгалтерская  неделя", 2003,  № 23).  
Подробно  мы  рассматривали их в статье "Что изменилось в Законе о
госбюджете-2003  и  других  законодательных  актах,  затрагивающих
интересы  налогоплательщиков",  опубликованной  в  том  же  номере
газеты.
    Не забываем также, что с 1 января 2004 года до 17,4 грн. за  1
литр увеличилась ставка акцизного  сбора на  спирт  этиловый,  как
это  предусмотрено  Законом  Украины  от  24.10.2002 г.  №  195-IV 
( 195-15 ) "О  внесении  изменений  в  некоторые законы Украины  о  
налогообложении,  производстве  и  обращении  подакцизных товаров" 
{4}. Этим же Законом увеличиваются ставки акцизного сбора на вина 
и коньяки.
    И это при том, что  на  2004  год  госбюджетом  приостановлено
действие  пониженных  ставок  (2  грн.  за  литр   100-процентного
спирта).  Подробнее о госбюджетных изменениях в правилах  взимания
акцизного сбора вы можете прочитать в тематической статье "Закон о
госбюджете-2004" (см. "Бухгалтерская неделя", 2003, № 50).

    Земельный налог - количество льгот уменьшено

    Основное и самое  неприятное  изменение  по  налогу  на  землю
касается  льгот  отечественным  учреждениям    культуры,    науки,
образования, здравоохранения, социального обеспечения,  физической
культуры  и  спорта.  В  соответствии  с  требованиями  Закона   о
госбюджете-2004, эти льготы, предусмотренные п. 4  ст.  12  Закона
Украины  "О  плате  за  землю" ( 2535-12 ),  остаются лишь для той    
части льготников,  которые содержатся за счет государственного или
местных  бюджетов,  а  также  за  счет  общественных   организаций
инвалидов, их предприятий и организаций. А это означает, что те же
негосударственные аптеки, несмотря на то, что их принято  относить
к  учреждениям  здравоохранения,  вынуждены  уплачивать  земельный
налог, если они являются землевладельцами или землепользователями.
    На следующий  момент  обязательно  следует  обратить  внимание
землепользователям. Законом о госбюджете-2004 предусмотрено, что в
случае  несвоевременного  внесения  земельного  налога  для    них
приостанавливается  действие  части  второй  ст.  149   Земельного
кодекса Украины.  Это означает, что землепользователя -  злостного
неплательщика  земельного  налога  могут  попросту  "согнать"    с
земельного участка без его согласия.  Правда, собственников  земли
это не касается.

    Фиксированный сельскохозяйственный налог - "второе дыхание"

    Действие Закона Украины от 17.12.98 г. № 320-ХIV ( 320-14 ) "О
фиксированном сельскохозяйственном налоге" (далее - Закон  о  ФСН)
продлено до 31 декабря 2009 г.  Законом Украины от  19.06.2003  г.
№ 974-IV ( 974-15 )  "О  внесении  изменений  в  некоторые  законы  
Украины   о   регулировании  деятельности   в   аграрном   секторе 
экономики". При этом в Закон о ФСН внесены некоторые изменения:
    - повышена до 75% доля сельхозпродукции в общем валовом доходе
сельхозпредприятия, дающая право на уплату ФСН;
    - плательщики ФСН обязаны вести  отдельный  налоговый  учет  в
порядке, предусмотренном п. 7.20 Закона  о  налоге  на  прибыль  и
уплачивать  налог  на  прибыль  от  операций,  не   связанных    с
реализацией сельхозпродукции.
    Подробнее об этих и других изменениях мы писали в тематической
статье "Фиксированный сельхозналог" (см.  "Бухгалтерская  неделя",
2003, № 51).

    Старые сборы отменяются, новые вводятся

    С 1 января 2004 года не взимаются два местных сбора:
    - гостиничный сбор;
    - сбор за проезд по территории приграничных областей.
    Соответствующие изменения внесены в Закон Украины  "О  системе
налогообложения" и Декрет КМУ "О местных налогах и сборах".
    Одновременно вступил в силу Закон  Украины  от  10.07.2003  г.
№ 1115-IV ( 1115-15 )  "О  гастрольных  мероприятиях  в  Украине",  
которым введен гастрольный сбор в размере  3%  выручки  от продажи  
билетов на гастрольные мероприятия.

    "Бухучетные" новшества

    С 1 января 2004 года  вступило  в  силу  Положение  (стандарт)
бухгалтерского  учета  №  26  "Выплаты  работникам",  утвержденное
приказом   Минфина  от  28.10.2003  г.  №  601  ( z1025-03 )  (см.  
"Бухгалтерская неделя", 2003, № 47) {5}.
    Сразу же вслед за П(С)БУ 26  Минфин издал приказ от 28.10.2003
г.  №  602 ( z1029-03 ) "О  внесении  изменений  в  типовую  форму  
финансовой  отчетности" (см.  там  же),  которым  утвердил в новой 
редакции  форму  № 5 "Примечания к годовой финансовой отчетности".  
По такой форме предприятиям предстоит отчитаться за 2003 год.
    Анализу  перечисленных   изменений    была    посвящена статья
"Финансовая отчетность и стандарты: что нового?" (см. там же).

    Новые кодексы

    Новый  2004  год  обещает  стать  "жарким"  не   только    для
бухгалтеров, но  и  для  юристов  (не  говоря  уже  о  тех  отнюдь
немалочисленных  бухгалтерах,  которым  "в  нагрузку"  к  основной
работе  приходится  также  выполнять   обязанности    юристов    и
кадровиков).  А все потому, что с 1 января 2004  года  вступили  в
силу сразу три новых кодекса:
    - Гражданский  кодекс   Украины  от  16.01.2003  г.  №  435-IV 
( 435-15 );
    - Хозяйственный  кодекс Украины  от  16.01.2003  г.  №  436-IV 
( 436-15 );
    - Таможенный   кодекс   Украины   от  11.07.2002  г.  №  92-IV 
( 92-15 ).
    Соответственно,  отжили  свой  век  Гражданский  кодекс   УССР
от  18.07.63  г.  и  старый  Таможенный  кодекс  от  12.12.91   г.
№ 1970-ХII ( 1970-12 ), а также законы Украины;
    - от 07.02.91 г.  № 698-ХII ( 698-12 ) "О предпринимательстве"  
(кроме  статьи  4 "Ограничения в осуществлении предпринимательской
деятельности");
    - от  27.03.91  г.  № 887-XII  ( 887-12 )  "О  предприятиях  в 
Украине".

    Прочие изменения

    Коротко перечислим остальные сюрпризы, которые приготовил  нам
наступивший 2004 год:
    - подобно государственным и казенным предприятиям, 15% прибыли
в бюджет должны уплачивать любые  предприятия,  в  уставном  фонде
которых государству принадлежат какие-либо доли (акции, паи);
    - минимальная заработная плата изменится в очередной раз  лишь
с 1 ноября 2004 года и составит давно обещанные 237 грн.  А до тех
пор будет действовать нынешний размер - 205 грн;
    - бюджетные  предприятия  не  обязаны  уплачивать  штраф    за
несоблюдение  норматива  трудоустройства  инвалидов,  не   обязаны
придерживаться норматива расходов на охрану труда "не  менее  0,2%
ФОТ", и, кроме того, их работникам больничные  с  первого  же  дня
выплачиваются  за    счет    Фонда    "нетрудоспособности".    Все
вышеперечисленные новшества установлены Законом о госбюджете-2004.
    Не будем также забывать, что  с  1  февраля  2004  г.  на  все
товары, подлежащие обязательной сертификации,  копии  сертификатов
соответствия и свидетельств о признании соответствия  должны  быть
изготовлены на  защищенных  голографическими  элементами  бланках.
Такой срок установлен постановлением КМУ от 28.11.2003 г.  №  1860
( 1860-2003-п ) (см. "Бухгалтерская неделя", 2003, № 49).
    На этом, пожалуй, можно завершить обзор новогодних изменений в
законодательстве.  Как  видим,  далеко  не  все  из   них    можно
расценивать  положительно.   Впрочем,    перефразируя    известную
поговорку: "Работа - работой, а Новый год - по расписанию".
    Поэтому еще раз поздравляем вас с Новым годом!

{1} Напомним,  именно  так  с  1  января  2004  года    называется
    обновленная  Инструкция  о  подоходном  налоге   с    граждан,
    утвержденная приказом ГГНИУ от 21.04.93  г.  №  12,  с  учетом
    изменений  и  дополнений,  предусмотренных    приказом    ГНАУ
    от 16.07.2003 г. №  352  (см.  "Бухгалтерская  неделя",  2003,
    № 36).
{2} На сегодня постановлением КМУ от  17.12.2003  г.  №  1949  уже
    утвержден Перечень изделий медицинского  назначения,  операции
    по продаже которых освобождаются от  НДС.  Согласно  этому  же
    документу от НДС  освобождаются  все  лекарственные  средства,
    включенные в  Государственный  реестр  лекарственных  средств.
    Указанное  постановление  с  комментарием    опубликовано    в
    сегодняшнем номере газеты (см. "Бухгалтерская  неделя",  2003,
    № 52).
{3} Вот и разрешился спор о том, облагается или не облагается  НДС
    выкуп земельных участков несельскохозяйственного назначения. К
    сожалению, не в пользу плательщиков.
{4} См. текст Закона № 195 с подробным редакционным комментарием в
    "Бухгалтерской неделе", 2002, № 48.
{5} Кроме того, еще в конце прошлого года вступило в  силу  П(С)БУ
    № 27  "Прекращаемая  деятельность",   утвержденное    приказом
    Минфина от 07.11.2003 г. № 617  (см.  "Бухгалтерская  неделя",
    2003, № 49).

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерская неделя"
№ 1(105), стр. 20
[05.01.2004]
Сергей Каменский
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------